дата
| Раздел
| № урока
| Тема урока
| Тип урока
| Цели урока
| Оборудование
| Практические и контрольные работы
| Домашнее задание
|
СЕНТЯБРЬ
| Введение (1 ч.)
| 1.
| Что изучает физическая география России? Источники географической информации.
| вводный
| Познакомить уч-ся с особенностями предмета и структурой учебника. Выделить источники географической информации; сделать вывод о роли физ. географии в решении географических и социальных задач.
| Физ. карта России.
|
|
|
| Географическое положение России.
(4 ч.)
| 2.
| Россия на карте мира.
| практикум
| Сформировать представление о главных чертах ГП России и изучить их влияние на природу и хоз. деятельность населения. Дать знания о границах России и пограничных государствах.
| Физ. карта России. Политическая карта мира.
| П/р № 1 «Характеристика географического положения России. Обозначение на контурной карте стран – соседей 1 и 2 порядка».
| Параграф 1.
|
|
| 3.
| Моря, омывающие территорию России.
| практикум
| Сформировать представление уч-ся об особенностях морей и океанов, омывающих территорию России. Рассмотреть природные ресурсы морей и выявить их экологические проблемы.
| Физ. карта России. Видеофильм.
| На контурной карте подписать моря, заливы, проливы, омывающие территорию России.
| Параграф 16.
|
|
| 4.
| Часовые пояса страны.
| изучение нового материала
| Познакомить уч-ся с часовыми поясами России и мира (с видами времени). Показать значение знаний о времени для каждого человека. Сформировать представление о местном, поясном, декретном и летнем времени. Научить решать практические задачи на определение времени.
| Физ. карта России. Карта часовых поясов.
| Решение практических задач на определение поясного времени.
| Параграф 2; подготовиться к П/р.
|
|
| 5.
| Разница во времени на территории России.
СТАРТОВЫЙ КОНТРОЛЬ
| практикум
| Развивать навыки работы с картой часовых поясов. Определить уровень знаний, умений по изученной теме.
| Физ. карта России. Карта часовых поясов.
| П/р № 2 «Определение поясного времени для разных пунктов России».
|
|
| Общая физическая география России (33 ч)
Исследования территории России (3 ч.)
| 6.
| Русские землепроходцы IX-XVII вв.
| изучение нового материала
| Познакомить уч-ся с историей образования Российского государства, с историей освоения и изучения территории. Познакомить с русскими путешественниками и учеными, которые внесли большой вклад в изучение России.
| Физ. карта России. Портреты русских путешественников-исследователей.
| На контурной карте обозначить маршруты важнейших экспедиций данного периода.
| Параграф 3, сообщение о путешественниках.
|
|
| 7.
| Географические открытия в России в XVIII – XIX вв.
| семинар
| Познакомить уч-ся с историей освоения и изучения территории России в XVIII – XIX в.в. Рассказать о русских путешественниках и ученых, которые внесли большой вклад в изучение России.
| Физ. карта России
| На контурной карте обозначить маршруты важнейших экспедиций данного периода.
| Параграф 4.
|
|
| 8.
| Географические исследования XX в.
| практикум
| Познакомить уч-ся с историей освоения и изучения территории России в XX в. и современных исследованиях. Рассказать о русских путешественниках и ученых, которые внесли большой вклад в изучение России.
| Физ. карта России
| Составление по карте маршрута путешествий.
| Параграф 5.
|
ОКТЯБРЬ
| Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (6ч)
| 9.
| Геологическое летоисчисление и геологическая карта.
| изучение нового материала
| Сформировать представление уч-ся о науках, изучающих земную кору, о геохронологической таблице. Дать знания о геологическом летоисчислении.
| Геохронологическая таблица. Физическая, геологическая, тектоническая карты.
| Работа с геологической картой
| Параграф 6.
|
|
| 10.
| Тектоническое строение.
| практикум
| Рассмотреть основное тектоническое строение в пределах территории страны и стадии формирования участков земной коры.
| Физическая карта России. Тектоническая и геологические карты.
| Обозначение на контурной карте главных тектонических структур.
| Параграф 7.
|
|
| 11.
| Общие черты рельефа.
| исследование
| Сформировать представление о главных чертах рельефа России. Формировать представление о рельефе, как постоянно меняющемся компоненте под влиянием внешних и внутренних процессов.
| Физ. карта и тектоническая карта России.
| Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа.
| Параграф 8.
|
|
| 12.
| Литосфера и человек.
| практикум
| Изучить состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых. Сформировать представление о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоникой. Познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых.
| Физическая карта России. Тектоническая и геологические карты.
| П/р № 3.
«Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам на примере конкретных территорий ».
| Параграф 9, с.50-53, сообщение о землетрясениях на территории страны.
|
|
| 13.
| Внутренние процессы и связанные с ними стихийные явления.
| комбинированный урок
| Сформировать представление уч-ся о влиянии внутренних факторов на формирование рельефа России. Показать непрерывность развития рельефа. Выяснить, какие стихийные явления возникают в результате внутренних процессов.
| Физ. карта России. Видеофильмы «Землетрясение» и «Вулканизм».
| Обозначение на контурной карте вулканов и зон землетрясений.
| Параграф 9, с. 53-58.
|
|
| 14.
| Итоговый урок по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России».
| обобщающий урок
| Определить уровень знаний, умений и навыков уч-ся по изученной теме: основные понятия, особенности тектонических структур и рельефа России, закономерности размещения различных форм рельефа.
| Физ. карта России.
| Сравнительная характеристика рельефа двух областей России по плану.
|
|
| Климат и погода
(7 ч.)
| 15.
| Климатообразующие факторы.
| урок изучения нового материала
| Выявить факторы, влияющие на формирование климата России. Продолжить формирование умения работать с климатической картой. Научить определять по карте суммарную солнечную радиацию и радиационный баланс в разных областях России.
| Физическая, климатическая карты России. Карты в учебнике.
| Определение суммарной солнечной радиации и радиационного баланса по карте для разных пунктов России.
| Параграф 10; определить суммарную радиацию для 5 городов России (по выбору).
|
|
| 16.
| Распределение тепла и влаги на территории страны.
| практикум
| Сформировать представление об основных элементах климата и о распределении их по территории России. Обеспечить усвоение уч-ся понятий – «испарение», «испаряемость». Научить вычислять коэффициент увлажнения.
| Физическая карта России. Карты в учебнике с.66-69.
| Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны.
| Параграф 11.
|
НОЯБРЬ
|
| 17.
| Климаты России.
| комбинированный урок
| Сформировать представление об основных типах климатов России. Закрепить умение работать с климатической картой и развивать навыки работы с климатическими диаграммами.
| Физическая, климатическая карты России. Карты в учебнике.
| П/р № 4.
«Составление характеристики климатических областей умеренного пояса на основе анализа климатограмм и соответствующих климатических карт»
| Параграф 12; описать климат Сахалина по плану.
|
|
| 18.
| Погода.
| комбинированный урок
| Сформировать представление об атмосферных фронтах и их влиянии на погоду и климат.
| Физическая, климатическая,
синоптическая карты России
| П/р № 5.
«Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны и определение состояния погоды по синоптической карте».
| Параграф 13.
|
|
| 19.
| Атмосферные вихри.
| исследование
| Сформировать представление о циклонах, антициклонах и их влияния на погоду и климат.
| Физическая, климатическая, синоптическая карты России
|
| Параграф 14.
|
|
| 20.
| Атмосфера и человек.
| практикум
| Расширить знания учащихся о влиянии климата на жизнь и хоз. деятельность человека. Сформировать представление о неблагоприятных климатических явлениях, выяснить причины их возникновения. Обеспечить усвоение уч-ся понятий – «засуха», «суховей», «пыльная буря», «ураган», «туман», «град».Развивать навыки работы с картами. Учить самостоятельно работать с различными источниками информации.
| Климатическая, физическая карты России.
| Видеофильм «Неблагоприятные природные явления»
| Параграф 15. Повторить параграфы 10-14
|
|
| 21.
| Климат и климатические ресурсы.
| урок обобщения и повторения
| Определить уровень усвоения уч-ся основных понятий и терминов, главных особенностей климата России и климатообразующих факторов. Определить уровень умения уч-ся работать с климатической картой.
| Тестовые задания
|
|
|
| Моря и внутренние воды
(7 ч.)
| 22.
| Моря России.
| практикум
| Выявить основные особенности расположения внутренних вод на территории страны. Рассмотреть природно-хозяйственное различие морей России.
| Физ. карта России.
| Сравнительная характеристика морей, омывающих территорию страны.
| Параграф 16.
|
ДЕКАБРЬ
|
| 23.
| Характеристики реки.
| практикум
| Изучить особенности рек России. Расширить и углубить знания о реках. Рассмотреть основные речные системы, водоразделы, бассейны. Ввести понятия питание , режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим.
| Физ. карта России.
| Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм.
| Параграф 17.
|
|
| 24.
| Реки России.
| практикум
| Обеспечить усвоение понятий – «падение реки», «уклон реки». Формировать умение определять уклон и падение реки, давать описание реки.
| Физ. карта России.
| П/р № 6.
«Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока, падения реки, возможностей хозяйственного использования»
| Параграф 18.
|
|
| 25.
| Озера и болота.
| практикум
| Сформировать представление о размещении, особенностях, происхождении и значении озер, болот, искусственных водоемов. Определить степень влияния рельефа и климата на размещение озер и болот.
| Физ. карта России. Презентация «Байкал». Слайды.
| Определение по физической карте сточных и бессточных, пресных и соленых озер. Обозначение на контурной карте крупных озер России.
| Параграф 19.
|
|
| 26.
| Природные льды.
| комбинированный урок
| Сформировать представление о размещении, особенностях, происхождении и значении ледников, многолетней мерзлоты. Определить степень влияния рельефа и климата на их размещение.
| Физ. карта России.
| Работа с картами атласа.
| Параграф 20.
|
|
| 27.
| Великое оледенение. Водные ресурсы.
| практикум
| Рассмотреть основные этапы Великого оледенения и его влияние на облик природы. Определить значение воды в жизни человека. Оценить водные ресурсы России и распределение во времени и пространстве. Сформировать представление о мерах по охране внутренних вод России.
| Физ. карта России. Презентация «Водные ресурсы России»
| Работа с картами атласа, со справочной литературой
| Параграф 21, 22
|
|
| 28.
| Гидросфера и человек.
|