Этап
| Цель
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
1. Организационный момент.
| Создать соответствующую
эмоциональную атмосферу, настроить на успешную работу.
| Создает положительный эмоциональный настрой на работу.
– Найдите лишнее в группе слов. Отвечайте хором.
Шалун, шалость, баловник, проказник, сорванец.
Мыслить, думать, размышлять, распределять, рассуждать.
Догадливый, проницательный, смышлёный, сообразительный, сердечный. Уверена, что вы сегодня будете догадливыми, проницательными и сообразительными.
|
Называют лишние слова.
|
2. Постановка темы урока.
| Формулирование темы и постановка учебных
целей.
| – Какую тему изучаем на уроках русского языка?
Что знаете о безударных гласных? Поставьте учебные цели на урок.
| Безударные гласные в корне. Ответы учеников. Предполагаемые цели учащихся:
1. Повторить правило проверки слов с безударными гласными в корне.
2. Закреплять умение находить слова с безударными гласными в упражнениях и проверять их.
|
3. Актуализация знаний.
| Закрепление умения записывать слова по данной транскрипции, подбирать проверочные.
| А) Учитель открывает транскрипцию. [М´ич´ и] Слайд №2
– Что это?
Читайте хором.
Кто может записать это слово буквами? Запишите в тетрадях. Б) Проверка.
– Какая возникла проблема? Почему получились разные слова?
Как решите эту проблему?
|
Транскрипция
Ученики записывают слово в тетрадях.
Два или три ученика пишут на доске.
Ученики читают слова и выясняют, что слова получились разные. Не понятно, какую букву писать на месте безударного гласного звука – кто-то написал МЯЧИ, кто-то МЕЧИ.
Ученики предлагают проверочное слово мяч.
|
4 . Подбор однокоренных слов, составление словосочетаний.
| Повторение способа проверки слов с БГ.
| – Составьте словосочетание со словом мячи.
Слайд №3 Какой безударный звук в слове мячи? [и]
А какая буква на его месте? (я) Определите часть речи Кто эту же транскрипцию записал другими буквами? (мечи – меч)
Составьте словосочетание со словом мечи.
Слайд №4 – Какой безударный звук в слове мечи? [и] А какая буква на его месте? (е)
Определите часть речи (мечи – имя существительное).
Сравните транскрипцию, записанные слова и сделайте вывод.
| Запись на доске и в тетрадях: мяч – футбольные мячи.
Ученики обозначают орфограмму «Безударные гласные в корне».
Мячи – имя существительное.
Запись на доске и в тетрадях: меч – богатырские мечи.
Ученики обозначают орфограмму «Безударные гласные в корне».
Мечи – имя существительное. Вывод:
На месте одного и того же безударного звука могут стоять разные гласные буквы.
|
5. Работа с пословицами.
| Развитие умения работать со словарём.
| Открывается слайд с репродукцией П.Корина «Александр Невский» Слайд №5 – Кто это? Чем он прославился?
Больше семисот лет назад Александр Невский сказал слова, ставшие пословицей:
Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет.
Учитель побуждает к высказыванию своего мнения.
– Как понимаете эти слова?
Запишите пословицу в тетради. Обозначьте орфограммы. Проверка. Слайд №6 – Были сомнения в выборе безударной гласной? Почему? Определите, что это: Что есть в печи – на стол мечи!
Как понимаете поговорку?
Эта поговорка использовалась как просьба гостеприимного хозяина к хозяйке дома, когда приходили гости. Слайд №7 – Что здесь означает слово мечи? Часть речи? Докажите. Какую букву надо писать в слове мечи? Как доказать?
Что можно сказать про слово мечи? А почему мечи, а не ставь? Кто уверен, что может правильно выбрать буквы для безударных гласных и записать поговорку? Проверка. Слайд №8 – Верите ли вы, что глагола мечи нет в словаре? Почему?
Как доказать, что глагола мечи нет в словаре?
Назовите начальную форму этого глагола.
Глагол метать имеет несколько значений.
Что нужно сделать, чтобы узнать все значения слова? Это будет домашним заданием – выписать из толкового словаря все значения слова метать с примерами.
|
Ответы учеников.
Один ученик выполняет задание на доске, остальные в тетради.
Ученики сверяют пословицу со слайдом. Нет, из пословицы ясно, что говорится про мечи – оружие.
Предполагаемые ответы: это поговорка, пословица.
Мечи – ставь на стол. Мечи – глагол. (Что делай?)
В одном случае это существительное – богатырские мечи, а в другом это глагол – Что есть в печи – на стол мечи! В пословицах и поговорках часто используется рифма. Запись на доске и в тетрадях. Проверка.
В словарях слова даны в начальной форме. Ученики группами по 4 человека берут словари Ожегова и открывают страницу с закладкой и убеждаются, что есть существительные меч, меченосец, мечеть, мечта, мечтатель, а глагола мечи нет. Начальная форма – метать.
Надо обратиться к толковому словарю.
|
6. Физкультминутка.
|
|
| Под руководством дежурных ученики выполняют упражнения.
|
7. Работа с учебником.
|
| – Какой сейчас век? Перенесёмся на одиннадцать веков назад.
В каком веке мы окажемся?
Прочитайте упражнение 105.
Слайд №9
с изображением сокола. – О каких особенностях сокола прочитали? Что означает древнерусское слово соколъ?
Какое оружие дала соколу природа? Какие слова непонятны?
Подберите синонимы к слову грозное оружие, лютые когти. Какое задание после упражнения?
(Найди в тексте однокоренные слова.
В упражнении дана подсказка: в тексте 4 группы однокоренных слов.) – Внимание! Подсказка содержит ошибку! Количество групп другое.
Найдите и выпишите все группы однокоренных слов. Выделяйте корни.
Работайте в паре. Проверка. Слайд № 10
Сокол
Соколиная
| Искать
Отыскивать
| Охота
Охотничья
| Грозное
угрожать
| Русь
древнерусское
| Древнерусское
древние
|
– Сколько групп однокоренных слов нашли?
Расскажите друг другу признаки однокоренных слов.
| Сейчас XXI век. Мы окажемся в X веке.
Ученики читают текст упражнения:
Сокол – хищная птица. Отличается острым зрением и быстротой полёта. Древнерусское слово соколъ имело значение искать, отыскивать, следить.
Сокол преследует добычу. Природа дала ему грозное оружие: серый глаз с холодным взором, угрожающий клюв, лютые когти.
С древних времён у разных народов сокол был охотничьей (ловчей) птицей. На Руси соколиная охота была известна уже в десятом веке.
Природа дала соколу угрожающий клюв, лютые когти.
Грозное оружие – суровое, страшное, лютые когти – свирепые, беспощадные.
Ученики работают парами, находят группы однокоренных слов.
Шесть групп однокоренных слов.
Ученики, сидящие за одной партой, рассказывают друг другу признаки родственных слов.
|
8. Итог урока.
|
| Учитель акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке: – Какие виды работ выполняли на уроке?
Какие новые пословицы узнали?
Что узнали про обычаи Древней Руси? На этом уроке вы были догадливыми, проницательными и сообразительными.
|
Предполагаемые ответы учеников: работали со словарём, записывали слово по транскрипции, искали однокоренные слова в тексте.
Что есть в печи – на стол мечи!
Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет.
|
9. Домашнее задание.
|
| В середине урока я говорила про домашнее задание. Кто помнит?
| Выписать из толкового словаря все значения слова метать с примерами.
|