Скачать 0.71 Mb.
|
м униципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский эколого-биологический центр«Смоленский зоопарк» города Смоленска«Согласована» принята «Утверждаю» Методическим советом общим решением Педагогического совета директор учреждения учреждения ___________________ 30.08. 2013 г. протокол № 01-13 от 30.08.2013 г. А.И. Зазыкин № 01-13 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Младшие друзья природы» социально-педагогической направленности (для объединений «Младшие друзья природы») Возраст детей: дошкольный возраст Срок реализации: 3 года Составитель: педагог дополнительного образования Гаврилюк Наталья Петровна г. Смоленск 2013 г. М униципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детский эколого-биологический центр«Смоленский зоопарк» «Согласована» принята «Утверждена» Методическим советом общим решением Педагогического совета директором учреждения учреждения 08.09.2010 г. №01-10 протокол № 01-10 от 10.09.2010 г. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Младшие друзья природы» социально-педагогической направленности (для объединений «Младшие друзья природы») Для детей дошкольного возраста Срок реализации: 3 года Составитель: педагог дополнительного образования Гаврилюк Наталья Петровна г. Смоленск 2010 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа имеет социально-педагогическую направленность. Актуальность программы Проблема экологического воспитания детей является одной из первостепенных, поскольку современные вопросы взаимоотношения человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, а дошкольный возраст – это первое звено в системе непрерывного экологического образования. Именно в этом возрасте происходит формирование важнейших новообразований в интеллектуальном, нравственном, эмоциональном развитии ребенка – формирование личности. Мир детства в настоящее время нельзя назвать благополучным. Большинство детей имеет психологические проблемы, связанные с социальными условиями, возрастными особенностями, физическим нездоровьем. Дети оторваны от природы, но зато окружены агрессивной информационной средой. Беседы о животных, игровые ситуации, забота и общение с питомцами живого уголка не только развивают ребенка, но и помогают ему обрести душевное спокойствие, а конкретные действия по охране окружающей среды наполняют труд детей значимостью. Новизна программы заключается в комплексном характере программы, наличие психологической и эстетической составляющих активизируют воображение, развивают творческое мышление, память и любознательность, дают возможность в рамках одной программы попробовать себе в различных видах деятельности. Педагогическая целесообразность В дошкольном возрасте основной педагогический акцент делается на систему представлений ребенка о мире природы. В то же время особое педагогическое внимание следует уделять в этом возрасте преодолению прагматических установок, обусловленных влиянием детского артификализма (представления о том, что все объекты и явления окружающего мира изготовлены самими людьми для своих собственных целей). Настоящая программа позволяет формировать эмпатию к природе специальными методами, которые направлены и на чувства, и на разум человека. Процесс развития желательного отношения к природе связан с изменениями, которые затрагивают эмоциональную, познавательную сферы ребенка, касаются осуществляемой им практической деятельности и, самое главное, совершаемых поступков. Соответственно в программе выделяются четыре компонента отношения к природе: эмоциональный, познавательный, практический, поступочный. Уровень сформированности эмоционального отношения характеризуется повышенной восприимчивостью к «чувственно-выразительным элементам» мира природы (форма, цвет, симметрия, величина и т.д.), отзывчивостью на жизненные проявления различных существ. Уровень сформированности познавательного компонента характеризуется степенью готовности (более низкий) и стремления (более высокий) получать, искать и перерабатывать информацию о мире природы. Практический компонент характеризуется готовностью и стремлением к практическому взаимодействию с миром природы, а также характером этого взаимодействия (мотив действия - не получение от природы полезного продукта, а самоценность общения с природой). Уровень сформированности поступочного компонента определяется формулой - «для других». В результате взаимодействия составляющих образовательной программы – эмоционального, познавательного, практического, поступочного компонентов – формируется своеобразная образовательная среда, благоприятствующая развитию личности, появлению у нее проектируемых психических новообразований. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности педагога и детей. Накопление знаний является инструментом, а не целью экологического воспитания дошкольников, и три «кита» (знания, умения, навыки) объединяются в стройную формулировку, предложенную Т.В.Потаповой в «Концепции экологического воспитания дошкольников»: «Знать законы, по которым живет природа, уметь организовать свой труд и отдых так, чтобы не нанести вреда природе и иметь осознанное желание делать это». Программа обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир» и «Природоведение» и построена на принципах развивающего обучения. Цели и задачи программы. Анализ тенденций развития экологического образования в дошкольной педагогике определил основную цель: воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относится к ним. Задачи, необходимые для ее достижения:
Отличительная особенность данной программы от уже существующих. Составителем были проанализированы некоторые отечественные программы экологического воспитания дошкольников, такие как «Мы - земляне» (автор - А.Вересов), «Открой себя» (автор - Е.Рылеева), «Жизнь вокруг нас» (авторы - Н.А.Авдеева и Г.Б.Степанова), «Надежда» (автор Т.В.Потапова и другие), «Семицветик» ( авторы - В.И. и С.Г. Ашиковы), «Наш дом – природа» (автор – Н.А.Рыжова), «Юный эколог» (автор – С.Н.Николаева). Ни одна из этих программ не может быть взята в полном объеме и без изменений для работы по экологическому воспитанию дошкольников применительно к конкретному детскому саду. Причинами тому служат недостаточность материально-технической базы дошкольного учреждения, дублирование некоторых тем экологических программ с материалами по познавательному развитию программы «Радуга» - базовой программы, по которой работает детский сад. Исходя из этого, настоящая программа является модифицированной, т. е. составленной из отдельных компонентов вышеуказанных программ. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы. Программа предназначена для работы с детьми четырех, пяти и шести лет (средней, старшей и подготовительной групп детского сада) и, соответственно, рассчитана на три года обучения. Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 36 недельный срок реализации в течение учебного года. Занятия с детьми целесообразно начинать с середины сентября и заканчивать 31 мая. В летний период – период отпусков родителей занятия не проводятся из-за малочисленности групп детей и часто меняющегося состава. Режим занятий. Учебно-воспитательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях имеет специфические положения, отличные от образовательного процесса в школах, в частности, количество времени, установленного на непрерывную учебную деятельность, равняется 30 минутам. Кружковое занятие проводится 4 раза . Формы занятий разнообразны:
Ожидаемые результаты. Исходя из умственных и физических возможностей детей средней группы детского сада (дети пятого года жизни), определяются следующие умения и навыки, которые должны сформироваться при реализации настоящей дополнительной образовательной программы экологического воспитания:
В рамках реализации программы социально-педагогического развития дошкольников дети шестого года жизни (старшей группы детского сада), должны приобрести следующие умения и навыки:
Исходя из умственных и физических возможностей детей подготовительной группы детского сада (дети седьмого года жизни), определяются следующие умения и навыки, которые должны сформироваться при реализации настоящей дополнительной образовательной программы экологического воспитания:
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
Учебно-тематический план основной образовательной программы дополнительного образования «Младшие друзья природы» творческого объединения «Младшие друзья природы» социально-педагогической направленности Первый год обучения (72 занятия)
Времена года. Осень
Жизнь на Земле. Животные.
Жизнь на Земле. Растения.
Материки и континенты.
Земля и космос.
Времена года. Зима.
Вода на Земле.
Природные зоны Земли.
Влияние природы на жизнь растений и человека.
Времена года. Весна.
содержание основной образовательной программы дополнительного образования «Младшие друзья природы» творческого объединения «Младшие друзья природы» социально-педагогической направленности первый год обучения (72 занятия) Раздел 1. Времена года. Осень. |