МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«российский государственный педагогический университет им. а. и. герцена»
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Методология и методы научного исследования ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
подготовки магистра по направлению
"050100 - Педагогическое образование"
магистерские программы:
Мониторинг качества образования
Высшее образование
Сравнительное образование
Социальная педагогика
Духовно-нравственное воспитание
Образование взрослых
Педагогическая инноватика
Педагогика дистанционного образовательного взаимодействия
Социально-педагогические технологии развития культуры чтения
Воспитательная деятельность с молодежью
Дополнительное образование детей
Педагогическая антропология
Квалификация (степень) выпускника: магистр
Утверждено на заседании кафедры
педагогики
Протокол № ____ от ______ 2011 г.
Зав. кафедрой
__________________С.А.Писарева
|
| Утверждено на заседании Ученого Совета психолого-педагогического факультета
Протокол № ___ от _______ 2011 г.
Председатель Совета
_______________________ В.В. Семикин
|
Санкт-Петербург
2011 г. ДИСЦИПЛИНА
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Трудоемкость и аттестация по дисциплине
Дисциплина / семестр
| Трудоемкость
| Аудиторная наг
рузка, часы:
| Форма итоговой аттестаци
| Всего кредитов из них на:
| Всего часов на теоретиче обучение
| из них:
| Лекции
| Практиче ские занятия
| Лаборатор ные
занятия
| Аудиторная
нагрузка
| Самостоят ельная работа
| Методология и методы исследования
| 3/0
| 108
| 28
| 80
| 14
| 14
| 0
| Диф.зачет/ 1
|
Цель и ожидаемые результаты изучения дисциплины: формирование у студентов компетенций:
способности к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);
способности анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5).
Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты:
Знали:
методологию проведения исследования
основные этапы проведения исследования и значимость каждого этапа исследования
суть основных методологических компонентов исследования
требования к исследованию в гуманитарной сфере научного знания
как использовать различные педагогические методы исследования
Умели:
применять результатов научных исследований при решении конкретных исследовательских задач;
осуществлять поиск и отбирать информацию, необходимую для решения конкретной исследовательской задачи;
подбирать методы для исследования образовательной практики;
использовать основные методы статистической обработки экспериментальных данных.
выделять проблемы современной педагогики и образовательной практики;
проводить экспертизу результатов исследования: оценивать актуальность научного исследования, устанавливать связь основных методологических характеристик;
использовать понятийно-терминологический аппарат изучаемой дисциплины и язык науки.
Владели:
основными методами решения задач, относящихся к методике педагогического исследования
способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования;
технологией презентации результатов исследования, анализа результатов научных исследований;
методами поиска научных источников, развивающих методологическую компетентность и исследовательскую культуру.
Содержание дисциплины с указанием тем и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы
-
№ п/п
| Название темы с кратким содержанием
| Виды занятий, часы
| Самостоятельная работа, часы
| Всего часов
| Лекции
| Практические занятия
| Лабораторные занятия
| 1.
| Тема 1. Знание и наука как результат познавательной деятельности человека. Цикличность во взаимодействии педагогической науки и образовательной практики. Особенности познания в педагогической науке. Исследовательская деятельность как способ получения нового педагогического знания. Критерии научного знания. Взаимосвязь научно-теоретического и художественно-образного познания педагогической действительности.
|
1
|
2
|
нет
|
10
|
13
| 2.
| Тема 2. Теория как наиболее развитая форма научного знания. Структура теории. Концепция как определенный способ понимания явления, как руководящая идея. Понятия-термины как отражение предметной основы науки. Особенности и критерии научной терминологии (точность, краткость, однозначность, дефинитивность, системность и др.). Педагогические парадигмы. Многозначность понятия "парадигма". Гуманитарная и естественнонаучная парадигма. Научно-исследовательские программы.
|
1
|
2
|
|
0
|
3
| 3.
| Тема 3. Методология научно-педагогического исследования. Сущность методологии. Многозначность понятия методологии. Методология науки. Философская методология. Общенаучная и частно-научная методология. Методология как исходные научно-теоретические и мировоззренческие основания научного поиска. Методология как система методов исследования и преобразования педагогических явлений, процессов, отношений. Особенности современной методологической ситуации. Актуальные методологические проблемы педагогики. Критерии непротиворечивости в выборе методологических основ исследования.
|
2
|
0
|
нет
|
12
|
14
| 4.
| Тема 4. Сущность и логика педагогического исследования. Выделение проблемы исследования как области непознанного. Постановка проблемы как исходный этап исследования и основа выбора исследовательской темы. Объектная и предметная области педагогического исследования. Целевой компонент исследования. Соотношение цели и задач исследования. Функции гипотезы. Типы гипотез в научном исследовании. Требования, предъявляемые к гипотезам. Определение логики, этапов, последовательности решения задач в зависимости от типа исследования. Выбор методов, адекватных цели и задачам исследования.
| 4
| 6
|
| 16
| 26
| 5.
| Тема 5. Понятие о методах исследования. Общая характеристика методов педагогического исследования. Различные подходы к классификации методов исследования. Метод, методика, исследовательская процедура. Характеристика и функции методов исследования. Возможности и ограничения различных методов. Этические нормы и регулятивы в использовании различных методов педагогического исследования.
| 2
| 2
|
| 6
| 10
| 6.
| Тема 6. Гуманитарные методы педагогического исследования как отражение взаимосвязи педагогики с различными областями человекознания, процесса гуманитаризации науки. Педагогика и герменевтика. Педагогическая интерпретация различных текстов: автобиографий, воспоминаний, сочинений, самоотчётов, эмпатических бесед, результатов творческой деятельности, дневников, художественной и документальной прозы и др. Эвристическая ценность гуманитарных методов.
| 2
| 0
|
| 4
| 6
| 7.
| Тема 7. Педагог-исследователь как субъект творческой деятельности. Особенности исследовательской деятельности как творческого процесса. Значение субъективно-личностной позиции исследователя в научном поиске. Взаимосвязь мировоззренческой, научной и нравственной позиции ученого. Исследователь и научное сообщество. Роль научной кооперации в исследовательской деятельности. Виды и формы коллективного взаимодействия в науке, каналы научной коммуникации в педагогике. Идеалы и нормы научного исследования.
| 1
| 0
|
| 0
| 1
| 8.
| Тема 8. Основные виды представления научно-исследовательской работы и исследовательских данных. Их номенклатура, специфика, назначение. Требования к различным формам научных работ (цель, структура, объём, стилистика, цитирование, ссылка на использованные источники, оформление и т.д.) Оформление магистерской диссертации.
| 1
| 2
|
| 12
| 15
|
| Содержание вариативной самостоятельной работы
|
|
|
| 20
| 20
|
| Итого:
| 14
| 14
|
| 80
| 108
|
Интерактивные формы занятий:
-
№ темы
| Формы
| 1-8
| Учебные групповые дискуссии: обсуждения методологических проблем (методы, приемы решения, выбор оптимального способа решения и т.п.)
| 4,6
| Проектирование методологии микроисследований
| 8
| Презентация методологии микроисследований и их обсуждение
|
Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины: Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:
№ п/п
| Темы дисциплины
| Содержание самостоятельной работы студентов
| Количество часов
| 1.
| Тема 1. Знание и наука как результат познавательной деятельности человека.
| Рекламный проспект книги
| 10
| 2.
| Тема 3. Методология научно-педагогического исследования.
| Анализ методологического аппарата автореферата
| 12
| 3
| Тема 5,6. Понятие о методах исследования.
| Анализ ОЭР по материалам автореферата
| 10
| 5.
| Тема 4. Сущность и логика педагогического исследования.
| Модель педагогического исследования
| 16
| 6.
| Тема 8. Основные виды представления научно-исследовательской работы и исследовательских данных.
| Выступление с докладом на конференции
| 12
| Итого:
| 60
|
Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:
№ п/п
| Темы дисциплины
| Содержание самостоятельной работы студентов
| Количество часов
| 1.
| №№ 1,2
| Анализ актуальных проблем исследования. Составление кластера проблем (с учетом специфики ОП).
| 4
| 2.
| №№ 3-8
| Разработка методологии коллективного исследования с учетом специфики ОП.
| 10
| 3
| №№1-7
| Саморефлексия образовательных достижений.
| 6
| Итого: 20
|
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
Вершинина Н.А., Загузов Н.И., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Современное диссертационное исследование по педагогике: монография. – Саратов, 2006.
Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: Новый этап: Пособие для студ вуза. – М.: ИЦ «Академия», 2006.
Лаптев В.В., Писарева С.А. Современные диссертационные исследования в сфере образования: гуманитарные основания оценки качества. Научно-методические материалы. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. - М.: Синтег, 2007.
б) дополнительная литература:
Анисимов О.С.Основы методологического мышления. - М., 1989.
Введение в методику педагогического исследования (материалы к спецкурсу). Автор-составитель Л.И.Даргевичене. - СПб., 1997.
Голубев Н.К. Методология и методы социально-педагогической диагностики. - СПб., 2001.
Зинченко А.П. Понятие о практической науке // Вопросы методологии. -1991.- 1. - С.65-70.
Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов-магистрантов. – М., 1997.
Роботова А.С. Гуманитарный текст в педагогическом познании и преподавании педагогики: научно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогических исследований. - М., 1989.
Эко Умберто. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. Учебно-методическое пособие. – М.: Книжный дом «Университет», 2003.
в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
Виртуальный педагогический институт // [Электронный ресурс] - // Режим доступа: http://edu.emissia.org, свободный
Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - URL: http://www.emissia.org/offline/2009/1367.htm . - Гос.рег. 0420900031. ISSN 1997-8588.
Эйдос. Интернет журнал // [Электронный ресурс] - // Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/, свободный
г) электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Федеральный портал Российское образование. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.edu.ru/index.php?page_id=242
Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена. Режим доступа: http://lib.herzen.spb.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp
д) Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Компьютерный класс с выходом в Интернет на 25-30 человек.
Мультимедийная аудитория.
Программное обеспечение: пакет программ Office, обозреватель интернет, программы для проигрывания видео и аудиофайлов.
Краткое содержание итоговой аттестации по дисциплине Итоговая аттестация: Осуществляется в форме дифференцированного зачета, при этом проводится оценка компетенций, сформированных по дисциплине. Оценка компетенций, сформированных по дисциплине:
Компетенция
| Контрольно-измерительные материалы оценки сформированности компетенции
| ОК-3
| Все задания для самостоятельной работы обязательная часть (ОСР -1-7), вариативная часть (ВСР - 1-7)
| ПК-5
| Оценивается в процессе проведения занятий в интерактивных формах
|
Зачет осуществляется на основе балльно-рейтинговой системы при получении студентом баллов (из возможных 100) за самостоятельное выполнение заданий, предложенных преподавателем:
60-68 баллов - "удовлетворительно" 69-84 баллов - "хорошо" 85-100 баллов - "отлично" Разработчики: РГПУ им. А. И. Герцена
дпн, доцент каф. педагогики Вершинина Н.А.
Эксперты: РГПУ
им. А. И. Герцена |