Деятельность учителя Деятельность





Скачать 152.1 Kb.
НазваниеДеятельность учителя Деятельность
Дата публикации02.07.2013
Размер152.1 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Номер слайда

1.Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня урок окружающего мира у вас проведу, я. Меня зовут Надежда Сергеевна.







2.Объявление темы урока


Звуковое сопровождение (шум леса).

Послушайте вступление к уроку и постарайтесь определить его тему:

Много на нашей земле разных чудес: и высокие горы, и глубокие реки, и ледяные моря, и жаркие пустыни.

Но пожалуй, самое большое чудо – это лес. Зайдешь в прохладную лесную чащу и сколько же всего увидишь и услышишь! Листья зашелестели, птицы поют, кто-то в траве шуршит.

Сколько же в лесу разных тайн! Лес нам дарит чудеса, и мы должны его беречь!

- о чем было мое вступление?

-Кому он дарит все эти чудеса?

- Кто же сможет назвать тему урока?
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в лес по учебной природной тропинке. Тема нашего урока будет «Лес и человек».



Лес и человек


№1

3.Актуализация знаний, умений, навыков
Работа по карте


Контурная карта

Игра «Я знаю лес»


Посмотрите на доску, перед вами карта «Природные зоны России». Нашу страну часто называют великой лесной державой.

- Как называется зона, которая обозначена зеленым цветом?

- Кто сможет показать на карте зону лесов?



Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является лес. Возьмите бежевую карточку у вас на столе, это карта природных зон России, заштрихуйте зеленым карандашом зону лесов.

(Один из учеников выходит к доске и показывает на карте зону лесов, остальные проверяют у себя).

Молодцы! Все с заданием справились.
- Ребята, а хорошо вы знаете обитателей леса?
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Я знаю лес»

С места не выкрикивать, поднимать руку.
1. у какого животного пять полосок на спине? (бурундук)

2. Этот зверь хищник, его основная добыча – грызуны. Он предпочитает жить в тёмной глухой тайге, где растут ели, пихты, кедровая сосна. (соболь)

3. Этот зверь любит тёмные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах? (рысь)

4. Зимой спит, летом ульи ворошит. (медведь)
5. Что за зверь такой лесной, встал как столбик под сосной,
  И стоит среди травы, уши больше головы? (заяц)
6. Травы копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (лось)
7. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка)

(Ребята, кедровка еще и птица-символ Сибири)

8. -Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет чудесный аромат? (Липа)

(еще липа считалась священным деревом у древних славян)

9. Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

10. Сидит на ветке, в розовой жилетке. (снегирь)
Молодцы! С этим заданием вы все справились.

А сейчас немного отдохнем.


зона лесов занимает больше половины территории России


Сам-ая работа

Да

Ответы учащихся


№2

№3,4,5

№6

4.Динамическая пауза

Дружно по лесу шагаем.
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Глазки смотрят далеко
Дышим ровно, глубоко. (ходьба на месте)
Вдруг мы видим: из куста
Выпал птенчик из гнезда.
(наклон вперёд, руками коснуться пола)
Тихо птенчика берём и назад его кладём.
(выпрямиться, поднять руки вверх)
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим на носочках побежим (бег на носочках)
На полянку мы выходим, много ягод там находим.
Ах, какая красота! Земляника и клубника
Мы едим её с куста (наклоны туловища вперёд)





№7

5.Формирование умственных навыков

Стихотворение

«Русский лес»

Значение леса

Словарная работа 1
Работа по учебнику

Вырубка лесов и браконьерство


Словарная работа 2


Красная книга

Заповедники

Работа с учебником

Игра «Исправь ошибки»

стихотворение

В. Шефнера

“Лесной пожар”

Пожар из космоса

Словарная работа 3

памятка «Как разводить костер!»

Сейчас я вам прочитаю стихотворение С.Никулиной «Русский лес». Внимательно слушайте, а затем ответите на мои вопросы.
Здравствуй, лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что ты шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь мы – свои!
- О чем это стихотворение? (о лесе)

- О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

- Почему мы с лесом дружим и зачем он людям нужен?

-Ребята, какое значение лес играет в нашей жизни, в жизни растений и животных?

Фитонциды – это особые вещества, которые выделяют листья многих деревьев в воздух. От них погибают болезнетворные бактерии.

Рассмотрите схему на слайде:

- все ли мы назвали?

А теперь поработаем с учебником, прочитаем текст на стр. 107 (Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов)

- какие экологические проблемы встречаются в этой зоне?

- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

Здесь, когда то росли берёзки, ели, а теперь их нет. Куда же подевались деревья?

- А почему люди вырубают леса?

Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора, то сейчас после работы лесорубов остаются такие картины

У леса есть ещё одна проблема - браконьерство.

Кто такие браконьеры?

Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей. И они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас из–за неумеренной охоты некоторые виды животных находятся на грани исчезновения. Многие виды редких животных взяты под охрану и занесены в Красную книгу.

- что вы знаете о Красной книги?

Красная книга — аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.

Охраняются Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.

I категория — виды, находящиеся под угрозой исчезновения, спасение которых невозможно без осуществления специальных мер.

  • II категория — виды, численность которых ещё относительно высока, но сокращается катастрофически быстро, что в недалёком будущем может поставить их под угрозу исчезновения (то есть кандидаты в I категорию).

  • III категория — редкие виды, которым в настоящее время ещё не грозит исчезновение, но встречаются они в таком небольшом количестве или на таких ограниченных территориях, что могут исчезнуть при неблагоприятном изменении среды обитания под воздействием природных или антропогенных факторов.

  • IV категория — виды, биология которых изучена недостаточно, численность и состояние вызывают тревогу, однако недостаток сведений не позволяет отнести их ни к одной из первых категорий.

  • V категория — восстановленные виды, состояние которых благодаря принятым мерам охраны не вызывает более опасений, но они не подлежат ещё промысловому использованию и за их популяциями необходим постоянный контроль.

Под особой охраной находятся: амурский тигр, филин, рысь, зубр, барсук, бобры и многие другие животные.

Откройте учебник на странице 109 и посмотрите какие еще животные внесены в Красную книгу, а мы с вами их не назвали?

В лесной зоне так же создаются заповедники и национальные парки:

Московский музей заповедник «Царицыно», Музей заповедник «Абрамцево», Приокско – Террасный заповедник.

Всю территорию заповедника занимает лес. Интересно, что здесь можно увидеть самые разные типы лесов. Благодаря такому разнообразию лесов очень богат животный мир заповедника. Самый знаменитый зверь заповедника – зубр.

Об этом заповеднике более подробно можно прочитать в вашем учебнике на стр. 112-113

На опушке посидели, всё вокруг мы посмотрели,
Отправляемся вперёд – нас дорога вдаль зовёт.

Продолжим прогулку по лесной тропинке и вспомним правила поведения в лесу.

А сейчас мы с вами немного поиграем. Я прочитаю вам рассказ. Если вы заметите ошибки – хлопайте в ладоши.

С весёлой музыкой мы шагали по лесу. (в лесу нельзя шуметь и кричать)

По дороге нам попадались грибы. Мы собирали грибы, вырывая их с корнем. Те грибы, которые мы не знали, - сбивали палкой.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Поели и пошли дальше, побросав банки и пакеты. В кустах мы нашли гнездо какой–то птицы. Подержали в руках яички и положили обратно.

На лесной опушке нарвали большую охапку цветов. Увидев муравейник, решили добыть муравьиную кислоту. Наломали прутиков и начали ими протыкать муравейник.

Нам очень понравилась прогулка по лесу!

(По ходу чтения рассказа идёт обсуждение правил поведения в лесу)

А вы, ребята, будете так же вести себя в лесу?

Хотелось бы сегодня поговорить ещё об одном поступке человека.

Послушайте стихотворение В. Шефнера “Лесной пожар”

Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.


Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

(Человек забыл затушить костёр, и он превратился в лесной пожар)

Тревожные слова о лесных пожарах долетают на Землю с каждого космического корабля. Космонавты часто видят внизу на зелёном бархате леса, страшные чёрные пятна дыма. То, что на космической фотографии выглядит невинными чёрными пятнами, на самом деле – ад кромешный.

Ребята, а кто из вас знает как называется наука о пожарах? Наука о лесных пожарах – пирология. Запомните это слово, оно будет в нашем словаре

Ревёт, бушует огненная стихия, падают столетние деревья, мечутся в дыму, обезумев от страха, звери и птицы.

- Какие чувства у вас вызывают эти фотографии?

А ведь этого могло не случится, если бы человек соблюдал правила разведения костра.

- Как нужно вести себя с огнем в лесу?

- Отчего может загореться лес?

- Где лучше всего разводить костер?

-Как называется место, где раньше разводился и тушился костер?

- Когда уходите из леса, что нужно делать с углями?

- Какую травму может получить человек, при пожаре?

Вот и старичок лесовичок тоже дает полезные советы

Ребята, у вас на парте памятки «Как разводить костер!», положите их перед собой, постарайтесь их запомнить.

1.Дети не должны разводить костёр одни, без взрослых.

2.Рядом с костром не должно быть предметов, которые могут загореться.

3. Нельзя разводить костёр под деревьями.

4. Костёр лучше разводить на старом кострище. Если его нет, то лопатой надо снять дёрн и разводить костёр в образовавшейся ямке.

5. Нельзя разжигать костёр зажигалкой

6. Обязательно наблюдайте за горящим костром.

7. Уходя, надо погасить костёр: залить водой или засыпать песком, а снятый дёрн положить на место.




-Об отношении человека и леса.
-ответы уч-ся


Вырубка лесов и браконьерство
люди вырубили их
из–за древесины

Люди, незаконно убивающие животных

нет

Ответы уч-ся

-(из-за спички, стекла)

-кострище



№8

№9

№10


№11

12

13

14,15

№16

№17

№18,19

№20


Закрепление изученного материала

А теперь, ребята, я хочу предложить вам интересный кроссворд, и мы с вами немного отдохнем. У вас на столе кроссворд, возьмите ручку и постарайтесь его разгадать, а потом мы его проверим.



По горизонтали:

2.Наука о лесных пожарах.

3.Травма, которую может получить человек при небрежном обращении с огнём.

4.Материал, который на солнечном месте фокусирует лучи, как зажигательная линза.

По вертикали:

1.Место, где ранее разводился и тушился костёр.

2.Стихийное распространение огня, вышедшее из-под контроля человека.

5.Время года, когда наиболее часто возникают лесные пожары.

Молодцы!




№21

Самостоятельная работа

А сейчас возьмите тест, который лежит у вас на парте. Вы его сам-но выполняете, а затем мы его проверим.

1.Как называется наука о лесных пожарах?

А)экология

Б)пирология

В)геология
2.Где нельзя разводить костер?

А)на старом кострище

Б)в вырытой ямке

В)под деревьями
3.Кто такие браконьеры?

А) Люди, незаконно убивающие животных

Б)Люди, законно убивающие животных

В) люди, которые не убивают животных
4.Как тушат только что начавшийся пожар?

А)сбивая пламя веником из зеленых веток

Б)накрывая пламя собственной одеждой

В)задувая пламя
5.Какие вещества листья многих деревьев выделяют в воздух?

А)фитонциды

Б)углекислый газ
Ответы:

1-б, 2-в, 3-а, 4-а, 5-а
Взаимопроверка. Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки? Допустил 1 ошибку? Допустил 2 и больше ошибок?

Вы хорошо поработали. Молодцы!




№22


Подведение итогов

Вот и подошла к концу наша прогулка. Я думаю, что вы узнали для себя, что-то новое, интересное. Конечно, каждый из вас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас.

Что на уроке было для вас трудно? Что легко? Какие задания понравились? Молодцы! Я думаю, что вы узнали для себя, что-то новое, интересное. Конечно, каждый из вас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас.
Спасибо за урок!






№23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Деятельность учителя Деятельность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Деятельность учителя Деятельность iconЭтап Цель Деятельность учителя Деятельность учащихся Организационный момент
Закреплять умение находить слова с безударными гласными в упражнениях и проверять их
Деятельность учителя Деятельность iconРабочая программа учебной дисциплины «Внешнеэкономическая деятельность»
Изучение дисциплины “Внешнеэкономическая деятельность” позволяет понять внешнеэкономическую деятельность как процесс реализации внешнеэкономических...
Деятельность учителя Деятельность iconМетодика формирования стратегий овладения профессиональным дискурсом...
Охватывает такие области, как экскурсионная деятельность, турагентская деятельность, анимация, сервисная деятельность, туроперейтинг,...
Деятельность учителя Деятельность iconЭтап урока Деятельность учителя Деятельность ученика ууд слайд I...
В нашей школе все учителя прошли курсовую подготовку по литературному чтению (авт. Л. А. Ефросинина) в системе учебников «Начальная...
Деятельность учителя Деятельность iconСтимулируем активную деятельность обучающихся в процессе познания,...
Бегловой Татьяны Александровны, учителя математики мбоу «Зубово-Полянская средняя общеобразовательная школа №1»
Деятельность учителя Деятельность iconИнструкция по т/б; дидактические карточки. Организационная схема:...
Образовательная: вызвать объективную необходимость изучения нового материала, способствовать овладению знаниями по теме «Соединения...
Деятельность учителя Деятельность iconРабочая учебная программа по дисциплине «Иностранный язык» разработана...
Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
Деятельность учителя Деятельность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Возрастно-нормативная модель: 5-11классы учебно-образовательная деятельность (лекция, библиотечный урок; исследовательская деятельность,...
Деятельность учителя Деятельность iconКонспект урока № п\п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность...
Мотивирует работу учащихся, объявляя о работе на баллы, критериях оценки (Приложение 1)
Деятельность учителя Деятельность iconДеятельность учителя Деятельность учащегося
Цель урока: сформировать понятие механических волн, раскрыть природу механических волн, познакомить обучающихся с закономерностями,...
Деятельность учителя Деятельность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности...
Деятельность учителя Деятельность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности...
Деятельность учителя Деятельность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Самое главное – урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т е как форма обучения, но и как деятельность ученика,...
Деятельность учителя Деятельность iconПроектная деятельность в начальной школе
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую...
Деятельность учителя Деятельность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обязательным компонентом фгос является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск