«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАОУ «СОШ № 76»
_________________ Л.В. Летягина «_____» ________________ 2013 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАОУ «СОШ № 76»
_________________ Л.В.Летягина «_____» ________________ 2013 г. ___________ Л.В.Летягина
Программа
«Экологическое образование в школе» (2014-2016 гг.)
Авторский коллектив:
Хахалкина Т.В., завуч по УВР,
Исмагилова Н.В., руководитель МО учителей
естественно-научного цикла,
Бургундасова Н.С., руководитель МО учителей
русского языка, истории,
Аспидова Т.С., учитель английского языка
ЗАТО СЕВЕРСК 2013
П «УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАОУ «СОШ № 76»
_________________ Л.В.Летягина «_____» ________________ 2013 г. ___________ Л.В.Летягина
рограмма
«Экологическое образование в школе» Пояснительная записка
Сегодня особую актуальность приобретают принципы устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы. Приоритетными становятся социально-проблемные экологические ситуации и экологически ориентированная учебно-социальная практика по их решению. Современная концепция общего экологического образования опирается на системно-деятельностный и культурно-исторический подходы.
Основная роль в экологическом образовании отводится общеобразовательной школе. В настоящее время в школе вопросы экологии изучаются в составе интегрированных учебных предметов («Окружающий мир», «География», «География Томской области», «Биология», «Химия» и др.) и элективных курсов школьного компонента.
Экологическое образование является наиболее эффективными и наименее затратными способами уменьшения экологического риска, создаваемого человеком в отношении себя и природы. Общеобразовательные учреждения располагают наибольшей возможностью решать задачу формирования нового стиля социального поведения. В МАОУ «СОШ № 76» активно изучаются вопросы экологии и формируется экологическое мировоззрение через интегрированные уроки и внеурочные мероприятия.
Экологическое образование, решая конкретную педагогическую задачу, оказывают влияние на формирование у учащихся таких сквозных образовательных результатов как самостоятельность, инициативность и ответственность. Цели и задачи программы Цель: формирование у школьников ценностного отношения к окружающему миру, природе и природным ресурсам через интегрированные уроки, внеурочную и проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
разработка предметных образовательных программ эколого-биологической направленности, с использованием современных педагогических технологий;
разработка и проведение серии интегрированных уроков с экологической составляющей по разным предметам;
формирование любви к родному краю через организацию систематических контактов учащихся с окружающей природной средой и активизацию практической деятельности детей экологической направленности на всех ступенях обучения;
формирование у школьников представления об активном и здоровом образе жизни;
вовлечение всех групп учащихся в проектную, научно-исследовательской деятельности, направленную на решение экологических проблем;
создание системы мониторинга результатов обучения и воспитания, корректирование уровня экологических знаний и умений обучающихся;
создание системы сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями ЗАТО Северска, г. Томска, ОГБУ «РЦРО», ОГБУ «Облкомприрода».
Этапы реализации программы Реализация программы рассчитана на период 2014-2016 гг.:
подготовка программных мероприятий (сентябрь-ноябрь 2013 г.);
организационное обеспечение реализации программы (декабрь 2013 г.);
проведение основных мероприятий по реализации программы (2014-2016 гг.);
осуществление мониторинга по выполнению программы (2014 г., 2016 г.);
оценка эффективности программы, анализ (2016 г.).
Механизм реализации программы
Включение в планы учебно-воспитательной работы школы направления по экологическому образованию.
Разработка интегрированных уроков, программ и элективных курсов с элементами экологических знаний по разным предметам (Приложение № 1, Приложение №2).
Апробация педагогических технологий, методик и программ экологической направленности.
Подготовка школьников для участия в эколого-биологических олимпиадах, конкурсах.
Разработка программы внеурочной и внешкольной деятельности учащихся (экологические тропы, экскурсии, школьные олимпиады, ролевые игры, эколого-краеведческая работа), а также экологических акций.
Оценка эффективности реализации программы Оценка эффективности программы определяется по качественным и количественным показателям участия и побед детей в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; экологических акциях.
Эффективность реализации программы определяет:
количество обучающихся охваченных экологическим образованием;
количество обучающихся вовлечённых в проектную деятельность;
количество педагогов, включающих элементы экологического образования в свой предмет;
результаты мониторинга.
Результаты освоения программы экологического образования
Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Формирование умений применять экологические знания в жизненных ситуациях.
Экологическое образование в школе
| Учебная деятельность
| Внеурочная деятельность
| Методическая деятельность
| Общеобразовательные программы
| Элективные курсы и факультативы
| МО учителей естественно-научного цикла
| Авторские программы
| Исследовательская и проектная деятельность обучающихся
| Создание авторских методических разработок
| Школьный компонент
| Проведение предметных недель и месячников
| Конкурс методических разработок
| Интеграция предметных знаний
| Олимпиады и конференции
| Распространение инновационных технологий и собственного опыта среди педагогов школы
| Технологии
| ИКТ, проблемное и проектное обучение, интерактивные методы обучения
| Исследовательско-проектное обучение
| Педагогические мастерские, мастер-классы
| Прогнозируемый результат
| Повышение уровня вовлеченности обучающихся в экологическую составляющую образовательного процесса.
| Повышение интереса, мотивации к экологической составляющей образования. Сформированность универсальных способов действий. Индивидуальный прогресс в компетентностном и личностном развитии
| Публикации, открытые уроки, мастер-классы
| План программных мероприятий на 2014 год
№ п/п
| Мероприятия
| Сроки
| Ответственные
| Контр-й показатель
| 1.
| Информационно-методическое обеспечение
| 1.1.
| Создать школьную библиотеку учебно-методической литературы по экологическому образованию.
| В течение года
| Хахалкина Т.В., Исмагилова Н.В.,
| Библиотечный фонд
| 1.2.
| Подготовить программу по экологическому образованию «Экологическое образование в школе», положение о школьном ЦЭО
| Октябрь-ноябрь 2013 г.
| Хахалкина Т.В., Исмагилова Н.В., Бургундасова Н.С.,
Аспидова Т.С.
| Программа
Положение
| 1.3.
| Создать экологическую страницу в Интернете на сайте школы
| В течение года
| Хахалкина Т.В., Толкушкин А.С.
| Интернет-страница
| 2.
| Методическая служба
| 2.1.
| Провести конкурс программ эколого-биологического направления
| Сентябрь-октябрь 2014 г.
| Хахалкина Т.В., Исмагилова Н.В.
Руководители МО
| Конкурс программ
| 2.2.
| Провести мастер-класс по эколого-биологическому образованию
| 2014 г.
| Хахалкина Т.В., Исмагилова Н.В.,
Трегуб Н.Н.
| Мастер-класс
| 2.3.
| Провести мониторинг реализации программы «Экологическое образование в школе»
| В течение года
| Хахалкина Т.В., Исмагилова Н.В.,
| Результаты мониторинга
| 2.4.
| Организовать участие педагогов в работе проектной лаборатории в рамках ежегодного X регионального фестиваля Фестиваль педагогических идей и разработок
| Август
| Руководители МО, педагоги
| Анализ деятельности
Выступление
| 2.4.
| Участвовать в семинарах, конференциях проводимых ОГБУ «РЦРО» и ОГБУ «Облкомприрода» для педагогов - экологов
| В течение года
| Педагоги
| Посещение 1-2 семинаров
| 3.
| Экологическое образование
| 3.1.
| Провести экологизацию предметов гуманитарного, художественно-эстетического и естественного цикла
| В течение года
| Руководители МО, педагоги
| Интегрированные уроки, внеурочная деятельность
| 3.2.
| Провести конкурс школьных эколого-краеведческих буклетов и листовок
| Март-апрель
| Хахалкина Т.В., Исмагилова Н.В.,
| Проведение конкурса
| 3.3.
| Организовать участие школьников в муниципальных и региональных олимпиадах, конкурсах по экологии.
| В течение года
| Руководители МО, педагоги
| Увеличение количества участников
| 3.4.
| Провести озеленение кабинетов школы
| В течение года
| Педагоги
| Озеленение кабинетов
| 3.5.
| Оформить школьный стенд экологической направленности
| В течение года
| Хахалкина Т.В., Исмагилова Н.В.,
| Оформление стенда
| 3.6.
| Провести конкурс рисунков «Наш край родной», 1-4 кл.
| Март-апрель
| Руководители МО, педагоги, классные руководители
| Конкурс рисунков
| 3.7.
| Провести фотоконкурс «Наш край родной», 5-8 кл.
| Март-апрель
| Руководители МО, педагоги, классные руководители
| Фотоконкурс
| 3.8.
| Провести конкурс: живопись, графика, компьютерная графика «Сохраним наше будущее», 5-11 кл.
| Март-апрель
| Руководители МО, педагоги, классные руководители
| Конкурс
| 3.9.
| Проведение экскурсий, фотосъемок
| Май-июнь
| Руководители МО, педагоги, классные руководители
| Экскурсии, фотосъемки
| 3.10
| Провести конкурс «Многообразие вековых традиций» поделок из природного материала
| Апрель
| Руководители МО, педагоги, классные руководители
| Конкурс
| 3.11
| Провести конкурс исследовательских проектов школьников
| Апрель
| Руководители МО, педагоги, классные руководители
| Конкурс
| 3.12
| Провести интегрированные уроки по литературе «Образ природы в творчестве русских писателей и поэтов», «Экологическая проблема в творчестве поэтов и писателей»
| В течение года
| Бургундасова Н.С., учитель русского языка и литературы
| Открытые уроки
| 3.13
| Участие в областном этапе Всероссийской акции «Марш парков
| Март-август
| Руководители МО, педагоги, ДПР и ООС Томской области, ОГБУ «Облкомприрода»
| Привлечение обучающихся к изучению и сохранению ООПТ
|
|