Скачать 0.57 Mb.
|
Ответственный за разработку учебного плана зам.директора по УВР Загудаева Лариса Викторовна _________________________ 30 27 27 Учебный план областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 33 г. Братска на 2013 – 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ на 2013 -2014 учебный год ОБЛАСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА №33» Г. БРАТСКА Учебный план для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат VIII вида на 2013- 2014 учебный год составлен:
1 ступень обучения 1-4 классы Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы /Под редакцией д. п.н. В.В. Воронковой – издательство Москва «Просвещение», 2009 2 ступень обучения 5-9 классы Программы специальной (коррекционной ) образовательной школы VIII вида в 2 сб. /Под редакцией В.В.Воронковой - Москва Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001
Учебный план определен особенностями психофизического развития и возможностями ребенка с общим интеллектуальным недоразвитием. Полная модель школы для детей с ограниченными возможностями здоровья представлена 9 летним сроком обучения и двумя блоками: 1 блок: В 1 – 4 классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой. 2 блок: В 5–9 классах продолжается обучение общеобразовательным предметам, с 5 класса вводится трудовое обучение с профессиональной направленностью: столярное дело, швейное дело, подготовка младшего обслуживающего персонала. Учебный план школы является нормативным документом, определяющим структуру учебно-воспитательного процесса, регулирует обязательную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов в каждом классе. На каждой ступени обучения определены конкретные цели и задачи образовательного процесса: Начальное звено (1-4 классы):
Общее образование (5-7 классы):
Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям обучающихся, трудовую подготовку, коррекционную подготовку. Восемь общеобразовательных областей включают в себя 21 обязательный учебный предмет. В процессе усвоения образовательных областей учащиеся достигают уровня функциональной грамотности, овладевают навыками общения, учебного труда, культуры поведения. Из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: чтение, русский язык, математика, геометрия, биология, история Отечества, география, изобразительное искусство, пение и музыка, физкультура. В 5 классе введено природоведение, в 8-9 классах - обществознание. Трудовая подготовка состоит из трудового обучения (1-4 кл.) и профессионально – трудового обучения (5 – 9 классы) Для занятий по профессионально-трудовому обучению обучающиеся делятся на 2 группы. Коррекционная подготовка представлена: в 2-4 классах – ритмикой, в 1- 4 классах - развитием устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, с 5 по 9 класс - социально-бытовой ориентировкой. Компонент образовательного учреждения представлен следующими курсами: Риторика для учащихся 5-6 классов. Цели и задачи риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы). В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне. Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. Данный курс позволяет в условиях школы расширить возможности образовательной области «Филология» Учебная программа обсуждена на заседании кафедры коррекционно-развивающего обучения от 22.02.2012, не имеет замечаний и рекомендована для использования в практике образовательного учреждения. Вокал для учащихся 1-4 классов Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа по вокалу, направленная на духовное развитие обучающихся. Данный курс позволяет в условиях школы расширить возможности образовательной области «Искусство» Учебная программа обсуждена на заседании кафедры коррекционно-развивающего обучения от 22.02.2012 и рекомендована для использования в практике образовательного учреждения Этика для обучающихся 8-9 классов Основные цели курса:
Основные задачи курса:
Учебная программа обсуждена на заседании кафедры коррекционно-развивающего обучения от 25.03.2011 и рекомендована для использования в практике образовательного учреждения. Автор программы Старостенко Елизавета Николаевна (ОГСКОУ СКШ VIII вида №7 г.Иркутск). Декоративно-прикладное искусство. Кожепластика для обучающихся 5-6 классов Художественная обработка кожи — широко распространенный на территории России вид декоративно-прикладного искусства. Его изучение на основе историко-культурных традиций имеет глубокий социальный смысл, являясь средством нравственного, эстетического и патриотического воспитания детей. Цель программы: создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся посредством кожевенного ремесла. Задачи: 1. Приобщение учащихся к истокам традиционного народного искусства и культуре родного края. 2. Создание условий для формирования художественно-творческой активности учащихся. 3. Формирование навыков и приемов работы с кожевенным материалом. Программа предусматривает использование групповой форм учебной работы обучающихся. В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Данный курс позволяет в условиях школы расширить возможности образовательной области «Трудовая подготовка» Учебная программа обсуждена на заседании кафедры коррекционно-развивающего обучения от 25.03.2011 и рекомендована для использования в практике образовательного учреждения. Автор программы Жмурова О.Ш. (ОГСКОУ СКШ VIII вида №1 г.Черемхово) Декоративно-прикладное искусство. Вышивка для обучающихся 5-7 классов Цели курса: - подготовка обучающихся к преобразовательной деятельности в общественном производстве, формирование у них преобразующего мышления и творческих способностей; - создание оптимальных условий для развития личности и профессионального самоопределения в процессе участия в различных видах учебной и трудовой деятельности. Основные задачи: - формирование у обучающихся качеств думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности в новых социально-экономических условиях; - прививать детям трудовые навыки искусства вышивания, воспитывать и развивать у них способность эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного искусства, вызвать интерес к народной вышивке. Овладение практическими приёмами вышивания совершенствуют двигательную сферу, развивают восприятие, мышление и способствуют сплочению коллектива. Данный курс позволяет в условиях школы расширить возможности образовательной области «Трудовая подготовка» Учебная программа обсуждена на заседании кафедры коррекционно-развивающего обучения от 25.03.2011 и рекомендована для использования в практике образовательного учреждения. Автор программы Жмурова О.Ш. (ОГСКОУ СКШ VIII вида №1 г.Черемхово) Краеведение для обучающихся 7 – 9 классов Цель курса по изучению Родного края в специальной (коррекционной) школе VIII вида - обеспечение благоприятных условий для личностного роста обучающихся, развития компенсаторных возможностей детей, для освоения ими новых социальных ролей и приобретение положительного социального опыта. Исходя из цели, можно выделить Задачи: образовательные:
- формирование и активизация коммуникативной функции речи, посредством опоры на знания учащихся, полученных в курсах учебных дисциплин «Русский язык и развитие речи», «Чтение» и «История»; «География». коррекционно - развивающие: - формирование познавательных интересов и потребностей, учебной мотивации, стимулирование поисково - познавательной активности, речевой деятельности, внимания школьников; обеспечение условий для всестороннего, целостного развития личности, посредством введения в разные формы общения, самовыражения, самоанализа, самопроявления и самоутверждения. - обеспечение педагогической помощи в раскрытии потенциальных возможностей ребенка, реализации творческого и развития духовного потенциала школьников, посредством включения в целесообразную творческую деятельность; воспитательные: - обеспечение условий нравственного, гражданского, экологического, эстетического, трудового воспитания учащихся, посредством включения школьников в различные формы познавательной и творческой деятельности; - формирование гражданских качеств ученика и привитие нравственных и социальных норм - установленных обществом правил и устойчивых форм социального взаимодействия людей; - обеспечение условий для освоения ребенком новых социальных ролей и приобретение социального опыта. Учебная программа обсуждена на заседании кафедры коррекционно-развивающего обучения от 25.06.2011 и рекомендована для использования в практике образовательного учреждения. Автор программы Савинова Е.М. (ОГСКОУ СКШ VIII вида №33 г.Братск) |