ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Факультет педагогики и психологии
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета/директор института
_______________ /____________/
(подпись/ Ф.И.О.)
«_____»______________200_ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебная дисциплина - Б.3.3.1 ПСИХОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Направление подготовки - Психолого-педагогическое образование Профиль подготовки - Психология образования Квалификация (степень) выпускника - Бакалавр Кафедра психологии развития и образования Курс 1 семестр 2 Форма обучения - очная
Программа разработана
| преподавателем кафедры психологии развития и образования Демаковой Светланой Александровной
|
| (должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора(ов) программы)
|
|
| Рецензент(ы) - доцент кафедры прикладной психологии Разумова Ольга Геннадьевна, к. псх. н., доц. (должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) Йошкар-Ола 20___
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета факультета педагогики и психологии; психолого-педагогическое направление
|
| Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры психологии развития и образования
|
|
|
| протокол заседания №____ от
|
| протокол заседания №___ от
| «____»________________ 20___ г.
|
| «____»_____________20 ___ г.
| Лоскутова Р.Р.
|
| Петухова О.А.
| (подпись, Ф.И.О. председателя)
|
| (подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой)
|
СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой психологии развития и образования (название кафедры) протокол заседания №___ от «___»___________20__г____________________________ (Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись) Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений
Учебный год
| Решение кафедры
(№ протокола, дата заседания кафедры,
Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)
| Автор изменения
(Ф.И.О., подпись)
| Номер
изменения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Пояснительная записка
Курс «Психология дошкольного возраста» является важной частью методической подготовки бакалавров по Психолого-педагогическому направлению, профиль «Психология образования», предполагающей формирование психологической культуры студентов факультета педагогики и психологии.
Рабочая программа разработана на основе учебной программы, составленной доцентом кафедры психологии развития и образования кандидатом психологических наук Л.В. Лежниной.
Основные цели изучения названной дисциплины:
учебная - формирование адекватных научных представлений об общих закономерностях и движущих силах развития психики ребенка, об особенностях социальной ситуации, ведущей деятельности и основных новообразованиях, возникающих у ребенка на каждом возрастном этапе;
практическая - профессиональная подготовка будущих педагогов к работе с ребенком на основе понимания психологических особенностей его развития;
воспитательная - формирование позитивных педагогических установок по отношению к ребенку и личностной готовности студентов к родительству.
Содержание дисциплины отбиралось на основе учета принципов междисциплинарного характера данной отрасли психологического знания, опоры на уже имеющуюся у слушателей методологическую и теоретическую базу для анализа закономерностей детского развития, логичности и последовательности изучения материала. Исходя из этих положений и целей курса его содержание систематизировано в нескольких разделах.
Во вводной части курса рассматриваются общие вопросы детской психологии, ее методологические основы, теоретические и практические задачи на современном этапе, методы изучения развития ребенка. Вторая часть курса посвящена психологии пренатального развития ребенка и освещает этапы и факторы пренатального психофизического развития плода, включая момент рождения. Далее изучаются психологические особенности периода новорожденности, младенчества и раннего возраста. Завершающая часть курса посвящена психологии дошкольного детства, включая особенности когнитивного, социально-личностного, эмоционального развития и вопросы подготовки к школьному обучению.
Основу учебного процесса по данной дисциплине составляет проблемное обучение с «опережающей» стратегией самостоятельной деятельности студентов. Используется многообразие типов, видов и форм учебной деятельности (проблемная лекция, лекция-диалог, обзорная лекция, семинар, коллоквиум, видеозанятие) с обязательным соблюдением принципов оптимальности темпа и ритма занятий, последовательности и завершенности их частей. Место дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина «Психология дошкольного возраста» относится к базовой (общепрофессиональной) части Б.3.3.1 профессионального цикла дисциплин. Она содержательно связана с такими дисциплинами ООП, как «Анатомия и возрастная физиология» (Б.2.3), «Общая и экспериментальная психология» (Б.3.2.1), «Психология развития» (Б.3.2.6), а также «Психология детей младшего школьного возраста» (Б.3.3.3), «Психология подросткового возраста» (Б.3.3.5).
Курс рассчитан на 72 часа, их них 34 - аудиторных, в том числе: лекционных - 20 часов, семинарских и практических - 14 часов. Значительный объем материала вынесен на самостоятельное овладение (38 часов), которое заключается в углубленном изучении отдельных аспектов лекционного материала, самостоятельном овладении отдельных вопросов дисциплины, подготовке к занятиям, конспектировании рекомендуемой литературы, контрольным формам.
Итоговый контроль осуществляется в форме зачета (2 семестр), содержание которого позволяет оценить успешность достижения целей, заявленных в учебной программе курса.
Компетенции обучающегося и требования к уровню освоения содержания дисциплины.
ОК-1: способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды;
ОК-7: владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознаёт сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.
ОПК-1: способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;
ОПК-8: способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики.
ПКПП-1: способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития;
ПКПП-4: способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий.
3. Структура и содержание
дисциплины «Психология дошкольного возраста» 3.1. Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах и часах: Лекции – 20 ч
Практические занятия – 14 ч
Лабораторные занятия – нет
Всего аудиторных - 34 ч
Самостоятельная работа – 38 ч
Всего часов – 72 ч
Зачетных единиц - 2 3.2. Формы контроля по учебному плану (зачет, экзамен, курсовая работа) с указанием семестра: Курсовая работа нет
Зачет 2 семестр
Экзамен нет
3.3. Тематический план
учебной дисциплины «Психология дошкольного возраста»
№ п/п раздела
| Наименование
разделов и тем
| Семестр
| Количество часов по
учебному плану
| Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
| Всего
| Виды учебной работы
| Аудиторная работа
| Самостоятельная
работа
| Лекции
| Практические (семинарские) занятия
| Лабораторные занятия
| 1
| 2
|
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 1
| Общие вопросы детской психологии
|
| 1.1. Детство как предмет психологической науки
| 2
|
| 2
|
|
| 2
| Устный опрос
|
| Методы детской психологии
| 2
|
|
| 2
|
| 4
| Устный опрос
|
| 1.3. Основные закономерности психического развития ребенка
| 2
|
| 2
|
|
| 2
| Итоговый
тест
| 2
| Психология пренатального развития ребенка
|
| Теории пренатального развития психики
| 2
|
| 2
|
|
| 2
| Устный опрос
|
| 2.2. Формирование пренатальной психики и сознания плода
| 2
|
| 2
|
|
| 2
| Устный опрос
|
| 2.3. Факторы психофизического развития плода
| 2
|
| 2
|
|
| 2
| Устный опрос
|
| Психофизиология рождения ребенка
| 2
|
| 2
|
|
| 2
| Письменный
опрос
| 3
| Психологические особенности младенчества и раннего детства
|
| 3.1. Психологическая характеристика периода новорожденности
| 2
|
| 2
|
|
| 2
| Устный опрос
|
| 3.2. Особенности развития психики младенцев
| 2
|
|
| 2
|
| 2
| Устный опрос
|
| 3.3. Психологические особенности раннего возраста
|
|
|
| 2
|
| 2
| Итоговый
тест
| 4
| Психология дошкольного детства
|
| 4.1. Характеристика видов деятельности дошкольника
| 2
|
|
| 2
|
| 2
| Устный опрос
|
| 4.2. Сенсорное развитие дошкольника
| 2
|
| 2
|
|
| 2
| Устный опрос
|
| 4.3. Развитие речи и мышления в дошкольном возрасте
| 2
|
| 2
|
|
| 2
| Письменный опрос
|
| Развитие памяти, внимания и воображения дошкольника
| 2
|
|
| 2
|
| 2
| Устный опрос
|
| 4.5. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника
| 2
|
| 2
|
|
| 4
| Письменный опрос
|
| 4.6. Развитие личности дошкольника
| 2
|
|
| 2
|
| 2
| Устный опрос
|
| 4.7. Психологическая готовность к школьному обучению
| 2
|
|
| 2
|
| 2
| Итоговый
тест
|
| ВСЕГО ЧАСОВ:
|
| 72
| 20
| 14
| -
| 38
| Зачет
| |