С. В. Ахмадуллиной (должность, Ф. И. О., ученая степень, звание автора(ов) программы)





Скачать 321.53 Kb.
НазваниеС. В. Ахмадуллиной (должность, Ф. И. О., ученая степень, звание автора(ов) программы)
страница1/3
Дата публикации16.08.2013
Размер321.53 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
ГОУВПО «Марийский государственный университет»

Факультет начального образования

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета начальных классов /_Гинзбург Ф.В./

(подпись/ Ф.И.О.)

«_____»______________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Учебная дисциплина Б.1.5 Педагогическая риторика

(наименование)
Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование
Профиль подготовки Начальное образование и иностранный язык

Начальное образование и информатика
Квалификация (степень) выпускника

бакалавр
Кафедра русского и общего языкознания

(название)
Курс ____I_______ семестр _____II________
форма обучения очная



Программа разработана

доцентом кафедры русского и общего языкознания,

кандидатом педагогических наук, доцентом

С.В. Ахмадуллиной




(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора(ов) программы)






Рецензент(ы) доцент кафедры русского и общего языкознания, кандадидат педагогических наук, доцент Т.А. Христолюбова

(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы)
Йошкар-Ола

2011


Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета)




Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры


________________________________________


(назв. факультета/института, направления подготовки)




(название кафедры)

протокол заседания №____ от




протокол заседания №___ от

«____»_____________ 200__г.




«____»_____________200__г.










(подпись, Ф.И.О. председателя)




(подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой)



СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой методики начального образования

(название кафедры)

протокол заседания №__ от «__»___________200__г_____________________________________________________

(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)




Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений


Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)

Номер изменения






































Пояснительная записка
Совершенствование подготовки учителя начальных классов связано с необходимостью научить студентов свободно пользоваться разнообразными языковыми средствами в различных коммуникативно-речевых условиях и, прежде всего, в их непосредственной профессиональной деятельности, научить их культуре педагогического общения, сформировать у них навыки безукоризненно чистой, правильной, точной и выразительной речи. Важная роль в реализации этих задач принадлежит курсу «Педагогическая риторика», тесно связанному с такими предметами, как педагогика, психология, этика, методика преподавания специальных дисциплин.

Цели освоения дисциплины «Педагогическая риторика».

Курс Педагогической риторики позволяет достичь одну из важнейших целей профессиональной подготовки учителя - формирование коммуникативной компетентности педагога, что предполагает:

- овладение риторическими знаниями о сути, правилах и нормах общения, о требованиях к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях;

- овладение коммуникативно-речевыми (риторическими) умениями;

- осознание специфики педагогического общения, особенностей коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности учителя;

- овладение умением решать коммуникативные и речевые задачи в конкретной ситуации общения;

- овладение опытом анализа и создания профессионально значимых типов высказываний;

- развитие творчески активной речевой личности, умеющей применять полученные знания и сформированные умения в новых постоянно меняющихся условиях проявления той или иной коммуникативной ситуации, способной искать и находить собственное решение многообразных профессиональных задач;

- познание студентами сути речевого идеала как компонента культуры и педагогического речевого (педагогико-риторического) идеала как образца педагогического общения.

Задачи дисциплины:

1) познакомить студентов с основами знаний о речи и общении, видах общения, речевой деятельности, с качествами речи (правильность, чистота, точность, богатство, выразительность, коммуникативная целесообразность), с основными нормами современного русского литературного языка; добиться их соблюдения;

2) научить анализировать речь детей и свою собственную речь;

3) подготовить к созданию профессионально значимых речевых произведений.

Место дисциплины в структуре ООП: Педагогическая риторика как учебная дисциплина входит в блок Б. 1 «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» (базовая часть): Педагогическая риторика (Б.1.5.) наряду с такими модулями, как история, философия, иностранный язык, культура и межкультурные взаимодействия в современном мире, экономика.

Изучение дисциплины «Педагогическая риторика» важно как предшествующее для изучения всех остальных теоретических дисциплин и практик, что обусловлено необходимостью грамотно, точно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Для освоения данной дисциплины необходимы «входные» знания о тексте как единице общения, функционально-смысловых стилях и типах речи, об основных нормах современного русского литературного языка.

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям студентов, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей):

  • владеть знаниями по психологии изучения личности ученика, современному русскому языку, трудным вопросам грамматики;

  • уметь использовать полученные знания как психолого-педагогическую и лингвистическую основу формирования профессиональных знаний, умений и навыков.

В результате освоения дисциплины по ФГОС ВПО выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • способностью последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли; владением русским литературным языком, навыками устной и письменной речи; способностью выступать публично и работать с научными текстами (ОК – 5);

  • способностью логически верно строить устную и письменную речь (ОК – 6);

  • способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК – 16).

Выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

  • осознание социальной значимости своей будущей профессии, мотивации к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК - 1);

  • владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК - 3);

  • готовностью использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК – 4);

  • готовностью организовать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК – 5);

  • способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК – 6).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями в области педагогической деятельности (ПК):

  • готовностью включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК - 5);

  • способностью организовать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК - 6).

Выпускник должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):

  • осознание специфики начального образования,

  • способностью реализовывать преемственность воспитания, обучения, социализации детей дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возрастов, готовностью к организации досуговой и творческой деятельности обучающихся (СК - 1).

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;

теории и технологии обучения и воспитания, сопровождения субъектов педагогического процесса;

содержание преподаваемого предмета;

закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;

способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;

способы профессионального самопознания и саморазвития.

В процессе изучения дисциплины «Педагогическая риторика» студенты должны овладеть знаниями:

о сути, правилах и нормах общения;

о качествах речи;

о требованиях к речевому поведению в различных коммуникативных ситуациях;

о тексте как единице общения;

о требованиях к его созданию с учетом ситуации общения;

о жанрах, стилях, принципах подготовки сообщения;

о выразительных средствах языка;

о коммуникативных качествах речи;

о родах и видах публичных выступлений;

об основных нормах современного русского литературного языка;

о специфике педагогического общения, особенностях коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессионального общения;

о приемах анализа речевого поведения, в том числе и речевого поведения учителя;

об особенностях реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;

об основах просветительской деятельности.

На основе полученных знаний у студентов формируются коммуникативно-речевые умения:

ориентироваться в ситуации общения;

анализировать и оценивать характер общения и созданные в процессе общения тексты;

использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном языке в учебной и профессиональной деятельности;

учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

формулировать и реализовывать коммуникативное намерение (цель высказывания);

анализировать и создавать профессионально-значимые типы высказываний;

реализовать созданное высказывание в речевой практике;

учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;

использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов;

бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;

анализировать и оценивать степень эффективности своей и чужой речи;

адекватно оценивать свои коммуникативные удачи, неудачи, промахи.
Общая трудоемкость – 2 зачетные единицы (72 часа)

Формы контроля – зачет (2 семестр)

Структура и содержание дисциплины (модуля)
Тематический план учебной дисциплины


п/п раздела


Наименование

разделов и тем

Семестр

Количество часов по

учебному плану

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации


Всего


Виды учебной работы

Аудиторная работа

Индивидуальная

работа

Самостоятельная работа

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия

1

Язык и речь. Введение в науку о языке

2

4

2










2

Собеседование (УО-1)

2

Риторика. Культура речи и риторика как предмет изучения

2

16




2







12

Коллоквиум (УО-2). Рефераты (ПР-4)

3

Языковая норма. Орфоэпическая норма

2

6

2

2







2

Тесты (ПР-1)

4

Языковая норма. Лексическая норма

2

10

2

4







4

Тесты (ПР-1)

5

Языковая норма. Морфологическая норма

2

10

2

4







4

Тесты (ПР-1). Контрольная работа

6

Языковая норма. Синтаксическая норма

2

8

2

2







4

Тесты (ПР-1).

7

Функциональные стили речи. Научный стиль

2

5

1

2







2

Эссе (ПР-3)

8

Функциональные стили речи. Публицистический стиль

2

4

1

1







2

Собеседование (УО-1)

9

Функциональные стили речи. Официально-деловой стиль

2

5

1

2







2

Собеседование (УО-1)

10

Функциональные стили речи. Язык художественной литературы. Разговорная речь.

2

4

1

1







2

Тесты (ПР-1)



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С. В. Ахмадуллиной (должность, Ф. И. О., ученая степень, звание автора(ов) программы) iconРабочая программа № учебной дисциплины 01 Методы математического моделирования
Г. А. Федяева/ (должность, ученая степень, ученое звание) (подпись) (И. О. Фамилия)
С. В. Ахмадуллиной (должность, Ф. И. О., ученая степень, звание автора(ов) программы) iconРабочая программа обсуждена на заседании кафедры «химии»
В. Ю. Конюхов (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)
С. В. Ахмадуллиной (должность, Ф. И. О., ученая степень, звание автора(ов) программы) icon«Московский социально-гуманитарный институт» утверждаю проректор по учебной работе
Юргуэс к эн., доцент Колесникова Е. В. (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)
С. В. Ахмадуллиной (должность, Ф. И. О., ученая степень, звание автора(ов) программы) iconРабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: должность...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
С. В. Ахмадуллиной (должность, Ф. И. О., ученая степень, звание автора(ов) программы) iconРабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: должность...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
С. В. Ахмадуллиной (должность, Ф. И. О., ученая степень, звание автора(ов) программы) iconРабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: должность...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
С. В. Ахмадуллиной (должность, Ф. И. О., ученая степень, звание автора(ов) программы) iconРабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: должность...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
С. В. Ахмадуллиной (должность, Ф. И. О., ученая степень, звание автора(ов) программы) iconРабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: должность...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
С. В. Ахмадуллиной (должность, Ф. И. О., ученая степень, звание автора(ов) программы) iconРабочая программа учебной дисциплины «Динамика подвижного состава...
Автор Николаев Виктор Александрович, проф кафедры тм, д т н., проф ф и о полностью, должность, ученая степень, ученое звание
С. В. Ахмадуллиной (должность, Ф. И. О., ученая степень, звание автора(ов) программы) iconРабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: должность...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
С. В. Ахмадуллиной (должность, Ф. И. О., ученая степень, звание автора(ов) программы) iconРабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: должность...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
С. В. Ахмадуллиной (должность, Ф. И. О., ученая степень, звание автора(ов) программы) iconРабочая программа рассмотрена и одобрена на совместном заседании...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
С. В. Ахмадуллиной (должность, Ф. И. О., ученая степень, звание автора(ов) программы) iconПетров Павел Карпович, д п. н., профессор, зав кафедрой гимнастики...
«Информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза: Информационные технологии в физической культуре...
С. В. Ахмадуллиной (должность, Ф. И. О., ученая степень, звание автора(ов) программы) iconРазумова Ольга Геннадьевна, к псх н., доц. (должность, Ф. И. О.,...
Рецензент(ы) доцент кафедры прикладной психологии Разумова Ольга Геннадьевна, к псх н., доц
С. В. Ахмадуллиной (должность, Ф. И. О., ученая степень, звание автора(ов) программы) iconРазумова Ольга Геннадьевна, к псх н., доц. (должность, Ф. И. О.,...
Рецензент(ы) доцент кафедры прикладной психологии Разумова Ольга Геннадьевна, к псх н., доц
С. В. Ахмадуллиной (должность, Ф. И. О., ученая степень, звание автора(ов) программы) iconНазвание курса
Фио, должность автора (авторов) программы: Антипина Галина Григорьевна, учитель химии первой квалификационной категории Саринской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск