Скачать 0.63 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф.12 ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020401.65 География (Страноведение и международный туризм) ОЗФ (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры географии и экологии факультета ЕФКиБЖД (протокол №10 от 22 июня 2010 г.) Зав. кафедрой ______________ /А.В. Николаев / РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.2 Рецензенты: - кандидат биологических наук, доцент каф. географии и экологии Лештаев А.А. - кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и химии Харламова М.Н. 1.3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Курс физической географии России – один из ведущих в системе географического образования в педагогических институтах. Он призван дать целостное представление о природе России и ее разнообразии. Предлагаемый курс является базовым для освоения других географических дисциплин, вчасности для освоения «Экономической и социальной географии России», «Экономики природопользования», «Методики преподавания географических дисциплин». Целью изучения курса является: -знания морей, омывающих Россию, их значимости для экономики; -знание рельефа и геологического строения России; -знание климатических особенностей России; -понимание причинно-следственных связей между климатическими и орографическими особенностями России, с одной стороны, и закономерностями формирования на ее территории широтной зональности и высотной поясности, с другой стороны; -знание ландшафтных особенностей физико-географических стран России, их природно-ресурсного потенциала и экологических проблем. Для достижения этой цели решаются задачи: -формирование у студентов эколого-географического мышления; -формирование научного представления о взаимообусловленности различных физико-географических процессов на территории России; -формирование понимания природных особенностей различных физико-географических таксонов России; -формирование понимания зависимости между рациональностью эксплуатации природных ресурсов и экологической ситуацией в различных физико-географических таксонах России. В результате изучения курса студенты должны знать: -моря, омывающие Россию, особенности их природы; -основные этапы геологической истории формирования территории России; -основные тектонические структуры и их выраженность в рельефе; -закономерности формирования рельефа России; -климатические и гидрологические особенности России; -закономерности формирования ландшафтных зон и высотных поясов на территории России; -физико-географические особенности основных таксонов (физико-географических стран, областей, зон, провинций, ландшафтных районов) России; -природно-ресурсный потенциал основных таксонов и их экологические проблемы. На основе получения знаний студенты должны уметь: -оказывать на соответствующих картах атласа основные тектонические орографические структуры России; -восстанавливать зависимость между тектоническим строением России и размещением полезных ископаемых на ее территории с помощью физико-географической, геологической и тектонической карт атласа; -составлять по соответствующим картам атласа климатическую характеристику России; -выявлять по картам атласа особенности питания, гидрологического режима главных речных систем России; -составлять по картам атласа физико-географическую характеристику ландшафтных зон и высотных поясов в пределах географических поясов России; -воспроизводить по картам атласа сравнительную физико-географическую характеристику различных физико-географических таксонов территории России. 1.4 Извлечение из ГОС ВПО. Физическая география России Географическое положение России и его влияние на формирование природных условий, развитие хозяйства и жизнь населения. Моря, омывающие территорию страны. Важнейшие вехи в истории географических исследований России. Общий обзор природы России: рельеф и геологическое строение, климат, внутренние воды, почвенный покров, растительность и животный мир. Особенности формирования каждого компонента и закономерности его изменения по территории страны, связанные с ним природные ресурсы и антропогенные изменения природы. Физико-географическое районирование России: принципы и методы физико-географического районирования на региональном уровне; физико-географическая страна и природная зона, их соотношение; анализ схем районирования России. Комплексная характеристика природных зон России – тундры, лесотундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни. Характеристика природы физико-географических стран: обоснование выделения, географическое положение, особенности, природные ресурсы и антропогенные изменения. Современные проблемы рационального природопользования и охраны природы. Физико-географическое районирование островной Арктики, Русской равнины, Кавказа, Урала, Западной Сибири, Средней Сибири, северо-востока Сибири, Корякско-Камчатско-Курильской, Амурско-Приморско-Сахалинской, Байкальской, Алтае-Саянской физико-географических стран.1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина).
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий ( в часах). Примерное распределение учебного времени.
1.6.2 Содержание разделов дисциплины.Раздел I. Введение в предмет. Тема 1. Предмет, методология и задачи курса «Физическая география России» на современном этапе. Раздел II. Общий обзор России Тема 2. Общие сведения о территории России. Географическое положение, площадь, крайние точки, широтная и меридиональная протяженность, географические пояса, секторность поясов. Тема 3. Моря, омывающие территорию России. Моря Северного Ледовитого океана, Атлантического, Тихого океанов и Внутреннего бассейна. Экономическая значимость морей. Экологические проблемы, возникшие при их эксплуатации. Тема 4. Рельеф и геологическое строение России. Основные черты орографии. Геологическое строение. Древние и фанеразойские складчатые пояса. Молодые платформы. Полезные ископаемые. Экологические проблемы, связанные с использованием полезных ископаемых. Тема 5. Климат России. Факторы формирования климата. Климатические особенности зимнего и летнего периодов. Ритмы климата. Типы климата и климатическое районирование. Климат как важнейший риродный ресурс. Антропогенное влияние на климат. Тема 6. Внутренние воды России. Реки Тихого, Северного Ледовитого, Атлантического и Внутреннего бассейнов. Озера, болота, подземные воды, многолетняя мерзлота. Современное оледенение. Экономическая значимость внутренних вод. Экологические проблемы, возникшие при их эксплуатации. Тема 7. Почва. Растительность и животный мир России. Почвообразующие факторы. Генетические типы почв. Почвенно-экологические зоны и высотная пояса. Интразональные почвы. Растительность. Типы растительности, их биологическая продуктивность. Животный мир. Закономерности размещения животного мира. Фаунистические подразделения, их видовой состав. Последствия антропогенной нагрузки на почвы, растительность и животный мир. Тема 8. Физико-географическое районирование России. Краткие сведения из истории вопроса. Схема современного районирования. Основные таксономические единицы: физико-географическая страна, зона, горная область, провинция, ландшафтный район. Раздел III. Региональный обзор России. Тема 9. Природные зоны России. Факторы, формирующие широтную ландшафтную зональность и высотную поясность. Типы широтных ландшафтных зон и высотных поясов. Экономическая значимость природных ресурсов природных зон. Последствия антропогенной нагрузки на них. Тема 10. Русская равнина. Географическое положение. Обоснование ее ранга как физико-географической страны. Рельеф, геологическое строение. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Физико-географические провинции. Экологические проблемы Русской равнины. Тема 11. Кольский полуостров и Карелия. Географическое положение. Обоснование ее ранга как физико-географической страны. Рельеф, геологическое строение. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Физико-географические провинции. Экологические проблемы Кольского полуострова и Карелии. Тема 12. Крымско-Кавказская горная страна. Географическое положение. Обоснование ее ранга как физико-географической страны. Рельеф, геологическое строение. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Физико-географические провинции. Экологические проблемы страны. Тема 13. Уральская горная страна. Географическое положение. Обоснование ее ранга как физико-географической страны. Рельеф, геологическое строение. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Горные физико-географические области. Экологические проблемы Урала. Тема 14. Горно-островная Арктика. Географическое положение. Обоснование ее ранга как физико-географической страны. Рельеф, геологическое строение. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Горные физико-географические области. Экологические проблемы страны. Тема 15. Западно-Сибирская равнина. Географическое положение. Обоснование ее ранга как физико-географической страны. Рельеф, геологическое строение. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Физико-географические провинции. Экологические проблемы равнины. Тема 16. Средняя Сибирь. Географическое положение. Обоснование ранга страны. Рельеф, геологическое строение. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Физико-географические провинции. Экологические проблемы страны. Тема 17. Северо-Восток Сибири. Географическое положение. Обоснование ранга страны. Рельеф, геологическое строение. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Горные физико-географические области и провинции. Антропогенные воздействия на природу страны. Тема 18. Камчатско-Курильская вулканическая страна. Географическое положение. Обоснование ее ранга как физико-географической страны. Рельеф, геологическое строение. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Горные физико-географические области и провинции. Экологические проблемы страны. Тема 19. Амурско-Сахалинская страна. Географическое положение. Обоснование ее ранга как физико-географической страны. Рельеф, геологическое строение. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Горные физико-географические области и провинции. Экологические проблемы страны. Тема 20. Байкальская горная страна. Географическое положение. Обоснование ее ранга как физико-географической страны. Рельеф, геологическое строение. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Горные физико-географические области и провинции. Экологические проблемы страны. Тема 21. Алтайско-Саянская горная страна. Географическое положение. Обоснование ее ранга как физико-географической страны. Рельеф, геологическое строение. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Горные физико-географические области и провинции. Экологические проблемы страны. Раздел IV. Заключение. Тема 22. Географический прогноз и экологическая экспертиза развития природных комплексов на территории России. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ). Раздел II. Общий обзор России.Семинарское занятие № 1 Тема: Общие сведения о территории РоссииПлан:
Вопросы для коллективного обсуждения: Особенности формирования широтной ландшафтной зональности Европейской части страны. Особенности формирования широтной ландшафтной зональности Азиатской части страны. Задание для самостоятельной работы: нанести на контурную карту государственную границу России с показом крайних точек. Литература:
Практическая работа № 1 |