РЕСУРС АВТОРСКИХ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ, РАЗРАБОТАННЫХ ПЕДАГОГАМИ
МДОУ «ЦРР – ДЕТСКИЙ САД №149» г. ИВАНОВА
К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ «ПОЗНАНИЕ» И «БЕЗОПАСНОСТЬ» Лапшина Татьяна Владимировна (tatyanala64@rambler.ru)
старший воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №149»
(МДОУ «ЦРР – детский сад №149») города Иванова
Засобина Людмила Олеговна (dou149@ivedu.ru)
воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Центр развития ребенка – детский сад №149»
(МДОУ «ЦРР – детский сад №149») города Иванова В соответствии с общеобразовательной программой муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №149» г. Иванова в качестве базисной выступает программа «Развитие» (центр Л.А.Венгера, г. Москва) [1]. Эта программа содержит раздел «Развитие экологических представлений» для работы с детьми старшего возраста и раздел «Ознакомление с окружающим миром и собой» для работы с детьми среднего возраста. Содержание этих разделов соответствует образовательным областям «Познание» и «Безопасность» (в свете федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования).
Создание и внедрение авторских электронных учебных программных продуктов к разделу «Развитие экологических представлений» программы «Развитие» в работе с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ №149 началось в 2006 г. с овладения программой Microsoft PowerPoint. Причем наших педагогов привлекла возможность не только познакомить детей с программным материалом, но и расширить их знания об окружающем мире путем использования IT-технологий.
Современные цифровые технологии и Интернет помогли нам собрать богатый иллюстративный и информационный материал о растениях экологических тропинок, находящихся на территории ДОУ и в его ближайшем окружении. Весь собранный материал был систематизирован и сгруппирован в соответствии с ботанической принадлежностью природных объектов. Так появился цикл занятий «Путешествие по экологической тропе ДОУ №149», включающий в себя пять демонстрационно-дидактических разработок: «Трава под ногами», «Хвойники и деревья с плодом – летучка», (автор: воспитатель Засобина Л.О.), «Растения наших цветников», «Плодоносящие деревья и кустарники» (автор: старший воспитатель Лапшина Т.В.), «Декоративно цветущие деревья и кустарники» (автор: воспитатель Челнокова Т.В.). Иллюстративный материал в презентации подобран так, что на одном слайде можно увидеть изображение самого растения, его цветы, плоды, узнать о его взаимосвязях с представителями фауны. С целью упрощения работы со слайдом мы разместили на нем краткую информацию о каждом растении. В этом «путешествии» детей сопровождает Гном, который в конце каждого занятия проверяет полученные ими знания. С этой целью по принципу дидактических игр «Чьи детки с ветки?», «Найди ошибку», «Что лишнее?» и т.д. создаются проверочные слайды.
С учетом специфики программы «Развитие» в наших дидактических материалах используются знаки и символы, обозначающие части растений, их требования к условиям жизни, связь с птицами, насекомыми. Особое внимание уделено знакам, обозначающим значение растений для человека (лекарственные растения, опасные для жизни человека, растения, которым требуется уход).
Авторские дидактические разработки «Живая и неживая природа», цикл «Комнатные растения. Способы размножения» (авторы: старший воспитатель Лапшина Т.В., воспитатель Челнокова Т.В.) содержат богатый иллюстративный материал, дидактические игры для проверки знаний детей и объединены одним героем, посредством которого активизируется познавательно-исследовательская деятельность детей. В качестве приложений в авторские разработки входят план и конспект занятия, информация о растениях и явлениях природы, каталог растений, в котором использована та же система знаков, что и в презентации. Благодаря методическим рекомендациям авторский материал доступен для использования любым педагогом ДОУ.
Наши авторские разработки расширяют знания детей об окружающем мире, получаемые ими в объеме программы «Развитие». Это оправдано тем, что растения экологической тропы и комнатные растения – это объекты, которые ежедневно находятся в поле зрения детей, а наблюдение и уход за ними являются неотъемлемой частью образовательного процесса.
В рамках программы «Развитие» создан демонстрационно-дидактический материал к циклу времена года: «Осень», Зима», «Весна», «Лето» (автор: старший воспитатель Лапшина Т.В.) для совместной организованной деятельности воспитателя с детьми среднего возраста.
Педагог во время просмотра презентаций имеет возможность не только показать детям яркий, красочный иллюстративный материал, но и постепенно вводить их в мир знаков, которые используются для работы с календарем природы.
Наш рефлексивный и исследовательский опыт показывает, что использование ИКТ в организованной деятельности не только вызывает у детей живой интерес, но и способствует развитию внимания, образного мышления, интуиции, активизирует познавательно-исследовательскую деятельность, увеличивает концентрацию внимания и тренирует произвольность[2]. Дети после таких занятий с удовольствием многократно просматривают распечатанный иллюстративный материал и используют понравившиеся им дидактические игры в самостоятельной деятельности.
Авторские разработки педагогов нашего дошкольного учреждения признаны городской муниципальной системой образования. В 2010 году они опубликованы в сборнике методических материалов, изданном по заказу методического центра «Лучшие уроки учителей школ города Иванова с использованием информационно-коммуникационных технологий» [3,4].
Демонстрационные дидактические материалы: «Путешествие по экологической тропе ДОУ №149», «Хвойники и деревья с плодом – летучка», «Комнатные растения. Способы размножения. Итоговое занятие» отмечены дипломом муниципального конкурса «На лучшую авторскую разработку электронных учебно-методических материалов», организованного МОУ МЦ г. Иванова.
Литература.
Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений /под ред. О.М. Дьяченко.- М.: Гном-пресс, 1999.
Лапшина Т.В., Соловьева И.А. Анализ инновационной работы по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательную деятельность дошкольного учреждения. // Инновационная работа образовательных учреждений Ивановской области. Сборник научных материалов. Выпуск 2. – Шуя: ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», 2010.
Засобина Л.О. Путешествие по экологической тропе //Лучшие уроки учителей школ города Иванова с использованием информационно-коммуникационных технологий. Часть IV. – Иваново: МОУ МЦ г. Иваново, 2010.
Челнокова Т.В. Комнатные растения //Лучшие уроки учителей школ города Иванова с использованием информационно-коммуникационных технологий. Часть IV. – Иваново: МОУ МЦ г. Иваново, 2010.
|