Скачать 1.64 Mb.
|
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 658 Кировского административного района Санкт-Петербурга
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Санкт-Петербург 2011 ОГЛАВЛЕНИЕ
1. НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Образовательная программа разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
2. «ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА» ШКОЛЫ ГБОУ СОШ № 658 была открыта в 1994 году в Кировском районе Санкт-Петербурга как школа начального общего образования с элементами вальдорфской педагогики благодаря поддержке начальника РОО Е.И. Русак. Школе было выделено здание детского сада, которое нуждалось в капитальном ремонте. Учителя и родители на инициативных началах за счет собственных средств осуществляли ремонт школы для возможности осуществлять учебный процесс. Учителями стали выпускники двухгодичного вальдорфского педагогического семинара в Санкт-Петербурге. Обучение велось доцентами вальдорфских семинаров Германии, Швейцарии, Голландии, а также преподавателями УПМ Санкт-Петербурга. Опыта работы в такой школе было явно недостаточно. Однако педагогические усилия, желание реализовать вальдорфские идеи и результаты 2 успешных выпусков 9-х классов позволили преобразовать начальную школу в школу основного общего образования, а затем после 2 успешных выпусков 11-х классов была открыта ступень среднего (полного) общего образования. В таблице 1 представлен количественный состав обучающихся по состоянию на 01.09.2011 года: Т а б л и ц а 1 КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГБОУ СОШ № 658 ПО СОСТОЯНИЮ НА 01.09.2011 ГОДА
В таблице 2 представлен количественный состав трудового коллектива ГБОУ СОШ № 658 по состоянию на 01.09.2011 года: Т а б л и ц а 2 КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА ГБОУ СОШ № 658 ПО СОСТОЯНИЮ НА 01.09.2011 ГОДА
Учителя школы повышают свою квалификацию в СПб АППО, ИМЦ Кировского района, обучаются на курсах вальдорфского педагогического семинара в Санкт-Петербурге, на семинарах и конференциях в Москве, Самаре, Ярославле и за рубежом. Так, 13 педагогов школы принимали участие в международной встрече врачей и педагогов («конференция Колиско») под патронажем ЮНЕСКО в Париже. Ежегодно в школе читаются лекции по педагогике и проводятся мастер-классы учителями вальдорфских школ Европы. Они же проводят уроки в старших классах. Это позволяет учителям школы осваивать эффективные методы работы своих иностранных коллег. В 90-х годах в России открылось около 20 вальдорфских школ. Они были объединены в Ассоциацию вальдорфских школ России. 658-я школа была одним из ее учредителей. Ассоциация организует повышение квалификации учителей вальдорфских школ, разработку и утверждение учебных программ, издание методической литературы, проведение педконференций и т.д. Школа является членом международной ассоциации вальдорфских школ в Восточной Европе (IAO). Поддерживаются международные контакты с вальдорфскими школами Германии, Голландии, Финляндии, Швеции (см. п. «Социальное партнёрство»). В 2009 году учащиеся школы принимали участие в совместном проекте 8-х классов «Берлин-видео» по изучению достопримечательностей Берлина в контексте истории XX века. В 2010 году школьники были в совместном творческом лагере «Летняя академия искусств» (г. Вердер, Германия) и занимались керамикой, живописью, графикой, ткачеством. Там же в 2011 году был реализован совместный музыкальный проект 9-х классов. На протяжении многих лет учащиеся вальдорфских школ из Германии приезжают на организованную школой специальную социальную практику в детских садах, детских домах, в группах продленного дня. В 2011 году учащиеся школы проходили подобную социальную практику в Берлине. Параллельно с этим они участвовали в совместном театральном проекте «Свет и пантомима». Ежегодные международные культурные обмены между старшеклассниками стали традицией школы. Среди учащихся школы есть победители олимпиад по английскому и немецкому языкам, математике, литературе, МХК, научно-практических конференций районного и городского уровня в области психологии, экологии, МХК. Они ежегодно участвуют в театральных творческих конкурсах, многочисленных художественных выставках и других конкурсах районного и городского уровня, показывая высокие результаты. Есть и спортивные награды, которые получают учащиеся разного возраста в командном и личном первенстве. Обучение в школе осуществляется по универсальному профилю. Учащиеся школы успешны в сдаче ЕГЭ. Результаты выпускников в динамике за последние 3 года и в сравнении со средними показателями по району и городу представлены в приложении 2. Эти результаты обеспечивают их поступление в вузы города. 3. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Информатизация всех сфер жизни в XXI веке предполагает особые формы взаимодействия, позволяющие человеку эффективно функционировать в социуме. Необходимость формирования критического отношения к информации, системности её использования, умения ориентироваться в ней – важнейшие задачи современного образования. В новых условиях учащийся должен овладеть эффективными методами информационного взаимодействия, принимать ценностные установки на позитивные модели поведения. Школа должна подготовить выпускника к самостоятельному использованию источников информационного пространства, помочь осознать свои способности, способы самопознания и самореализации в интеллектуальной деятельности, являющейся основой информационного взаимодействия. Однако современная система образования оказалась не готова к решению этих задач, что породило проблему перегрузки и учителей, и учащихся, увеличило конфликтность в учебно-педагогическом взаимодействии, уровень психосоматических заболеваний. Необходимость внедрения ФГОС в начальной школе и подготовки к их внедрению в основной школе предполагает повышение профессиональной компетентности педагогов для достижения школьниками личностных, метапредметных и предметных результатов. Для реализации вальдорфских принципов в ОУ необходимо наличие ресурсного обеспечения для обучения педагогов в системе повышения квалификации, отражающей специфику вальдорфской школы. Однако ввиду ограниченного числа специалистов постдипломного образования по проблемам обучения в вальдорфской школе и наличия всего 2 вальдорфских школ в Санкт-Петербурге (ГБОУ СОШ № 658 и НОУ «Центр Искусства Воспитания») осуществление полноценного процесса повышения профессиональной компетентности педагогов школы затруднено. В связи с этим кадровое, а также методическое и материально-техническое обеспечение продолжает оставаться на недостаточном уровне. Проблему могла бы решить поддержка семьи, общества и государства. При формировании образовательной программы школы учитывались социальные проблемы. Озабоченность родителей материальным достатком, загруженность на работе уменьшают продолжительность общения с детьми, снижает воспитательную функцию семьи, систематичность контроля. Кроме того, влияние СМИ на формирование нравственного сознания ребенка, его умственного потенциала, на выбор приоритетов зачастую носит отрицательный характер. Отсутствие четких нравственных ориентиров в современном обществе затрудняет получение качественного образования, сознательный профессиональный выбор. В связи с этим, система воспитательных мероприятий школы учитывает приоритет семейных ценностей, необходимость формирования критического отношения к информации. В качестве фактора, компенсирующего отрицательное влияние социума на формирования личности учащегося школы, выступает культурно-историческая среда Санкт-Петербурга. Более чем трехсотлетние традиции города, ментальность его жителей, богатое духовное наследие – мировые культурные ценности, высокий научно-технический потенциал города, реальные возможности получить образование современного уровня, театральная среда, музеи и другие уникальные возможности мегаполиса – всё это составляет специфику образовательного пространства Санкт-Петербурга. Разработка школой любых проектов осуществляется на основе этих возможностей. Таким образом, анализ проблем, которые должна решать школа для успешной реализации образовательной программы, определяет содержание целеполагания и те направления, по которым будет проектироваться образовательный процесс. 4. ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В соответствии с документами, регламентирующими деятельность образовательных учреждений в новых условиях (см. п. 1), основным ресурсом развития новой экономики становится мобильный и высококвалифи-цированный человеческий капитал. В связи с этим актуальна проблема достижения нового качества образования. Главным результатом становится готовность и способность выпускников школ нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества. В связи с этим формулируется общая цель образования: воспитание личности, соответствующей идеальному представлению о человеке, на обучение и развитие которого направлены усилия семьи, школы и государства. В этом контексте цель образования – воспитание ответственного, инициативного, компетентного гражданина России. Достижение этой цели предполагает:
Одним из оснований обновления образования является реализация компетентностного подхода, который предполагает ориентацию на осознанное освоение проектировочных, гностических, коммуникативных умений, способов деятельности, приоритета ценности познания, рефлексии. В этой связи основным результатом деятельности школы становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и др. сферах. Расставленные акценты предопределяют содержание целеполагания в образовательной программе школы. Оно сделано на основе требований ФГОС. Цель: формирование выпускника школы – самостоятельного, творческого, социально ориентированного, способного на ответственные решения, здорового и активного члена общества (гражданина), готового и способного учиться на протяжении всей жизни, с развитой интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферами. Эта цель определяет вектор всей педагогической работы. Реализация цели предполагает постановку стратегических задач:
Вальдорфская школа должна сохранять фундаментальность образования и усиливать его практическую, жизненную направленность. Эти акценты полностью соответствуют современным запросам к системе образования, которые сформулированы в перспективных программах и других документах, определяющих направления развития современного общего образования страны и региона. Достижение поставленной цели посредством решения указанных задач возможно на основе анализа специфики вальдорфской системы образования, а также особенностей возраста школьников, а следовательно, специфики образовательного процесса на разных ступенях обучения. Необходимо обеспечить полноту реализации возможностей ребенка определенного возраста, а также опору на достижения предыдущего этапа развития. 5. АДРЕСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ШКОЛЫ Образовательная программа адресована лицам в возрасте от 6,5 до 18 лет, имеющим 1-4 группы здоровья, в том числе нуждающимся в индивидуальном обучении. Готовность к обучению по программе определяется в ходе ознакомления с информацией о школе (включая информацию, размещенную на сайте школы), посещения «Дней открытых дверей», собраний для родителей поступающих. Общеобразовательная программа 5-9 классов рекомендуется учащимся, успешно освоившим программу начальной школы, мотивацию к обучению с учетом динамики состояния здоровья и социальных ожиданий родителей. Общеобразовательная программа 10-11 классов рекомендуется учащимся, успешно освоившим курс и сдавшим экзамены основной школы, с учетом собственных жизненных планов и социальных ожиданий родителей. 6. СПЕЦИФИКА ВАЛЬДОРФСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ШКОЛЕ Вальдорфская педагогика – одно из вариативных направлений международной гуманистической педагогики. Её основателем является Рудольф Штейнер (1861—1925). С 1991 г. в России начали работать первые классы вальдорфской ориентации. В настоящий момент в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Владимире, Воронеже, Жуковском, Зеленограде, Иркутске, Калуге, Кирове, Самаре, Смоленске, Тюмени, Уфе, Ярославле работают вальдорфские школы. Примерно половина школ имеет государственный статус. Основной принцип вальдорфской школы — свободное развитие ребенка, без страха и стресса, уважение к личности ребенка. Обучение должно воздействовать не только на интеллект, но на всего человека в целом. Вальдорфское образование не ориентирует детей по выбору мировоззрения, политических или религиозных взглядов. Учитель вальдорфской школы стремится не столько передать определенную сумму знаний, сколько затронуть чувства ученика, пробудить интерес. Обучение построено на феноменологическом подходе. Сначала дети учатся наблюдать какое-либо явление (действие с предметом, эксперимент, простое наблюдение), затем производят его описание и зарисовку, находят закономерность, осмысляют ее, формулируют закон. Особенность вальдорфского обучения – концентрация на узловых примерах и понятиях. Важно не количество рассмотренных явлений, а их характерность для каждой области. Познавательные способности детей активизируются, когда знания даются не в готовом виде, как в традиционном обучении, а самостоятельно добываются. Фронтальная работа минимизирована. Центральное место занимают работа в группах и индивидуально. Обучение носит проблемный характер, происходит развитие самостоятельного научного мышления. Обучение в вальдорфской школе имеет целью развитие трех видов способностей:
|