Скачать 348.23 Kb.
|
Дополнительная программа «Удивительный мир природы» Составитель: Мешалкина В.И. 2010 год Общие положения Элективного курса образовательной программы, реализуемые в общеобразовательных учреждениях должны быть направлены: на расширение содержания программ общего образования; на реализацию основных направлений региональной образовательной политики; на профессиональное (допрофессиональное ) образование, в том числе при сетовом взаимодействии с учреждениями начального, среднего, высшего профессионального образования, а также учреждениями дополнительного образования детей; на расширение программы профильного обучения ( элективные курсы, дополнительные к учебному плану) ; на формирование личности ребёнка средствами искусства, творчества, туризма, спорта. Эколого - биологическая направленность. Экология и биология – одно из приоритетных направлений элективного курса образования детей. Программы эколого - биологической направленности связаны с изучением предметов истории, географии, ОБЖ и др. Они углубляют знания по предметам, дополняют их, позволяют реализовывать региональный компонент в образовании. Программы по экологии и биологии предполагают активные формы физической деятельности: учебные походы, ближние и дальние экскурсии, а также исследовательскую и проектную деятельность. Примечание. Срок реализации краткосрочного элективного курса образовательных программ ( 1-2 года) в объеме 1 час. в неделю, 35 часов в год. Структура элективного курса образовательной программы. Структура элективного курса образовательной программы, как правило , включает следующие структурные элементы:
Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов элективного курса образовательной программы.
- наименование образовательного учреждения; - где, когда и кем утверждено элективный курс образовательной программы; -название элективного курса; - возраст детей, на которых рассчитан элективный курс образовательной программы; -Ф.И.О., должность автора( авторов) элективного курса образовательной программы; -название города, населённого пункта, в котором реализуется элективный курс образовательной программы; - год разработки элективного курса образовательной программы. 2. В пояснительной записке к элективному курса образовательной программе следует раскрыть: - направленность элективного образовательной программы; -новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; -цели и задачи элективного курса образовательной программы; -отличительные особенности данного элективного курса образовательной программы от уже существующих элективных курсов образовательных программ; -возраст детей, участвующих в реализации данного элективного курса образовательной программы; -сроки реализации элективного курса образовательной программы(продолжительность образовательного процесса, этапы); -формы и режим занятий; -ожидаемые результаты и способы их проверки; -формы подведения итогов реализации элективного курса образовательной программы (соревнования, экскурсии, фотовыставка и т.д.). 3. Учебно-тематический план элективного курса образовательной программы может содержать: - перечень разделов элективного курса образовательной программы; -количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. 4. Календарно – тематический план элективного курса образовательной программы может содержать: -- перечень тем элективного курса образовательной программы; -количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. 5. Содержание изучаемого элективного курса образовательной программы, возможно, отразить через: - краткое описание тем элективного курса образовательной программы ( теоретических и практических видов занятий). 6. Методическое обеспечение может включать описание: - форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу элективного курса образовательной программы( игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс и т.д.); - приемов и методов организации учебно- воспитательного процесса, дидактический материал техническое оснащение занятий; (Методы обучения объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично- поисковый, исследовательский) - форм подведения итогов по каждой теме или разделу элективного курса образовательной программы. 7. Список использованной литературы Пояснительная записка Направленность элективного курса образовательной программы эколого- биологическая. Содержание элективного курса образовательной программы направлена на:
Новизна Учебный план МОУ СОШ не предусматривает изучение предмета «Экология» как учебного курса. Данная программа интегрирует и расширяет содержание соответствующих разделов природоведения, биологии, экологии, географии, ОБЖ, используя краеведческий материал. Актуальность Экологическое образование в настоящее время становится одной из фундаментальных основ формирования личности. Без знания экологических закономерностей немыслим переход современного общества к устойчивому развитию, формированию информационно-экологического общества. Педагогическая целесообразность Экологическое образование ставит своей целью развитию интереса школьников к изучению и охраны природы, наук о Земле, формирование ответственного отношения учащихся к окружающей среде, которое проявляется в тематическом планировании, представлены различные формы проведения занятий: уроки, путешествия, экскурсии, практикумы. Они ориентированы на формирование у обучающихся умений оценивать, объяснять, прогнозировать, называть и показывать т.е. способствуют планированию результатов обучения. Цель образовательной программы: * воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, природному и культурному достоянию человечества; * изучение основ современной экологии, которая раскрывает не только взаимоотношения растений, животных, но и человека, с окружающей средой, который своей жизнедеятельностью воздействует и изменяет природу. Образовательные задачи: * обучение знаниям и навыкам безопасного поведения в окружающей среде, как природной, так и техногенной; * овладение навыками туризма, ориентирования, фенологических и краеведческих наблюдений; * теоретическая, физическая и моральная подготовка выпускников к дальнейшей учебе в вузах страны и работе в структурах, ответственных за безопасную деятельность человека в природе и обществе; *углубление теоретических и практических знаний в области экологии; * формирование умений оценивать свои поступки в природе. Развивающие задачи: *расширение кругозора детей в области экологии; * развитие любознательности и экологической культуры; * развитие наблюдательности и находчивости; *развитие практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды. Воспитывающие задачи: * воспитание любви к природе, к своему краю, селу; *воспитание доброты и бережного отношения к природе; * воспитание гуманного, творческого человека к природному богатству края; *воспитание трудолюбия. Режим работы 1 час в неделю (35 часов за год). Ожидаемые результаты и способы их проверки В результате изучения курса учащиеся должны Знать: *определения основных понятий и терминов; * основные экологические факторы и степень их воздействия на живые организмы; * роль естественного биологического разнообразия в поддержании устойчивого развития биоценоза; * виды растений и животных из региональной Красной книги, произрастающие в области, в районе, в селе; * основные формы и методы охраны редких растений области и применять эти знания на практике; * географические особенности природы Тамбовской области, население родного края; связь между природными условиями и культурно- бытовыми особенностями Тамбовской области; * природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном и региональном уровнях; меры по сохранению природы и защите от природных и техногенных явлений. Уметь: * классифицировать организмы по экологическим группам; * характеризовать основные сообщества, встречающиеся в окрестностях школы; * уметь анализировать сезонные явления в данных биоценозах; * обосновывать роль живых организмов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека; * замечать факторы негативного воздействия на окружающую среду и стараться по возможности предпринимать шаги по их ликвидации; * работать с различными источниками информации (интернет, энциклопедии и др.); * приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к окружающей среде; * выявлять геоэкологические проблемы на местности и по карте, пути сохранения и улучшения качества окружающей среды; * применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик экологического состояния компонентов природы области; * применять экологические знания для охраны биогеоценозов. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни дня: * чтения карт различного содержания; * проведения наблюдения за отдельными географическими объектами, явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; *для наблюдения за состоянием воздуха, воды и почвы своей местности; * решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф. Формами текущего контроля являются: предоставление конспектов, отчетов практических работ и экскурсий, составление схем маршрутов, оформление фотовыставок, составление карточек, подготовка выступлений и докладов, выпуск газеты « Экологический вестник». Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Удивительный мир природы» являются научно – практическая конференция. Материалы должны быть оформлены в виде выставки, научных проектов, докладов и рефератов учащихся Учебно- тематический план по программе: «Удивительный мир природы».
|