Пахомова Вера Алексеевна,завуч Доклад на семинаре по теме: «Формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения»





Скачать 82.78 Kb.
НазваниеПахомова Вера Алексеевна,завуч Доклад на семинаре по теме: «Формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения»
Дата публикации05.09.2013
Размер82.78 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > География > Доклад
Пахомова Вера Алексеевна,завуч

Доклад на семинаре по теме:

«Формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения».

Происходящие существенные изменения в системе российского образования, активная гуманизация которого укладывается не только в российскую логику реформ, но и является отражением общемировых процессов, привели к тому, что на смену единообразной школе, сориентированной на «среднего» ученика, пришла личностно-ориентированная профильная школа. Формирование инициативной, творческой, профессионально мобильной, функционально грамотной личности начинается в школе. Именно в школе формируются интересы и склонности обучающегося, определяется путь продолжения образования. Осознанно выбранный им профессиональный путь в старших классах является важным условием самореализации в будущем.

В качестве основного фактора обновления образования, исходя из «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития. Поэтому необходимо создать систему мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, что способствует организации профориентационной работы со старшими школьниками, нацеленной с одной стороны, на удовлетворение рынка труда в кадрах в регионе, а с другой — на формирование профессионального самоопределения старших школьников.

За последние годы взгляд на профессиональное самоопределение школьников несколько изменился, и изменения эти связаны, в первую очередь, с тем, что концепция модернизации российского образования предполагает введение предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников на старшей ступени общего образования.

Переход к профильной школе позволяет рассматривать процесс профессионального самоопределения старших школьников поэтапно; выбор профиля обучения, проверка правильности выбора профиля обучения и как результат — выбор профессии. Введение профильного обучения, способствуя установлению доступа к полноценному образованию разным категориям школьников в соответствии с их способностями и потребностями, оказывает положительное влияние на ориентацию учащихся в сфере будущей профессиональной деятельности и на их профессиональное самоопределение.

Формирование профессионального самоопределения старшеклассников мы рассматриваем как организацию их деятельности на этапах предпрофильной подготовки и профильного обучения, в процессе которых каждый старший школьник осуществляет профильное самоопределение (через формирование профильных и профессиональных интересов), выбор профиля обучения, а, впоследствии, и выбор профессии. В подобном подходе рассмотрения процесса профессионального самоопределения приоритетные позиции занимает личность, ее планы, связанные со способностями, интересами, потребностями. С другой стороны, этот процесс характеризуется двуплановостью: включает развитие способности старших школьников выбирать профиль обучения и будущую профессию путем самоанализа, анализа профессий, прохождения профессиональных проб и предполагает оценку результатов выбора профиля обучения и будущей профессии.

Таким образом, профессиональное самоопределение школьников в процессе профильного обучения на современном этапе развития общества рассматривается нами как целостный, долговременный процесс определения позиций личности в профессиональной деятельности на основе собственного волеизъявления, включающий в себя избирательно-положительное отношение личности к определенному профилю обучения и направленный на самореализацию личности в единстве общенаучных, учебных, профильных и профессиональных интересов.

Формирование профессионального самоопределения школьников представляет собой совокупность последовательных операций, направленных на получение старшеклассниками знаний о человеке, о мире профессионального труда, соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности, и включает несколько этапов:

  • изучение интереса подростков к будущему профилю обучения;

  • формирование представлений о себе и мире профессий старшими школьниками;

  • приобретение школьниками знаний, способствующих овладению выбранной профессией;

  • соотнесение себя с профессией.

Социум, в котором формируются и реализуются профессиональные планы старшеклассников, неодинаков. Воздействие мировых экологических, демографических, экономических, военно-политических процессов отражается на их сознании, поведении и отношении к действительности. Поэтому необходимо отметить группы факторов, влияющих на формирование профессионального самоопределения личности: объективные и субъективные.

В качестве объективных факторов мы выделили: социально-экономические условия жизни людей, духовную культуру общества, средства массовой информации, наличие промышленных предприятий, сеть высших, средних и профессионально-технических учебных заведений, средства массовой коммуникации и др.

В группу субъективных факторов мы отнесли: желание старших школьников получить высшее образование, мотивы выбора профиля обучения и профессии, интерес к профессии; способности, склонности, потребности, ценностные ориентации, сознательная потребность школьников не только в получении знаний, но и выработке собственных взглядов и убеждений; потребности старшеклассников в формировании научного мировоззрения, расширении кругозора; стремление к самостоятельности, их потребность в самопознании и самоутверждении; внутреннее побуждение к самореализации, определению жизненных перспектив; осознание личностью своих возможностей в достижении поставленных целей; направленность на будущую профессию и др.

На группу объективных факторов мы повлиять не можем, но их необходимо учитывать при формировании профессионального самоопределения старшеклассников. Субъективные же факторы необходимо использовать для корректирования воспитательно-образовательного процесса школы, в целях повышения вероятности осознанного выбора школьниками профиля обучения и в дальнейшем будущей профессии.

Как показали исследования, выбор профессии школьники считают важным этапом в становлении своих жизненных планов, а потому они положительно оценивают введение в школьном образовании предпрофильной подготовки и профильного обучения, предполагая, что это им поможет в выборе будущей профессии и получении высшего образования, которое является основным направлением в реализации их профессиональных планов.

В то же время существует разрыв между тем, на что ориентированы старшеклассники, и тем, что объективно могут им предложить на современном рынке труда работодатели. Такое противоречие объективно связано с изменениями социально-экономического развития регионов на рубеже столетий, смены идеологических ориентиров. В связи с этим необходимо обратить внимание на особенности образовательной практики, влияющие на формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения.

Следовательно, перед образовательными учреждениями стоит задача организации профессиональной ориентации старших школьников с учетом потребности специалистов в регионе, предоставлении им информации о предприятиях, потребности в специалистах и соответствующих учебных заведениях, где можно получить образование по специальностям.

Также проводимые исследования показали, что учителя школ не готовы к решению проблемы формирования профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения. Опрос учителей показал, что только 49% респондентов «частично удовлетворены» своей подготовкой к реализации поставленных задач, 28% — «не удовлетворены» и 23% затруднились ответить на этот вопрос.

Среди причин неготовности педагогов школ к работе по профильному обучению и формированию профессионального самоопределения старших школьников сами учителя относят:

  • отсутствие практической подготовки к этой деятельности;

  • недостаток внимания и времени для ознакомления с особенностями профильного обучения и формированием профессионального самоопределения старшеклассников;

  • неполное использование возможностей школы для изучения индивидуальных психологических особенностей старшеклассников и организации профконсультаций;

  • недостаточная материально-техническая база школ и др.

Исходя из концепции профильного обучения, предпрофильная подготовка школьников осуществляется в 9 классах. Формирование профессионального самоопределения старших школьников достигается в том случае, если в целостном процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения школьникам оказывается психолого-педагогическая помощь со стороны педагогического коллектива, компетентного в данных вопросах. Но учителям-предметникам не всегда известны те профессии, в которых нуждаются предприятия региона, по которым средние и высшие учебные заведения готовят специалистов. Кроме этого у них нет полной информации о профилях обучения, которые желали бы выбрать учащиеся. Выбор профиля обучения, как правило, определяется в школе из возможностей школы, а не из желания школьников. Это, естественно, отрицательно отражается на характере предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников.

Знания школьников об условиях труда и будущей профессии также недостаточные. На наш взгляд, формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения будет результативным, если определены педагогические условия. К ним мы отнесли:

  • моделирование формирования профессионального самоопределения школьников в процессе профильного обучения;

  • организацию урочной и внеурочной деятельности по формированию профессионального самоопределения в процессе профильного обучения;

  • использование результатов исследований для корректирования формирования профессионального самоопределения старшеклассников в процессе профильного обучения.

В результате анализа теории и практики формирования профессионального самоопределения молодежи мы выделили три группы требований обеспечивающих формирование профессионального самоопределения школьников в процессе профильного обучения:

дидактические (к созданию учебной базы для проведения занятий и самостоятельной работы школьников, к разработке тематических планов и учебно-методических материалов для проведения занятий);

организационные (к взаимосвязи учебных дисциплин на методическом и дидактическом уровне, построение формирования профессионального самоопределения на принципах личностно-деятельностного подхода);

методические (к разработке содержания внеурочной деятельности старшеклассников, обеспечивающей формирование их профессионального самоопределения, к моделированию профессиональных ситуаций, в которых формируется профессиональное самоопределение).

Рассмотренные педагогические условия формирования профессионального самоопределения школьников в процессе профильного обучения, позволяют нам организовывать работу с учащимися, таким образом, что возрастает их интерес к учебным предметам, повышается ответственность выбора профиля обучения и профессии, а урочная и внеурочная деятельность по формированию профессионального самоопределения школьников приносит им удовлетворение, в результате чего старшеклассники смогут составить обоснованный личный профессиональный план и запасные варианты выбора профессии.

Я хочу вам представить нашего психолога Круглову О.А. благодаря которой в этом году МУК начал работу по программе психолого-педагогического сопровождения профориентационной работы «Путь в профессию»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пахомова Вера Алексеевна,завуч Доклад на семинаре по теме: «Формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения» iconРазвитие интеллектуальной одаренности и творческих способностей учащихся...
Маслова Вера Алексеевна, учитель математики, руководитель методического объединения математиков моу сош №65, г. Воронеж
Пахомова Вера Алексеевна,завуч Доклад на семинаре по теме: «Формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения» iconПредпрофильный курс по выбору "Социальные сервисы We 0" Соловьева Татьяна Александровна
Компетентностный подход предполагает создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе...
Пахомова Вера Алексеевна,завуч Доклад на семинаре по теме: «Формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения» iconПрограмма элективного курса по литературе «умейте владеть словом»...
«системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию...
Пахомова Вера Алексеевна,завуч Доклад на семинаре по теме: «Формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Активизация процесса профессионального самоопределения, формирование у подростков готовности самостоятельно и осознанно строить...
Пахомова Вера Алексеевна,завуч Доклад на семинаре по теме: «Формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведен на семинаре по теме Формирование компетентностей учащихся в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова...
Пахомова Вера Алексеевна,завуч Доклад на семинаре по теме: «Формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения» iconРабочая программа педагога попова Алексея Владимировича элективный...
Институт профессионального самоопределения молодёжи рао определяет этот процесс как «…формирование личностью своего отношения к профессионально-трудовой...
Пахомова Вера Алексеевна,завуч Доклад на семинаре по теме: «Формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения» iconАчкасова Вера Алексеевна
Опредаление 10 кандидатур педагогов и руководителей для награждения отраслевами наградами
Пахомова Вера Алексеевна,завуч Доклад на семинаре по теме: «Формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения» iconДоклад на тему «Система типовых заданий для формирования личностных...
Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого...
Пахомова Вера Алексеевна,завуч Доклад на семинаре по теме: «Формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Перми, учителя г. Перми и Пермского края: Алёшкина Татьяна Васильевна, Белова Вера Михайловна, Борцова Вера Владимировна, Караваева...
Пахомова Вера Алексеевна,завуч Доклад на семинаре по теме: «Формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения» iconИсследовательская работа по теме: «Особенности преподавания истории...
I. Цели и задачи обучения истории в старших классах основной школы
Пахомова Вера Алексеевна,завуч Доклад на семинаре по теме: «Формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения» iconРабочая программа элективного курса «Основы экономики на немецком языке»
Целью данного курса является обеспечение учащимся старших классов возможности построения индивидуального образовательного плана и...
Пахомова Вера Алексеевна,завуч Доклад на семинаре по теме: «Формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения» iconПроекта
Формирование профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов в урочной и внеурочной деятельности по предмету биология
Пахомова Вера Алексеевна,завуч Доклад на семинаре по теме: «Формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения» iconТема: Формирование правовой грамотности и правовой культуры во внеурочной...
Проблемы формирования правовой грамотности и правовой культуры старших школьников во внеурочной деятельности
Пахомова Вера Алексеевна,завуч Доклад на семинаре по теме: «Формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения» iconУчебно-методический план элективного курса для профильного обучения школьников
Практическая работа Исследование физических и химических свойств некоторых кислот
Пахомова Вера Алексеевна,завуч Доклад на семинаре по теме: «Формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения» iconУрока 18. 12. 2013г Данные об учителе: Анохина Вера Алексеевна
Оборудование: компьютер, медиа проектор, музыкальный центр, музыкальный инструмент
Пахомова Вера Алексеевна,завуч Доклад на семинаре по теме: «Формирование профессионального самоопределения старших школьников в процессе профильного обучения» iconРеферат Формы профильного обучения в современной школе
Это основная форма, однако, перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск