Скачать 321.53 Kb.
|
ГОУВПО «Марийский государственный университет» Факультет начального образования УТВЕРЖДАЮ Декан факультета начальных классов /_Гинзбург Ф.В./ (подпись/ Ф.И.О.) «_____»______________20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУчебная дисциплина Б.1.5 Педагогическая риторика (наименование) Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование Профиль подготовки Начальное образование и иностранный язык Начальное образование и информатика Квалификация (степень) выпускника бакалавр Кафедра русского и общего языкознания (название) Курс ____I_______ семестр _____II________ форма обучения очная
Рецензент(ы) доцент кафедры русского и общего языкознания, кандадидат педагогических наук, доцент Т.А. Христолюбова(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы) Йошкар-Ола2011
СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой методики начального образования(название кафедры)протокол заседания №__ от «__»___________200__г_____________________________________________________(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений
Пояснительная записка Совершенствование подготовки учителя начальных классов связано с необходимостью научить студентов свободно пользоваться разнообразными языковыми средствами в различных коммуникативно-речевых условиях и, прежде всего, в их непосредственной профессиональной деятельности, научить их культуре педагогического общения, сформировать у них навыки безукоризненно чистой, правильной, точной и выразительной речи. Важная роль в реализации этих задач принадлежит курсу «Педагогическая риторика», тесно связанному с такими предметами, как педагогика, психология, этика, методика преподавания специальных дисциплин. Цели освоения дисциплины «Педагогическая риторика». Курс Педагогической риторики позволяет достичь одну из важнейших целей профессиональной подготовки учителя - формирование коммуникативной компетентности педагога, что предполагает: - овладение риторическими знаниями о сути, правилах и нормах общения, о требованиях к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях; - овладение коммуникативно-речевыми (риторическими) умениями; - осознание специфики педагогического общения, особенностей коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности учителя; - овладение умением решать коммуникативные и речевые задачи в конкретной ситуации общения; - овладение опытом анализа и создания профессионально значимых типов высказываний; - развитие творчески активной речевой личности, умеющей применять полученные знания и сформированные умения в новых постоянно меняющихся условиях проявления той или иной коммуникативной ситуации, способной искать и находить собственное решение многообразных профессиональных задач; - познание студентами сути речевого идеала как компонента культуры и педагогического речевого (педагогико-риторического) идеала как образца педагогического общения. Задачи дисциплины: 1) познакомить студентов с основами знаний о речи и общении, видах общения, речевой деятельности, с качествами речи (правильность, чистота, точность, богатство, выразительность, коммуникативная целесообразность), с основными нормами современного русского литературного языка; добиться их соблюдения; 2) научить анализировать речь детей и свою собственную речь; 3) подготовить к созданию профессионально значимых речевых произведений. Место дисциплины в структуре ООП: Педагогическая риторика как учебная дисциплина входит в блок Б. 1 «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» (базовая часть): Педагогическая риторика (Б.1.5.) наряду с такими модулями, как история, философия, иностранный язык, культура и межкультурные взаимодействия в современном мире, экономика. Изучение дисциплины «Педагогическая риторика» важно как предшествующее для изучения всех остальных теоретических дисциплин и практик, что обусловлено необходимостью грамотно, точно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Для освоения данной дисциплины необходимы «входные» знания о тексте как единице общения, функционально-смысловых стилях и типах речи, об основных нормах современного русского литературного языка. Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям студентов, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей):
В результате освоения дисциплины по ФГОС ВПО выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
Выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями в области педагогической деятельности (ПК):
Выпускник должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):
В результате изучения дисциплины студент должен знать: ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования; теории и технологии обучения и воспитания, сопровождения субъектов педагогического процесса; содержание преподаваемого предмета; закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды; способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса; способы профессионального самопознания и саморазвития. В процессе изучения дисциплины «Педагогическая риторика» студенты должны овладеть знаниями: о сути, правилах и нормах общения; о качествах речи; о требованиях к речевому поведению в различных коммуникативных ситуациях; о тексте как единице общения; о требованиях к его созданию с учетом ситуации общения; о жанрах, стилях, принципах подготовки сообщения; о выразительных средствах языка; о коммуникативных качествах речи; о родах и видах публичных выступлений; об основных нормах современного русского литературного языка; о специфике педагогического общения, особенностях коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессионального общения; о приемах анализа речевого поведения, в том числе и речевого поведения учителя; об особенностях реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества; об основах просветительской деятельности. На основе полученных знаний у студентов формируются коммуникативно-речевые умения: ориентироваться в ситуации общения; анализировать и оценивать характер общения и созданные в процессе общения тексты; использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном языке в учебной и профессиональной деятельности; учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации; формулировать и реализовывать коммуникативное намерение (цель высказывания); анализировать и создавать профессионально-значимые типы высказываний; реализовать созданное высказывание в речевой практике; учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся; использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов; бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса; анализировать и оценивать степень эффективности своей и чужой речи; адекватно оценивать свои коммуникативные удачи, неудачи, промахи. Общая трудоемкость – 2 зачетные единицы (72 часа) Формы контроля – зачет (2 семестр) Структура и содержание дисциплины (модуля) Тематический план учебной дисциплины
|
Рабочая программа № учебной дисциплины 01 Методы математического моделирования Г. А. Федяева/ (должность, ученая степень, ученое звание) (подпись) (И. О. Фамилия) | Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «химии» В. Ю. Конюхов (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия) | ||
«Московский социально-гуманитарный институт» утверждаю проректор по учебной работе Юргуэс к эн., доцент Колесникова Е. В. (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия) | Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: должность... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: должность... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: должность... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: должность... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: должность... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Динамика подвижного состава... Автор Николаев Виктор Александрович, проф кафедры тм, д т н., проф ф и о полностью, должность, ученая степень, ученое звание | Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: должность... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: должность... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа рассмотрена и одобрена на совместном заседании... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Петров Павел Карпович, д п. н., профессор, зав кафедрой гимнастики... «Информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза: Информационные технологии в физической культуре... | Разумова Ольга Геннадьевна, к псх н., доц. (должность, Ф. И. О.,... Рецензент(ы) доцент кафедры прикладной психологии Разумова Ольга Геннадьевна, к псх н., доц | ||
Разумова Ольга Геннадьевна, к псх н., доц. (должность, Ф. И. О.,... Рецензент(ы) доцент кафедры прикладной психологии Разумова Ольга Геннадьевна, к псх н., доц | Название курса Фио, должность автора (авторов) программы: Антипина Галина Григорьевна, учитель химии первой квалификационной категории Саринской... |