Социология общественного мнения





НазваниеСоциология общественного мнения
страница1/5
Дата публикации22.11.2017
Размер0.6 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5


И.Д. Фомичева
СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Рабочий конспект лекций

для слушателей специального отделения

Специалист по связям с общественностью


Москва

2009

Московский Государственный университет им. М.В. Ломоносова

Факультет журналистики

Кафедра социологии журналистики

- - - - - - - - - - - - - - - - - -


Курс призван дать ответы на следующие вопросы:
- Что такое общественное мнение (ОМ)?

- Каков предмет ОМ?

- Какова роль ОМ для различных социальных субъектов ( общество, группы, личность, власть, бизнес)?

- Каковы противоречия в функционировании ОМ?

- Каковы проблемы выявления и изучения ОМ?

- В чем суть и характер отношений между СМИ и ОМ?

- Каковы методы и практика организации исследований общественного мнения?

Темы курса:
1. Социология ОМ в системе социологической науки.

2. Понятие ОМ.

3. Субъект ОМ

4. Мнение как тип суждения

5. Общественное и массовое сознание. Масса как социальная общность

6. Содержание и свойства ОМ

7. Функции и эффективность ОМ

8. Единство формирования и выражения ОМ, его диалогическая природа

9 . Каналы выражения ОМ

10. Методы изучения ОМ. Проблемы опросов

11. ОМ и СМИ

12. Критерии оценки и требования к публикации данных опросов.

РАБОЧИЙ КОНСПЕКТ1
1. Социология ОМ в системе социологической науки
Предмет социологии -"изучение законов трансформации социальной реальности" (23). Эти трансформации изучаются через исследование природы социальных общностей, в которые включен человек, протекающие в них и между ними социальные процессы и социальные отношения.
Предмет социологии ОМ : Теоретический и эмпирический уровни социологии ОМ
Теоретический: природа массовых общностей, массовое сознание, социальная сущность и функции ОМ; субъекты ОМ; процесс формирования ОМ как надындивидуального явления; факторы эффективности влияния ОМ на контрагентов - личность, группы, институты, прежде всего - властные.

Эмпирический: регулярное оперативное измерение ОМ, а также специальные исследования ( Ad Hoc) в отдельных сферах общественной жизни.
Основные направления исследований: роль ОМ в трансформации общественной жизни; ОМ и социальные общности; ОМ и социальные процессы; ОМ и общественные отношения.

Теория социальной коммуникации и ОМ. ОМ как продукт публичной коммуникации, в современном мире – прежде всего СМИ. Роль различных коммуникаций в формировании ОМ. Практическое значение коммуникативных стратегий во взаимодействиях с ОМ.

Основное социальное назначение ОМ – социальный контроль. Еще в 1896-1898 гг. американский социолог Э. Росс опубликовал серию статей, где рассматривал ОМ как проявление социального контроля, взаимоотношения между ОМ и властью. “Лишь преступник или герой остается вне влияния того, что думают о нем другие”. ( Цит. по: 16, с. 142).

Д.Юм: все правительства опираются на мнение.

Понятие “мнение” постепенно перестает соотноситься только с явлением личной репутации.

Впервые понятие ОМ – на французском языке, у Ж.-Ж. Руссо, в середине 18 в. В одном из своих писем он упрекал известного политического деятеля, что он прослыл в общественном мнении сторонником Австрии. Для Руссо ОМ – осуждающая инстанция, его сила и ценность в том, что оно подчиняет людей обычаям, защищает нравственные устои (16, с. 123). У Руссо еще не было соотнесения ОМ и власти; проблематика того и последующего времени концентрировалась вокруг отношений “человек и общественное мнение” : ОМ благоприятно для общего дела, но не для индивида: подавляет, противоречит его потребности в признании личности, ее отличия от других и т.п. Тирания большинства – стойкая метафора, касающаяся влияния ОМ.
“Человек – социальное существо, всегда повернут вовне: ощущение жизни он, по сути, получает лишь через восприятие того, что думают о нем другие” (Руссо, цит. по: 16, с. 127).

Француз Алексис де Токвиль, автор книги “Демократии в Америке”, рассматривал связь возрастания роли ОМ во влиянии на людей с расширением равенства; каждая революция в христианском мире подвигала к росту контроля ОМ.

По мере того, как стираются различия между людьми, каждый из них все острее чувствует свое бессилие перед лицом всех остальных” ( А. Токвиль де. Демократия в Америке. Кн.1-2, М., 1992. С. 465).

19.в, 2-я пол. – Тард Г. “Общественное мнение и толпа”. Дается понятие публики - как части общества по статусу и психологически включенную в обсуждение и решение проблем общественного значения.
Во Франции уже в эпоху Просвещения в газетах - обзоры печати, письма читателей. Предписывается, что именно считать мнением народа. “Народный дух” – это все, что все граждане должны были бы думать, если бы они были добродетельны; в любом случае, это то мнение, которое они должны афишировать, чтобы не иметь неприятностей”(23, с. 59). Сравним с положением в СССР: “все советские люди с гневом и возмущением…”. То есть заявляется от имени людей "правильное" ОМ как заведомо согласное с властной позицией, а последняя – единственно верная.
Рост популярности массовой периодической печати с конца 19 в. Возникновение особого вида социального обследования – опросов аудитории СМИ (straw polls) через газету. 1-е сообщение – в газете “Стар” (США, штат Сев. Каролина). Метод - пресс-опрос. Вырезали и отсылали заполненные анкеты обратно. Только к 1940-м годам появились опросы с отбором опрашиваемых по полу, месту проживания, профессии ( то есть на основе репрезентативной выборки) – их проводили по заказу целого ряда американских газет.

В 1928 г. в США было проведено 85 пресс-опросов, касающихся выборов. С середины 20 века – маркетинговые исследования. Изучение аудитории радио ( Г. Лассуэлл, С. Стауффер, П. Лазарсфельд, Б. Берельсон. Однако о выявлении мнений в этом случае говорить нельзя: это регистрация фактов поведения. Начало применения метода контент-анализа ( Батыгин Г. Лекции по методологии социологических исследований. С.19-21).


2. Понятие ОМ
Философский энциклопедический словарь 2006 г.: статьи “ОМ” нет!..

Исторический характер понятия и феномена ОМ.

ОМ зарождается в процессе борьбы с абсолютизмом, усилиями интеллектуальных элит и буржуазии.

Отличать ОМ от общего мнения. Общее существует в традиционном обществе, в общине как непреложное для всех, единое. ОМ появляется лишь в современном обществе (с распадом феодализма): переход от общего мнения к общественному – сторона трансформации общества в современное ( от промышленного к модерну). Переход от тотального однообразия - к множеству разноуровневых нормативных механизмов, следовательно и к вариантам социально приемлемого мнения; от нормативно партикуляристских (локальных, частных) - к универсальным позициям; от принудительной обязательности “правильного” взгляда - к спектру социально допустимых мнений; от непосредственного общения - к анонимности ( массовое потребление, тайное голосование, анонимные опросы); от нормативного мнения – к “игре сил” на соответствующем публичном поле.

Россия такой переход к обществу модерна еще не завершила (13, 225-226). Он не только не завершен, но идет по принципу “шаг вперед, два назад”. Примеры: указания по освещению исторических событий в последнее время, единообразие в подаче происходящего на телеканалах, сужение партийного представительства в органах власти и т.п.

Постепенно к 20 веку распространяется понимание ОМ и как результата, полученного в опросе.

Наспластование значений понятия ОМ по мере развития социальной практики. Несколько десятков вариантов определения ОМ. Неопределенность понятия “общественное”, но и “мнение” тоже.
Ни одному поколению философов и юристов, историков, политологов и публицистов оказались не по зубам попытки дать четкое определение ОМ” (16, с. 96).

ОМ – это не обозначение чего-то, это классификация многих неопределенностей” ( проф. журналистики Колумбийского ун-та, США, У.Ф. Дэвисон, 1968 г. ( цит. по: 16, с. 97).
"Историки показали, что это неопределенное понятие, возникшее в конце 18 века, всегда обозначало только то, что участники политической игры уславливались в нем видеть" (23,с.306). " Общественное мнение" было всего лишь продуктом символической борьбы, которая велась - как в прессе, так и вне ее - различными категориями лидеров политического мнения, обладавших правом высказывать "общественное мнение".( Там же)

"Общественное мнение" никогда не было "мнением всего народа" (если такое выражение может иметь иной смысл, кроме метонимического, исторически сконструированного политическим полем). Это понятие на самом деле соотносится с огромным полем борьбы социальных элит (политиков, профсоюзных деятелей, журналистов, интеллектуалов и т.д.), которые могут легитимно выражать, абстрагируясь от своих собственных интересов, "общий интерес" или которые, по крайней мере, имеют законное право выступать "от имени народа" или какой-либо его части".(Там же).
П. Шампань: Анализ различных работ показывает, "что в этой области не может существовать "научного" определения, а может быть только социальное определение"(23,с. .88 ).
Словарные и энциклопедические определения ОМ:

Общественное мнение – “1) Специфическое проявление массового сознания, сложное духовное образование,.. выраженное в форме определенных суждений, идей, представлений, вербальных и невербальных оценок, отношение ( скрытое или явное) социальной группы, отдельных общностей к актуальным событиям, фактам, явлениям и проблемам социальной действительности, затрагивающим общие интересы; 2) совместная, заинтересованно ценностная, оценочная и практическая деятельность социальных субъектов и ее результат; 3) социальный институт, обладающий определенной структурой и выполняющий в обществе специфические функции “социальной власти”, задающей нормы, правила, способы деятельности и подчиняющей себе поведение субъектов социального взаимодействия; 4) область социологии, предметом изучения которой является анализ совокупности функционирующих в обществе мнений и суждений.” (Социологическая энциклопедия. В 2-х тт. Т.2. М.: Гардарики, 2003. С.80).

Мнение общественное – “1) отношение различных социальных групп к событиям и конкретным фактам окружающей действительности; 2) выраженное через средства массовой информации дискуссионное суждение различных лиц по поводу общественных проблем или конкретных событий”. ( Кравченко С.А. Социологическая энциклопедия. Русско-английский словарь. М.,2004. С. 221).

.

Общественное мнение - “трудно определяемое понятие, употребляемое различным образом. Возможно, в наиболее общем виде оно означает одобрение или неодобрение публично высказанной позиции и поведения, будучи выраженной определенной частью общества и (обычно) измеряемым через пулы (опросы). Соответственно, его часто упоминают как синоним типа “как известно из данных опроса”, когда речь идет о нравственности, предпочитаемых потребительских брендах, политике или чем-либо еще. Две группы наиболее часто опрашиваемые таким образом – взрослые в работоспособном возрасте (или определяемые как люди в возрасте от 16, 18, от 20 до 65 лет), или все взрослые в возрасте, достигаемом по получении обязательного минимального образования и старше (чаще всего – люди в возрасте от 16-18 лет)” (Oxford dictionary of sociology. Oxf. Univ. Press .2005. P.537).

ОМ – это согласие между представителями одной человеческой общности по вопросу, имеющему важное эмоциональное или ценностное значение, которое должны уважать и индивид и правительство под угрозой быть отвергнутым или свергнутым – по крайней мере в виде компромисса в публичном поведении” (16, с. 253).
Более узкие определения: мнение групп давления, лобби. С 1970-х в Западной Европе – все чаще упоминается ОМ как результат опроса.

Российский философ и социолог Ю.А. Левада: 2 варианта понимания ОМ:
1. распределение показателей, полученных в ходе репрезентативных опросов (“барометр”, “общественная температура”);

2. социальный институт, обладающий определенной структурой и выполняющий определенные функции в данном обществе. Есть ли такое в России? Для этого должны быть лидеры, гражданские свободы, СМИ, политический плюрализм, а “изнутри” – символы, стереотипы, комплексы значений и средств выражения (13, с. 216-217).
ОМ как идеологическое обоснование ("глас народа - глас божий"). Пример: председатель Гостелерадио СССР С.Г. Лапин: нам не нужны социологи: у меня есть письмо от ткачихи, которая пишет, что такие фильмы, как “Наша биография” очень нужны всем советским людям.
Зависимость определения и содержания ОМ от способа его формирования – естественным путем (дискуссия) или через опросы.

Добавим еще одно значение: ОМ как замена названия субъекта – “публика”, “общественность” ( “ОМ нас не поймет” и т.п.).

Общественное мнение как обозначение “общественности”. Кто это – общественность? Тем, кому небезразлично то, что обсуждается, те, кто обсуждает и высказывается. В современном мире - это массовое образование, складывающееся из представителей самых разных частей общества ( по полу и возрасту, статусу и роду занятий).

Конформизм и общественное мнение. Э. Ноэль-Нойман, ее модель "спирали молчания": согласные шумят, несогласные помалкивают ( 16).

Особые трудности с формированием ОМ в современной России. Как институт оно действует при наличии общественности. Но есть ли она в России?

Общественность есть там, где есть гражданское общество - то есть формы объединения граждан вне государственного влияния и зависимости от бизнеса. Слабость гражданского общества в России - это и слабость общественности.
Огромная, превратившаяся в самодовлеющую силу русская государственность боялась самодеятельности и активности русского человека, она слагала с русского человека бремя ответственности за судьбу России и возлагала на него службу, требуя от него смирения”. (Бердяев Н. Избранные произведения. М. 1993.С.63).

История России ХХ века добавила проблем в этом направлении. В этом одна из причин апатии российского населения, слабой сплоченности общественности. Это во многом объясняет то, что происходит с формированием и гражданского общества, и общественного мнения.

Итак, три основных значения термина "общественное мнение":

- институт, оказывающий влияние на различные социальные силы, участвующий в управлении через социальный контроль, осуществляемый путем выражения оценочного отношения к чему-либо;

- распределение показателей отношения к чему-либо, полученное путем специальных процедур, чаще всего - массового опроса;

- синоним понятий "общественность", "публика".


3. Субъект общественного мнения
ОМ возникает после разложения феодального общества: пока есть сословия, всеобщей коммуникации нет (Алекс де Токвиль. См.: 16, с. 194). Появление СМИ ( сначала печатных) и становление ОМ – процессы взаимосвязанные.

Субъект ОМ расширяется исторически, что отражается и в нормах права, в цензах на участие в выборах ( во Франции всеобщее избирательное право – только с 1945 г.!). В демократическом обществе выборы – свободное индивидуальное участие имеющих на то право граждан в выборах. Кто захотел – тот проголосовал; как захотел – так и проголосовал, это типичная ситуация формирования общественного мнения.
Публика, народ, общественность, масса, электорат - “имена” субъекта общественного мнения.

Процессы, происходившие при переходе от феодального общества к капиталистическому: расширение зоны массового производства и массового потребления;

Расширение рамок функционирования массы вширь и вглубь, дестратификация (размывание рамок социальных слоев) в капиталистическом обществе, усиление социальной мобильности, умножение всевозможных социальных связей и отношений в жизни всех без исключения социальных субъектов, движение от жестких структур к гибким и эластичным, открытым для входа и выхода ( 7, с. 178-196).

Роль урбанизации и индустриализации в процессе массовизации субъекта ОМ. Новое ОМ - опросы. Вытесняет старое к середине 20 века. В Западной. Европе до 2-й половины 19 века субъект ОМ - в основном элита. Позже - массовые организации - партии, профсоюзы, шире чем большинство в парламенте. До тех пор воля народа - только у компетентных представителей. Мнение самой общественности сложилось к концу 19 века (23, с. 70)
Общественность, в 20 веке особенно, пережила серьезный сдвиг в функционировании:

П. Шампань: в 20 веке понятие ОМ более неопределенное, “а его определение стало ставкой в игре между социальными группами” (23, с. 77). Дело в массовизации процессов жизни: от клановой, общинной однозначной предопределенности поведения и сознания – к вероятностным их проявлениям. Расширение свободы выбора в поведении, предпочтениях, возрастание роли объединений людей по сходству вкусов, симпатий, интересов, а не принадлежности к социальной группе ( т.е. в социально-психологические общности). Идентичности и солидарности – новые способы “сцепления” людей в социально-психологические общности в последние десятилетия ( см., в частности: Психология самосознания. Самара, 2003).

Множатся различные внегрупповые объединения: движения, аудитории отдельных каналов СМИ, потребители определенных товаров и услуг, в частности “социально окрашенных” – престижных, любительские ассоциации и клубы (см. 7, 162).Это социальная основа для выхода индивидуумов за рамки групп в другие социальные пространства, для появления все новых и новых “неклассических” общностей.

Группы на расстоянии - общественность. Может иметь территориальные и социальные рамки, то носить локальный или внутриклассовый характер. Таким образом внутри общенациональной общественности/публики можно выделять сектора.

ОМ должно занимать публичное пространство – то, где различные сектора общественности встречаются с властью. Историческое расширение публичного пространства – сферы, где общество/общественность коммуницируют с властью.

Отсутствие реальной публичной политики в России, замена ее отдельными показательными акциями ( выступление первых лиц по телевидению с ответами на заготовленные вопросы и раздачей “царских” милостей) – часть проблем, складывающихся в процессе функционирования ОМ.

Историческое расширение публичного пространства – сферы, где общество/общественность коммуницируют с властью.
"Что общего между малой локальной группой и первичной группой, представленной совокупностью крестьян одной коммуны, знающих друг друга, связанных отношениями взаимопомощи и/или родства, ведущих чаще всего одинаковый образ жизни и имеющих одинаковые мнения, публично высказанные каждым, благодаря чему группа укрепляет и поддерживает свою сплоченность, или группой профессионалов,...не обязательно знакомых друг с другом, но имеющих общие профессиональны интересы и стремящихся их защищать, или, наконец, группой частично номинальной, статистической, абстрактной, или, если угодно, идеологической, такой, например, как "земледельцы" или тем более "французы"(23, с. 258).

Общности органические и статистические. ОМ может определяться как в тех, так и в других. Но это будет разное ОМ – или естественно сложившееся, пережившее процесс публичного обсуждения, или искусственно вызванное опросами населения или его части.

Из феномена, традиционно ограниченного рамками тех или иных “замкнутых” общностей, традиционных групп (родовых, этнических, “цеховых”, профессиональных и т.п.), а в более широких масштабах проявлявшегося лишь спорадически, ОМ превращается в постоянно действующий и, главное, действенный элемент современного государства, выступая наряду с “классическими общностями” (группами) в качестве относительно самостоятельного агента” (7, с. 163).

Нарастает значение и масштаб деятельности различных секторов так называемой общественности, “выступающих носителями широкого (например, действующего в границах отдельных государств, а также за их пределами)общественного мнения” (7, с. 163).
Ноэль-Нойманн: Юридически значение слова "общественное" означает открытость, доступность каждому, в отличие от частного (private - отделять, присваивать) (16, с. 100).
"Носители общественного мнения - это люди, готовые и способные со всей ответственностью высказываться по общественно значимым вопросам и осуществлять критику и контроль правительства снизу" ( 16, с. 101).

Появление массы – массового потребителя, избирателя, читателя – отнюдь не устраняет ни профессиональных, ни статусных, ни индивидуальных различий между людьми, но формирует особый тип социального пространства (или, скажем, новую сцену социального действия) ( 13, с. 254).

Человек массы” – в отличие от “человека толпы” и “человека организации” – может выбирать образец поведения, кумиров, кандидатов” ( 13, с. 254).

В работе "Общественное мнение и толпа" Г. Тард впервые говорит об "общественности", исследуя новые способы соединения людей. От толпы - к манифестациям (здесь уже не спонтанность, а продуманность!), через которые общественность выражает себя. Связь между новыми формами коллективной деятельности и общенациональной прессой. Отсутствие интереса к общенациональным общественно-политическим СМИ - признак политической апатии общества. До появления общенациональной прессы общественности нет, есть множество не связанных локальных общественностей.

Относительность определения ОМ, связанная с политической позицией исследователя: в советское время признавалось наличие общественного мнения как атрибута народа ("весь советский народ единодушно одобряет", "весь советский народ единодушно осуждает"). Так или иначе признается зависимость легитимности действий власти от поддержки ОМ, а потому ссылка на ОМ привлекается в качестве обоснования принятия решений.

Элитарное / экспертное мнение предстает и как часть ОМ и как его контрагент. Важность подпитки ОМ экспертным мнением. Использование экспертного мнения в манипуляциях ОМ.


Процесс индивидуализации/атомизации участия в общественных отношениях: не через род, племя, касту, цех, но через индивидуальный выбор. ОМ соотносится с индивидуумом “поверх барьеров” (минуя рамки групп), силой морального давления.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Социология общественного мнения iconРабочая программа дисциплины Социология общественного мнения Направление...
Предоставить базовые теоретико-методологические подходы к исследованию общественного мнения. Вооружить студентов конструктивными...
Социология общественного мнения icon«Современные теории и практики социологического изучения общественного мнения»
Определить предмет и место социологии общественного мнения в системе социологического знания, а также ее взаимосвязь с другими общественными...
Социология общественного мнения iconПрограмма дисциплины «Социология общественного мнения»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Социология общественного мнения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 3 курса направления 040100....
Социология общественного мнения iconПрограмма дисциплины Коммуникативные технологии формирования общественного мнения
Предметом курса является общественное мнение и коммуникативные технологии как сфера деятельности, связанная с анализом и управлением...
Социология общественного мнения iconПримерной программы наименование дисциплины: «Социология общественного...
Дисциплина способствует политической социализации студентов, формированию способностей анализировать общественное мнение
Социология общественного мнения iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский...
Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социологические проблемы изучения общественного мнения» по специальности...
Социология общественного мнения iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социологические...
Автор: Р. В. Хацевич, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры «Социальных наук»
Социология общественного мнения iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социологические...
Автор: Р. В. Хацевич, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры «Социальных наук»
Социология общественного мнения iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Примерная программа дисциплины «Социологические проблемы изучения общественного мнения» федерального компонента цикла опд. Ф. 15...
Социология общественного мнения iconОтчет по теме: «Исследование общественного мнения о деятельности...
«Исследование общественного мнения о деятельности органов внутренних дел (полиции) в 85 субъектах Российской Федерации»
Социология общественного мнения icon3-6 Компьютерные игры в зеркале общественного мнения
Приложение Изучение влияния компьютерных игр на устойчивость внимания
Социология общественного мнения iconИнженерно-экономический университет
Социологические проблемы изучения общественного мнения (методические указания к проведению семинарских занятий)
Социология общественного мнения iconПрограмма дисциплины «Коммуникативные технологии формирования общественного...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Социология общественного мнения iconПравославного Гуманитарного Университета Православие и современность....
Русская духовная журналистика и подготовка общественного мнения к восприятию церковной реформы
Социология общественного мнения iconИндекс социальных настроений татарстанцев в рамках проекта «Изучение...
Саратовская областная организация Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск