Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации25.10.2013
Размер0.71 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > География > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5
м
униципальное бюджетное образовательное учреждение


дополнительного образования детей

детский эколого-биологический центр


«Смоленский зоопарк»

города Смоленска




«Согласована» принята «Утверждаю»

Методическим советом общим решением Педагогического совета директор учреждения

учреждения ___________________

30.08. 2013 г. протокол № 01-13 от 30.08.2013 г. А.И. Зазыкин

№ 01-13

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Младшие друзья природы»
социально-педагогической направленности

(для объединений «Младшие друзья природы»)

Возраст детей: дошкольный возраст

Срок реализации: 3 года


Составитель:

педагог дополнительного образования

Гаврилюк Наталья Петровна


г. Смоленск

2013 г.

М
униципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Детский эколого-биологический центр


«Смоленский зоопарк»


«Согласована» принята «Утверждена»

Методическим советом общим решением Педагогического совета директором учреждения

учреждения

08.09.2010 г. №01-10 протокол № 01-10 от 10.09.2010 г.


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Младшие друзья природы»

социально-педагогической направленности

(для объединений «Младшие друзья природы»)
Для детей дошкольного возраста
Срок реализации: 3 года

Составитель:

педагог дополнительного образования

Гаврилюк Наталья Петровна
г. Смоленск

2010 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа имеет социально-педагогическую направленность.

Актуальность программы

Проблема экологического воспитания детей является одной из первостепенных, поскольку современные вопросы взаимоотношения человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, а дошкольный возраст – это первое звено в системе непрерывного экологического образования. Именно в этом возрасте происходит формирование важнейших новообразований в интеллектуальном, нравственном, эмоциональном развитии ребенка – формирование личности.

Мир детства в настоящее время нельзя назвать благополучным. Большинство детей имеет психологические проблемы, связанные с социальными условиями, возрастными особенностями, физическим нездоровьем. Дети оторваны от природы, но зато окружены агрессивной информационной средой. Беседы о животных, игровые ситуации, забота и общение с питомцами живого уголка не только развивают ребенка, но и помогают ему обрести душевное спокойствие, а конкретные действия по охране окружающей среды наполняют труд детей значимостью.

Новизна программы заключается в комплексном характере программы, наличие психологической и эстетической составляющих активизируют воображение, развивают творческое мышление, память и любознательность, дают возможность в рамках одной программы попробовать себе в различных видах деятельности.

Педагогическая целесообразность

В дошкольном возрасте основной педагогический акцент делается на систему представлений ребенка о мире природы. В то же время особое педагогическое внимание следует уделять в этом возрасте преодолению прагматических установок, обусловленных влиянием детского артификализма (представления о том, что все объекты и явления окружающего мира изготовлены самими людьми для своих собственных целей). Настоящая программа позволяет формировать эмпатию к природе специальными методами, которые направлены и на чувства, и на разум человека.

Процесс развития желательного отношения к природе связан с изменениями, которые затрагивают эмоциональную, познавательную сферы ребенка, касаются осуществляемой им практической деятельности и, самое главное, совершаемых поступков. Соответственно в программе выделяются четыре компонента отношения к природе: эмоциональный, познавательный, практический, поступочный.

Уровень сформированности эмоционального отношения характеризуется повышенной восприимчивостью к «чувственно-выразительным элементам» мира природы (форма, цвет, симметрия, величина и т.д.), отзывчивостью на жизненные проявления различных существ.

Уровень сформированности познавательного компонента характеризуется степенью готовности (более низкий) и стремления (более высокий) получать, искать и перерабатывать информацию о мире природы.

Практический компонент характеризуется готовностью и стремлением к практическому взаимодействию с миром природы, а также характером этого взаимодействия (мотив действия - не получение от природы полезного продукта, а самоценность общения с природой).

Уровень сформированности поступочного компонента определяется формулой - «для других».

В результате взаимодействия составляющих образовательной программы – эмоционального, познавательного, практического, поступочного компонентов – формируется своеобразная образовательная среда, благоприятствующая развитию личности, появлению у нее проектируемых психических новообразований. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности педагога и детей. Накопление знаний является инструментом, а не целью экологического воспитания дошкольников, и три «кита» (знания, умения, навыки) объединяются в стройную формулировку, предложенную Т.В.Потаповой в «Концепции экологического воспитания дошкольников»: «Знать законы, по которым живет природа, уметь организовать свой труд и отдых так, чтобы не нанести вреда природе и иметь осознанное желание делать это».

Программа обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир» и «Природоведение» и построена на принципах развивающего обучения.

Цели и задачи программы.

Анализ тенденций развития экологического образования в дошкольной педагогике определил основную цель:

воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относится к ним.

Задачи, необходимые для ее достижения:

  1. Сформировать у детей элементарную систему знаний эколого-сберегающего отношения к природе.

  2. Учить осознавать свои действия, поступки, прогнозировать результаты своей деятельности.

  3. Развивать интерес к проблемам охраны природы и здоровья человека, сохранения природных богатств родного края.

  4. Воспитывать стремление к практической трудовой деятельности в природе, желание участвовать в посильных действиях по сохранению природы и улучшению ее состояния.


Отличительная особенность данной программы от уже существующих.

Составителем были проанализированы некоторые отечественные программы экологического воспитания дошкольников, такие как «Мы - земляне» (автор - А.Вересов), «Открой себя» (автор - Е.Рылеева), «Жизнь вокруг нас» (авторы - Н.А.Авдеева и Г.Б.Степанова), «Надежда» (автор Т.В.Потапова и другие), «Семицветик» ( авторы - В.И. и С.Г. Ашиковы), «Наш дом – природа» (автор – Н.А.Рыжова), «Юный эколог» (автор – С.Н.Николаева). Ни одна из этих программ не может быть взята в полном объеме и без изменений для работы по экологическому воспитанию дошкольников применительно к конкретному детскому саду. Причинами тому служат недостаточность материально-технической базы дошкольного учреждения, дублирование некоторых тем экологических программ с материалами по познавательному развитию программы «Радуга» - базовой программы, по которой работает детский сад. Исходя из этого, настоящая программа является модифицированной, т. е. составленной из отдельных компонентов вышеуказанных программ.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.

Программа предназначена для работы с детьми четырех, пяти и шести лет (средней, старшей и подготовительной групп детского сада) и, соответственно, рассчитана на три года обучения.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 36 недельный срок реализации в течение учебного года. Занятия с детьми целесообразно начинать с середины сентября и заканчивать 31 мая. В летний период – период отпусков родителей занятия не проводятся из-за малочисленности групп детей и часто меняющегося состава.

Режим занятий.

Учебно-воспитательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях имеет специфические положения, отличные от образовательного процесса в школах, в частности, количество времени, установленного на непрерывную учебную деятельность, равняется 30 минутам. Кружковое занятие проводится 4 раза .

Формы занятий разнообразны:

  • первично-ознакомительные занятия;

  • обобщающие занятия ;

  • углубленно-познавательные;

  • комплексные занятия;

  • целевые прогулки;

  • походы и экскурсии на природу;

  • игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей;

  • игровые обучающие ситуации типа путешествий;

  • экологические акции;

  • экологические праздники и досуги.


Ожидаемые результаты.

Исходя из умственных и физических возможностей детей средней группы детского сада (дети пятого года жизни), определяются следующие умения и навыки, которые должны сформироваться при реализации настоящей дополнительной образовательной программы экологического воспитания:

  • наблюдательность и любознательность в общении детей с природой, эмоциональная отзывчивость и стремление к деятельному участию и заботе о природном окружении;

  • умения устанавливать простейшие связи в явлениях природы, определять состояние погоды, сезонные изменения в окружающем мире (характерные особенности времен года);

  • представления о взаимосвязи между живой и неживой природой на примере приспособления к среде обитания животных (наземной, воздушной, водной), о сезонных изменениях в жизни растений, об условиях их роста и развития, признаках хорошего и неудовлетворительного состояния;

  • умения различать и называть растения разных мест произрастания (огород, сад, лес луг);

  • представления детей об особенностях поведения и функциях домашних животных, о способах и правилах ухода за ними, о жизни и приспособлении к окружающему диких животных, понимание простейшей взаимосвязи между изменениями в неживой природе и жизнью животных (внешний вид, способ жизни, характер добывания пищи и др.);

  • конкретные представления об обитателях (животных) лесов, лугов, полей, водоемов, способах удовлетворения их потребностей в условиях определенной среды (экосистемы);

  • желание охранять природу, способность проявлять интерес к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных, выражение сочувствия и сопереживания живому организму при нарушении его целостности, доброжелательность и осторожность в играх и поведении в природном окружении, интерес к труду человека по уходу за животными и растениями;

  • трудовые умения и навыки (посев, посадка, работа с землей, уборка участка, уход за растениями и животными живого уголка...),

В рамках реализации программы социально-педагогического развития дошкольников дети шестого года жизни (старшей группы детского сада), должны приобрести следующие умения и навыки:

  • ответственно, бережно относиться к социальной и природной среде, к здоровью собственному и окружающих, следовать экологическим правилам;

  • представления о сезонных изменениях в природе (времена года), умение следить за изменением температуры и движением воздуха, раскрывать закономерные связи живой природы с изменениями сезона, знать об основных жизненных функциях растений (питание, дыхание, рост, развитие, размножение) и признаках их хорошего и неблагополучного состояния в зависимости от удовлетворения потребности в температуре, свете, влажности,

  • различать деревья и кустарники по внешним признакам - листьям, цветам, плодам, коре; называть растения сада, леса, парка, огорода;

  • оперировать понятиями: растения, деревья, травы, кустарники, цветы;

  • выделять закономерные связи среды обитания животных с сезонными изменениями (птицы, звери, насекомые); сформированные представления о животных, как представителях животного в мире
    природы (признаки, функции, строение, питание); умение оперировать понятиями: насекомые, рыбы, птицы, звери, «среда обитания»;

  • любознательность, стремление глубже понять явления природы;

  • естественное желание участия в трудовых действиях сезонного порядка, способность работать коллективно, умение подбирать природный материал для ручного труда.

Исходя из умственных и физических возможностей детей подготовительной группы детского сада (дети седьмого года жизни), определяются следующие умения и навыки, которые должны сформироваться при реализации настоящей дополнительной образовательной программы экологического воспитания:

  • на основе выделения различных по структуре закономерных связей из области природы дети должны иметь развитые обобщенные представления, систему знаний; стремиться к экологически направленной деятельности;

  • знания о сезонных изменениях (уметь характеризовать сезонные преобразования погоды, количество дневного времени, изменения состояния воды, воздуха, закономерные связи и особенности, иметь сознательную позицию человека в мире неживой природы);

  • сформированные обобщенные представления о приспособлении растений разных экосистемных групп к изменению средовых факторов, умение различать объекты живой и неживой природы, видеть признаки роста и развития в зависимости от условий среды, взаимовлияния (положительного, отрицательного) организмов в экосистемах;

  • знать об условиях жизни, роста, размножения животных, о появлениях соответствующих механизмов приспособления в связи с изменением сезона, о многообразии населяющих планету живых организмов и степени дифференциации их приспособленческих потребностей, о возможных проявлениях чувств животных;

  • иметь конкретное представление о человеке как о живом существе (признаки и потребности общие с животным миром и отличительные), об особенностях здоровья и правилах личной гигиены, о росте и развитии, заботе о детях; о влиянии человека на природу;

  • гуманно относиться к живому, иметь желание создавать благоприятные условия для жизни и развития, работать на грядках, клумбах, участках детского сада;

  • стремление к природоохранительной деятельности, умение придавать экологическую направленность любой другой деятельности.



Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

  1. открытые занятия;

  2. экологические праздники для детей;

  3. выставки художественно-продуктивной деятельности экологической направленности;

  4. участие в театральном фестивале «Животные – герои сказок»;

  5. участие в фестивале «Экология. Творчество. Дети.»;

  6. участие в городской весенней выставке экологических плакатов, рисунков;

  7. участие в экологическом фестивале «Зеленая планета».



Учебно-тематический план

основной образовательной программы дополнительного образования «Младшие друзья природы» творческого объединения «Младшие друзья природы»

социально-педагогической направленности

Первый год обучения (72 занятия)



занятия

Темы занятий

Количество занятий

Теор.

Практич.

всего

Времена года. Осень

1.

Осень – время года

1




1

2.

Экскурсия в парк.




1

1

3.

Как животные к зиме готовятся.

1




1

4.

В гости к Берендею.




1

1

5.

Осенние листья.




1

1

6.

Отлёт птиц на юг.

1




1

Жизнь на Земле. Животные.

7.

Живое и неживое.

1




1

8.

Дикие животные.

1




1

9.

Домашние животные.

1




1

10.

Животные и их детеныши.

1




1

11.

Кто где живет?




1

1

12.

Птицы




1

1

13.

Рыбы.




1

1

14.

Насекомые.




1

1

15.

Пресмыкающиеся.




1

1

16.

Хищники.

1




1

17.

Травоядные.

1




1

18.

Охрана животных.

1




1

19.

Зоопарк.

1




1

20.

Экскурсия в Смоленский зоопарк.




1

1


Жизнь на Земле. Растения.

21.

Царство растений.

1




1

22.

Деревья

1




1

23.

Овощи.

1




1

24.

Фрукты.

1




1

25.

Ягоды.

1




1

26.

Грибы.

1




1

Материки и континенты.

27.

Путешествия.

1




1

28.

Глобус

1




1

29.

Карта.

1




1

30.

Европа.




1

1

31.

Азия.




1

1

32.

Африка.




1

1

33.

Северная Америка.




1

1

34.

Южная Америка.




1

1

35.

Австралия.




1

1

36.

Антарктида.




1

1

Земля и космос.

37.

Наш планетарный дом

1




1

38.

Солнце – звезда.

1




1

39.

Планеты.

1




1

40.

Солнечная система.

1




1

41.

Повторение пройденного

1




1

42.

Луна – спутник Земли.

1




1

43.

Космос.

1




1

Времена года. Зима.

44.

Зима – время года.

1




1

45.

Зимующие птицы.

1




1

Вода на Земле.

46.

Вода. Свойства воды

1




1

47.

Лед. Свойства льда.




1

1

48.

Пар. Свойства пара




1

1

49.

Осадки.

1




1

50.

Круговорот воды.




1

1

51.

Мировой океан.

1




1

52.

Ручеёк.




1

1

53.

Родник.

1




1

54.

Озеро как экосистема.

1




1

55.

Река как экосистема.

1




1

56.

Море.

1




1

57.

Роль морей и океанов для человека.

1




1

58.

Обобщающее занятие




1

1

Природные зоны Земли.

59.

Природные зоны – что это.

1




1

60.

Горы и равнины.

1




1

61.

Пустыни.

1




1

Влияние природы на жизнь растений и человека.

62.

Погода.

1




1

Времена года. Весна.

63.

Весна – время года.

1




1

64.

Наблюдение за насекомыми




1

1

65.

Сажаем растения.




1

1

66.

Наблюдение за черепахой.




1

1

67.

Наблюдение за мать-и-мачехой.




1

1

68.

Путешествие по лесопарку.

1




1

69.

Птицы и их гнёзда. Птичий город на деревьях.




1

1

70.

Обобщающее занятие.

1




1

71.

Экскурсия в Смоленский зоопарк




1

1

72.

Итоговое занятие.

1




1




Итого

45

27

72


содержание

основной образовательной программы дополнительного образования «Младшие друзья природы» творческого объединения «Младшие друзья природы»

социально-педагогической направленности

первый год обучения (72 занятия)
Раздел 1. Времена года. Осень.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск