Движение молекул. Диффузия Цели : раскрыть содержание понятия «диффузия»





Скачать 52.56 Kb.
НазваниеДвижение молекул. Диффузия Цели : раскрыть содержание понятия «диффузия»
Дата публикации28.09.2013
Размер52.56 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Движение молекул. Диффузия

Цели: раскрыть содержание понятия «диффузия», установить причины ее возникновения, выявить причинно-следственные связи обстоятельств, вызывающих процесс диффузии, определить место и значение явления диффузии в жизни живой и неживой природы; продолжить формирование умений: объяснять содержание понятия, выделять главное в объяснении учителя, делать вывод по результатам наблюдения, эксперимента.

Оборудование: микроскоп, сосуд с молоком, пипетка, два сосуда с горячей и холодной водой, кристаллики перманганата калия, линейка.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

а) Показательный ответ.

б) Фронтальный опрос по вопросам в учебнике.

в) отчет учащегося о проведении домашнего эксперимента.

II. Изучение нового материала.

1. Формирование представлений о движении молекул всех веществ, о понятии «диффузия».

а) Вводное слово учителя.

В небольшой деревеньке в аптеку зашел фермер и попросил растирку для его заболевшей коровы. Но так получилось, что вместо растирки аптекарь дал ему по ошибке флакончик с духами. На следующий день в аптеку ворвался разъяренный фермер.

– Послушайте, что вы наделали! Вчера вы мне, оказывается, дали вместо растирки духи и я намазал ею свою Малинку!

– Кого?

– Корову!

– Надеюсь, ей не стало от этого хуже, – стал успокаивать его аптекарь.

– Хуже… Не то слово… – завопил фермер...

Как вы думаете, что случилось дальше?

– Да она, проклятая, не хочет теперь ни есть, ни пить, не пускает доить себя, а все ходит и ходит, вдыхает запах, потом тяжело вздыхает и все время смотрится на свое отражение в пруду…

Конечно, это шутка. В ней отражено одно удивительное явление, связанное со строением вещества. Что это за связь? Об этом поговорим позже…

б) Давайте подумаем над вопросом… Вы знаете, что краска представляет собой мелкие кусочки, взвешенные в растворителе, например в воде. Почему кусочки краски достаточно долго не оседают на дно банки, хотя их плотность намного больше плотности воды?

Заслушиваем предположения учащихся.

в) Итак, мы знаем, что вещества состоят из молекул, между которыми есть промежутки. Как ведут себя эти частицы? Возможны два варианта: 1) они находятся в покое – «вечный покой сердце вряд ли обрадует…» либо 2) находятся в движении. Если повесить на веревку мокрое белье, то оно через некоторое время высохнет. Если смочить ватку духами, то очень скоро этот запах почувствуют все, кто будет находиться в комнате. Подобные явления заставили задуматься древних мыслителей. Вот что написано об этом Титом Лукрецием Каром в поэме «О природе вещей»:

Вот посмотри: всякий раз, когда солнечный свет проникает

В наши жилища и мрак прорезает своими лучами,

Множество маленьких тел в пустоте, ты увидишь, мелькая,

Мечутся взад и вперёд в лучистом сиянии света.

г) Проверить предположение о том, что молекулы движутся, очень сложно. Сложность заключается в том, что молекулы очень малы и само их движение наблюдать невозможно. Однако можно наблюдать явления, которые являются следствием движения молекул.

1) Броуновское движение молекул. Его наблюдал в 1827 году английский ботаник Роберт Броун с помощью микроскопа. Броун следил за поведением частичек цветочной пыльцы, взвешенных в воде. Он заметил, что частички совершают беспорядочное движение; они как бы дрожат в воде.

Демонстрация компьютерной модели броуновского движения.

Аналогия – дети купаются в пруду и играют с громадным мячом. Наблюдатель находится на борту самолета. Что он будет видеть? Как это можно объяснить? Как можно объяснить такое поведение частичек пыльцы?

2) Д/э. Наблюдение броуновского движения капелек жира в молоке при помощи микроскопа.

3) Работа по учебнику.

– Каков характер движения молекул в веществе? Выберите два основных параметра движения молекул в веществе. Молекулы движутся БЕСПОРЯДОЧНО (хаотично) и НЕПРЕРЫВНО.

д) Представление о диффузии. Обсуждаем результаты диффузии медного купороса и воды.

2. Формирование представлений о применении и проявлении диффузии.

А) Ф/э. Наблюдение диффузии газов (см. технологическую карту ФЭ-2).

Б) Работа по конспекту (см. опорный конспект к уроку 2/2, части 1, 2).

В) Работа по конспекту.

– Приведите примеры диффузии. (Заполняем часть 3 в опорном конспекте к уроку 2/2.)

3. Установление зависимости между скоростью диффузии и температурой вещества.

Ф/э (см. технологическую карту ФЭ-3). Экспериментальная задача. Выясним, какова связь между скоростью диффузии и температурой вещества.

Учащиеся получают два сосуда – один с горячей водой, а второй – с холодной. Опустите на дно сосудов кристаллики перманганата калия (марганцовки). Наблюдаем явление диффузии. Измеряем высоту окрашенного столба воды через 2 минуты. Разница видна сразу. Делаем вывод: при более высокой температуре диффузия происходит быстрее. Почему? Обсуждаем. Поскольку диффузия – следствие движения молекул, то можно сделать вывод: скорость движения молекул и температура тела связаны между собой: чем больше средняя скорость движения молекул тела, тем выше его температура.

Дополнительно. Важный факт. Природный горючий газ, который мы используем для приготовления пищи, не имеет ни цвета, ни запаха. Поэтому утечку газа заметить невозможно. При утечке за счет диффузии газ распространяется по всему помещению. Между тем при определенном соотношении газа и воздуха образуется смесь, которая может взорваться, например, от зажженной спички или при включении освещения. Газ может вызвать и отравление. Чтобы сделать поступление газа в помещение заметным, на распределительных станциях горючий газ предварительно смешивают с особыми веществами, обладающими резким, неприятным запахом, который ощущается человеком даже при очень слабой концентрации. Такая мера предосторожности позволяет заметить накопление газа в помещении, если образовалась утечка.

III. Закрепление изученного.

Тест:

а) 1. Приведите примеры явлений, подтверждающих факт движения молекул.

2. Какое явление называют диффузией?

3. Сравните скорость диффузии в различных телах.

б) Составьте тексты из фраз А, Б, В и Г.

А. 1. Диффузия протекает в газах…

2. Диффузия протекает в твердых телах…

Б. 1. …наиболее быстро.

2. …очень медленно.

В. 1. Например, запах нафталина в комнате распространяется быстро.

2. Например, при комнатной температуре молекулы пластинок золота и свинца проникают из одной в другую за 5 лет на глубину 1 мм.

Г. Главной причиной этого является…

1. …движение молекул.

2. …размер промежутков между молекулами.

3. …размер самих молекул.

в) Почему в детском резиновом шарике водород дольше сохраняется в холодном помещении, чем в теплом. Укажите, какова главная причина, на ваш взгляд:

1. В теплом помещении скорость молекул больше.

2. В теплом помещении промежутки между молекулами больше.

3. В теплом помещении размеры молекул меньше.

г) Наконец, для подъема настроения:

Прекрасная дама нюхала розы,

Но расчихалась – закапали слезы.

Неужто из-за … (ДИФФУЗИИ)

Такие бывают конфузии?

IV. Домашнее задание: § 4, 5; задание 3 (№ 6).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Движение молекул. Диффузия Цели : раскрыть содержание понятия «диффузия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. Проверочная работа по теме «Физические величины»
Движение молекул. Диффузия Цели : раскрыть содержание понятия «диффузия» iconКонспект урока естествознания для 5 класса по теме «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах»
Содержание пособия позволяет студенту самостоятельно изучить пропущенный учебный материал или познакомиться с дополнительным материалом,...
Движение молекул. Диффузия Цели : раскрыть содержание понятия «диффузия» iconУрок творческая лаборатория по физике в 10 классе. Тема: «Диффузия основа жизни!»
Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы)
Движение молекул. Диффузия Цели : раскрыть содержание понятия «диффузия» iconТематическое планирование Физика 8 класс
Примеры тепловых и электрических явлений. Повторение понятий: механическое движение, траектория, пройденный путь, скорость. Особенности...
Движение молекул. Диффузия Цели : раскрыть содержание понятия «диффузия» iconУрока Тема урока Кол-во часов
Примеры тепловых и электрических явлений. Повторение понятий: механическое движение, траектория, пройденный путь, скорость. Особенности...
Движение молекул. Диффузия Цели : раскрыть содержание понятия «диффузия» iconТема: «Диффузия в живой и неживой природе»
Многое хочется узнать, попытаться объяснить самостоятельно. Ведь многие природные явления связаны с процессами диффузии, о которой...
Движение молекул. Диффузия Цели : раскрыть содержание понятия «диффузия» iconРеферат Тема: Содержание понятия «строение вещества», «структура...
Тема: Содержание понятия «строение вещества», «структура вещества», «строение молекул». Упорядоченные и неупорядоченные структуры...
Движение молекул. Диффузия Цели : раскрыть содержание понятия «диффузия» iconМеханическое движение
Цель урока: формирование у обучающихся понятия «реактивное движение» и ознакомление их с примерами реактивного движения в природе...
Движение молекул. Диффузия Цели : раскрыть содержание понятия «диффузия» iconУрок и школа понятия неразделимые и вроде бы все об уроке известно:...
Современный преподаватель – актер, умеющий перевоплощаться. Таким образом, профессия учителя позволяет раскрыть творческий потенциал...
Движение молекул. Диффузия Цели : раскрыть содержание понятия «диффузия» iconКонспект урока по математике проведенного 19. 03. 2009 в 4в классе
...
Движение молекул. Диффузия Цели : раскрыть содержание понятия «диффузия» iconУрок по теме «Движение искусственных спутников»
Цели урока: ученик должен знать понятие искусственный спутник, а также понятия космических скоростей на 3 уровне усвоения знаний
Движение молекул. Диффузия Цели : раскрыть содержание понятия «диффузия» iconКалендарно -тематическое планирование 8класс № уро
Тепловое движение. Температура. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул
Движение молекул. Диффузия Цели : раскрыть содержание понятия «диффузия» iconКонспект урока по физике Тема : Механическое движение
Цель урока: формирование у обучающихся понятия «реактивное движение» и ознакомление их с примерами реактивного движения в природе...
Движение молекул. Диффузия Цели : раскрыть содержание понятия «диффузия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Раскрыть содержание понятия “питание”, особенности минерального (почвенного) питания и его значение для жизни растений
Движение молекул. Диффузия Цели : раскрыть содержание понятия «диффузия» iconТематическое планирование по физике 8 класс
...
Движение молекул. Диффузия Цели : раскрыть содержание понятия «диффузия» iconКонспект урока по физике в 10 классе тема урока: «Движение точки...
Цели урока: объяснить необходимость изучения механики; ввести понятия «траектория», «перемещение», «путь», «система отсчета»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск