Скачать 278.7 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей станция юных натуралистов Согласовано: Утверждаю: зам. директора по УВР директор МОУДОД СЮН Крюкова Г.В. Толстоброва.Г. Л Дополнительная образовательная программа объединения «Юный зоолог» для детей 7 – 10 лет Педагог дополнительного образования МОУДОДСЮН Беляев Ю.В. Кострома ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа дополнительного образования «Юный зоолог» предполагает реализацию в течение двух лет. Она направлена на формирование практических знаний и умений по уходу за животными а также включает экологический компонент, направленный на формирование элементарных теоретических и практических знаний о взаимосвязи всего живого в природе, живой и неживой природы, о вредных воздействиях человека на природу, предотвращении этих воздействий и устранения последствий этих воздействий Вопросы экологии весьма актуальны в настоящее время, поэтому в программе они являются основными. Вначале учащиеся получают элементарные экологические знания в процессе изучения животных, пригодных для содержания в домашних условиях, поскольку возможность наблюдать данные объекты есть практически всегда и только затем приступают к изучению природы родного края и собственно экологических проблем (первый год обучения). Второй год обучения схема абсолютно такая же, но на более углублённом уровне. Учитывая значительную теоретическую нагрузку учащихся в школах, обилие других источников информации о живой природе, большое внимание уделяется работе с природными объектами, практическим и игровым формам занятий. Новизна данной программы в наличии регионального компонента, включающего изучение флоры и фауны родного края, знакомство с проблемами экологии и охраны природы Костромской области. Цель Сформировать у учащихся представления об экологии животных их взаимосвязи друг с другом, другими организмами, человеком и окружающей средой. Задачи
реализации творческого потенциала учащихся. В основе построения программы используется ряд принципов:
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Программа предполагает проведение групповых занятий с постоянным составом учащихся. Она ориентирована на школьников 1 – 6 класса. Объем учебного материала для первого и второго годов обучения рассчитан на 144 часа в год. Недельная нагрузка – 4 часа. Наполняемость групп первого года обучения -15 человек, второго 12 человек. Занятия проходят на базе СЮН и школ № 30 и гимназии № 1. Данная программа реализуется через согласованное сочетание теоретических и практических занятий, проведение экскурсий, использование базы зоологического кабинета, уголка живой природы, учебно-опытного участка и теплиц станции юных натуралистов, а также других образовательных учреждений города ( ОСЮН, музей КГУ им. Н. А. Некрасова ), занятий в природе, участка школ № 12 и 30. Этапы реализации программы: Первый год обучения.
Второй год обучения.
Формы и методы реализации программы. Основной формой организации учебной деятельности является учебное занятие, с многочисленными вспомогательными элементами. Применяются различные методы и формы:
Большое внимание уделяется работе с природными объектами, животными живого уголка, практическим и игровым формам работы. Оборудование и материалы.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. (первый год обучения) Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Учебно-тематический план. (1 год обучения)
Содержание программы. 1 год обучения 1.Вводное занятие. Ознакомление с работой СЮН. Инструктажи по технике безопасности и правилам поведения на станции. Экскурсия по отделам экологии и растениеводства станции юннатов. Ознакомление с работой объединения, общестанционными мероприятиями. Показ творческих работ учащихся. 2.Животные в доме. Общие требования к условиям содержания. Выбор животного и его обоснованность. Общая характеристика грызунов, требования к условиям содержания. Морские свинки, хомяки, декоративные крысы и мыши: происхождение, значение в жизни человека, условия содержания, кормления, разведения. Профилактика заболеваний. Кролики – происхождение, биология, значение в жизни человека. Условия содержания и разведения кроликов. Профилактика заболеваний( простудных, связанных с неправильным кормлением, борьба с власоедами и клещами.). Птицы в доме: общая характеристика, оборудование помещения корма и кормление, условия содержания и профилактика заболеваний.( простудных, связанных с неправильным кормлением, борьба с пероедами и клещами). Особенности содержания, биологии и разведения волнистых попугаев. Разнообразие декоративных птиц. Обитатели террариумов. Особенности биологии и содержания степных, красноухих и болотных черепах. Профилактика болезней у черепах( простудных, связанных с неправильным кормлением.) Амфибии. Общие требования к условиям содержания лягушек и тритонов. Практическая работа: чистка клеток и террариумов, сбор кормовых трав, кормление животных, заготовка червей, сбор кормов для птиц. Организация наблюдений за обитателями живого уголка. Зарисовка животных. Экскурсии в живые уголки других учреждений дополнительного образования (областная станция юннатов и т. д.). 3.Аквариумистика. История возникновения аквариумного рыбоводства. Значение аквариумистики в различных сферах человеческой деятельности. Типы аквариумов, правила их размещения. Вода, её подготовка. Особенности водопроводной воды и воды из природных водоёмов. Изменение свойств воды. Грунт: его декоративное и биологическое значение. Подготовка грунта. Аквариумное оборудование: осветители – назначение, типы, размещение; обогреватели и фильтры – назначение, типы, устройство. Техника безопасности обращения с аквариумными электроприборами. Вспомогательное оборудование: сачки, скребки, губки, шланги и т. д. – назначение и применение. Роль растений в аквариуме. Подбор и посадка растений, способы размножения. Наиболее распространённые аквариумные растения. Аквариумные рыбы. Особенности строения тела в связи с водным образом жизни. Органы движения, дыхания. Покровы тела. Размножение рыб. Живородящие аквариумные рыбы - гуппи, меченосцы: особенности биологии, содержания, разведения. Золотые рыбки – происхождение, биология, содержание. Многообразие аквариумных рыб Корма и кормление аквариумных рыб. Требования по кормлению. Классификация кормов. Живые корма, их ловля и хранение. Сухие, комбинированные и дополнительные корма. Моллюски, их роль в очистке аквариума. Основные виды, содержащиеся в аквариуме. Профилактика и лечение наиболее распространённых заболеваний аквариумных рыб(поражение грибком, инфекции, отравления, травмы.. Викторина по теме «Аквариумистика». Практическая работа: подготовка воды, грунта. Уборка аквариумов. Посадка растений. Опыт: размножение элодеи, валисснерии. Наблюдение за поведением аквариумных рыб и их зарисовка. Определение возраста рыб по чешуе. Изучение кормовых организмов под микроскопом. Культивирование инфузорий и артемии. Наблюдение за движением и питанием моллюсков. Лечение рыб марганцовокислыми и соляными ваннами, метиленовой синью, трипафлавином. 4.Животные пресных водоёмов. Водоёмы как среда обитания животных: типы водоёмов, их отличия (проточность, заиленность, наличие водной растительности. Водные животные. Моллюски: перловица, дрейссена, прудовик, катушка. Их образ жизни, значение в природе и для человека. Водные насекомые: жуки плавунец и водолюб, личинки стрекоз и ручейников. Их образ жизни и значение и значение. Ракообразные: речной рак, дафния: особенности биологии, значение. Рыбы Костромской области: наиболее распространённые виды: окунь, ёрш, плотва, лещ, карась, щука. Особенности биологии, значение. Правила рыболовства. Охрана водоёмов и рыбных богатств. Демонстрация видеофильмов по биологии пресноводных животных, живых объектов, Влажных препаратов рыб, микропрепаратов . Практическая работа: зарисовка водных обитателей с натуры и иллюстраций. Изучение внешнего и внутреннего строения рыб определение возраста рыб по чешуе. Определение рыб по иллюстрациям в атласе. Микроскопирование личинок насекомых, дафний.. 5.Околоводные животные. . Лягушки, жабы и тритоны как типичные околоводные животные( их образ жизни, связь с водоёмами, значение в природе и в жизни человека. Птицы местных водоёмов: наиболее распространённые виды ( гуси, утки, лебеди, цапли, кулики, журавли): особенности биологии, значение. Охрана и привлечение птиц. Водные млекопитающие ( бобр, ондатра, выхухоль, выдра) их биология, значение, охрана. Практическая работа: наблюдение в уголке живой природы за поведением животных. Зарисовка амфибий, птиц, и млекопитающих. Изготовление кормушек для птиц.. 6.Животные леса. Леса Костромской области. Растения леса, их значение в жизни животных. Лесные «этажи» Животные почв и и нижнего яруса леса: черви, слизни, насекомые, землеройки, мыши, полёвки Звери леса - лось, кабан, заяц, белка: образ жизни, значение. Хищные звери леса - медведь, волк, лисица, , куница, хорь, ёж: образ жизни, значение. Птицы леса - глухарь, тетерев, рябчик, дрозды, синицы, дятлы, ястребы, совы : образ жизни, значение. Взаимоотношения животных. Пищевые цепи. Роль животных в жизни леса: распространение семян, опыление растений, влияние на почву, на подрост, долговечность леса. Промысловые животные. Браконьерство и его вред. Редкие и исчезающие виды. Охранные мероприятия. Конкурс экологического плаката. Викторина по теме «Лесные обитатели» Практическая работа: определение пород деревьев по побегам. Сбор материала для ремонта и изготовления коллекций беспозвоночных. Изучение следовой активности животных.Определение животных по иллюстрациям атласа Наблюдение за поведением животных уголка живой природы ( лисица, хорь) Составление схем пищевых цепей. Наблюдение за дождевыми червями ( питание, регенерация). Составление коллекции « Способы распространения семян» Экскурсия на природу ( парк, сад.) 7. Животные луга. Луг, как среда обитания животных. Луговые растения, их значение в жизни животных луга. Многообразие насекомых луга: кузнечики, кобылки, жуки – листоеды. Насекомые-опылители: бабочки, пчёлы, шмели, мухи: распространённые виды, их значение. Приспособления насекомоопыляемых растений ( яркая окраска, наличие нектара Влияние человека на жизнь лугов.. Последствия хозяйственной деятельности человека. Редкие виды животных, подлежащие охране ( махаон, мнемозина) Практическая работа: Изучение гербария растений луга, сбор и изучение луговых и рудеральных растений. Изучение коллекций насекомых – обитателей луга. Зарисовка животных луга. Сбор насекомых для пополнения и ремонта коллекций. 8.Охрана природы. Экологические проблемы Костромского края: загрязнение почв, водоёмов, уничтожение лесов, выжигание травы и его последствия , исчезновение видов животных и растений. Варианты решения экологических проблем( предотвращение вышеперечисленных бедствий и устранение их последствий) Редкие и исчезающие животные Костромской области, России, мира. Красная книга. Меры по сохранению исчезающих видов животных и растений. Практическая работа: мероприятия по уборке и озеленению территории СЮН и прилегающих к ней. Решение экологических задач.( способы предотвращения и устранения последствий загрязнения почв, водоёмов, уничтожения лесов, выжигания травы и его последствий , исчезновения видов животных и растений) 9.Заключительное занятие. Подведение итогов. Итоговое тестирование. Задания на лето. Практическая работа: оформление коллекций, дневников наблюдений Педагогический контроля (1 год обучения)
Учебно-тематический план (второй год обучения)
2 год обучения 1.Вводное занятие. Обсуждение летних наблюдений учащихся. Викторина с целью выявления уровня знаний, полученных в первый год обучения.. 2.Живая природа вокруг нас. Растительность в городе. Травянистые растения: наиболее характерные виды, значение в природе и в жизни человека. Съедобные растения (лопух, сныть, купырь, подорожник, тмин и др.) способы их применения. Ядовитые растения. Лекарственные свойства растений. Животные, обитающие на травянистой растительности (насекомые, паукообразные, моллюски) – основные группы видов, их влияние на растительность, значение. Кустарники, произрастающие на территории г. Костромы: основные виды, их значение в жизни животных и человека Основные породы деревьев, произрастающие на территории г.Костромы, их значение в жизни животных и человека. Птицы городских ландшафтов, основные виды, особенности биологии, значение. Звери – обитатели городских ландшафтов, их приспособления к жизни на территории города. Животные и растения осенью: осенние изменения в жизни животных и растений. Практическая работа: Сбор, определение и зарисовка растений. Определение деревьев по побегам и плодам. Зарисовка деревьев и плодов. Наблюдение за птицами. Зарисовка птиц и млекопитающих. Наблюдение за осенними изменениями в жизни растений и животных. 3.Животные в сельском хозяйстве. Животные в сельском хозяйстве: основные группы, значение. Кролики: особенности биологии, содержания и разведения кроликов. Породы кроликов. Нутрии: особенности биологии, содержания, разведения. Болезни кроликов и грызунов: профилактика и лечение. Пушные хищные звери (норка, лиса и др.), особенности биологии и содержания. Свиньи: происхождение, особенности биологии предковой формы – кабана. Содержание, породы свиней. Крупный и мелкий рогатый скот: значение, происхождение, особенности биологии предковых форм, многообразие, породы, содержание. Лошади: происхождение, особенности биологии, значение, особенности, содержания. Домашняя птица – куры, утки, гуси: особенности биологии, содержания, разведения. Болезни домашней птицы: профилактика и лечение. Рыбоводство (прудовое хозяйство): породы рыб, содержание. Викторина «Животные в сельском хозяйстве» Практическая работа: уход за животными живого уголка: кроликами, грызунами, курами. Чистка клеток, уборка территории учебно-опытного участка. Зарисовка животных с натуры и иллюстраций. 4 Экзотические животные в доме. Общие особенности содержания грызунов. Шиншиллы, песчанки, тушканчики: особенности биологии, содержания. Экзотические птицы: общие особенности содержания. Особенности биологии, содержания и разведения попугаев (волнистые попугаи, корелла, неразлучники). Многообразие попугаев. Особенности биологии, содержания, разведения канареек и ткачиков. Многообразие экзотических птиц. Особенности содержания насекомоядных и хищных птиц. Террариум: устройство, особенности содержания рептилий (черепах, ящериц, змей) и амфибий(лягушек, тритонов) Практическая работа: уход за обитателями живого уголка. Чистка клеток. Наблюдение за поведением животных. Зарисовка животных с натуры и иллюстраций. Оформление рефератов. Экскурсии на выставку экзотических животных, в зоомагазин. 5. Необычные обитатели аквариумов. Классификация организмов по степени сложности содержания в аквариуме. Устройство современного аквариума. Вода, её свойства. Изменение свойств воды (солёность, жёсткость, кислотность.) Типы грунта, необходимые для разных обитателей, влияние грунта на состав воды. Аквариумное оборудование: многообразие осветителей, фильтров, обогревателей. Необычные аквариумные растения: криптокорины, эхинодорусы, риччия и др. Требования к условиям произрастания. Особенности биологии, содержания и разведения рыб семейств пецилиевых, харациновых, карповых, лабиринтовых, цихловых, отряда сомообразных. Необычные аквариумные рыбы: токсотес, пираньи, акантоцефал, змееголов, ильный прыгун и др. Особенности биологии и содержания местных видов рыб в аквариумах. Ракообразные – кубинский рак, пресноводные креветки и крабы: особенности биологии и содержания в аквариуме. Амфибии. Особенности содержания и разведения шпорцевых лягушек и тритонов Практическая работа: уборка аквариумов, подготовка воды, грунта, посадка растений, чистка фильтров. Опыты: определение и изменение кислотности воды, влияние солёности на жизнь водных обитателей, влияние степени освещённости на жизнь аквариумных растений и рыб. Подготовка рефератов. Наблюдение за поведением рыб. Зарисовка аквариумных животных и растений с натуры и с иллюстраций. 6.Мир насекомых. Насекомые: внешнее строение, отличие от других животных. Значение насекомых в природе и в жизни человека. Тараканы: особенности строения, биологии, значение. Содержание в инсектариуме мраморных и мадагаскарских тараканов. Прямокрылые: особенности строения, многообразия, биология, значение. Стрекозы особенности строения, многообразие, биология, значение. Содержание личинок стрекоз в аквариуме. Клопы: особенности строения, многообразие, биология, значение. Жесткокрылые: особенности строения, многообразие, биология, значение. Жуки и клопы Костромской области – наиболее распространённые виды. Содержание жуков и клопов в инсектариуме. Бабочки: особенности строения, биологии, многообразие, значение. Бабочки Костромской области. Перепончатокрылые: наездники, пилильщики, осы, пчёлы, муравьи – особенности строения, биологии, многообразие, значение. Двукрылые: комары и мухи: особенности биологии, многообразие, значение. Вредные и полезные насекомые. Интересные факты о насекомых. Экзотический инсектариум. Содержание тропических бронзовок, палочников. Устройство водного инсектариума. Викторина. Практическая работа: наблюдение за насекомыми в природе и инсектариуме. Микроскопирование и зарисовка насекомых. Работа с коллекциями, определение насекомых. Подготовка докладов и рефератов. 7.Основы экологических знаний. Экологические проблемы Костромской области: загрязнение воздуха, воды, почвы. Способы определения загрязнённости. Животные и растения – индикаторы загрязнений. Изменения в мире животных, как результат загрязнений. Разрушение почв. Проблемы исчезновения лесов. Исчезновение природных сообществ, их сохранение, восстановление. Практическая работа: определение степени загрязнённости по состоянию животных и растений. Составление списка редких животных и растений, обнаруженных на территории г. Костромы. Подготовка докладов об экологических проблемах Костромской области, России, мира. Уборка мусора на территории станции юннатов и прилежащих территориях. Посадка деревьев и кустарников. 8. Наблюдение и исследования в природе. Правила и методы проведения наблюдений и исследований в природе. Правила оформления коллекций, гербариев. Правила оформления результатов наблюдений и исследований. Практическая работа: проведение наблюдений за растениями, беспозвоночными, птицами. Сбор материалов для зоологических коллекций. Подготовка и оформление результатов наблюдений и исследований. 9.Заключительное занятие. Подведение итогов. Оформление коллекций, гербариев. Викторина. Задания на лето. Педагогический контроль ( 2 год обучения)
Летние задания. 1 год обучения
2 год обучения
г. Костромы. Информационная карта
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН индивидуальной работы в объединении «Юный зоолог», педагог Беляев Ю. В. на 2009-2010 учебный год. План рассчитан на 2 часа в неделю, 70 часов в год.
План досуговых мероприятий в объединении «Юный зоолог» на 2009 – 2010 учебный год. педагог Беляев Ю. В.
|
Программа дополнительного образования детей «юный зоолог» Левашовский пр-т,д. 5,Санкт-Петербург, 197136 тел.(812)235-11-31,Факс(812)235-11-31 | Программа дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод» Программа дополнительного образования детей «Юный цветовод модифицированная, составлена на основе типовой («Программы для внешкольных... | ||
Образовательная программа «юный зоолог» ... | Программа объединения дополнительного образования «Юный эколог» Цель работы объединения «Юный эколог» состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Образовательная программа дополнительного образования кружка «юный художник» Познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, формировать свои эстетические потребности, развивать художественные способности –... | ||
Программа разработана педагогом дополнительного образования Громовым... Дополнительная образовательная программа «Юный солдат» относится к военно-патриотической направленности. Реализуется программа на... | Образовательная программа «Юный зоолог» Автор: Соколова Ирина Ивановна,... Новизна: Данная программа направлена на изучение фауны России; большой раздел отводится для изучения животного мира Костромской области.... | ||
Программа «Юный дизайнер» Дипломант XI конкурса программ дополнительного образования, прошедшего 23 февраля 2015 года на сайте pedmix ru | Конкурс рефератов дистанционной школы «Юный исследователь» Гоголева Ольга Валерьевна, мбоу «оу гимназия №10», педагог дополнительного образования | ||
Авторская программа «Юный исследователь природы» направленность: эколого-биологическая Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Образовательная программа по экологии «Юный натуралист» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы г. Буинска, рт» | ||
Образовательная программа дополнительного образования по спортивному... Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010» | Рабочая программа кружка дополнительного образования эколого биологической... Программа предназначена для учащихся 13-15 лет как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными интересами... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей художественного... Парикмахерское искусство развивается с каждым годом. Связано оно не только со сменой новейших тенденций, но и с изобретением новых... | Образовательная программа дополнительного образования детей Детское... Последние годы астрономия в школе преподаётся лишь в курсе физики в 11 классе. Истории развития взглядов на устройство окружающего... |