Решение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России





Скачать 60.71 Kb.
НазваниеРешение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России
Дата публикации09.07.2013
Размер60.71 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Химия > Решение
В своей Химической лаборатории М. В. Ломоносов в 1752—1753 годах впервые за всю историю науки читал курс физической химии студентам академического университета. А разрешение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий — это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России.


www. lomonosov.16mb.com

... без лаборатории принуждён только одним чтением химических книг и теориею довольствоваться, а практику почти вовсе оставить и для того от ней со временем отвыкнуть. — М. В. Ломоносов
В октябре 1748 года, когда она, наконец, была построена, и получила оборудование, изготовленное по чертежам и проектам самого учёного, он начал проводить в ней экспериментальные исследования по химии и технологии силикатов, по обоснованию теории растворов, по обжигу металлов, а также — осуществлял пробы руд.

Здесь он провёл более 4-х тысяч опытов! Им разработана технология цветных стёкол. Эту методику он применил в промышленной варке цветного стекла и при создании изделий из него.

Стекольное производство того времени имело в своём распоряжении весьма скудный ассортимент реактивов, что, конечно, сказывалось на окраске изделий: производившееся Санкт-Петербургским стеклянным заводом было в основном бесцветно, или окрашено в синий и зелёный цвета. Немецкий стеклодел Иоганн Кункель ещё в XVII веке обладал секретом красного стекла — «золотого рубина». Но и Кункель унёс в могилу свою тайну. М. В. Ломоносов был одним из первых, кто разгадал эту рецептуру..

Учёный работал со стёклами и другими силикатными расплавами ещё в процессе изучения им технологии горнорудного и металлического дела в Германии. В 1751 году Санкт-Петербургский Стеклянный завод через Академию наук заказал исследования по разработке цветных стёкол М. В. Ломоносову.

Эмпирическая технология стеклоделия тогда применялась только практиками, не владевшими никакими научными методами. М. В. Ломоносов и его однокашник Дмитрий Виноградов, создатель русского фарфора, первыми заявляют о необходимости знания химии для создания стёкол. М. В. Ломоносов сумел доказать необходимость лабораторного и производственного персонала.

Важной стороной ломоносовской методологии явилась присущность ему качеств отличного систематизатора, что сказывалось на теоретической упорядоченности исследований и строго последовательном, контролируемом технологическом цикле.

В четырёхлетних фундаментальных научных исследованиях по химии стекла, проводившиеся М. В. Ломоносовым, и потребовавших упомянутых четыре тысячи опытов, можно наблюдать три крупных этапа:

  • Расширение ассортимента исходных материалов.

  • Получение сравнительно чистых разных минеральных красителей — посредством химической обработки природных и искусственных соединений.

  • Изучение действия красителей на стекло

Работы проводились на чрезвычайно высоком методическом уровне, для каждого из вышеозначенных факторов производилась большая самостоятельная серия опытов, когда количественное участие его систематически изменялось в очень широких пределах. Были правильно организованы опытные плавки (точные размеры тиглей — современные практически не отличаются от использовавшихся М. В. Ломоносовым); строго соблюдалось единообразие условий опытов; впервые в практике соблюдалась строгая дозировка компонентов; точное навешивание; строгая и аккуратная, контролируемая система хранения тысяч эталонных образцов; регулярное и неукоснительное ведение подробного лабораторного журнала (самим М. В. Ломоносовым); впервые очень чётко сформулирован вопрос о влиянии состава стекла на его свойства. Сейчас целесообразность такой постановки исследования очевидна, но в то время это было новаторством — теоретическая часть особенно интересовала учёного. Он пишет: «…прилагаю я возможное старание, чтобы делать стёкла разных цветов, которые бы помянутым художествам годны были и в том имею нарочитые прогрессы. При всех сих практических опытах записываю и те обстоятельства, которые надлежат до химических теорий».


www. lomonosov.16mb.com


Одновременно он занимается и теорией цвета, что пребывает в отчётливой связи с настоящими и другими его исследованиями. Он интересовался природой света и цветов с самого начала своей научной деятельности. Тогда же, в ходе размышлений о природе цветов, им был задуман ряд опытов с цветными стёклами. И в согласовании со своими теоретическими исследованиями эти эксперименты М. В. Ломоносов получил возможность проводить с 1748 года в своей Химической лаборатории, когда им были получены такие стёкла, рецептуры которых нашли применение впоследствии, при создании его мозаичных работ. Результатом этого комплекса научных исследований явилось также создание им собственной теории света и цвета, основывающейся на представлении о распространении света посредством колебания частиц эфира, заполняющего мировое пространство.

Множество разнообразно окрашенных стёкол было получено М. В. Ломоносовым при весьма ограниченном наборе элементов, использовавшихся в качестве включений, влиявших на цветность (ныне применяющиеся с этой целью хром, уран, селен, кадмий, попросту ещё не были открыты в то время) — очень искусно варьируя приёмы химической обработки в восстановительных и окислительных условиях при изменении состава стекла за счёт введения свинца, олова, сурьмы и некоторых других веществ.

Богатейшие красные тона получены в результате добавки меди для смальт, называемых мастерами мозаики «скарцетами» и «лаками». Очень большого умения требует их варка, которая до сих пор не всегда бывает успешной. Медь использовалась учёным также для получения зелёных и бирюзовых оттенков. И поныне знатоки мозаичного искусства очень высоко ценят полихромные качества ломоносовских смальт, и многие считают, что таких замечательных красных и зелёных оттенков крайне редко и мало кому удавалось получить.

И вот слова Л. Эйлера, подтверждающие признание роли М. В. Ломоносова в основании науки о стекле — и не только в его отечестве:
Как я всегда удивляюсь счастливому твоему остроумию, которым в толь разных науках превосходствуешь и натуральныя явления с особливым успехом изъясняешь, так приятно было мне известие... Достойное вас дело есть что вы стеклу возможные цветы дать можете. Здешние химики сие изобретениие за превеликое дело почитают.

В 1753—1754 годах недалеко от Ораниенбаума в деревне Усть-Рудицы Копорского уезда М. В. Ломоносов получает для строительства стекольной фабрикие земельный надел, а в 1756 году земли были ему жалованы в вечное пользование. При постройке этой фабрики учёный проявляет свои инженерные и конструкторские способности, начиная с выбора места строительства, расчётов строительных материалов и ориентации на превоклассные ямбургские пески и достаточное количество леса для стеклеплавильных печей и пережигания на золу; — проектирования цехов завода, детальной разработки технологического процесса, конструирования лабораторных и производственных печей, оригинальных станков и инструментов; — и кончая офрмлением графических материалов, которые выполняются им также собственноручно или при непосредственном его руководстве. Усть-Рудицкая фабрика представляла собой своеобразное и в полной мере новое стекольное промышленное предприятие, и поскольку руководил ею создатель науки о стекле, ведущее место отведено было лаборатории, причём находившейся в процессе эксперимента и в постоянном совершенствовании. Первоначально на фабрике выпускался только бисер, пронизка, стеклярус и мозаичные составы (смальты). Через год появляются различные «галантерейные изделия»: гранёные камни, подвески, броши и запонки. С 1757 года фабрика начинает выпускать столовые сервизы, туалетные и письменные приборы — всё из разноцветного стекла, по большей части бирюзового. Постепенно, по прошествии нескольких лет, было налажено производство крупных вещей: дутых фигур, цветников, украшений для садов, литых столовых досок.

Эта страница деятельности М. В. Ломоносова — яркий пример органичного сочетания всего разнообразия его способностей: как увлечённого учёного-теоретика, в совершенстве владеющего экспериментом, практика, очень удачно реализующего найденное в ходе расчётов и опытов, умелого организатора производства, вдохновенного художника-дилетанта, наделённого природным вкусом, умеющего с толком применить свои познания и в этой области. Но и сим не исчерпывается многосторонняя творческая натура — М. В. Ломоносов написал беспрецедентное поэтическое произведение, единственное в своём роде; имеется в виду объём версификации, посвящённой одному предмету, в данном случае, веществу и материалу — стеклу — почти 3 тысячи слов (около 15 тысяч знаков) составило его «Письмо о пользе Стекла к высокопревосходительному господину генералу-поручику действительному Ея Императорскаго Величества камергеру, Московскаго университета куратору, и орденов Белаго Орла, Святаго Александра и Святыя Анны кавалеру Ивану Ивановичу Шувалову, писанное в 1752 году»

Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые Стекло чтут ниже Минералов,
Приманчивым лучем блистающих в глаза:
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.

...

Далече до конца Стеклу достойных хвал,
На кои целый год едва бы мне достал.
Затем уже слова похвальны оставляю
И что о нем писал, то делом начинаю.


www. lomonosov.16mb.com

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России iconЛаборатория №41 си тэс: Лаборатория мощных электромагнитных воздействий...
Межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Молодежь, наука, сервис – XXI век»
Решение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России iconТворчества обучающихся «excelsior» Секция химия приготовление мыла...
Название проекта «Приготовление мыла в школьной лаборатории». Основополагающий вопрос нашей работы: «Можно ли получить мыло в условиях...
Решение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России iconПоложение о региональной научно-практической конференции
России. Выдержала ли она это испытание, готова ли была к этой войне? Какие уроки необходимо извлечь из итогов Первой мировой войны...
Решение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский...
Решение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России iconСреднего профессионального образования
Самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов,...
Решение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России iconОбщая характеристика нир ученическая научно-исследовательская работа-...
Ученическая научно-исследовательская работа это целенаправленная и результативная творческая работа ученика (группы учеников), выполненная...
Решение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России iconМетодические рекомендации по изучению дисциплин в процессе внеаудиторной...
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа...
Решение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России iconПояснительная записка комплексная научно-исследовательская лаборатория...
Целью программы является помощь во владении учащимися научно-технических знаний и практических умений необходимых для работы на современном...
Решение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России iconШкольная научно-практическая конференция «Шаг в будущее 2007»
Здоровье-это то богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди сами укрепляют или разрушают то, что им дано...
Решение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России iconАнализ и оценивание государственных программ и отраслевых политик...
«запасной», т е для выступления тех, кто не смог это сделать по уважительной причине (напр., болезнь, подтвержденная медицинской...
Решение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России iconМетодическое объединение «Классный руководитель» План проведения анкетирования учащихся
Работа методического объединения классных руководителей была нацелена на эффективное использование и развитие профессионального потенциала...
Решение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России iconОпасен ли клещ, заражённый вирусом клещевого энцефалита, поможет...
Опасен ли клещ, заражённый вирусом клещевого энцефалита, поможет выявить только обследование клеща в специальной лаборатории. Клещевой...
Решение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России iconРеферативно исследовательская работа по химии на тему: «Чистая вода. Какая она?»
...
Решение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Викторовна всегда учит нас выносить урок из сказки. Смысл этой сказки без труда дед не смог бы вырастить такой овощ. А ведь овощи...
Решение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России iconИсследовательская работа позволяет получить дополнительную информацию и знания по предмету
Исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка и литературы и внеурочное время
Решение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России iconНаучно-практическая конференция в рамках которой состоялись творческие...
Работа педагогического коллектива школы была направлена на совершенствование целостного педагогического процесса для развития и самореализации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск