М. Ю. Лермонтова Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии поэта, его произведениями, связанными с Кавказом, развивать умение анализировать стихотворный текст. Задачи урок





Скачать 72.19 Kb.
НазваниеМ. Ю. Лермонтова Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии поэта, его произведениями, связанными с Кавказом, развивать умение анализировать стихотворный текст. Задачи урок
Дата публикации23.09.2013
Размер72.19 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Тема урока: «Синие горы Кавказа» в творчестве М.Ю. Лермонтова

Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии поэта, его произведениями, связанными с Кавказом, развивать умение анализировать стихотворный текст.

Задачи урока: развивать коммуникационную компетенцию, умение работать с Интернетом как средством получения информации по заданному вопросу.

Оборудование: компьютер, проектор, выход в Интернет, тексты стихотворений М.Ю.Лермонтова, презентация учителя.

Тип урока: комбинированный: заочная экскурсия по лермонтовским местам Кавказа с использованием Интернета, анализ стихотворения «Кавказ»

Оборудование: компьютер, проектор, тексты стихотворений М.Ю.Лермонтова.
Конспект урока







Ход урока:

1 Орг. момент

2. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя: - Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами отправимся в далекое прошлое, а точнее в 30-е – начало 40-х годов 19 столетия, в то время, когда жил замечательный поэт, писатель и незаурядный художник Михаил Юрьевич Лермонтов.

Тема нашего урока «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова». Выбрана эта тема не случайно, так как пребывание здесь для Лермонтова стало самым счастливым и в то же время роковым. Михаил Юрьевич Лермонтов очень любил Кавказ, поэтому эпиграфом к нашему уроку и стали его восторженные слова об этих местах. Написаны они были начинающим поэтом в 16 лет. Прочтите эпиграф и запишите его в рабочие тетради.

Сообщение цели урока: Цель урока: познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии поэта, его произведениями, связанными с Кавказом, развивать умение анализировать стихотворный текст.

В 5, 6 и 7 классах вы уже знакомились с некоторыми фактами из жизни Лермонтова и знаете, что на Кавказе поэт бывал неоднократно. Когда же это происходило?









3. Послушаем сообщения ребят. Готовясь к уроку, они пользовались Интернет-ресурсами. Давайте и мы и мы выйдем в Интернет. Ведем в поисковую строку адрес, который вы видите на слайде 3. http://www.ruspoet.ru/71.html

Сообщение учащегося.

Впервые на Кавказе Лермонтов побывал вместе с бабушкой. (Слайд 3) Она трижды возила внука на воды лечиться. Было это в 1818, 1820 и 1825годах. Останавливались бабушка и внук в имениях родственников по материнской линии Шелкозаводское и Столыпиновка, расположенных недалеко от казачьей станицы Шелковской и Горячеводска (ныне Пятигорска). (Слайд 4)

Сохранился один из детских рисунков Лермонтова (Слайд 5),в котором он выразил своё первое восхищение красотой Кавказа. Рисунок подписан на французском языке "М.Л. 1825 год. 13 июня. На Горячих водах". Горы на рисунке по силуэту напоминают Бештау и Машук, у их подножия огромное озеро и лодка под парусом. Символично, что именно у одной из этих гор встретит поэт свой последний час.

Позднее впечатления от поездок на воды вылились в такие замечательные строки (ученик читает наизусть):

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,

Я посвящаю снова стих небрежный.

Как сына ты его благослови

И осени вершиной белоснежной;

От юных лет к тебе мечты мои

Прикованы судьбою неизбежной,

На севере, в стране тебе чужой,

Я сердцем твой – всегда и всюду твой.

Еще ребенком, робкими шагами

Взбирался я на гордые скалы,

Увитые туманными чалмами,

Как головы поклонников Аллы.

Там ветер машет вольными крылами,

Там ночевать слетаются орлы,

Я в гости к ним летал мечтой послушной

И сердцем был – товарищ их воздушный.

4. Беседа:

- Перед вами лежит текст этого стихотворения, а в тетрадях записан эпиграф к уроку, прочтите их еще раз и скажите, что объединяет эти два произведения?

- Как вы думаете, почему в двух совершенно разных произведения Лермонтов говорит о детских впечатлениях от пребывания на Кавказе? Так когда же родилась его любовь к этим местам?

2 сообщение

Следующая встреча Лермонтова с «Синими горами Кавказа» состоялась спустя 12 лет и при других обстоятельствах. Это была ссылка за «непозволительные стихи». А точнее за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А.С.Пушкина.

О долгой разлуке с полюбившимися горами, бурными реками, необыкновенными людьми и о своих чувствах ко всему этому Лермонтов напишет в стихотворении «Кавказ». (Ученик читает наизусть стихотворение, остальные следят по тексту, который заготовлен заранее)






5. Анализ стихотворения «Кавказ».

Еще одна причина, по которой мы обратились к этой теме, - стихи и поэмы, основанные на воспоминаниях и впечатлениях о Кавказе, легендах и песнях горских народов.

- Найдите в тексте стихотворения строки, упоминающие об одном из самых трагичных фактов биографии поэта.

- Посмотрите внимательно на фотографии Бештау и Большого Кавказского хребта. Какой цвет на них преобладает? Соотнесите увиденное с текстом стихотворения и скажите, почему Лермонтов называет вечер «розовым»? Какую роль в стихотворении играет этот эпитет?

- Найдите в стихотворении метафоры. Каково их значение в тексте?

- Как вы, я думаю, заметили, в тексте достаточно много слов, которые в современном русском языке практически не употребляются. Назовите эти слова и объясните их лексическое значение.

- Назовите строку, которая в стихотворении неоднократно повторяется. Какова ее композиционная роль? Это рефрен.

- В рабочие тетради запишите значение слова рефрен.

6. Слово учителя. «Люблю я Кавказ!» - неоднократно говорит о своих чувствах Лермонтов. Но не только в стихах он выражает свою любовь, есть еще и картины, рисунки, где каждый штрих, каждый мазок кисти свидетельствует об искренности и глубине его чувств. Посмотрите! (Слайды 4, 5). Если вас заинтересовало живописное наследие Лермонтова, вы можете самостоятельно обратиться к сайту в Интернете, адрес которого вы видите на слайде 5.

Продолжаем говорить о пребывании Лермонтова на Кавказе.






Приветствую тебя, Кавказ седой!

Твоим горам я путник не чужой:

Они меня в младенчестве носили

И к небесам пустыни приучили.

И долго мне мечталось с этих пор

Все небо юга и утесы гор.

Прекрасен ты, суровый край свободы,

и вы, престолы вечные природы,

Когда, как дым синея, облака

Под вечер к вам летят издалека... – так напишет Лермонтов о Кавказе в поэме «Измаил-Бей» в 1832 году. Эти слова окажутся пророческими: в марте 1840 года Лермонтова опять сошлют на Кавказ, в действующую армию. Причина ссылки – дуэль с сыном французского посланника Эрнестом де Барантом. Новое место службы – Тенгинский пехотный полк. Лермонтов обращается к командованию с прошением отправить его в экспедиционный отряд, находящийся в Малой Чечне. Его просьба была удовлетворена. Все лето и осень провел поэт в экспедициях и проявил себя как бесстрашный, удалой офицер. (Слайд 6.) В официальных документах Лермонтова неоднократно представляли к наградам, но в высших инстанциях его вычеркивали из списков. Служба продолжалась до черного дня – 15 июля 1841года, когда поэт погиб на дуэли.

7. Слово учителя. Действительно, 15 июля 1841 года стало черным днем для ценителей литературы, ведь не стало еще одного замечательного поэта, но остались его прекрасные творения. Многие из них – гимн любви к Кавказу, его горам и ущельям, шумным речным потокам, воинскому братству.

Одна из бывших учениц вспоминала: «побывав на Кавказских Минеральных водах, наконец-то, спустя уже несколько лет после окончания школы, появилось желание прочитать Лермонтова. И насколько я была поражена: «Да вот оно, все то, о чем он писал!» Или по-другому, читая, к примеру, «Герой нашего времени»: «Да я это же все видела своими глазами!»
      Знаете, что поразило больше всего? «Синие горы Кавказа, приветствую вас!...» Недоумение школьной поры: «Это почему же горы синие?». А оказалось… Они на самом деле синие!» Давайте совершим заочную экскурсию по кавказским местам М. Ю. Лермонтова и посмотрим, действительно ли горы Кавказа синие? Для этого введем новый адрес в поисковую строку http://kristallos.narod.ru/lermontov2.html и посетим места, где бывал Лермонтов.





8. Многие произведения М.Ю. Лермонтова связаны с этим загадочным краем: «Герой нашего времени», кавказская редакция «Демона», «Мцыри», «Беглец», «Ашик-Кериб», «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Тамара», «Свиданье», «Кинжал», «Прощание», «Хаджи Абрек», - все это стало результатом пребывания М.Ю. Лермонтова на Кавказе. Вам же предстоит познакомиться пока только с одним из названных произведений – поэмой «Мцыри».



9. Домашнее задание

1. Прочитать поэму «Мцыри».

2.Отметить в тексте описания природы, определить их роль.




10. Для подготовки к уроку были использованы следующие Интернет-ресурсы:




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. Ю. Лермонтова Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии поэта, его произведениями, связанными с Кавказом, развивать умение анализировать стихотворный текст. Задачи урок iconКонспект урока литературы в 8 классе Тема: «Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова»
«кавказские» страницы биографии М. Ю. Лермонтова, познакомить с его произведениями о Кавказе
М. Ю. Лермонтова Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии поэта, его произведениями, связанными с Кавказом, развивать умение анализировать стихотворный текст. Задачи урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: познакомить учащихся с творчеством А. П. Чехова на примере рассказа «Хирургия»; развивать умение размышлять над прочитанным,...
М. Ю. Лермонтова Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии поэта, его произведениями, связанными с Кавказом, развивать умение анализировать стихотворный текст. Задачи урок iconПрограмма «Гармония», автор Поглазова О. Т. Цель: Сформировать у...
Научить учащихся анализировать, делать выводы, развивать наблюдательность в процессе демонстрации мультимедиа. Развивать умение работать...
М. Ю. Лермонтова Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии поэта, его произведениями, связанными с Кавказом, развивать умение анализировать стихотворный текст. Задачи урок iconО проведении районной конференции учащихся «Всеведение поэта», посвященной...
Привлечь внимание обучающихся к изучению биографии и творческого наследия М. Ю. Лермонтова
М. Ю. Лермонтова Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии поэта, его произведениями, связанными с Кавказом, развивать умение анализировать стихотворный текст. Задачи урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебная цель: познакомить учащихся с историческими фактами, связанными с железом, дать учащимся представление о строении атома железа,...
М. Ю. Лермонтова Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии поэта, его произведениями, связанными с Кавказом, развивать умение анализировать стихотворный текст. Задачи урок iconГабдулла Тукай. Поэма-сказка «Шурале» Цель урока: познакомить учащихся...
Урок внеклассного чтения по литературе в 6 классе по сказке поэме татарского народного поэта Габдуллы Тукая «Шурале»
М. Ю. Лермонтова Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии поэта, его произведениями, связанными с Кавказом, развивать умение анализировать стихотворный текст. Задачи урок iconУрока : «Описание внешности человека»
Цель урока: познакомить учащихся с понятием портрет и его видами, выявить особенности литературного портрета, формировать умение...
М. Ю. Лермонтова Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии поэта, его произведениями, связанными с Кавказом, развивать умение анализировать стихотворный текст. Задачи урок iconМеждународный конкурс «Купель» 2012 – 2013 года по произведениям...
Цель: знакомство с основными фактами биографии карельского писателя А. Костюнина и его произведениями, входящими в сборник «В купели...
М. Ю. Лермонтова Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии поэта, его произведениями, связанными с Кавказом, развивать умение анализировать стихотворный текст. Задачи урок iconУрок внеклассного чтения в 3 классе Тема урока: Знакомство с книгой Ю. В. Линника «Лесной театр»
Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством карельского поэта и писателя и его книгой для детей
М. Ю. Лермонтова Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии поэта, его произведениями, связанными с Кавказом, развивать умение анализировать стихотворный текст. Задачи урок iconТема урока: «Базы данных. Сортировка в базе данных»
Развивающие: развивать алгоритмическое и логическое мышление; развивать умение работать в группе; развивать умение анализировать...
М. Ю. Лермонтова Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии поэта, его произведениями, связанными с Кавказом, развивать умение анализировать стихотворный текст. Задачи урок iconУрок. Литературное кафе. Тема урока : «Любовь в лирике С. А. Есенина»
Цель урока: познакомить учащихся с любовной лирикой поэта, помочь разобраться в противоречивости любовной лирики С. Есенина на разных...
М. Ю. Лермонтова Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии поэта, его произведениями, связанными с Кавказом, развивать умение анализировать стихотворный текст. Задачи урок iconСаляма Галяма Урок в диалоговом режиме с элементами интегрирования
Цель урока: познакомить учащихся с личностью поэта – переводчика, с его творчеством; формировать нравственную культуру учеников,...
М. Ю. Лермонтова Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии поэта, его произведениями, связанными с Кавказом, развивать умение анализировать стихотворный текст. Задачи урок iconМетодическая разработка урока географии в 8 классе тема: «Байкал жемчужина Сибири»
Цель: познакомить учащихся с уникальным водоемом нашей планеты, его географическими, биологическими, экологическими характеристиками,...
М. Ю. Лермонтова Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии поэта, его произведениями, связанными с Кавказом, развивать умение анализировать стихотворный текст. Задачи урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Познакомить учащихся с произведениями Н. Носова. Развивать умение работать с текстом, составлять картинный план, логически...
М. Ю. Лермонтова Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии поэта, его произведениями, связанными с Кавказом, развивать умение анализировать стихотворный текст. Задачи урок iconПлан-конспект Открытого занятия
Цели и задачи урока: познакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко, обогащать словарный запас учащихся, развивать навык осознанного,...
М. Ю. Лермонтова Цель урока: познакомить учащихся с фактами биографии поэта, его произведениями, связанными с Кавказом, развивать умение анализировать стихотворный текст. Задачи урок iconУрок 5 класс (декабрь 2011) Учитель математики Капнина И. В
Цель: Узнать, как располагаются окружности на плоскости. Развивать навыки работы с инструментами: линейка, карандаш, циркуль. Развивать:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск