Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/6
Дата публикации03.12.2013
Размер0.63 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > География > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.Ф.12 ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
020401.65 География (Страноведение и международный туризм) ОЗФ

(код и наименование специальности/тей)


Утверждено на заседании кафедры

географии и экологии

факультета ЕФКиБЖД

(протокол №10 от 22 июня 2010 г.)

Зав. кафедрой ______________

/А.В. Николаев /


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.

    1. Автор программы: к.г.н., с.н.с., доцент каф. географии и экологии Полхов А.П.


1.2 Рецензенты:

- кандидат биологических наук, доцент каф. географии и экологии Лештаев А.А.

- кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и химии Харламова М.Н.
1.3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Курс физической географии России – один из ведущих в системе географического образования в педагогических институтах. Он призван дать целостное представление о природе России и ее разнообразии. Предлагаемый курс является базовым для освоения других географических дисциплин, вчасности для освоения «Экономической и социальной географии России», «Экономики природопользования», «Методики преподавания географических дисциплин».

Целью изучения курса является:

-знания морей, омывающих Россию, их значимости для экономики;

-знание рельефа и геологического строения России;

-знание климатических особенностей России;

-понимание причинно-следственных связей между климатическими и орографическими особенностями России, с одной стороны, и закономерностями формирования на ее территории широтной зональности и высотной поясности, с другой стороны;

-знание ландшафтных особенностей физико-географических стран России, их природно-ресурсного потенциала и экологических проблем.

Для достижения этой цели решаются задачи:

-формирование у студентов эколого-географического мышления;

-формирование научного представления о взаимообусловленности различных физико-географических процессов на территории России;

-формирование понимания природных особенностей различных физико-географических таксонов России;

-формирование понимания зависимости между рациональностью эксплуатации природных ресурсов и экологической ситуацией в различных физико-географических таксонах России.

В результате изучения курса студенты должны знать:

-моря, омывающие Россию, особенности их природы;

-основные этапы геологической истории формирования территории России;

-основные тектонические структуры и их выраженность в рельефе;

-закономерности формирования рельефа России;

-климатические и гидрологические особенности России;

-закономерности формирования ландшафтных зон и высотных поясов на территории России;

-физико-географические особенности основных таксонов (физико-географических стран, областей, зон, провинций, ландшафтных районов) России;

-природно-ресурсный потенциал основных таксонов и их экологические проблемы.
На основе получения знаний студенты должны уметь:

-оказывать на соответствующих картах атласа основные тектонические орографические структуры России;

-восстанавливать зависимость между тектоническим строением России и размещением полезных ископаемых на ее территории с помощью физико-географической, геологической и тектонической карт атласа;

-составлять по соответствующим картам атласа климатическую характеристику России;

-выявлять по картам атласа особенности питания, гидрологического режима главных речных систем России;

-составлять по картам атласа физико-географическую характеристику ландшафтных зон и высотных поясов в пределах географических поясов России;

-воспроизводить по картам атласа сравнительную физико-географическую характеристику различных физико-географических таксонов территории России.
1.4 Извлечение из ГОС ВПО.

Физическая география России

Географическое положение России и его влияние на формирование природных условий, развитие хозяйства и жизнь населения. Моря, омывающие территорию страны. Важнейшие вехи в истории географических исследований России. Общий обзор природы России: рельеф и геологическое строение, климат, внутренние воды, почвенный покров, растительность и животный мир. Особенности формирования каждого компонента и закономерности его изменения по территории страны, связанные с ним природные ресурсы и антропогенные изменения природы. Физико-географическое районирование России: принципы и методы физико-географического районирования на региональном уровне; физико-географическая страна и природная зона, их соотношение; анализ схем районирования России. Комплексная характеристика природных зон России – тундры, лесотундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни. Характеристика природы физико-географических стран: обоснование выделения, географическое положение, особенности, природные ресурсы и антропогенные изменения. Современные проблемы рационального природопользования и охраны природы. Физико-географическое районирование островной Арктики, Русской равнины, Кавказа, Урала, Западной Сибири, Средней Сибири, северо-востока Сибири, Корякско-Камчатско-Курильской, Амурско-Приморско-Сахалинской, Байкальской, Алтае-Саянской физико-географических стран.


1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы

(для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина).





п/п

Код и наименование

специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

СР

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

020401.65 География (Страноведение и международный туризм)

3

5,6

200 (2 сем.)

44

26

18

-

102

экзамен



1.6 Содержание дисциплины.
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий ( в часах).

Примерное распределение учебного времени.




п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

СР

1

2

3

4

5

6

7

I

Введение в предмет

-

-

-

-

-

1.

Предмет, методология и задачи курса «Физическая география России» на современном этапе.


4


2


2


-


4

II

Общий обзор России

-

-

-

-

-

2.

Общие сведения о территории России.

8

4

4

-

8

3.

Моря, омывающие территории России.

10

4

6

-

10

4.

Рельеф и геологическое строение

России.

12

6

6

-

12

5.

Климат России.

8

4

4

-

8

6.

Внутренние воды России.

8

4

4

-

8

7.

Почвы, растительность и животный мир России.

12

6

6

-

12

8.

Физико-географическое районирование России.




2

2

-

4

1

2

3

4

5

6

7

III

Региональный обзор России

-

-

-

-

-

9.

Природные зоны России.

10

4

6

-

10

10.

Русская равнина.

10

4

6

-

10

11.

Кольский полуостров и Карелия.

3

1

2

-

3

12.

Крымско-Кавказская горная страна.

7

3

4

-

7

13.

Уральская горная страна.

9

4

5

-

9

14.

Горно-островная Арктика.

4

2

2

-

4

15.

Западно-Сибирская равнина.

11

5

6

-

11

16.

Средняя Сибирь.

11

5

6

-

11

17.

Северо-Восток России.

10

4

6

-

10

18.

Камчатско-Курильская вулканическая страна.

5

2

3

-

5

19.

Амурско-Сахалинская страна.

10

4

6

-

10

20.

Байкальская горная страна.

10

4

6

-

10

21.

Алтайско-Саянская горная страна.

10

4

6

-

10

IV

Заключение

-

-

-

-

-

22.

Географический прогноз и эколого-географическая экспертиза развития природных комплексов на территории России.


4



2


2


-


4




Всего:

44

26

18

-

102


1.6.2 Содержание разделов дисциплины.


Раздел I. Введение в предмет.
Тема 1. Предмет, методология и задачи курса «Физическая география России» на современном этапе.
Раздел II. Общий обзор России
Тема 2. Общие сведения о территории России.

Географическое положение, площадь, крайние точки, широтная и меридиональная протяженность, географические пояса, секторность поясов.
Тема 3. Моря, омывающие территорию России.

Моря Северного Ледовитого океана, Атлантического, Тихого океанов и Внутреннего бассейна. Экономическая значимость морей. Экологические проблемы, возникшие при их эксплуатации.
Тема 4. Рельеф и геологическое строение России.

Основные черты орографии. Геологическое строение. Древние и фанеразойские складчатые пояса. Молодые платформы. Полезные ископаемые. Экологические проблемы, связанные с использованием полезных ископаемых.
Тема 5. Климат России.

Факторы формирования климата. Климатические особенности зимнего и летнего периодов. Ритмы климата. Типы климата и климатическое районирование. Климат как важнейший риродный ресурс. Антропогенное влияние на климат.

Тема 6. Внутренние воды России.

Реки Тихого, Северного Ледовитого, Атлантического и Внутреннего бассейнов. Озера, болота, подземные воды, многолетняя мерзлота. Современное оледенение. Экономическая значимость внутренних вод. Экологические проблемы, возникшие при их эксплуатации.
Тема 7. Почва. Растительность и животный мир России.

Почвообразующие факторы. Генетические типы почв. Почвенно-экологические зоны и высотная пояса. Интразональные почвы. Растительность. Типы растительности, их биологическая продуктивность. Животный мир. Закономерности размещения животного мира. Фаунистические подразделения, их видовой состав. Последствия антропогенной нагрузки на почвы, растительность и животный мир.
Тема 8. Физико-географическое районирование России.

Краткие сведения из истории вопроса. Схема современного районирования. Основные таксономические единицы: физико-географическая страна, зона, горная область, провинция, ландшафтный район.
Раздел III. Региональный обзор России.

Тема 9. Природные зоны России.

Факторы, формирующие широтную ландшафтную зональность и высотную поясность. Типы широтных ландшафтных зон и высотных поясов. Экономическая значимость природных ресурсов природных зон. Последствия антропогенной нагрузки на них.
Тема 10. Русская равнина.

Географическое положение. Обоснование ее ранга как физико-географической страны. Рельеф, геологическое строение. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Физико-географические провинции. Экологические проблемы Русской равнины.
Тема 11. Кольский полуостров и Карелия.

Географическое положение. Обоснование ее ранга как физико-географической страны. Рельеф, геологическое строение. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Физико-географические провинции. Экологические проблемы Кольского полуострова и Карелии.
Тема 12. Крымско-Кавказская горная страна.

Географическое положение. Обоснование ее ранга как физико-географической страны. Рельеф, геологическое строение. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Физико-географические провинции. Экологические проблемы страны.
Тема 13. Уральская горная страна.

Географическое положение. Обоснование ее ранга как физико-географической страны. Рельеф, геологическое строение. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Горные физико-географические области. Экологические проблемы Урала.
Тема 14. Горно-островная Арктика.

Географическое положение. Обоснование ее ранга как физико-географической страны. Рельеф, геологическое строение. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Горные физико-географические области. Экологические проблемы страны.
Тема 15. Западно-Сибирская равнина.

Географическое положение. Обоснование ее ранга как физико-географической страны. Рельеф, геологическое строение. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Физико-географические провинции. Экологические проблемы равнины.
Тема 16. Средняя Сибирь.

Географическое положение. Обоснование ранга страны. Рельеф, геологическое строение. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Физико-географические провинции. Экологические проблемы страны.
Тема 17. Северо-Восток Сибири.

Географическое положение. Обоснование ранга страны. Рельеф, геологическое строение. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Горные физико-географические области и провинции. Антропогенные воздействия на природу страны.
Тема 18. Камчатско-Курильская вулканическая страна.

Географическое положение. Обоснование ее ранга как физико-географической страны. Рельеф, геологическое строение. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Горные физико-географические области и провинции. Экологические проблемы страны.
Тема 19. Амурско-Сахалинская страна.

Географическое положение. Обоснование ее ранга как физико-географической страны. Рельеф, геологическое строение. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Горные физико-географические области и провинции. Экологические проблемы страны.

Тема 20. Байкальская горная страна.

Географическое положение. Обоснование ее ранга как физико-географической страны. Рельеф, геологическое строение. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Горные физико-географические области и провинции. Экологические проблемы страны.

Тема 21. Алтайско-Саянская горная страна.

Географическое положение. Обоснование ее ранга как физико-географической страны. Рельеф, геологическое строение. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Горные физико-географические области и провинции. Экологические проблемы страны.
Раздел IV. Заключение.
Тема 22. Географический прогноз и экологическая экспертиза развития природных комплексов на территории России.

1.6.3 Темы для самостоятельного изучения




п/п

Наименование раздела дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во

часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

2

3

4

5

II

Общий обзор России










1.

Сравнительная физико-географическая характеристика морей, омывающих северную и восточную окраины территории России.

Реферат.

6

Защита реферата.

2.

Основные орфографические пояса и платформенные структуры на территории России.

Контрольная работа.

2

Проверка контрольной работы.

3.

Сравнительная характеристика теплого периода европейской и Азиатской частей территории России.

Контрольная работа.

2

Проверка контрольной работы.

4.

Гидрологический режим рек Сибири.

Реферат.

6

Защита реферата.

III

Региональный обзор России










5.

Тектонические структуры и рельеф Русской равнины.

Реферат.

6

Защита реферата.

6.

Сравнительная физико-географическая характеристика ландшафтной высотной поясности Большого Кавказа и Урала.

Контрольная работа.

2

Проверка контрольной работы.

7.

Геологическая история формирования территории Западно-Сибирской низменности.

Реферат.

8

Защита реферата.

8.

Сравнительная физико-географическая характеристика лесных зон Русской равнины, Западно-Сибирской низменности и Средней Сибири.

Контрольная работа.

2

Проверка контрольной работы.

9

Физико-географическая характеристика минеральных ресурсов Азиатской части территории России.

Реферат.

8

Защита реферата.

10.

Сейсмические пояса на территории России.

Контрольная работа.

2

Проверка контрольной работы.

11.

Географический прогноз развития природных комплексов на территории России в обозримом будущем.

Колоквиум

4

Устные ответы на вопросы
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.


1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по

изученному материалу (планы последовательного

проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ).
Раздел II. Общий обзор России.


Семинарское занятие № 1
Тема: Общие сведения о территории России

План:

  1. Географическое положение, широтная и меридиональная протяженность, площадь, крайние точки территории России.

  2. Географические пояса со спектром широтной ландшафтной зональности страны.

  3. Секторность географических поясов на территории страны.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Особенности формирования широтной ландшафтной зональности Европейской части страны.

Особенности формирования широтной ландшафтной зональности Азиатской части страны.

Задание для самостоятельной работы:

нанести на контурную карту государственную границу России с показом крайних точек.

Литература:

  1. Давыдова М.И., Раковская Э М. Физическая география России. М.: Просвещение, 2001, т. 1,2

  2. Мильков Ф.Н. Природные зоны СССР. М.: Мысль, 1977

  3. Физико-географический атлас Мира. ГУГК, 1987


Практическая работа № 1
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск