Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет»





Скачать 170.3 Kb.
НазваниеФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет»
Дата публикации06.08.2013
Размер170.3 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

филиал АлтГУ в г. Камень-на-Оби

(название структурного подразделения)





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
концепции современного естествознания
(наименование учебной дисциплины)

Направление подготовки

080100.62 Экономика
Форма обучения заочная

(очная, очно-заочная (вечерняя), заочная)

Камень-на-Оби

2007

При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:

1) ГОС ВПО по направлению 521600 «Экономика», утвержденный Министерством образования РФ «25» апреля 2000 г.

2) Учебный план одобрен Ученым советом АлтГУ «28» марта 2007 г., протокол № 7.

Разработчики:

преподаватель










А.Н.Володько

(занимаемая должность)




(подпись)




(инициалы, фамилия)

преподаватель










Е.В.Любовникова

(занимаемая должность)




(подпись)




(инициалы, фамилия)

преподаватель










Е.В.Любовникова



Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании учебно-методического совета филиала АлтГУ в г.Камень-на-Оби от «__» ____________ 2007 г., протокол № ___

Заместитель директора

филиала АлтГУ в г. Камень-на-Оби ____________ О.А. Иванова

Введение

(пояснительная записка)
Концепции современного естествознания (КСЕ) - это обяза­тельная дисциплина, которая предна­значена для подготовки бакалавров по гуманитарным направлениям. Ее основное назначение - содействовать получению широкого базового высшего образования, способствующего дальней­шему развитию личности. Необходимо дать панораму наиболее уни­версальных методов и законов современного естествознания, продемонстрировать специфику рационального метода познания мира.

В настоящее время рациональный естественно-научный метод проникает и в гуманитарную сферу, уча­ствуя в формировании сознания общества, и вместе с тем приобретает все более универсальный язык, адекватный философии, психологии, социальным наукам и даже искусству. Сегодня возникает тенденция к гармоничному синтезу двух традиционно противостоящих компонен­тов культуры в целостном мировидении и подчеркивает актуальность предлагаемой дисциплины.

Идея курса состоит в передаче гуманитариям элементов естест­венно-научной грамотности, представлений об основополагающих концепциях различных естественных наук, складывающихся в единую картину мира. Несмотря на необходимое присутствие элементов исто­рии и философии науки, основное содержание дисциплины подразу­мевается как целостное описание природы и человека (как части при­роды) на основе научных достижений, смены методологий, концепций и парадигм, в общекультурном, историческом контексте.

Минимум содержания, определенный государственным образовательным стандартом:

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мега-миры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

Таким образом, курс задуман как междисциплинарное динамич­ное описание основных явлений и законов природы и тех научных от­крытий, которые послужили началом революционных изменений в технологиях, мировоззрении или общественном сознании.

Изучение дисциплины предполагает следующие формы работы студентов: лекции, семинарские/практические занятия. Виды контроля: промежуточный (опрос, тестирование), итоговый – зачет в 1 семестре 1 курса.

Цели и задачи дисциплины.

Цель - ознакомления студентов с неотъемлемым компо­нентом единой культуры - естествознанием, и формирования целост­ного взгляда на окружающий мир.

Практической целью является воспитание у студентов не только естественно-научной культуры мышления, но умного и нравст­венного отношения к природе, живым существам, что создает общую экологическую культуру, а также умного отношения человека к само­му себе, что можно определить как его валеологическую культуру.

Задачи дисциплины:

Понимание специфики гуманитарного и естественно-научного компонентов культуры, природы их отчуждения и необходимости их воссоединения на основе целостного взгляда на окружающий мир.

Понимание задач и возможностей рационального естественно­научного метода научной и научно-философской методологии.

Изучение и понимание сущности конечного числа фундамен­тальных законов природы, к которым сводится множество частных закономерностей естественных наук.

Формирование ясного представления об общих принципах есте­ственно-научного познания. Понимание сущности и основных облас­тей современной научной картины мира (о неорганической, органиче­ской природе и о естественных основах человека и общества).

Понимание сущности жизни, принципов основных жизненных процессов, организации биосферы, роли человечества в ее эволюции.

Осознание природы, базовых потребностей и возможностей че­ловека, возможных сценариев развития человечества в связи с кризис­ными явлениями в биосфере, роли естественно-научного знания в ре­шении социальных проблем и сохранении жизни на Земле.

Формирование представлений о смене типов научной рацио­нальности, о революциях в естествознании и смене научных парадигм как ключевых этапах развития естествознания.

Формирование представлений о принципах универсального эво­люционизма и синергетики в приложении к природе, человеку и обще­ству. Понимание роли исторических и социокультурных факторов и законов самоорганизации и в процессе развития естествознания и тех­ники, в процессе диалога науки и общества.
Место дисциплины в учебном процессе.

Дисциплина относится к циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин федеральный компонент Ф.3 Концепции современного естествознания учебного плана.

Методы обучения включают:

- лекции по дисциплине «Концепции современного естествознания»;

- практические занятия;

- самостоятельная работа студентов;

- плановые консультации.
Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины. История, социология, школьный курс экологии.

Тематический план

(распределение часов курса по разделам и видам работ)

№ п/п

Название и содержание разделов, тем, модулей

Объем часов

Общий

Аудиторная работа

Самостоятельная работа

Лекции

Практические (семинарские)

Лабораторные

Раздел 1. Естествознание в системе науки и культуры



Введение. Культура и её части. Естественно-научная и гуманитарная культуры.

Наука, её черты и функции. Формы и методы научного познания. Естествознание (предмет, цели, задачи). История естествознания. Научные революции. Панорама современного естествознания. Тенденции развития. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Порядок и беспорядок в природе. Хаос.

27

2

-

-

25

Раздел 2. Современное естествознание о микро-, макро- и мегамирах



Структурные уровни организации материи. Современная физика о микромире (элементы квантовой физики). Пространство и время. Принципы относительности. Принципы симметрии. Законы сохранения. Взаимодействие, близкодействие, дальнодействие. Состояние. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Современная химия о микромире. Химические процессы. Реакционная способность веществ. Современная геология о макромире: строение и эволюция Земли. Динамические и статистические закономерности в природе. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Принцип возрастания энтропии.

24

2







22

Раздел 3. Современное естествознание о живой природе



Проблема сущности живого. Особенности биологического уровня организации материи. Клетка – единица живого. Самоорганизация в живой природе.

Проблема происхождения жизни на Земле. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Генетика и эволюция.

22

2







20



Экология и учение о биосфере. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе.

6

2







4

Раздел 4. Современное естествознание о человеке



Происхождение человека. Этапы антропосоциогенеза. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. Этология и социобиология. Биоэтика. Экология и здоровье человека. Принципы универсального эволюционизма. Путь к единой культуре.

21

2







19




Итого по курсу

100

10







90


Содержание дисциплины
Раздел 1. Естествознание в системе науки и культуры

1.1. Введение. Культура и её части. Естественно-научная и гуманитарная культуры

Общее понятие культуры. Части (отрасли, разделы) культуры. Разделение культуры на два полюса: естественно-научная и гуманитарная. Отличие и сходство двух культур. Физики и лирики.
1.2. Наука, её черты и функции

Определение науки, черты, функции. Наука как часть культуры, способ познания мира, социальный институт. Возникновение науки, ее отличие от других частей культуры.
1.3. Научный метод

Формы и методы научного познания. Уровни познания. Формы познания. Теории и гипотезы. Нобелевские лауреаты в области естествознания. Методы научного познания: конкретно-научные, всеобщие, теоретические. Структура научного познания.
1.4. Общее представление о естествознании

Естествознание (предмет, цели, задачи). История естествознания. Возникновение естествознания, натурфилософия, естествознание в Средние века, XVIII-XIX вв., XX в. (особенности, открытия, ученые). Научные революции.
1.5. Научная картина мира

Научная картина мира: определение, классификация, этапы развития. Физические картины мира (механическая, электромагнитная, квантово-полевая). Панорама современного естествознания. Тенденции развития. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Особенности и принципы современной естественно-научной картины мира (системность, самоорганизация, историзм, глобальный эволюционизм). Синергетика. Хаос и порядок.
Раздел 2. Современное естествознание

о микро-, макро- и мегамирах
2.1. Физические концепции мира

Структурная организация мира. Современная физика о микромире (элементы квантовой физики). Принципы квантовой механики (неопределенности, дополнительности). Фундаментальные взаимодействия. Пространство и время. Принципы относительности. Принципы симметрии. Законы сохранения. Взаимодействие, близкодействие, дальнодействие. Состояние. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности.
2.2. Химические представления о мире

Химические процессы. Реакционная способность веществ. Уровни химического знания, этапы развития, теории. Современная химия о микромире. Принцип возрастания энтропии. Факторы и реакционная способность веществ. Проблемы современной химии. Химия и экология.
2.3. Концепции геологии (макромир)

Гипотезы возникновения Земли. Современная геология о макромире: строение и эволюция Земли. Биосфера. Динамические и статистические закономерности в природе.
2.4. Концепции астрономии (мегамир)

Мегамир в его многообразии и единстве. Звезды, планеты, звездные системы, галактики, метагалактика, Вселенная (строение и эволюция). Гипотезы возникновения Солнечной системы. Теория Большого Взрыва. Модель расширяющейся Вселенной. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Принцип возрастания энтропии.
Раздел 3. Современное естествознание о живой природе
3.1. Биологический уровень организации материи

Проблема сущности живого. Признаки живых организмов. Особенности биологического уровня организации материи. Клетка – единица живого (строение, химический состав, параметры существования). Клеточная теория. Типы клеточных организаций: прокариоты, эукариоты. Самоорганизация в живой природе (молекулярные основы). Жизненный цикл клетки. Митоз, мейоз.
3.2. Происхождение и развитие жизни

Гипотезы происхождения жизни на Земле. Эволюция форм жизни на Земле. Роль живых организмов в эволюции Земли. Теории эволюции (теория Ч. Дарвина, синтетическая теория эволюции). Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Генетика и эволюция.
3.3. Экология и учение о биосфере.

Экология: определение, основные понятия, законы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Структура биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу, экологический кризис, пути преодоления. Проблема использования природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Проблема изменения кли­мата. Исчезновение видов и истощение генофонда живого. Программы выхода из кризиса и гармонизации отношений современного общества и природы. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе.
Раздел 4. Современное естествознание о человеке
4.1. Проблема человека в современном естествознании. Оптимология здоро­вья и жизнедеятельности человека.

Происхождение человека. Этапы антропосоциогенеза. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. Этология и социобиология. Биоэтика. Экология и здоровье человека. Работоспособность. Тренировка и сохранение работоспособ­ности. Творчество. Определение здоровья. Здоровье и здоровый образ жизни. Принципы универсального эволюционизма. Путь к единой культуре.

Список основной и дополнительной литературы, другие информационные источники
Основная литература:

  1. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 304с.

Дополнительная литература:

  1. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 287с.

  2. Концепции современного естествознания / Под общ. ред. С.И. Самыгина. - М.: МарТ, Ростов н/Д: МарТ, 2007. - 240с.

  3. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 412с.


Требования к уровню освоения программы и формам контроля:
По результатам изучения курса «Концепции современного естествознания» студенты должны

знать:

- задачи и возможности рационального естественно-научного метода научной и научно-философской методологии;

- сущность фундаментальных законов природы.

уметь:

  • адекватно оценивать возможные сценарии развития человече­ства в связи с кризисными явлениями в биосфере;

  • учитывать роль естественнонаучных знаний в решении соци­альных проблем;

  • иметь навыки в понимании роли исторических и социокуль­турных факторов и законов самоорганизации в процессе развития ес­тествознания и техники, диалога науки и общества.

Для итогового контроля знаний учебным планом предусмотрен зачет. Итоговая оценка на зачете выставляется в форме «зачтено – не зачтено».

Осуществляется в форме зачета, на котором проверяются знания основных вопросов по тематике дисциплины.

«Зачтено» ставится в случае, если студент покажет глубокое, исчерпывающее понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, продемонстрирует умения анализировать ситуации, релевантные задачам его профессиональной квалификации.

«Не зачтено», если имел место неправильный ответ хотя бы на один из вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов, неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы.


Перечень учебных лабораторий и оборудования
Реализация программы дисциплины требует наличия аудитории лекционной, практических и семинарских занятий Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя.

Перечень примерных вопросов к зачету
1.Перечисли критерии теоретического и эмпирического уровней научного познания. Какую роль играет каждый из них в научном познании?

2. Может ли деятельность человека повлиять на образование новых видов? Прокомментируйте ответ

3.Перечислите и раскройте сущность этапов биоэволюции.

4. Из большого числа видов животных обитающих на Земле, человек отобрал для одомашнивания сравнительно немного видов. Чем это объясняется?:

5.Каковы критерии живых организмов?

6. Сформулируйте основные принципы эволюционного учения Ч. Дарвина. В чем недостатки его теории?

7. Что такое парадигма?

8. Что представляет собой модель Все6ленной по А. Энштейну?

9. Возможно ли возникновение жизни на Земле сейчас? Обоснуйте ответ.

10. Почему у родителей, состоящих в родстве, велика вероятность рождения детей, пораженных наследственными заболеваниями?

11. Опишите основные идеи синергетики. В чем заключается новизна синергетического подхода?

12. Структура Вселенной: место Земли в ней

13.Почему мутации обычно резко снижают жизнеспособность?

14. Какие аргументы приводятся для доказательства происхождения человека от древних гоминид?

15. Какая из видов борьбы за существование наиболее ожесточённая и почему?

16. Перечислите основные актуальные проблемы индустриально- городской системы (причины появления, пути решения проблем)

17. Почему В.И.Вернадский сравнивает деятельность разума человека с геологической силой?

18. Каковы методы исследования природы? Приведите примеры.

19. Почему солнечная энергия служит источником функционирования и развития экосистем? Ответ обоснуйте.

20. Воспроизведите происхождение жизни в Протерозое. Какие изменения происходили в геологических оболочках?

21. Что служит направляющим фактором в процессе эволюции?

22. Дайте характеристику планетам земной группы.

23. В чём сущность гипотезы Н. Опарина?

24.Какую роль играют аминокислоты в живом организме?

25. Почему наука возникла только в 4- 6 веках до нашей эры, а не раньше? Каковы отличительные особенности научного знания?

26. Почему гравитация считается универсальной силой природы?

В чем различие географической и экологической изоляции? Каково их значение в природе?

27. Перечислите трофические уровни, прокомментируйте, приведите примеры.

28. Почему теологические объяснения происхождения жизни на Земле являются неверными?

29. Какое воздействие на земную кору оказывают атмосфера, гидросфера и биосфера?

30. Каковы представления ученых о химическом элементе?

29. Какое воздействие на земную кору оказывают атмосфера, гидросфера и биосфера?

30. Каковы представления ученых о химическом элементе?

31. Какие элементы образую земную кору?

32. В чём отличие макроэволюции от микроэволюции?

33. Приведите все известные типы взаимодействия живых организмов между собой.

34. Перечислите известные доказательства эволюции жизни на Земле.

35. Каковы возможности диагностики и лечения наследственных заболеваний?

36. Обычно на островах ( и в Австралии тоже ) встречаются эндемичные виды. Чем это можно объяснить?

37. Объясните что такое биосфера, перечислите её компоненты, кто автор учения о биосфере?

38. Перечислите гипотезы и теории самоорганизации и эволюции химических элементов.

39. Как объясняет эволюционная теория целесообразность в природе?

40. В чём суть глобального эволюционизма? Как он проявляется?

41. Перечислите этапы эволюции Вселенной.

42. Возможна ли дальнейшая эволюция человека? Ответ обоснуйте.

43. Почему инцесты у людей нежелательны, а в практике сельского хозяйства используют близкородственное скрещивание?

44. Что такое эволюция? Каковы движущие силы эволюции?

43. Почему инцесты у людей нежелательны, а в практике сельского хозяйства используют близкородственное скрещивание?

44. Что такое эволюция? Каковы движущие силы эволюции?

43. Почему инцесты у людей нежелательны, а в практике сельского хозяйства используют близкородственное скрещивание?

44. Что такое эволюция? Каковы движущие силы эволюции?

45. Структура, строение биосферы, ге6ологические оболочки , их состав.

46. Каковы особенности естественнонаучной картины мира?

47. Раскройте механизм видообразования.

48.Что такое ноосфера? Когда произошёл переход от биосферы к ноосфере?

49. Когда и почему у человечества возникла речь?

50. Что такое бионика? Перечислите и объясните использование знаний о этой науке в современном мире и в прошлом.

51. Перечислите гипотезы происхождения Солнечной системы ( автор, суть гипотезы).

52. Какие принципы позволили Д.И. Менделееву расположить химические элементы в упорядоченную систему?

53. Что служит катализатором в живых систе6мах? Какие вещества в химии называют биологическими катализаторами?

54. С чем связан биологический прогресс?

55. Продемонстрируйте на примере взаимодействие атмосферы и гидросферы.

56. Что такое антропный принцип в космологии?

57. Расскажите о внутреннем строении Земли? Как ученые могли выяснить это?

58. Какие методы позволяют выяснить возраст геологических находок?

59. Чем отличаются прокариотические клетки от эукариотических?

60 Как по-вашему мнению человек использует знания о виде в своей практической деятельности? Приведите примеры.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет» iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»...
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет» iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное...
Обстоятельства, подлежащие доказыванию при расследовании грабежей и разбойных нападений
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет» iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное...
Утверждены: Ученым советом Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования...
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет» iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное...
Утверждены: Ученым советом Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования...
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет» iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
«Московский государственный институт электронной техники (технический университет)»
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет» iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
«Московский государственный институт электронной техники (технический университет)»
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет» iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
«Московский государственный институт электронной техники (технический университет)»
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет» iconФедеральное агентство по образованию Государственное образовательное...
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экологии и экологического образования
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет» iconФедеральное агентство по образованию Государственное образовательное...
В сборник включены итоговые тесты по литературе для 5 – 9 классов (с ответами)
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «алтайский государственный...
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет» iconФедеральное агентство по образованию федеральное государственное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет» iconФедеральное агентство по образованию Государственное образовательное...
Рассмотрено на заседании кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры, протокол № от 2011г
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет» iconФедеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное...
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет» icon«опд. Ф. 06»
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Шадринский...
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет» iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск