Скачать 0.5 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательноеучреждение «Юськасинская средняя общеобразовательная школа» Моргаушского района Чувашской Республики Анализ образовательной, практической лесохозяйственной и природоохранной деятельности с обучающимися МБОУ «Юськасинская СОШ» на базе школьного лесничества «Юные лесоводы» Подготовила: ФедороваН.В., зам.директора по УВР; Директор школы: Яковлев Ю.С. с. Юськасы– 2013г. Содержание Аналитическая справка. 3-5
среду поселения 39-40
Аналитическая справка о работе школьного лесничества в период с 11 января 2013г по 31 октября 2013г. Школьное лесничество «Юные лесоводы» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Юськасинская средняя общеобразовательная школа» Моргаушского района Чувашской Республики действует с 11 января 2013 года. Школьное лесничество «Юные лесоводы» - это добровольное объединение обучающихся школы на основе общности желания более глубокого познания природной средообразующей сущности леса и конкретного участия в сбережении и приумножении лесных богатств родного края.Основная цель школьного лесничества ― объединение усилий педагогов МБОУ «Юськасинская СОШ» и лесоводов по расширению и углублению уровня лесоэкологических знаний у подрастающего поколения, воспитанию чувства гражданской ответственности за сбережение и рациональное использование лесных ресурсов.Очерёдность занятий и их программа школьного лесничества планируется в зависимости от сезона года. Летнее (каникулярное) время используется для практической работы в питомнике «Био», экскурсий и походов в лес. Зимние (учебные) месяцы используются для теоретических занятий по лесохозяйственным дисциплинам и эколого-просветительской деятельности.Состав школьного лесничества меняется и дополняется каждый год. Возраст членов - 11 –16 лет (5-11 классы), но количественный состав постоянен 35 человек. Избрали актив из обучающихся: лесничего, мастера леса, лесника, комиссара лесничества (на период летних каникул). Список школьного лесничества «Юные лесоводы»:
Большое внимание в работе школьного лесничества уделяется изучению природы, проведению фенологических наблюдений, экскурсиям, походам по родному краю. На счету нашего лесничества много хороших дел. За нами закреплено 100га земли. Мы принимаем участие в посадках леса, заложили лесной питомник «БИО». Озеленяем территорию школы. Принимаем и проводим акции по озеленению микрорайона школы и закладываем аллею выпускников. Собираем лекарственные травы, ягоды, грибы. Практически вся школа участвует в трудовых операциях «Посади дерево», «Лесная аптека», «Школьная клумба», «Урожайная грядка». Большую помощь лесу оказывают неутомимые лесные санитары – птицы. Для них на территории школьного лесничества мы развешиваем искусственные гнезда. Зимой расставляем в лесу кормушки, подкармливаем животных. Проводим традиционный конкурс скворечников «Каждому скворцу по дворцу». Во время практических занятий проходит изучение таксации – определение объёма древесной массы в насаждениях, ежегодный прирост древесины и др. Знакомство с основными таксационными признаками леса – породным составом, возрастом, полнотой, типом и условиями произрастания. Члены школьных лесничеств участвовали во всех видах деятельности, связанных с охраной, защитой лесов, юные лесоводы оказывали помощь лесному хозяйству в проведении лесохозяйственных мероприятий, агитации и пропаганды, акций природоохранной направленности, вели активную работу по экологическому образованию и экологическому просвещению населения, учились познавать и беречь окружающий мир. Школьные лесничества создают условия для приобретения детьми опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями, подходами и ориентациями: как и где проложить тропу, оборудовать стоянку; стоит ли украшать машины дикорастущими растениями; как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям; как вести себя в природе, если встретится дикое животное. Велика роль школьных лесничеств в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс становления личности. При этом ученик может обратиться к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению, исследованию связей человека с природой в течение длительного срока с фиксацией на фотопленке, в рисунках, схемах и других документах. Все это делает исследования лесных систем и их охраны привлекательными и интересными. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть лесоэкологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы. Справку составила зам.директора по УВР: Федорова Н.В.
1. Общие положения ' 1.1. Школьное лесничество - общественное эколого-образовательноеобъединение школьников, создаваемое на добровольных началах, при участии педагогов МБОУ «Юськасинская СОШ» и специалистов Ильинского участкового лесничества КУ «Опытное лесничество» Министерства природных ресурсов и экологии, в целях воспитания у учащихся бережного, экологически и экономически обоснованного, социально активного отношения к природе, углубления знаний подростков в области лесного хозяйства и экологии, умения осуществлять на практике мероприятия, направленные на сбережение и приумножение лесных богатств, сохранение и усиление защитных, оздоровительных и иных природных функций леса. 2. Задачи школьного лесничества 2.1.образовательные: изучение леса как природного биогеоценоза, основы государственного лесного фонда; овладение теоретическими и прикладными знаниями в области экологии и биологии леса, лесоведения и лесоводства, лесовосстановления, лесоинвентаризации, охраны лесов от пожаров, защиты от вредителей и болезней; опытническое дело, постановка экспериментов и лесных исследований по методикам и программам, разработанным научными сотрудниками учебных и научно-исследовательских учреждений; 2.2 воспитательные: воспитание у учащихся бережного отношения к лесу и его обитателям, сознательного подхода к восприятию экологических проблем в области природопользования, устойчивой мотивации к решению актуальных задач по сохранению и воспроизводству лесных ресурсов, их многоцелевому устойчивому использованию; 2.3 социальные: развитие у учащихся социальной активности, через оказание помощи организациям, ведущим лесное хозяйство, в проведении лесохозяйственных мероприятий; улучшение социальной адаптации подростков в трудовом коллективе и обществе, развитие осознанного интереса к производительному труду, профессиональная ориентация; 2.4 пропагандистские: организации и проведение профилактических мероприятий по охране и защите государственного лесного фонда; пропаганда среди школьников и населения знаний о лесе и его обитателях, налаживание и развитие сотрудничества со средствами массовой информации; 2.5 практические: овладение технологиями и практическими навыками проведения лесохозяйственных мероприятий (охрана лесов от пожаров, защита от вредителей и болезней, выращивание посадочного материала, посадка и посев леса, уход за лесными культурами, сбор лесных семян, лекарственного, технического и пищевого сырья, охрана и расселение муравейников, выявление и охрана редких растений, животных и птиц, памятников природы). 3. Организация и содержание работы 3.1. Школьное лесничество создается на базе МБОУ «Юськасинская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики и Ильинского участкового лесничества КУ «Опытное лесничество» Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики. 3.2. Школьное лесничество осуществляет свою деятельность на основании договора между Ильинским участковым лесничеством КУ «Опытное лесничество» Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и МБОУ «Юськасинская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики, на территории гослесфонда, выделенной и закрепленной за ним, в установленном порядке, в соответствии с проектом организации и развития лесного хозяйства на территории школьного лесничества, планом работы школьного лесничества и планом проведения исследовательской работы, производственным планом школьного лесничества, являющимся составной частью производственного плана лесхоза, а так же жругими нормативными и регламентирующими документами, необходимыми для обеспечения деятельности школьного лесничества. 3.3. Территория школьного лесничества делится на лесохозяйственные участки и обходы по принципу, принятому в лесном хозяйствеизакрпляются в соответствии с настоящим положением за конкретными группами учащихся на период их работы в школьном лесничестве 3.4 Содержание работы школьного лесничества определяется задачами экологического воспитания и образования учащихся, экологического просвещения населения, направленностью производственной деятельности базового лесохозяйственного учреждения, заданиями по опытно-исследовательской тематике научных учреждений, учебных заведений, специалистов лесного хозяйства, лесопользователей, учителей школ и педагогов дополнительного образования. Члены школьного лесничества могут участвовать в выполнении следующих видов работ: - посадка и посев леса, уход за лесными культурами и лесосеменными плантациями; закладка питомников и дендрологических участков, уход за ними; выращивание посадочного материала, озеленение населенных пунктов и так далее; - участие в проведении профилактических мероприятий по охране лесов от пожаров, выявление очагов вредителей и болезней леса и своевременное оповещение об этом, лесонарушений; - охрана полезных насекомых, зверей и птиц, проведение биотехнических мероприятий (заготовка кормов для зимней подкормки и подкормка диких животных, изготовление и развешивание искусственных гнездовий, кормушек), огораживание муравейников и так далее; - сбор лесных семян деревьев и кустарников (без подъема в крону деревьев), лекарственного, технического и пищевого сырья; - выявление и охрана редких растений, животных, птиц, памятников природы, организация микрозаказников; - проведение фенологических наблюдений; опытническая и учебно-исследовательская работа по программам, разработанным научными сотрудниками учебных и научно-исследовательских учреждений, заданию лесхоза; - организация музеев и уголков природы, учебных экологических троп и проведение тематических экскурсий; - пропаганда вопросов охраны и защиты леса, участие в смотрах, конкурсах, слетах, тематических праздниках и других мероприятиях лесохозяйственного направления. 4. Управление школьным лесничеством 4.1. Высшим органом в школьном лесничестве является общее собрание его членов, которое собирается не реже двух раз в год. 4.2. Общее собрание школьного лесничества избирает из своего состава лесничего школьного лесничества, помощника школьного лесничества и экономиста школьного лесничества, которые совместно с педагогом школы и специалистом базового лесничества образуют Совет школьного лесничества (Дирекцию школьного лесничества), руководство которым осуществляет специалист лесничества. 4.3. Совет школьного лесничества руководит всей деятельностью школьного лесничества, разрабатывает положение о школьном лесничестве, план (программу) работы школьного лесничества на год и на перспективу; устанавливает структуру, штат лесничества и содержание его практической деятельности, назначает мастеров леса, лесников, организует практическое осуществление планов (программ) работы, анализирует результаты своей работы и отчитывается о своей деятельности перед общим собранием членов школьного лесничества; входит с предложениями к руководству базового лесхоза, школы о совершенствовании деятельности школьного лесничества, поощрении лучших его членов. 4.4. Техническое руководство школьным лесничеством осуществляется лесничим базового лесничества лесхоза или другим специалистом, определенным договором о создании школьного лесничества. 4.5. Положение о школьном лесничестве, структура, штат школьного лесничества, планы работы и другие нормативные и регламентирующие документы по деятельности школьного лесничества обсуждаются на собрании членов школьного лесничества и утверждаются руководителями лесхоза и школы, после чего становятся нормативными и регламентирующими документами деятельности школьного лесничества. 4.6. Совет школьного лесничества совместно с руководством базовых учреждений несет ответственность за соблюдение трудового законодательства, в том числе норм охраны и безопасности труда при осуществлении практических задач в соответствии с утвержденными планами деятельности школьного лесничества. |