Тип урока: актуализация ранее полученных знаний. Вид урока





Скачать 106.52 Kb.
НазваниеТип урока: актуализация ранее полученных знаний. Вид урока
Дата публикации10.10.2013
Размер106.52 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок


Тип урока: актуализация ранее полученных знаний.

Вид урока: урок-путешествие.

Цель урока: формирование целостного представления о природных зонах России.

Задачи урока:

1) образовательные: обобщить знания детей о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей, особенностях их быта, в природных зонах России, экологические проблемы, возникающие по вине человека;

2) развивающие: развитие исследовательских умений и навыков; развитие экологического и рационально-логического мышления;

3) воспитательные: воспитывать экологическое сознание, чувство патриотизма, культуру общения.

Оборудование урока:

  1. Карта природных зон России.

  2. Карта Курганской области.

  3. Мультимедиа “ Путешествие по природным зонам”.

  4. Тренажер «Растительный мир природных зон России».

  5. Карточки – смайлики .

  6. Карточки с названием природных зон.

  7. Рисунки “Природа нашей Родины”. ( выставка)

  8. Презентация « Курганская область»

Методы и приемы: рассказ, беседа, демонстрация, иллюстрация.

Межпредметные связи: русский язык, экология, ИЗО, информатика, литературное чтение, труд

I. Организационный момент.


  • У. – прозвенел звонок веселый.

  • Д. - Мы начать урок готовы.

  • Будем слушать, рассуждать

  • И друг другу помогать.

  • ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ.


Учитель. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да).

Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!

II. Сообщение темы и цели урока.


– Ребята, а вы любите путешествовать?

– Мы сегодня отправимся в путешествие по нашей стране.

– Скажите, как называется страна, в которой мы живем? (Россия).

– А как её называли раньше? (Русь).

- Сколько в этом слове теплого, родного. Многие поэты воспевали Россию. А вот как описал Русь в своем стихотворении И. Никитин.

(Дети читают стихотворение “Русь”).

Русь


Под большим шатром
Голубых небес -
Вижу - даль степей
Зеленеется.

И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.

По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.

Посмотрю на юг -
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся.

Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.

Гляну к северу -
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;

Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;

И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную...

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

- Да, велика страна, в которой мы живем. Далеко протянулась она с севера на юг. На её территории имеются разные природные зоны. По ним мы и отправимся сегодня в путешествие. Обобщим знания обо всех природных зонах нашей страны.

Тема на доске.

3.Разминка

- Но перед путешествием предлагаю немного размяться

Учитель: Слушайте и смотрите внимательно!

Игра : можно отвечать только ДА или НЕТ
фронтальная работа устно

можно заранее подготовить карточки со словами ДА и НЕТ

«Верные и неверные утверждения» Презентация

* В списки Всемирного наследия включены Вулканы Камчатки. (да)

*Самое большое по площади озеро России – это Байкал. ( нет) Каспийское

*В Арктике обитают моржи, тюлени, белые медведи. (да)

*У растений тундры длинные корни. ( нет ) короткие – мерзлота

*Цепь питания тундры ЯГЕЛЬ – ОЛЕНЬ – РЫСЬ (нет) ЯГЕЛЬ – ОЛЕНЬ – волк

*В тундре добывают нефть и газ. (да)

*Экологической проблемой леса является ВЫРУБКА ЛЕСОВ. (да)

- Учитель: Молодцы , ребята! Многие из вас хорошо готовились к урокам и отвечали всё правильно. Ну, вот немножко размялись

4. Работа по теме урока.

– А кто скажет, что такое природная зона? (Пространства на Земле, которые получают от солнца одинаковое количество тепла и света, с осадками влаги. Одинаковые погодные условия и живут приспособленные к ним одинаковые растения и животные).

– Сколько природных зон вы знаете? (5).

– Назовите какие, природные зоны вы узнали на предыдущих наших уроках?

- Как вы думаете, почему изучение природных зон начинается с самой северной зоны- зоны Арктики? (возможность проследить взаимосвязь живой природы от положения солнца, сравнивая с более южными зонами)

- Вспомним схему влияния

Солнце - климат - почва - растения – животные– условия жизни человека (объясняют

– Итак отправляемся в путешествие, а поможет нам в этом маршрутный лист или карта.

- Начинаем наше путешествие с географической станции
На этой станции вы должны проявить свои знания и угадать зону по описанию.

__________________________________________________________________________________

Обратите внимание, какую огромную территорию занимают природные зоны. На всей территории живут люди. Давайте пофантазируем на эту тему. Представьте себе, что я получила несколько писем из “прекрасного далёка”. Послушайте их и постарайтесь догадаться человек, какой профессии писал их и где он живёт. Как только станет вам ясно, откуда эта весточка, вы покажете сигнальную карточку

1 – зона арктических пустынь;
2 – тундра;
3 – лесная зона;
4 – степь;
5 – пустыня;

Первое письмо:

“… это удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев. Сухие дожди, не смачивающие поверхность земли. Солнце печёт немилосердно. Кругом барханы, как волны застывшего моря. По этим дорогам трудно проехать на машине, но я стараюсь не поддаваться трудностям”.

Д. Пустыня, водитель. Карточка пустыня;

У. Чем занимаются люди, живущие в этой зоне?

Самым старинным занятием населения пустыне является животноводство. На скудных пастбищах пасутся многочисленные стада овец, коз, верблюдов. Особенно ценные породы овец дают красивые шкуры – знаменитый на весь мир каракуль. На поливных землях выращивают хлопчатник.

Второе письмо:

“… в холодных водах моря идёт своя жизнь. Из воды выглядывают головки нерп с тёмными блестящими глазами. Стада усатых моржей уплывают на север. Мы с друзьями снабжаем наши научные полярные станции всем необходимым. Рейсы на Большую землю и обратно идут один за другим. Вам предают большой привет …”

Д. Моряк – зона арктических пустынь. Карточка зона арктических пустынь.

У. Расскажите о занятиях населения в этой природной зоне.

Люди давно изучают суровую природу Крайнего Севера. На многих островах созданы научные полярные станции, где ведутся наблюдения за погодой и жизнью океана. Население, живущее на северных островах, занимается охотой на морского зверя, ловлей рыбы.

Третье письмо:

“…Какая ширь, раздолье! Ни гор, ни леса. Куда ни глянь – до самого горизонта простирается гладкая равнина. А сколько цветов: и алые гвоздики, и лиловые метёлки шалфея, и маки и много-много других. Школа, где я работаю, стоит на краю села. И мы с ребятами часто любуемся этой красотой.”

Д. Учитель – степь. У. Расскажите о занятиях населения этой природной зоны.

Степная полоса – основной поставщик хлеба для всей нашей страны. Поэтому главное занятие населения в степной полосе – это земледелие. Люди выращивают здесь не только пшеницу, но и кукурузу, сахарную свёклу, подсолнечник. Большие площади заняты бахчами, огородами и садами. Хорошо развито и животноводство.

Четвёртое письмо:

“…Здесь очень длинная суровая зима и совсем коротенькое лето. Но лето особенное: солнце светит и днём и ночью. Поэтому приходится ложиться спать при ярком свете солнца. А если будешь темноты дожидаться, то придётся не спать больше двух месяцев. Люди здесь закалённые и выносливые, болеют мало, но без работы всё равно сидеть не приходится”.

Д. Врач – тундра.

У. Расскажите о занятиях населения зоны тундры.

Главное занятие населения тундры – оленеводство. Олень для жителя тундры – это и транспорт, и продукты питания, и материал для жилища, одежды, обуви. Кроме того, население занимается охотой, рыболовством, добычей полезных ископаемых.

Пятое письмо:

“…Вот могучий красавец дуб, белоствольная берёза, осина с дрожащими листочками, раскидистая липа. Ветви сосны и ели часто образуют густой навес, а внизу – подлесок из орешника и других кустов. Сейчас лето и у нас с Серёжей одна забота – сохранить это богатство от огня.”

Д. Лесник – лесная зона.

У. Чем занимается население лесной полосы?

В лесной полосе главное богатство – лес, поэтому население этих районов занимается лесным хозяйством, заготовкой древесины и её обработкой, заготовкой пушнины, грибов, ягод. Животноводство и земледелие так же занимают большое место в жизни людей. Кроме того, здесь много крупных городов, население которых занято в промышленности.

У. Ребята, а в какой природной зоне расположена Курганская область?

( Выступление ученика с презентацией)

У. Чем занимается население нашего края?

Д. Добычей полезных ископаемых: нефти и газа, в перерабатывающей промышленности

У. Мы вспомнили, чем занято население каждой природной зоны.

От чего зависит вид деятельности населения?

Д. От природных условий.

5. Физминутка

Мы работаем усердно,

Отдохнуть совсем не вредно.(нам всем полезно)

Чтобы было всё в порядке,

Сделать надо нам зарядку!

- А наше путешествие продолжается и следующая станция – Зоологическая.

- Что такое зоология? (наука о животных)

- Верно! На этой станции мы обобщим наши знания о животных

Музыка « В мире животных»

- Здесь нам предстоит отгадать животное, вспомнить в какой природной зоне оно живет и назвать других представителей этой природной зоны.

Загадки читает учитель.

Мой брат в лесу глухом живёт.
Он – сладкоежка неуклюжий.
А я в глаза не видел мёд,
Живу, где ветер, снег и стужа. (Белый медведь)(зона Арктики)

У. Назовите других представителей животного мира этой природной зоны.

Снега копытами касаясь,
Ходит по тундре красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Северный олень)( Тундра)

У. Назовите других представителей животного мира тундры.

Есть на речке лесорубы
В серебристо-белых шубах.
Из деревьев, веток, глин
Строят вечные плотины. (Бобры)( Лесостепная зона)

У. Назовите других представителей животного мира лесной зоны.

Сел Егор между гор.
Говорит: “А, ну-ка, горы,
Молодца везите в горы!” (Верблюд)(пустыня)

У. Какие ещё животные обитают в этой зоне?

Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка?
За щекой!
Вот я хитренький какой!

(хомяк) ( Степь)

У. Назовите других представителей животного мира степи.

Картинки животных соединить стрелочками с природной зоной

Арктика – белый медведь, гагара.

Тундра – северный олень, комар.

Зона лесов – тигр, белка.

Степь – степной орёл, хомяк.

Пустыня – верблюд, жук – медляк.

Субтропики – дельфины, краб.

- Хорошо! Продолжаем наше путешествие, следующая станция – Ботаническая.

- - Что такое ботаника? (наука о растениях)

- На этой станции вы должны вспомнить в какой природной зоне растет данное растение.

На каждом слайде представлено цветовое изображение природных зон:

- Арктика (светло-голубой);

- тундра (тёмно-голубой);

- леса России (зелёный);

- степи (жёлтый);

- пустыни (оранжевый);

- у Чёрного моря (синий).
Ученик должен определить, к какой природной зоне России относится то или иное растение и кликнуть по цветному квадратику (в соответствии с цветом природной зоны). При верном ответе - квадратик мигает, и поле вокруг картинки с растением окрашивается в цвет природной зоны, где оно растёт.

- Молодцы!

- Следующая станция Экологическая.

Вставьте пропущенные слова.

  1. лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают.

  2. земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнёзда, которые погибают во время полевых работ.

  3. Сточные воды и мусор, попадающие в моря, приводят к их

4. Неумеренный приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли.

  1. От вездеходов и тракторов в тундре нарушается☺.

Вспомнить экологические проблемы.

- Как уберечь природу?

Нарисовать знаки на эколог. тему.

6. Итог урока.

- Наше путешествие подошло к концу.

-Какова была тема урока? Какова была цель урока? Достигли ли цели?

У. О каких природных зонах мы сегодня говорили?

Д. Зона арктических пустынь, тундра, лесная полоса, степь, пустыня. субтропики.

У. От чего зависит климат в природных зонах?

Д. От положения природной зоны относительно экватора и Северного полюса. От географического положения природной зоны зависит высота солнца над линией горизонта и продолжительность зимы и лета.)

У. От чего зависит растительный мир в природных зонах?

Д. От сочетания тепла и влаги.

У. Как влияет растительный мир на животный мир?

Д. Чем богаче растительный мир, тем разнообразнее животный мир.

У. Как вы считаете, зависит ли состояние природы от хозяйственной деятельности человека? В чём это проявляется?

У. Неразумное использование природных богатств человеком приводит к экологическим катастрофам, к исчезновению или уменьшению численности представителей животного и растительного мира.

- Какой вывод мы можем сделать из нашего урока?

- Каково значение природы в жизни человека?

( человек - величайшее создание природы. А жизнь человека тесно связана с этой природой, с её состоянием. Поэтому мы должны хорошо знать, любить и беречь нашу природу).

Чтение стихотворения.

Пора бы человечеству понять,
Богатства у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как – мы, такая же – живая!

Домашнее задание Составить кроссворд по пройденным темам.

Рефлексия

- Что больше всего понравилось на уроке?

- Что было трудным для вас? Какие задания вызвали затруднения?

- Как сегодня работалось? Какие трудности испытали в ходе урока? Устали?

Выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке используя компьютерные смайлики.

: -- ) ! – Урок мне очень понравился. Я много, с пользой и хорошо работал на уроке. Я получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чем говорилось и что делалось на уроке.

:-- ) Урок был интересен, и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал. Я сумел выполнить все задания, мне было на уроке достаточно комфортно.

: -- ( Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идет речь, мне это не очень нужно. Домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов.

- Выставление оценок

- Я благодарю вас за приятное путешествие.

- Урок окончен.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тип урока: актуализация ранее полученных знаний. Вид урока iconКонспект урока Тема урока: «Алканы: структура, номенклатура» Подготовка...
Орг момент. Актуализация знаний. Домашнее задание (дневник оставить для проверки и оценки)
Тип урока: актуализация ранее полученных знаний. Вид урока iconТип урока: комбинированный интегративный урок с творческим применением знаний и умений Вид урока
Вид урока: проектное занятие (смешанный урок с использованием учебной презентации)
Тип урока: актуализация ранее полученных знаний. Вид урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: урок объяснения нового материала и практического закрепления ранее полученных знаний, умений и навыков
Тип урока: актуализация ранее полученных знаний. Вид урока iconКонспект урока Класс: 7 Время: 45 минут Форма организации учебного...
...
Тип урока: актуализация ранее полученных знаний. Вид урока iconМетодическая разработка урока математики в 5 классе по теме «Задачи на совместную работу»
Тип урока: закрепление ранее изученного материала с элементами открытия новых знаний
Тип урока: актуализация ранее полученных знаний. Вид урока iconПлан урока по физике с использованием информационных технологий....
Повторение и обобщение полученных ранее знаний (используя мультимедийный курс «Физика 7-11 классы»)
Тип урока: актуализация ранее полученных знаний. Вид урока iconУрока: Musik f ü r mich ( Музыка для меня ) 10 класс Цель урока
Повторение изученного ранее лексического материала (актуализация и систематизациязнаний)
Тип урока: актуализация ранее полученных знаний. Вид урока iconУрока Структура урока усвоения новых знаний
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний
Тип урока: актуализация ранее полученных знаний. Вид урока iconУрока по фгос структура урока усвоения новых знаний
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний
Тип урока: актуализация ранее полученных знаний. Вид урока iconУрока по фгос структура урока усвоения новых знаний
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний
Тип урока: актуализация ранее полученных знаний. Вид урока iconКонспект урока Тип урока : изучение нового материала
...
Тип урока: актуализация ранее полученных знаний. Вид урока iconТип урока: Приобретение новых знаний. Вид урока
Цели занятия: дать представление о научных основах по обеспечению пожарной и взрывной безопасности, изучить пожарно-техническую и...
Тип урока: актуализация ранее полученных знаний. Вид урока iconУрока: Соли. Тип урока
Вид урока: Урок-семинар с элементами практической работы, межпредметных связей с географией
Тип урока: актуализация ранее полученных знаний. Вид урока iconКоличество, шт
Данный урок проводится после введения понятия плотности вещества и формулы её расчета в разделе «Взаимодействие тел». Тип урока:...
Тип урока: актуализация ранее полученных знаний. Вид урока icon“Choosing a Career: The World of Jobs”
Тип урока: повторение и закрепление полученных знаний с использованием информационных технологий
Тип урока: актуализация ранее полученных знаний. Вид урока iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману...
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск