Скачать 170.3 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет» филиал АлтГУ в г. Камень-на-Оби (название структурного подразделения) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ концепции современного естествознания (наименование учебной дисциплины) Направление подготовки 080100.62 Экономика Форма обучения заочная (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная) Камень-на-Оби 2007 При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены: 1) ГОС ВПО по направлению 521600 «Экономика», утвержденный Министерством образования РФ «25» апреля 2000 г. 2) Учебный план одобрен Ученым советом АлтГУ «28» марта 2007 г., протокол № 7. Разработчики:
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании учебно-методического совета филиала АлтГУ в г.Камень-на-Оби от «__» ____________ 2007 г., протокол № ___ Заместитель директора филиала АлтГУ в г. Камень-на-Оби ____________ О.А. Иванова Введение (пояснительная записка) Концепции современного естествознания (КСЕ) - это обязательная дисциплина, которая предназначена для подготовки бакалавров по гуманитарным направлениям. Ее основное назначение - содействовать получению широкого базового высшего образования, способствующего дальнейшему развитию личности. Необходимо дать панораму наиболее универсальных методов и законов современного естествознания, продемонстрировать специфику рационального метода познания мира. В настоящее время рациональный естественно-научный метод проникает и в гуманитарную сферу, участвуя в формировании сознания общества, и вместе с тем приобретает все более универсальный язык, адекватный философии, психологии, социальным наукам и даже искусству. Сегодня возникает тенденция к гармоничному синтезу двух традиционно противостоящих компонентов культуры в целостном мировидении и подчеркивает актуальность предлагаемой дисциплины. Идея курса состоит в передаче гуманитариям элементов естественно-научной грамотности, представлений об основополагающих концепциях различных естественных наук, складывающихся в единую картину мира. Несмотря на необходимое присутствие элементов истории и философии науки, основное содержание дисциплины подразумевается как целостное описание природы и человека (как части природы) на основе научных достижений, смены методологий, концепций и парадигм, в общекультурном, историческом контексте. Минимум содержания, определенный государственным образовательным стандартом: Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мега-миры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре. Таким образом, курс задуман как междисциплинарное динамичное описание основных явлений и законов природы и тех научных открытий, которые послужили началом революционных изменений в технологиях, мировоззрении или общественном сознании. Изучение дисциплины предполагает следующие формы работы студентов: лекции, семинарские/практические занятия. Виды контроля: промежуточный (опрос, тестирование), итоговый – зачет в 1 семестре 1 курса. Цели и задачи дисциплины. Цель - ознакомления студентов с неотъемлемым компонентом единой культуры - естествознанием, и формирования целостного взгляда на окружающий мир. Практической целью является воспитание у студентов не только естественно-научной культуры мышления, но умного и нравственного отношения к природе, живым существам, что создает общую экологическую культуру, а также умного отношения человека к самому себе, что можно определить как его валеологическую культуру. Задачи дисциплины: Понимание специфики гуманитарного и естественно-научного компонентов культуры, природы их отчуждения и необходимости их воссоединения на основе целостного взгляда на окружающий мир. Понимание задач и возможностей рационального естественнонаучного метода научной и научно-философской методологии. Изучение и понимание сущности конечного числа фундаментальных законов природы, к которым сводится множество частных закономерностей естественных наук. Формирование ясного представления об общих принципах естественно-научного познания. Понимание сущности и основных областей современной научной картины мира (о неорганической, органической природе и о естественных основах человека и общества). Понимание сущности жизни, принципов основных жизненных процессов, организации биосферы, роли человечества в ее эволюции. Осознание природы, базовых потребностей и возможностей человека, возможных сценариев развития человечества в связи с кризисными явлениями в биосфере, роли естественно-научного знания в решении социальных проблем и сохранении жизни на Земле. Формирование представлений о смене типов научной рациональности, о революциях в естествознании и смене научных парадигм как ключевых этапах развития естествознания. Формирование представлений о принципах универсального эволюционизма и синергетики в приложении к природе, человеку и обществу. Понимание роли исторических и социокультурных факторов и законов самоорганизации и в процессе развития естествознания и техники, в процессе диалога науки и общества. Место дисциплины в учебном процессе. Дисциплина относится к циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин федеральный компонент Ф.3 Концепции современного естествознания учебного плана. Методы обучения включают: - лекции по дисциплине «Концепции современного естествознания»; - практические занятия; - самостоятельная работа студентов; - плановые консультации. Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины. История, социология, школьный курс экологии. Тематический план (распределение часов курса по разделам и видам работ)
Содержание дисциплины Раздел 1. Естествознание в системе науки и культуры 1.1. Введение. Культура и её части. Естественно-научная и гуманитарная культуры Общее понятие культуры. Части (отрасли, разделы) культуры. Разделение культуры на два полюса: естественно-научная и гуманитарная. Отличие и сходство двух культур. Физики и лирики. 1.2. Наука, её черты и функции Определение науки, черты, функции. Наука как часть культуры, способ познания мира, социальный институт. Возникновение науки, ее отличие от других частей культуры. 1.3. Научный метод Формы и методы научного познания. Уровни познания. Формы познания. Теории и гипотезы. Нобелевские лауреаты в области естествознания. Методы научного познания: конкретно-научные, всеобщие, теоретические. Структура научного познания. 1.4. Общее представление о естествознании Естествознание (предмет, цели, задачи). История естествознания. Возникновение естествознания, натурфилософия, естествознание в Средние века, XVIII-XIX вв., XX в. (особенности, открытия, ученые). Научные революции. 1.5. Научная картина мира Научная картина мира: определение, классификация, этапы развития. Физические картины мира (механическая, электромагнитная, квантово-полевая). Панорама современного естествознания. Тенденции развития. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Особенности и принципы современной естественно-научной картины мира (системность, самоорганизация, историзм, глобальный эволюционизм). Синергетика. Хаос и порядок. Раздел 2. Современное естествознание о микро-, макро- и мегамирах 2.1. Физические концепции мира Структурная организация мира. Современная физика о микромире (элементы квантовой физики). Принципы квантовой механики (неопределенности, дополнительности). Фундаментальные взаимодействия. Пространство и время. Принципы относительности. Принципы симметрии. Законы сохранения. Взаимодействие, близкодействие, дальнодействие. Состояние. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. 2.2. Химические представления о мире Химические процессы. Реакционная способность веществ. Уровни химического знания, этапы развития, теории. Современная химия о микромире. Принцип возрастания энтропии. Факторы и реакционная способность веществ. Проблемы современной химии. Химия и экология. 2.3. Концепции геологии (макромир) Гипотезы возникновения Земли. Современная геология о макромире: строение и эволюция Земли. Биосфера. Динамические и статистические закономерности в природе. 2.4. Концепции астрономии (мегамир) Мегамир в его многообразии и единстве. Звезды, планеты, звездные системы, галактики, метагалактика, Вселенная (строение и эволюция). Гипотезы возникновения Солнечной системы. Теория Большого Взрыва. Модель расширяющейся Вселенной. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Принцип возрастания энтропии. Раздел 3. Современное естествознание о живой природе 3.1. Биологический уровень организации материи Проблема сущности живого. Признаки живых организмов. Особенности биологического уровня организации материи. Клетка – единица живого (строение, химический состав, параметры существования). Клеточная теория. Типы клеточных организаций: прокариоты, эукариоты. Самоорганизация в живой природе (молекулярные основы). Жизненный цикл клетки. Митоз, мейоз. 3.2. Происхождение и развитие жизни Гипотезы происхождения жизни на Земле. Эволюция форм жизни на Земле. Роль живых организмов в эволюции Земли. Теории эволюции (теория Ч. Дарвина, синтетическая теория эволюции). Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Генетика и эволюция. 3.3. Экология и учение о биосфере. Экология: определение, основные понятия, законы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Структура биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу, экологический кризис, пути преодоления. Проблема использования природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Проблема изменения климата. Исчезновение видов и истощение генофонда живого. Программы выхода из кризиса и гармонизации отношений современного общества и природы. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе. Раздел 4. Современное естествознание о человеке 4.1. Проблема человека в современном естествознании. Оптимология здоровья и жизнедеятельности человека. Происхождение человека. Этапы антропосоциогенеза. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. Этология и социобиология. Биоэтика. Экология и здоровье человека. Работоспособность. Тренировка и сохранение работоспособности. Творчество. Определение здоровья. Здоровье и здоровый образ жизни. Принципы универсального эволюционизма. Путь к единой культуре. Список основной и дополнительной литературы, другие информационные источники Основная литература:
Дополнительная литература:
Требования к уровню освоения программы и формам контроля: По результатам изучения курса «Концепции современного естествознания» студенты должны знать: - задачи и возможности рационального естественно-научного метода научной и научно-философской методологии; - сущность фундаментальных законов природы. уметь:
Для итогового контроля знаний учебным планом предусмотрен зачет. Итоговая оценка на зачете выставляется в форме «зачтено – не зачтено». Осуществляется в форме зачета, на котором проверяются знания основных вопросов по тематике дисциплины. «Зачтено» ставится в случае, если студент покажет глубокое, исчерпывающее понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, продемонстрирует умения анализировать ситуации, релевантные задачам его профессиональной квалификации. «Не зачтено», если имел место неправильный ответ хотя бы на один из вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов, неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы. Перечень учебных лабораторий и оборудования Реализация программы дисциплины требует наличия аудитории лекционной, практических и семинарских занятий Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя. Перечень примерных вопросов к зачету 1.Перечисли критерии теоретического и эмпирического уровней научного познания. Какую роль играет каждый из них в научном познании? 2. Может ли деятельность человека повлиять на образование новых видов? Прокомментируйте ответ 3.Перечислите и раскройте сущность этапов биоэволюции. 4. Из большого числа видов животных обитающих на Земле, человек отобрал для одомашнивания сравнительно немного видов. Чем это объясняется?: 5.Каковы критерии живых организмов? 6. Сформулируйте основные принципы эволюционного учения Ч. Дарвина. В чем недостатки его теории? 7. Что такое парадигма? 8. Что представляет собой модель Все6ленной по А. Энштейну? 9. Возможно ли возникновение жизни на Земле сейчас? Обоснуйте ответ. 10. Почему у родителей, состоящих в родстве, велика вероятность рождения детей, пораженных наследственными заболеваниями? 11. Опишите основные идеи синергетики. В чем заключается новизна синергетического подхода? 12. Структура Вселенной: место Земли в ней 13.Почему мутации обычно резко снижают жизнеспособность? 14. Какие аргументы приводятся для доказательства происхождения человека от древних гоминид? 15. Какая из видов борьбы за существование наиболее ожесточённая и почему? 16. Перечислите основные актуальные проблемы индустриально- городской системы (причины появления, пути решения проблем) 17. Почему В.И.Вернадский сравнивает деятельность разума человека с геологической силой? 18. Каковы методы исследования природы? Приведите примеры. 19. Почему солнечная энергия служит источником функционирования и развития экосистем? Ответ обоснуйте. 20. Воспроизведите происхождение жизни в Протерозое. Какие изменения происходили в геологических оболочках? 21. Что служит направляющим фактором в процессе эволюции? 22. Дайте характеристику планетам земной группы. 23. В чём сущность гипотезы Н. Опарина? 24.Какую роль играют аминокислоты в живом организме? 25. Почему наука возникла только в 4- 6 веках до нашей эры, а не раньше? Каковы отличительные особенности научного знания? 26. Почему гравитация считается универсальной силой природы? В чем различие географической и экологической изоляции? Каково их значение в природе? 27. Перечислите трофические уровни, прокомментируйте, приведите примеры. 28. Почему теологические объяснения происхождения жизни на Земле являются неверными? 29. Какое воздействие на земную кору оказывают атмосфера, гидросфера и биосфера? 30. Каковы представления ученых о химическом элементе? 29. Какое воздействие на земную кору оказывают атмосфера, гидросфера и биосфера? 30. Каковы представления ученых о химическом элементе? 31. Какие элементы образую земную кору? 32. В чём отличие макроэволюции от микроэволюции? 33. Приведите все известные типы взаимодействия живых организмов между собой. 34. Перечислите известные доказательства эволюции жизни на Земле. 35. Каковы возможности диагностики и лечения наследственных заболеваний? 36. Обычно на островах ( и в Австралии тоже ) встречаются эндемичные виды. Чем это можно объяснить? 37. Объясните что такое биосфера, перечислите её компоненты, кто автор учения о биосфере? 38. Перечислите гипотезы и теории самоорганизации и эволюции химических элементов. 39. Как объясняет эволюционная теория целесообразность в природе? 40. В чём суть глобального эволюционизма? Как он проявляется? 41. Перечислите этапы эволюции Вселенной. 42. Возможна ли дальнейшая эволюция человека? Ответ обоснуйте. 43. Почему инцесты у людей нежелательны, а в практике сельского хозяйства используют близкородственное скрещивание? 44. Что такое эволюция? Каковы движущие силы эволюции? 43. Почему инцесты у людей нежелательны, а в практике сельского хозяйства используют близкородственное скрещивание? 44. Что такое эволюция? Каковы движущие силы эволюции? 43. Почему инцесты у людей нежелательны, а в практике сельского хозяйства используют близкородственное скрещивание? 44. Что такое эволюция? Каковы движущие силы эволюции? 45. Структура, строение биосферы, ге6ологические оболочки , их состав. 46. Каковы особенности естественнонаучной картины мира? 47. Раскройте механизм видообразования. 48.Что такое ноосфера? Когда произошёл переход от биосферы к ноосфере? 49. Когда и почему у человечества возникла речь? 50. Что такое бионика? Перечислите и объясните использование знаний о этой науке в современном мире и в прошлом. 51. Перечислите гипотезы происхождения Солнечной системы ( автор, суть гипотезы). 52. Какие принципы позволили Д.И. Менделееву расположить химические элементы в упорядоченную систему? 53. Что служит катализатором в живых систе6мах? Какие вещества в химии называют биологическими катализаторами? 54. С чем связан биологический прогресс? 55. Продемонстрируйте на примере взаимодействие атмосферы и гидросферы. 56. Что такое антропный принцип в космологии? 57. Расскажите о внутреннем строении Земли? Как ученые могли выяснить это? 58. Какие методы позволяют выяснить возраст геологических находок? 59. Чем отличаются прокариотические клетки от эукариотических? 60 Как по-вашему мнению человек использует знания о виде в своей практической деятельности? Приведите примеры. |
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»... | Федеральное агентство по образованию государственное образовательное... Обстоятельства, подлежащие доказыванию при расследовании грабежей и разбойных нападений | ||
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное... Утверждены: Ученым советом Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования... | Федеральное агентство по образованию государственное образовательное... Утверждены: Ученым советом Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования... | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... «Московский государственный институт электронной техники (технический университет)» | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... «Московский государственный институт электронной техники (технический университет)» | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... «Московский государственный институт электронной техники (технический университет)» | Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное... Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экологии и экологического образования | ||
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное... В сборник включены итоговые тесты по литературе для 5 – 9 классов (с ответами) | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «алтайский государственный... | ||
Федеральное агентство по образованию федеральное государственное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное... Рассмотрено на заседании кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры, протокол № от 2011г | ||
Федеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное... Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
«опд. Ф. 06» Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Шадринский... | Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |