Текст лекций «Химия и технология полимеров» Лекция Что такое полимеры (Слайд 1)





НазваниеТекст лекций «Химия и технология полимеров» Лекция Что такое полимеры (Слайд 1)
страница1/7
Дата публикации01.07.2015
Размер0.69 Mb.
ТипЛекция
100-bal.ru > География > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7
Приложение 33

к отчету № 1 по договору № 03/2011 от 24.02.2011 г.

Учебно-методические материалы для слушателей.

Текст лекций «Химия и технология полимеров»

Лекция 1. Что такое полимеры (Слайд 1)

1. Введение

Данный курс предназначен для краткого ознакомления обучающихся с важным направлением современной науки, технологии и техники – областью полимеров (высокомолекулярных соединений). Конечно, этот краткий курс только затрагивает все проблемы этой грандиозной области. Тем не менее, мы надеемся, что он облегчит, в случае необходимости, с дальнейшим овладением требуемыми разделами этого направления.

Следует отметить, что полимеры настолько вошли в наш мир, что мы уже просто не обращаем внимание на то, из чего сделано то или иное изделие. В то же время, объекты, основой которых являются полимеры встречаются практически во всех сферах жизни человека.

Например, это относится к тому, что человек одевает на себя (Слайд 2), к изделиям используемым человеком в жизни (Слайд 3), упаковке пищевых продуктов (Слайд 4), наконец, к различным медицинским изделиям (Слайд 5).

2. Источники полимеров

Откуда же берутся материалы из полимеров, из которых изготавливают все эти ихделия?

Имеются два источника получения полимеров. Это выделение из природных объектов ( в основном, растений и живых организмов) и синтез из различных химических веществ.

В связи с этим принято различать три класса полимеров – это природные полимеры, выделенные из природных объектов, синтетические полимеры, и искусственные полимеры, которые получают химическими реакциями (превращениями) природных полимеров (Слайд 6).

Многие из представителей этих групп полимеров, во всяком случае изделий из них, известных практически всем достаточно хорошо. Это можно сказать, например, о синтетических полимерах - полиэтилене, из которого, в частности, изготавливают пленку, применяемую в быту, для покрытия теплиц, полиамидах (капроне и найлоне), из которых получают волокно для изготовления различных изделий, эпоксидных смолах, в частности, используемых для изготовления распространенного клея, полиэтилентерефталате, из которого изготавливают пластиковые бутылки (Слайд 7).

К известным природным полимерам можно отнести полимеры группы полисахаридов, с которыми мы часто сталкиваемся в жизни, - целлюлозу, крахмал, хитин, являющийся основой панциря ракообразных, белки, без которых невозможна жизнедеятельность живых организмов, нуклеиновые кислоты, являющиеся передатчиками признаков наследственности живых организмов, в том числе, человека, лигнин, составляющий около 20-30% массы древесных растений (Слайд 8).

Известны искусственные полимеры, например, ацетил- и нитроцеллюлоза, являющиеся основой волокон, мембран (первая) и кинопленки пленки и пороха (вторая), хитозан, продукт деацетилирования хитина, рассматриваемый сейчас как ценное сырье для медицинской промышленности, (2-гидроксиэтил)крахмал, используемый как компонент кровезаменителей (Слайд 9).

3. Признаки полимеров

Какие же признаки позволяют отделить полимеры от других химических соединений и выделить их в отдельный класс веществ?

Сами слова «полимеры», «макромолекулярные соединения», «макромолекулы», «полимерная» или «макромолекулярная» химия возникли от греческих понятий «поли» - много и «макро» - большой (Слайд 10).

Поэтому сформировалось представление о полимерах, как о веществах, имеющих большой молекулярный вес и построенных в виде цепи, состоящей из повторяющихся единиц (звеньев). В принципе это представление является верным, но нуждается, как сейчас ясно, в определенных дополнениях.

Во-первых, требование о большом молекулярном весе. Действительно, многие синтетические и природные полимеры имеют молекулярный вес выше миллиона. Но, с другой стороны, рабочий диапазон изделий из многих полимеров значительно различается и иногда находится в пределах всего несколько тысяч (Слайд 11).

С другой стороны, известны индивидуальные соединения, которые принято относить к низкомолекулярным и которые имеют молекулярный вес приближающийся к молекулярному весу полимеров, находящих реальное применение, например, в лекарственных системах, когда требуется полное выведение полимера из организма после того, как он выполнил свою функцию.

Примером такого индивидуального низкомолекулярного соединения является токсин палетоксин, добываемый из корраловых полипов (Слайд 12).

Суммируя сказанное, можно сказать, что полимеры имеют различный, чрезвычайно широкий диапазон молекулярных масс, в некоторых случаях близкий к отдельным сложным низкомолекулярным соединениям (Слайд 13).

Следующий аспект – цепное строение. На первых этапах знакомства с полимерами было сформировано представление о них как о соединениях с длинноцепными молекулами (макромолекулами), иногда имеющими пространственное строение с хаотично расположенными сшивками.

Однако с развитием химии и физики высокомолекулярных соединений было найдено, что полимеры могут иметь множество структур макромолекул – от простых линейных до чрезвычайно сложных. Некоторые из этих структур показаны на данном слайде (Слайд 14). Как видно, тут и наиболее распространенные линейные, разветвленные и пространственные структуры, так и более редкие и специально синтезируемые – полиротаксаны, дендримеры и другие. Однако важно, что во всех этих структурах можно выделить цепные фрагменты, составляющие основу макромолекулы.

Говоря о строении цепи полимера как сочетания повторяющихся звеньев, следует отметить, что действительно, в большинстве полимеров, во всяком случае, синтетических полученных из одного исходного низкомолекулярного соединения (мономера) наблюдается повторение в цепи фрагментов (звеньев), производных этого мономера, так как показано на слайде. В то же время известнейшие полимеры белки представляют собой цепи, построенные из звеньев, производных более чем 20 аминокислот, отличающееся боковыми группами. (Слайд 15). То же можно сказать о строении цепи нуклеиновых кислот, которые мы будем рассматривать на следующей лекции. Таким образом, требование о непременно повторяющемся строении звеньев цепи полимера, является достаточно условным.

Наконец, нужно иметь ввиду, что методы химии высокомолекулярных соединений используются относятся и к получению некоторых низкомолекулярных веществ. Так, например, методом теломеризации – полимеризации низкомолекулярного мономера в присутствии обрывателя цепи – получается ω-хлорэнантовая кислота, используемая в синтезе полимеров и имеющая молекулярный вес меньше, чем известное природное индивидуальное соединение стеариновая кислота (Слайд 16 и 17).

Таким образом, можно суммировать, что отнесение вещества к области полимеров может быть сделано при соблюдении ряда условий (Слайд 18):

- Наличия высокой молекулярной массы обычно в диапазоне от сотен до миллионов Д.

- Наличие макромолекулярной цепи или прослеживание ее в более сложной структуре молекулы полимера.

- Наличие в цепи повторяющихся звеньев или фрагментов цепи (не всегда абсолютно одинаковых, но обычно близких по природе)

Помимо этого к сфере химии высокомолекулярных соединений могут быть отнесены процессы не обязательно приводящие к получению высокомолекулярных соединений, но протекающих по законам полимерной химии.

3. Формулы полимеров

Как же принято изображать полимеры? На слайде 19 (Слайд 19)показаны различные варианты такого изображения.

Конечно, полную полимерную цепь изображают только в ограниченном числе случаев, например, при отображении макромолекул некоторых белков и нуклеиновых кислот, когда каждое звено кардинально влияет, например, на пространственную структуру макромолекулы, влияющую на ее биологическую активность.

Обычно же строение полимера отображают через его звено или как набор основных звеньев. В этих случаях формулу звена ограничивают с двух сторон дефисами, отображающими химические связи, квадратными скобками с дефисами, троеточиями с дефисами.

Существенно, что при описании реакций полимеров, в которых участвуют группы звена все расчеты проводятся с учетом именно звена полимера, а его концентрацию в системе выражают в т.н. осново-молях на объем (например, на л).

4. Классификация полимеров

Классификация полимеров реализуется в соответствии с химическим строением основной цепи, ее групп, определяющих свойства полимера, обрамляющих фрагментов, и структурой полимера, определяемой пространственным расположением цепи и ее боковых групп.

Так, в соответствии с типом атомов, из которых состоит макромолекула, полимеры подразделяют на органические, в цепи которых содержатся С, Н, N, неорганические, не содержащие углеводородных фрагментов и групп, и элементоорганические, содержащие структуры обоего типа (Слайд 19).

На слайдах (Слайд 20-23) показаны примеры таких различных типов.

В соответствии с типом входящих в основную цепь атомов различают гомоцепные (для большинства полимеров – карбоцепные) и гетероцепные полимеры. В последнем случае в основную цепь могут входить атомы различного типа (Слайд 24).

Примеры гомо и гетероцепных полимеров приведены на слайдах (Слайд 25, 26).

В случае гетероцепных полимеров их отнесение к той или иной группе определяется строением химической группировки цепи, находящейся между углеводородными фрагментами, в некоторых случаях по типу концевых групп.

Например, на слайде (Слайд 28) приведены примеры сложных полиэфиров, поликарбонатов, полиимидов, эпоксидных полимеров.

При этом такие группы являются производными соответствующих низкомолекулярных соединений, как показано на этом слайде для полиуретанов (Слайд 28).

Кроме того, на свойства полимеров влияет расположение заместителей в основном звене. Такие структуры принято называть «голова-голова» и «голова-хвост» (Слайд 29).

Химическое строение полимеров отражается в их химической номенклатуре. Как известно, существует целый ряд систем номенклатуры химических соединений. Официально признанной является номенклатура IUPAC. Немного отличается от нее номенклатура, принятая в основном реферативном журнале «Chemical Abstracts». Следует отметить, что для полимеров эти названия во многих случаях чрезвычайно сложны, и в стандартном химическом описании (например, в статье, патенте) часто используются исторически сложившиеся названия, обычно производные от исходного мономера с приставкой «поли-».

Примеры таких названий показаны на слайдах (Слайд 30, 31, 32).

4. Разнозвенные полимеры

Очень часто макромолекулярная цепь синтетического полимера содержит звенья нескольких типов. Это может определяться как протеканием при синтезе полимеров ряда побочных реакций, так и введением при получении полимера различных исходных веществ. В последенем случае такие высокомолекулярные соединения принято называть сополимерами(Слайд 33).

Следует отметить, что многочисленные исследования сополимеров позволили выявить методы расчета состава сополимеров в зависимости от свойств мономеров. Для простейшего случая были найдены характеристики процесса получения сополимеров – значения которых позволяют судить о структуре сополимеров (Слайд 34).

Более того были рассчитаны эмпирические значения двух характеристик мономеров – т.н. константы Алфрея-Прайса, позволяющие заранее рассчитать состав сополимеров, пользуясь этими табличными данными, что часто используется в реальной практике (Слайд 35).

Возвращаясь к строению сополимеров, следует отметить, что они не только имеют различное расположение звеньев в основной цепи, но и различное расположение блоков. Соответственно, различают сополимеры со статистическим (случайным) расположением звеньев – random copolymers (Слайд 36); сополимеры с чередующимся расположением звеньев – alternating copolymers (Слайд 37); сополимеры с блочно расположенными звеньями в цепи – block copolymers (Слайд 38); сополимеры с основной цепью, содержащей звенья одного из мономеров, и боковой цепью, содержащей звенья другого мономера (Слайд 39).

5. Заключение

Таким образом, в этой лекции были рассмотрены общие положения, касающиеся источников, строения и классификации полимеров.

Лекция 2. Природные полимеры (Слайд 1)

1. Введение

Как было отмечено в первой лекции, природные объекты являются одним из источников полимерных материалов и препаратов, применяемых в различных областях. Для специалистов в области технологии создания и применения мембранных материалов знание основ химии природных полимеров важно, с одной стороны, с точки зрения выбора оптимальных материалов для изготовления мембран, что хорошо продемонстрировано на примере производных целлюлозы, а с другой стороны, с точки зрения необходимости знания строения и базовых свойств разделяемых на мембранах объектов.

Известно несколько основных типов природных полимеров – это белки, полисахариды, нуклеиновые кислоты, лигнин и полиэфиры природного происхождения (Слайд 2). Рассмторим принципы химического строения и основные свойства этих полимеров.

2. Белки

Белки, общая формула которых представлена на этом слайде, могут быть животного, растительного, микробиологического происхождения. Т.е. они содержатся во всех живых объектах (Слайд 3).

Как известно, звенья белков представляют фрагменты α-аминокислот (за очень редким исключением). Такие аминокислоты содержат связанные с центральным атомом углерода аминную и карбоксильную группу, а также радикал R, различный для разных аминокислот, которых а тканях млекопитающих насчитывается немного более 20 (Слайд 4).

Примеры таких радикалов приведены на этом слайде. Единственная аминокислота – глицин, не содержит замещающих радикалов (Слайд 5).

При этом большинство радикалов R содержат различные функциональные группы, что кардинально влияет на свойства образуемых ими белков (Слайд 6).

Существенно также, что поскольку центральный атом углерода в аминокислотах содержит различные заместители, аминокислоты имеют левовращательную и правовращательную конфигурацию, отражаемую буквали L- и D-, изображаемыми перед названием аминокислот. Большинство природные белков образовано звеньями, имеющими именно L-конфигурацию (Слайд 6).

Белки выполняют различные функции в организме – структурную, каталитическую, защитную, регуляторную, сигнальную, транспортную, рецепторную, двигнательную, запасную (резервную) (Слайд 7).

Все белки делятся на две группы – глобулярные и фибриллярные.

Глобулярные белки растворимы в воде. К этой группе относятся белки плазмы крови – альбумины, глобулины, минорные белки плазмы крови, ферменты различного строения, белковые гормоны, примером которых является инсулин и целый ряд других белков.

Фибриллярные белки обычно выполняют в организме различные структурные функеции. Как правило, они не растворимы в воде.

Примером таких белков является коллаген, из которого построены сухожилия, хрящи и некоторые другие элементы организма, фиброин – структурная основа шелка и паутины, кератины, из которых построены волосы и ногти (Слайд 8).

Примеры пространственной структуры глобулярной и фибриллярной структуры белков приведены на слайде (Слайд 9).

Как видно, в обоих случаях имеется некая закрепленная в пространстве структура. Для глобулярных белков – это пространственно фиксированные макромолекулярный клубок – глобула – для которого пространственная структура закреплена системой водородных и ионных связей и связей –S-S-. Нарушение структуры глобулярных белков, называемая денатурацией приводит к разрушению системы этих связей. При этом белок теряет биологическую активность и растворимость в воде за счет уплотнения водородных связей между находящимися в цепи пептидными (амидными) группами, как в обычных полиамиде – капроне и найлоне.

Источниками промышленных глобулярных белков являются ткани животных и человека, растения, микроорганизмы, шкуры и мех животных (Слайд 9).

Выделенные белки находят применение в качестве компонентов различных лекарственных препаратов, компонентов пищи и корма для животных, сырья для текстильной промышленности и др.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Текст лекций «Химия и технология полимеров» Лекция Что такое полимеры (Слайд 1) iconУрок по теме, базируется на пройденном материале. Тип урока: комбинированный....
На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, ски, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм…
Текст лекций «Химия и технология полимеров» Лекция Что такое полимеры (Слайд 1) iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Текст лекций «Химия и технология полимеров» Лекция Что такое полимеры (Слайд 1) iconВопросы к экзамену канд минимума 2004 г
Что такое философия, ее специфика? Соотношение философии, науки, искусства (по работе Ж. Делеза, Ф. Гваттари «Что такое философия?»)....
Текст лекций «Химия и технология полимеров» Лекция Что такое полимеры (Слайд 1) iconСинтез новых мономеров, полимеров и композитов на основе гуанидина...
Дисциплина «Химия и физика полимеров» явля­ется одной из основных теоретических химических дисциплин для под­готовки химиков-технологов,...
Текст лекций «Химия и технология полимеров» Лекция Что такое полимеры (Слайд 1) iconУрок-лекция
Как, используя интерференцию света, разложить световое излучение в спектр? Что такое поляризация волны? Какие приборы делают световую...
Текст лекций «Химия и технология полимеров» Лекция Что такое полимеры (Слайд 1) iconУрок химия- биология 9 класс «Белки органические полимеры»
Цель урока: создание условий для приобретения знаний об органических полимерах- белках
Текст лекций «Химия и технология полимеров» Лекция Что такое полимеры (Слайд 1) iconЧто такое свобода?
Лекция 3 Физическая работоспособность и функциональная готовность организма спортсмена 2 часа
Текст лекций «Химия и технология полимеров» Лекция Что такое полимеры (Слайд 1) iconТехнологи я технология является одним из компонентов, определяющих...
«система семейного досуга как средство гуманизации детско- родительских отношений»
Текст лекций «Химия и технология полимеров» Лекция Что такое полимеры (Слайд 1) icon1. Лекция: Что такое asp. Net
Обж и музыки, оснащены ноутбуками, мультимедийными проектороми и экранами на треноге
Текст лекций «Химия и технология полимеров» Лекция Что такое полимеры (Слайд 1) iconМатериалы, получаемые синтезом органических веществ, называются синтетическими....
Такие полимеры называют совмещенными полимерами или сополимерами, Свойства сополимеров бывают средними показателями свойств отдельных...
Текст лекций «Химия и технология полимеров» Лекция Что такое полимеры (Слайд 1) iconВыпускная работа по теме «Текст что это такое?»
Демонстрационный материал: (урок проводится с использованием интерактивной доски)
Текст лекций «Химия и технология полимеров» Лекция Что такое полимеры (Слайд 1) iconМ. Ю. Лермонтова Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии...
Учебник: Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс.: учеб для общеобразоват учреждений
Текст лекций «Химия и технология полимеров» Лекция Что такое полимеры (Слайд 1) iconТема урока Основные понятия
Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют
Текст лекций «Химия и технология полимеров» Лекция Что такое полимеры (Слайд 1) iconАналитическая химия учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,...
Текст лекций «Химия и технология полимеров» Лекция Что такое полимеры (Слайд 1) iconРабочая программа по дисциплине ен ф04 «Химия» 151001. 65 «Технология машиностроения»
Химия относится к фундаментальным наукам, формирующим инженерное мышление. Химия является одной из базовых естественно научных дисциплин...
Текст лекций «Химия и технология полимеров» Лекция Что такое полимеры (Слайд 1) iconКалендарно-тематическое планирование модуля «Светская этика»
Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск