Урок подготовила и провела





Скачать 111.42 Kb.
НазваниеУрок подготовила и провела
Дата публикации06.08.2013
Размер111.42 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > География > Учебник
МОУ "Средняя общеобразовательная школа п. Белоярский

Новобурасского района Саратовской области"

В царстве грибов

Урок подготовила и провела

Магамедова Наталья Николаевна

2011 -2012

учебный год

Урок окружающего мира

3 класс

УМК «Школа России»

Учебник «Мир вокруг нас» под ред. А.А.Плешакова.
Тема: «В царстве грибов»
Цель: Содействовать формированию у учащихся представления о грибах как отдельном царстве природы,

Задачи:

  1. Научить различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы; познакомить с исчезающими грибами

  2. Обобщить признаки растений и животных, сформулировать признаки грибов как отдельного царства природы, их значение в природе и жизни человека.

  3. Формировать умения строить доказательства, развивать внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез);

  4. Воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира, осознание ценности всех живых существ в природе.

Оборудование:

- компьютер, мультимедийный проектор, экран,

- презентация «В царстве грибов»,

- схема для заполнения,

-план исследования «Признаки растений и животных»,

-учебник «Окружающий мир» 3 класс,

-картинки с рисунками грибов,

- зеленые и красные карточки для рефлексии.

Ход урока.
I.Организационный этап (слайд 1)

У. Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать-
Надо много наблюдать.
Только вместе, только дружно
Изучать природу нужно.
II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся
У. А что такое природа?

Д. Природа-это всё, что нас окружает, но не сделано нашими руками.

У. Какая бывает природа?

Д. Живая и неживая.

У. Какие признаки живой природы вам известны?

Д. Питание, движение, дыхание, рост и развитие, смерть.

У. Что мы отнесем к живой природе?

Д. Животные, растения, грибы, микроорганизмы.
Учитель. Что бы узнать тему нашего урока, отгадаем загадки.

Отгадайте загадки

Глубоко был спрятан он,

Раз – два – три – и вышел вон,

И стоит он на виду.

Белый я тебя найду! (Боровик) (слайд 3)
Не спорю – не белый.

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще. (Подберезовик) (слайд 4)
Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красивой шапке модной (Мухомор) (слайд 5)
Нет грибов дружней, чем эти,-

Знают взрослые и дети,-

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опенки) (слайд 6)
Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,-

Зовусь я…… (Подосиновик) (слайд 7)
Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть – нет головы. (Гриб) (слайд 8)

Сообщение темы урока

У.Скажите как называется темы нашего урока?

Д. Грибы.

У. Сегодня мы будем говорить о грибах. Но в начале проверим ваше домашнее задание. Дома вы должны были вспомнить признаки растений и животных. У каждой группы на столе лежит таблица. У некоторых «Растения», а у других «Животные». Сейчас группы поработают и заполнят каждая свою таблицу, в соответствии с планом исследования. Группа, которая закончит первая, выступит, а другие группы с такой же таблицей будут дополнять.
План исследования:


  1. Внешний вид, типичные для представителей царства части тела.

  2. Чем могут питаться? Могут ли самостоятельно вырабатывать питательные вещества?

  3. Могут ли передвигаться самостоятельно?

  4. Какие условия нужны для роста и развития? ? (слайд 9)

У. Что мы уже узнали о растениях? (слайд 10)

Д. Растения питаются растворенными минеральными солями..

  • Умеют вырабатывать сахар и крахмал для питания.

  • Для хорошего роста нуждаются в тепле, влаге, освещении.

  • Имеют листья, стебли, корни, цветы плоды с семенами.

У. А что мы знаем о животных? (слайд 11)

Д. Животные имеют конечности или строение организма, способствующее передвижению.

  • Используют в пищу другие живые организмы: растения или животных.

  • Не могут вырабатывать питательные вещества сами.

  • Могут жить и развиваться в различных условиях.

У. На уроке эти таблички нам понадобятся.
Постановка проблемы.
У. Приведите примеры растений и животных.

- А в какое царство вы отнесете грибы – растения или животные. Обоснуйте свой ответ.

- К какому царству относятся грибы?

- Вот на этот вопрос мы и найдем ответ сегодня на уроке.

-Как вы думаете, грибы относятся к живой или неживой природе?

Д. К живой - они появляются, растут, умирают.


  1. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.


У. Но вначале давайте вспомним, что мы уже знаем о грибах. Из каких частей состоит гриб?

Д. Гриб состоит из шляпки, ножки, грибницы. (слайд 12)Возьмите карточки и подпишите части шляпочного гриба.


У. В шляпке созревают споры, которые разносятся ветром, попадают в землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке же к шляпке передвигаются питательные вещества, которые гриб берёт из почвы. А если мы заглянем под шляпку, то на какие группы мы сможем разделить грибы, в зависимости от строения шляпки? – ( слайд 13 - 14)

Д. Пластинчатые – нижняя часть шляпки состоит из пластинок, и трубчатые – похожа на губку.

У. А вы знаете, что в лесу мы видим не сами грибы, а только плодовое тело гриба, состоящее из шляпки и ножки, а сам гриб скрыт под землей. Что у гриба под землей?

Д. Грибница. ( слайд 15)

У. Вот грибница – это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовое тело. Грибница всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Деревья, в свою очередь, получают от грибницы пользу. Она снабжает дерево дополнительной влагой и минеральными веществами. Грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя. Какой вывод можно сделать?

Д. Деревья и грибы находятся в тесной связи.

У. Давайте повторим, из каких частей состоит гриб.

1.Работа по тетради « Окружающий мир»

1) Задание №5 страница 8 ( заполнить схему: название частей гриба)

У. Ученые насчитали на Земле около 100 тысяч разнообразных грибов. Плодовые тела у разных грибов могут быть очень разнообразными. (слайд 16 -19).

Из шляпки и ножки состоят шляпочные грибы – они похожи на зонтик.

- А есть грибы, плодовые тела которых похожи на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на такие необычные грибы – трутовик, дождевик, бокальчики, чага, рогатик

- Есть грибы-карлики. Они очень-очень маленькие, но очень нужные человеку. С помощью дрожжевых грибов делают тесто для хлеба, кефирные грибки сквашивают молоко, а из плесневых грибков добывают пенницилин – это очень нужное лекарство.

У. Все ли грибы можно собирать?

-Всего существует около ста тысяч грибов, из них 300 видов съедобные, но широко известны только несколько десятков. Грибы бывают съедобные и ядовитые. (слайд 20 -21)

- К каким грибам относятся мухомор, дождевик, бледная поганка?

Д. Несъедобные

У. Что нужно помнить, чтобы не отравиться грибами?

Д. Собирать только хорошо известные грибы.
Физминутка «Грибы»

Мы по лесу шли, шли

Белый гриб нашли

Раз - грибок, два – грибок

Вот и полный кузовок

Ваня шел, шел, шел –

Подберезовик нашел.

Дима шел, шел, шел –

И лисичку нашел.

Катя шла, шла, шла –

Сыроежку нашла.

Андрей шел, шел, шел –

Боровик нашел.

Данил шел, шел, шел –

Дождевик нашел.
IV. Этап первичной проверки понимания изученного

У. Подумайте, на растения или животных похоже внешнее строение гриба?

А давайте теперь попробуем найти ответ на вопрос, заданный вами в начале урока.

Есть такая поговорка: «Растут, как грибы после дождя». Почему так говорят?

Д. Очень много грибов появляется после дождя, когда выглядывает солнце и нагревает мокрую землю.

У. Так что нужно грибам, чтобы они быстро росли?

Д. Влага, тепло, питательная среда.

У. А какие еще живые существа нуждаются в тепле и влаге для хорошего роста и развития?

Д. Растения.

У. А давайте вспомним, что еще нужно растениям для хорошего развития?

Д. Свет.

У. Для чего растениям нужен свет?

Д. Под действием света растения вырабатывают питательные вещества.

У. А грибам свет не требуется, они могут расти даже в темноте. А раз им не нужен свет, то что их отличает от растений?

Д. Они не вырабатывают питательные вещества сами.

У. И какой вопрос тогда возникает?

Д. Чем же тогда питаются грибы?

У. Вспомните, где любят расти грибы?

Д. На старых гнилых пнях, плесень растет на старых пищевых продуктах.

У. Давайте прочитаем по учебнику. Как же питаются грибы? (1часть стр.118)

Д. Они всасывают соли из почвы, но сами не производят питательные вещества.

У. Если грибы не производят питательные вещества сами, значит они не растения, но может тогда они животные?

- Посмотрите, что мы вспомнили о животных в начале урока, загляните в таблички.

- Можно ли сказать, что грибы – это животные?

Д. Грибы питаются солями из почвы, как растения, и останками живых существ, как животные, но они не производят питательные вещества сами и не могут передвигаться.

У. Вот вы и ответили на вопрос, почему грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. У них есть признаки и растений и животных, поэтому грибы выделены в отдельное царство.


  1. Этап закрепления изученного материала


Учитель. Теперь давайте сделаем вывод, почему грибы относятся к третьему царству природы? (слайд 22 )

Дети. Грибы не могут сами вырабатывать питательные вещества.

-Питаются останками живых существ, солями из почвы.

- Для нормального роста нуждаются в тепле и влаге.

-Самостоятельно не могут передвигаться.
Сейчас послушаем сообщение «Царство грибов - особое царство» (читает ученик)

Ученые долго не могли решить, что такое грибы? Растения? Но ведь грибы совершенно не похожи на них. Главное - они не зелёные. Животные? Но на животных они тем более не похожи, долгое время люди думали, что грибы появляются от росы, от гниения веществ, от ударов молнии и даже …по прихоти какой-нибудь нечистой силы. Наконец, грибы были все-таки отнесены к растениям, Но постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых нет ни в каких растениях, но зато есть в теле некоторых животных. И в 19 веке грибы выделились в особое царство-царство грибов.

-Совершенно верно. Грибы - это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

У. Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете. Почему?

Д. Нити грибницы образуют сложную подземную паутину. А на её сплетениях пробиваются вверх плодовые тела.

У. А кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы? (Высказывание детей).

У. У вас на партах лежат карточки.

Задание: «Выбери способы сбора грибов» (работа в паре)

1 способ. Гриб не срезаем, а выкручиваем из земли. Что происходит? (Грибница не повреждается, а плодовое тело не остается в земле, значит будущим грибам ничего не грозит.)

2 способ. Грибы не будем рвать, а срежем ножом. Что произойдёт? (Грибница не повредится)

3 способ. Мы будем тянуть гриб из земли? Объясните, что произойдёт? (Повредим грибницу. На этом месте грибы не вырастут)
У. Какой из способов сбора грибов наиболее верный. (Ответы детей)
Сейчас проверим, как вы знаете грибы, и проведём игру:

«Узнай гриб по описанию» (слайд 23 - 26)

1.Эти грибы растут семейкой. Издали она рыжая, может лисёнком показаться. (Лисички)

2.В сосновом лесу можно встретить желтовато-оранжевые грибочки, шляпки у них почти плоские, а на сломе появляется оранжевый сок- молочко. Растут большими семьями. Издалека кажется, что по зелёной траве разбросаны монеты из древнего клада. (Рыжики)

3. Этот гриб можно найти в берёзовой роще или под молодой берёзой. У него плотная ножка белого цвета и круглая шляпка бурого цвета. (Подберёзовик)

4.Эти грибы растут осенью на пнях. Бывают ложные и настоящие. (Опята)

5. Шляпка у него зеленоватая, под шляпкой – красивый бахромчатый шарф- бантик, на ножке внизу разорванный мешочек. (Бледная поганка)

У. А как человек использует грибы?

Д. В пищу.

У. Все ли грибы можно использовать в пищу.

Д. Нет.

У. Почему?

Д. Среди них бывают несъедобные и ядовитые грибы, которыми человек может отравиться.

У. При сборе грибов надо быть очень внимательными и брать только те грибы, которые вам известны, а незнакомые грибы лучше не трогать. Сейчас мы узнаем, какие вы грибники и проведём игру « Собери грибы» (слайд 27 - 28 )
( На столе корзинка. Дети «срывают» гриб, отгадывают загадку. Если гриб съедобный – кладут его в корзинку)

1. Под деревцем, под осинкой стоит мальчик-с-пальчик, на нем сер кафтанчик, красна шапочка. (Подосиновик.)

2. Стоит на полянке в красном платье Татьянка

вся в белых крапинках. (Мухомор.)

3. Не спорю, не белый –

Я, братцы, попроще...

Расту я обычно

в березовой роще. (Подберезовик.)

4. Он пузатенький сидит,

Из-под кустика глядит.

С белой ножкою внизу,

С темной шапкой наверху. (Белый гриб.)

5. И под старою сосною,

Где склонился пень-старик,

Окружен своей семьею,

Первый найден... (Боровик.)

6. Я был в лесу,

Поймал лису,

Домой несу.

Отварю, посолю,

А зимой похвалю. (Лисички.)

7. Рыженький Ванек,

Крепкий паренек,

Спрятался за пень,

А шапка набекрень. (Рыжик.)

8. Стоит мальчонка –

Замаслена шапчонка. (Масленок.)
Учитель. Назовите пословицы про грибы и объясните значение каждой.

«Не ходи в лес с ведром - не губи лесное добро»

«Кто раньше встаёт, тот и грибы себе берёт»

«Клади их в плетеное лукошко- пускай подышит немножко»

«Не поклонясь до земли и гриба не подымешь».

«Лучше рыжик, чем ничего».

«Грибы в деревне родятся, а в городе их знают».

«Грибы – не хлеб».

«Назвался груздем – полезай в кузов».

«Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут».

«Чем ядовитее гриб, тем красивее его шляпка».
Есть и приметы.

« На зорьке росистой- гриб крепкий, душистый,

А в знойный день, как гнилой пень»
VI. Этап подведения итогов учебного занятия
У. Из-за своих свойств грибы широко используются в хозяйстве и приносят большую пользу природе. Теперь, изучив грибы подробнее, вы можете сказать, какую же роль играют грибы в природе и жизни человека? Скажите, пожалуйста, зачем грибы нужны в природе и человеку?

Д. Грибы очень важны, поэтому их нужно беречь и охранять, собирать их аккуратно. (слайд 29)

  • Некоторые грибы помогают растениям впитывать из почвы воду и соли.

  • Грибами питаются многие животные.

  • Некоторые грибы помогают готовить пищу.

  • Грибы разрушают остатки живых организмов и способствуют образованию перегноя.

  • Есть грибы-лекарства


У. Существует целая наука, которая изучает грибы. Она называется «Микология». Микос- гриб, логос-наука. «Микология-наука о грибах»

VII. Этап информации о домашнем занятии
Учебник:

1.Стр. 118 - 123 изучить внимательнее и запомнить.
2. (по выбору)

- Составить кроссворд на тему: «Грибы»

-Подготовить рассказ «Любимые грибы нашей семьи».

Сделать к нему рисунок.
VIII.Этап рефлексии

- Кому было интересно на уроке?

- Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали.

- А что вы уже знали раньше?

- Что понравилось делать?

- Что было трудно?

На столе перед вами лежат сигнальные карточки.

- Если вы довольны тем, как работали на уроке, если вам было интересно, покажите зеленую карточку, а если вам не понравилось, вы чего-то не поняли, покажите красную.

Приложение к уроку



План исследования:
1.Внешний вид, типичные для представителей царства части тела.

2.Чем могут питаться? Могут ли самостоятельно вырабатывать питательные вещества?

3.Могут ли передвигаться самостоятельно?

4.Какие условия нужны для роста и развития?






Карточки
Задание: «Выбери способы сбора грибов»


1 способ. Гриб не срезаем, а выкручиваем из земли. Что происходит?

2 способ. Грибы не будем рвать, а срежем ножом. Что произойдёт?


3 способ. Мы будем тянуть гриб из земли? Объясните, что произойдёт?


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок подготовила и провела iconУрок подготовила и провела Ныркова С. Ф. учитель русского языка и...
Урок подготовила и провела Ныркова С. Ф. учитель русского языка и литературы моу «Комсомольская средняя общеобразовательная школа...
Урок подготовила и провела iconУрок по теме «Периметр. Площадь. Объем» Подготовила и провела
Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов
Урок подготовила и провела iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок литературы в 5 классе по сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Подготовила и провела учитель русского языка и литературы...
Урок подготовила и провела iconУрок русского языка в 6 классе. Соединительные гласныеоиев сложных...
Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки-модели звуков (гласный, согласный); предметы, в названии которых...
Урок подготовила и провела iconУрок по биологии на тему: «Наследственная изменчивость.» (10класс) Подготовила и провела
Однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель! Ты обладаешь знаниями во многом больше чем...
Урок подготовила и провела iconУрок по географии в 7классе по теме «Климат Евразии»
Рмо учителей географии. На этом рмо тесля Ирина Николаевна, учитель географии мбоу «Ленская сош» подготовила и провела открытый урок...
Урок подготовила и провела icon«Сочинение-описание по репродукции фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен»
Подготовила и провела в рамках предметной недели 02. 12. 2008г учитель Путятина Е. М
Урок подготовила и провела iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подготовила и провела Овчинникова Т. Б. учитель нач классов моу «Средняя школа №35»
Урок подготовила и провела iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подготовила материал и провела праздник учитель первой категории моу «сош №72» Сергеева Светлана Анатольевна
Урок подготовила и провела iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подготовила и провела учительница географии моу «Средняя общеобразовательная школа №41 с углубленным изучением отдельных предметов»...
Урок подготовила и провела iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подготовила и провела преподаватель теории и методики физического воспитания и спорта педагогического колледжа г. Петропавловска-...
Урок подготовила и провела iconКлассный час в 5 классе подготовила и провела классный руководитель...
Вот так поэт В. Туркин, вдохновленный подвигом бесстрашной девушки, писал о Зое Космодемьянской
Урок подготовила и провела iconБуинский районный отдел образования Районный конкурс «Учитель года 2008»
Подготовила и провела учитель математики I квалификационной категории Кошки-Шемякинской основной общеобразовательной школы Буинского...
Урок подготовила и провела icon«на улице» Подготовила и провела Воспитатель Чехова Н. В
Департамента образования г о. Баксан №212 от 22 сентября 2008г «О введении новой системы оплаты труда работников отдельных общеобразовательных...
Урок подготовила и провела iconКонкурс состоял из 4-ёх этапов. Первый этап
Н. С. провела в 4-а классе Алырёва Г. В провела урок технологии в 5-б классе. Третий этап «Самооценка урока». Четвёртый этап «Педагогическая...
Урок подготовила и провела iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подготовила и провела воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Муниципального дошкольного образовательного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск