Скачать 98.87 Kb.
|
Жизнь и творчество Саляма Галяма Урок в диалоговом режиме с элементами интегрирования Гильванова Г.Ш., учитель литературы МОУ СОШ № 24 Ленинский район г.Уфа Вводный урок с использованием ИКТ «Жизнь и творчество Саляма Галяма» Цель урока: познакомить учащихся с личностью поэта – переводчика, с его творчеством; формировать нравственную культуру учеников, уважительное отношение к исторической памяти своего народа; воспитывать чувства гражданственности и патриотизма у учащихся. Оборудование: стенд с фотографиями Саляма Галяма, подбор книг поэта, аудиозапись курая, мультимедиа. Ход урока: Учитель литературы: «Природа –мать, Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру – Заглохла б нива жизни…» - писал великий русский поэт А.Некрасов Один из таких людей – это известный башкирский поэт Салям Галимов, именем которого названа одна из улиц города Уфы Ленинского района, улица на которой многие из вас живут – это улица Саляма. Улица Саляма (бывшая Конная Буденного, затем - Громова) Последнее название ей было дано 19 ноября 1957 года. Показ слайдов улицы имени С.Галимова Учитель ИКБ: - Ребята, что вы знаете о нем? (ответы учащихся) Показ слайда (портрет поэта, дом, в котором родился поэт) Учитель литературы: (Звучит курай). Я все стерплю, судьба моя! Перенесу и боль, и муки. Пускай откажутся друзья, Забудет милая в разлуке. Пусть оступлюсь я невзначай, Ты накажи меня сурово, Лишь с Родиной не разлучай И не лишай родного слова. (Слайды о природе родного края) Учитель ИКБ: Наш край богат своей историей, прекрасен своей природой, удивительными лесами и озерами, богат щедрой на урожай землёй. Здесь жили и живут мужественные и талантливые люди. Это и поэт - переводчик Галим Салям, известный писатель-самородок Хай Мухамедьяров, поэт и педагог Кадыр Даян, общественный деятель Шарифа Тимергалина, Кадыр Рахимович Тимергазин – первый башкирский доктор наук, профессор геологии, заслуженный деятель науки и техники Мы гордимся творчеством Рамазана Шагалеева - это поэт и музыкант, заслуженный работник культуры Российской Федерации и республики Башкортостан, лауреат премии имени Акмуллы.. Их творчество пронизано одной большой любовью к Родине. Не может человек жить без родины, не может забыть тех мест, где родился и вырос. Родина для человека всегда будет милее и роднее, потому что Родина – это отчий дом, домашнее тепло, первые книги, сказки, песни. Это лес и трава, облака в небе. Родина – это все, что связано с детством, с неповторимой юностью. Какой бы трудной ни была судьба наших земляков-поэтов, они всегда помнили и писали о Родине с любовью и нежностью. О ней сказаны самые проникновенные слова. Учитель ИКБ: (слайд портретом поэта) Сегодня, в предверии 100 –летия со дня рождения Саляма Галимовича Галимова, на уроке мы поговорим о его жизни и творчестве. Вошедший в литературу под псевдонимом Галим Салям родился 18 января 1911 года в деревне Тягеш ныне Кунашакского района Челябинской области в семье указного муллы. К 13 годам Салям уже закончил школу первой ступени в деревне Сарино. Затем на четыре года родители послали подростка учиться в Аргаяш, где в 1928 году он с хорошими оценками по всем предметам закончил среднюю школу. Пожалуй, именно здесь впервые проявилась любовь Саляма к родному слову. Он принимает активное участие в редактировании школьной газеты, где появляются его стихи и заметки. В старших классах Салям редактирует школьный литературный журнал. После окончания школы в 1928-1930-х годах будущий поэт работает учителем в деревнях Ибрагимово Кунашакского района и Раликеево под Аргаяшем, является комсомольским вожаком, активным селькором, участвует в организации первых колхозов. Биографы отмечают, что именно в эти годы в республиканских газетах появляются заметки и первые стихи Саляма. Ученик читает наизусть стихотворение «Песня жизни» Сирень – вдоль садовой дорожки. Вдоль улицы – строй тополей. В лесу – примеряет сережки Березонька, снега белей. Прозрачной струей родниковой Вокруг перелесок звенел. Никто от напитка такого Сильнее меня не пьянел. А этому цену Мы в юности можем забыть. Но молодо, самозабвенно Кричу я: - Как хочется жить! Асфальтово-каменный город Гудками «про-щай» прокричал. А лес, поднимавшийся в гору, Меня соловьями встречал… Во мне закипает такое Хмельное желание жить, Что сердце мне трудно порою На целой земле уместить. Не то обрело оно крылья, Не то все постигло пути, - Но может взлететь без усилья. Взлети, мое сердце! Взлети!... Как хочется жить! Как чудесна Зенита высокая синь! Эй, сердце, в просторе небесном Раскинь свои крылья! Раскинь! Учитель литературы: В 1930 году девятнадцатилетнего юношу приглашают работать в редакцию газеты «Башкортостан». Желание получить систематическое литературное образование приводит Саляма Галимова на литературный факультет Башкирского пединститута. Близким другом Саляма был Салях Кулибай. Послушаем его воспоминания. Ученик: (слайд с портретом С.Кулибая) "Комната была небольшая, вмещала скромную мебель: две кровати и стол, - вспоминает Салях Кулибай. - Но на одном столе мы ухитрялись писать четыре разных стихотворения. Весной и летом Салям вставал очень рано, бормотал про себя строфы стихов и, схватив книгу или блокнот, исчезал с глаз. Он отправлялся на прогулку, а то и в сад - в какое-нибудь укромное местечко, где записывал стихи или готовил урок. Стихи он любил сочинять на ходу, на прогулке, заучивал их на память, шлифовал, заменял, переставлял слова. В такие минуты он забывал даже о своем спутнике, если был не один, думал и рассуждал вслух, проверял начатое стихотворение, делал наброски новых". Учитель литературы: Именно во время учебы в вузе наиболее ярко и полно раскрывается литературный дар поэта. В эти годы были созданы такие стихи, как «Москва», «Три песни», «Утро республики», «Памятник» и знаменитая поэма «Сокол». Свои творения он подписывает псевдонимом Г.Салям. Ученик читает наизусть отрывок из стихотворения «Утро Республики» Поезда несутся мимо, мимо, Будоража громом белый свет. Я гляжу: Встает неугасимо Над моей республикой рассвет. Медленный туман в седых озерах Мочит лебединое крыло. Озаряя сказочные горы, Солнце над Башкирией взошло. Веет ветер и колышет травы, Голубеет бельская вода. И встает республика Со славой Встретить день горячего труда… А вокруг работа не стихает, Молодежь торопится, шагает С песнями Отчаянней огня. Слышу, как поэт вокруг колеса, Вижу, как в разбуженной дали В море золотящихся колосьев С головой уходят корабли… Учитель литературы: В 1932 году выходит в свет первая книга стихов под названием «Тревога». Салям становится одним из первых реформаторов башкирского стиха. Он вел непрерывные поиски в области интонационных и ритмических возможностей национальной поэзии. Расширение ритмики интонационного звучания стихов, введение системы составных рифм – синтеза различных традиций – составляли новаторство Г.Саляма в поэзии того времени. Учитель ИКБ: В 1937 году он работал научным сотрудником в Башкирском научно-исследовательском институте языка и литературы. В 1938 году Г.Салям направляется в аспирантуру Ленинградского филиала Академии наук СССР. Здесь он тяжело заболел менингитом и скончался 19 июня 1939 года. До сих пор не совсем ясно, как и почему столь ярко начавшаяся биография, так нелепо оборвалась на самом взлете. Что стало причиной тяжелой болезни, подкосившей его в разгар белых ленинградских ночей? Возможно ли было излечение? Кто был с молодым поэтом в последние дни его короткой жизни? Об этом мы уже никогда не узнаем. Учитель литературы: Салям похоронен на Волковском кладбище Ленинграда рядом с могилами Ивана Тургенева, Михаила Салтыкова-Щедрина и Александра Куприна. За десять лет литературной деятельности одаренный юноша из небольшой уральской деревни успел создать четыре поэмы, около шестидесяти стихов и напечатать десятки очерков и фельетонов. Актуальным для своего времени стало крупное поэтическое произведение Г.Саляма «Нужна песня, песня о герое». Ученик наизусть читает строчки из произведения Г.Саляма «Нужна песня, песня о герое» Учитель литературы: В условиях усиления тенденций вульгарного социологизма в 30-е годы, воспевания в литературе ударных строек, нефтяных вышек, заводских труб поэт впервые забил тревогу о нравственной сущности человека. Высокая гражданственность и жанровое своеобразие ярко проявились в стихах-одах «Утро республики», «Памятник», «Смеемся веселее самых веселых» и других. Ученик читает наизусть: Вижу я, Республика, И слышу, - Будоражат сказочную даль Бьющие фонтаны нефтевышек, Молнии сплошных электровспышек И в мартенах огненная сталь. Где веками плакали кураи, Города и фабрики встают, Димитровы снова подрастают, Чкаловы великие растут… Учитель литературы: Его эпические поэмы «Сокол», «Дитя», «Жизнь» характеризуются глубоким психологизмом, использованием приемов новеллизма, усилением роли вспомогательных образов, поэтических деталей, экспрессивных возможностей. Ученик читает наизусть отрывок из поэмы «Жизнь» Неизвестно: Он бурил породу, Иль поля распахивал весной? Неизвестно: Шел он на работу Иль домой с работы в час ночной? Конюхом он был Иль звероловом, Инженером иль учеником – Парень не обмолвился ни словом, И никто не спрашивал о том. За тропой Таинственно, без света, Перед ним раскинулась тайга. Ночь стихом звучала для поэта И не для поэта… Учитель литературы: Одним из первых Г.Салям обратился к жанру баллады. Его баллады «Поверка», «Слова и дела», «Безмолвный солдат» и другие предупреждают о грядущей опасности, будущей фашисткой агрессии. Они строятся на условном сюжете, часто представляют собой остроумные находки, что свидетельствуют о повышении культуры башкирской поэзии. В конце 30-х годов Г.Салям создает широкое эпическое полотно «Сквозь годы», в котором воспевает высокие гуманистические идеалы, предсказывает светлое будущее страны и народа. Эволюция его творчества определяется переходом от декларативности к философской глубине, от наставлений, морализации – к образности, от риторики – к истинной лирике. Занимался он и переводами, перевел на башкирский язык поэмы "Цыганы" А.С.Пушкина, "Гренаду" М.А.Светлова. Ученик читает отрывок на башкирском языке из поэмы «Цыганы» А.С.Пушкина Учитель ИКБ: Крупнейшим поэтическим произведением Саляма была его поэма «Бала» («Дитя»). Она занимает более 50 страниц книжного формата. Освещая столь серьезные — особенно для «восточной», «мусульманской» поэзии — проблемы, как семейные отношения, проблемы деторождения и т.д., поэт сознательно и бесстрашно обращается к наиболее актуальным для того времени темам. Она имела широчайший резонанс. Ее зачитывали «до дыр», мусолили и стар, и млад, ее изучали в школах, вузах и техникумах. Словом, она стала не только литературным, но и общественно-политическим явлением. В Ленинграде Салям Галимов учился в аспирантуре и, следует сказать, весьма успешно, чем немало удивлял своих товарищей. Они поражались трудолюбию, умению гармонично сочетать научную работу с литературной. Поэму «Бала» («Дитя»), которую он создал именно в Ленинграде, считали новым словом вообще во всей советской литературе. Учитель литературы (показ слайда с портретом Б.Бикбая) Большим другом Г.Саляма был Баязит Бикбай, который был на два года старше его. Бикбай посвятил Саляму свое стихотворение «Жизнь»: Не удлиняло долголетье Жизнь человека никогда. Умей же, миг прожив на свете, Живым остаться навсегда. Немало на земле поэтов, Забытых в беге лет и дней. Жизнь Пушкина, как вспышка света, А он живет в сердцах людей. Учитель ИКБ: (показ слайда с домом № 2 по улице Ленина, Коммунистическая ) В Уфе какое-то время Г.Салям жил в знаменитом доме №2 по улице Ленина, который тогда назывался Домом специалиста. Сегодня на доме установлена мемориальная доска.в Уфе по улице Коммунистической, 49, где жил поэт, стоит поныне и, наверняка, будет стоять еще долго. Здесь, в небольшой комнате на втором этаже, одновременно или в разные годы проживали поэты и писатели Галим Салям, Баязит Бикбай, Салях Кулибай, Мухитдин Тажи, Сагит Агиш и другие. Показ слайдов с портретами лауреатов премии имени Галимова Саляма В 1967 году была учреждена республиканская премия имени Галимова Саляма (Салям Галимович Галимов). Она присуждалась за лучшие произведения в области литературы и искусства, отображающие славные дела молодежи. Учитель литературы: Поэт, чья жизнь была короткой, многого не успел написать. Но ощущение недосказанности придает его творчеству особую глубину, особое обаяние. Подкрепленный домыслом, любовью и фантазией читателей, рост его, кажется, не имеет границ. Жизнь его была короткой, но жизнь его творчества – безгранична в памяти читателей. |
Урок в OpenOffice org Calc по теме: Исследование графика функции... Электронные таблицы OpenOffice org Calc — это приложение, работающее в диалоговом режиме, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Электронная почта выполняет те же функции, что и обычная почта, только в разы быстрее, что позволяет корреспондентам обходиться без... | ||
Урок русского языка в 8 классе «Ее величество метафора» Развитие общей языковой культуры учащихся сельской школы посредством интегрирования предметов | Урок-обобщение по теме «Основные виды сложных предложений» Учитель предлагает учащимся 1-й группы записать в диалоговом окне одно предложение по теме «Томпонский район». Предложение должно... | ||
Урок Класс – 8 (общеобразовательный) Тип урока Урок русского языка в 8 классе с элементами личностного значимого подхода в обучении | Урок по теме «Экология Якутска» Урок-обобщение пройденного материала раздела №2-«Наш хрупкий мир» с элементами проектной деятельности | ||
Урок (химия+биология+география) по теме "Соли" Вид урока: Урок-семинар с элементами практической работы, межпредметных связей с географией и биологией | Урок конференция. Доклады и выступления учащихся по следующим темам Расцвет реализма в литературе, живописи, музыке, театральном искусстве. Урок лекция с элементами беседы | ||
Пример Расчет металлической башни В появившемся диалоговом окне Признак схемы (рис 2) задайте следующие параметры | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип учебного занятия: урок комбинированный, урок –экспедиция с элементами деловой игры | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный урок – это интегрированный урок повторение и обобщение с элементами экологического воспитания учащихся | Урок информатики на тему: «Знакомство с графическим редактором Paint.» Тип урока по форме проведения: урок – лекция с элементами исследования и имитации деятельности компьютерных художников на этапе выполнения... | ||
Урок «Преобразования Пётра Великого» 13 урок из раздела «Времена... Тип урока: формирование и совершенствование знаний и умений с элементами лабораторной работы | Протокол № от Система интегрирования проектно-исследовательских технологий в образовательный процесс | ||
Урок в режиме дистанционного обучения Настоящее положение о Всероссийском педагогическом конкурсе «Дистанционный урок» (далее Конкурс) определяет порядок организации и... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательное учреждение работает в 6-дневном режиме, за исключением 1 класса, который работает в пятидневном режиме |