Класс: 8
Тема урока: Химические свойства кислорода.
Базовый учебник (название, автор): «Химия. Неорганическая химия. 8 класс» Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман М., Просвещение 2009 г.
Цель урока: создать условия для усвоения учащимися знаний понятий «оксиды», «окисление», «горение», умений называть оксиды, записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксидов, навыков составления формул по валентности; умений ставить цели, анализировать.
Предполагаемые результаты обучения:
- личностные: формирование учебно-познавательного интереса к предмету, самооценки, выбора.
-метапредметные: целеполагание, наблюдение, анализ, рефлексия.
-предметные: знать понятия «оксиды», «окисление», «горение», уметь называть оксиды, записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксидов.
УУД, формируемые (базовые) на уроке: личностные, познавательные, регулятивные.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, коллективная.
Необходимое оборудование (дидактическое, техническое, компьютерное): интерактивная доска, флипчарт, видеофрагмент «Горение железа в кислороде» (Единая коллекция ЦОР), колбы, горючее, спички, химические ложки для сжигания веществ, кислород, уголь, сера, фосфор красный, технологическая карта для учащихся.
Структура и ход урока №
| Этап урока
| Основной вид деятельности со средствами ИКТ (название используемых ЭОР, действий с ЭОР и интерактивной доской, с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность преподавателя (функции и виды: организация деятельности по постановке цели, система вопросов, организация урока в деятельностной парадигме, дифференцированный подход, индивидуальная помощь, система контроля, критериальное оценивание, рефлексия и т.д.)
| Деятельность учащихся
(формы и виды)
| Время
(в мин.)
| 1
| Орг. момент.
| -
| Организация деятельности учащихся на уроке, психологический настрой. Критериальное оценивание.
| Слушают учителя, настраиваются на деятельность на уроке.
| 2 мин.
| 2
| Проверка домашнего задания.
| 1.Заполнение ЛСМ «Кислород» (2 учащихся на интерактивной доске) (№1, слайд №2).
2. Выполнение заданий у доски на лабораторные способы получения кислорода (2 учащихся на меловой доске).
3. Химический диктант (остальные учащиеся) со взаимопроверкой.
| Система заданий, индивидуальная помощь.
| 1. Индивидуальная, парная.
2. Выполнение заданий, взаимопроверка.
| 7 мин.
| 3
| Целеполагание.
|
| Система вопросов, коррекция темы урока и цели.
| 1. Парная.
2. Формулируют тему и цель урока.
| 2 мин.
| 4
| Изучение нового материала.
| 1. Заполнение таблицы на интерактивной доске) (№1, слайд №6).
2. Демонстрация видеофрагмента ЦОР «Горение железа в кислороде»
(№2).
| Демонстрация опытов, помощь в написании уравнений реакций, формулировании наблюдений, выводов, определений понятий.
| 1. Коллективная, индивидуальная.
2. Наблюдение, анализ информации, заполнение таблицы, составление химических уравнений, формулирование выводов, определений понятий.
| 20 мин.
| 5
| Первичная проверка понимания материала.
| Выполнение заданий на интерактивной доске) (№1, слайды №10-13).
| Организация работы по выполнению заданий.
| 1. Коллективная.
2. Выполнение заданий на анализ.
| 5 мин.
| 6
| Закрепление материала.
|
| Диффреренцированный подход.
| 1. Индивидуальная.
2. Решение дифференцированных заданий.
| 5 мин.
| 7
| Рефлексия.
|
| Система вопросов.
| 1. Индивидуальная.
2. Фиксация личных результатов на уроке на «лестнице знаний».
| 2 мин.
| 8
| Итог урока.
|
| Оценка деятельности учащихся на уроке.
| 1. Индивидуальная.
2. Самооценка деятельности на уроке.
| 2 мин.
| Перечень используемых на данном уроке ЭОР:Таблица2 №
| Название
ресурса
| Описание ресурса
| Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модели и д.р.)
| Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
| 1
| «Химические свойства кислорода».
| флипчарт, содержащий 16 слайдов.
| незаполненная ЛСМ, таблица, интерактивные задания для учащихся.
| Флипчарт «Химические свойства кислорода».
| 2
| «Горение железа в кислороде».
| видеофрагмент
| видеофрагмент
| Горение железа в кислороде.
| Лист оценки работы на уроке. Ф.И.
Вариант 1
Этапы урока
| Выполнение заданий
| Оценка
| 1
| Цель: проверить уровень сформированности знаний о кислороде.
Задание 1. Выберите правильные утверждения:
Содержание кислорода в земной коре составляет 89 %.
Химическая формула кислорода O.
Относительная атомная масса кислорода равна 16.
Кислород в лаборатории получают разложением перманганата калия.
Кислород собирают в перевернутый вверх дном сосуд.
Жидкий кислород хранят и транспортируют в стальных баллонах голубого цвета.
Кислород – бесцветный газ, тяжелее воздуха, малорастворим в воде.
В промышленности кислород получают из воздуха.
Задание 2. Расставьте коэффициенты в уравнения реакций, укажите их тип:
1) H₂ + O2 → H₂O
2) CH4 → C + H₂ Задание 3. Рассчитайте массовую долю кислорода в перманганате калия KMnO₄.
|
| 2
3
| Тема урока:
Цель:
Взаимодействие кислорода с
| Наблюдения
| Уравнения реакций, названия продуктов
| 1. С углем С.
|
|
| 2. С серой.
|
|
| 3. С фосфором.
|
|
| 4. С железом.
|
|
| Вывод: кислород поддерживает
|
Оксиды – это …………………. вещества, которые состоят из ………… элементов, одним из которых является …………………. .
Задание: Допишите уравнения реакций. Назовите продукты реакций.
II
Cu + O₂ → Al + O₂ →
I
Li + O₂ → Самостоятельная работа. Дифференцированное задание. Выбери одно из трех заданий и выполни его.
У р о в е н ь 1 (на «3»)
Из перечня веществ выберите оксиды и дайте им названия.
K₂S, N₂O, MgSO₄, KCl, CuS, Fe₂O₃, NaOH, Cl₂O₅, SO₃, P₂O₃.
У р о в е н ь 2 (на «4»)
Напишите уравнения химических реакций получения следующих оксидов и назовите их:
Li₂O, CaO, B₂O₃.
У р о в е н ь 3 (на «5»)
На основании данных значений валентности выберите из приведенного ниже перечня веществ формулы оксидов, которые составлены правильно. Напишите уравнения химических реакций получения этих оксидов и дайте им названия.
III II II I III VI
Al₂O₃, Ba₂O, NO, K₂O, Au₂O, Cr₂O₃.
|
| 4
| Рефлексия. «Лесенка знаний».
Запишите на ступеньках «лестницы знаний», что вы узнали сегодня на уроке нового, чему научились, на какую ступеньку «лестницы знаний» вы поднялись.
|
| 5
| Домашнее задание: § 20, 21, упр. 12, 13 (с. 60) в рабочей тетради. По желанию подготовить презентацию по теме «Применение кислорода» или «Круговорот кислорода в природе».
|
|
Спасибо за работу!
Лист оценки работы на уроке. Ф.И.
Вариант 2
Этапы урока
| Выполнение заданий
| Оценка
| 1
| Цель: проверить уровень сформированности знаний о кислороде.
Задание 1. Выберите правильные утверждения:
В атмосфере содержится 21 % кислорода.
При Т= -1830С превращается в жидкость.
Относительная молекулярная масса кислорода равна 16.
Собирают вытеснением воды и воздуха.
Валентность кислорода равна I.
Катализаторы – это вещества, которые ускоряют химические реакции, расходуясь при этом.
Проверяют наличие кислорода тлеющей лучинкой.
Химический знак кислорода O₂.
Задание 2. Расставьте коэффициенты в уравнения реакций, укажите их тип:
1) Ca + O2 → CaO
2) Au₂O₃ → Au + O₂ Задание 3. Вычислите, сколько моль кислорода можно получить при разложении 8 моль оксида ртути (II) по уравнению реакции 2HgO = 2Hg + O₂↑.
|
| 2
3
| Тема урока:
Цель:
Взаимодействие кислорода с
| Наблюдения
| Уравнения реакций, названия продуктов
| 1. С углем С.
|
|
| 2. С серой.
|
|
| 3. С фосфором.
|
|
| 4. С железом.
|
|
| Вывод: кислород поддерживает
|
Оксиды – это …………………. вещества, которые состоят из ………… элементов, одним из которых является …………………. . Задание: Допишите уравнения реакций. Назовите продукты реакций.
II
Cu + O₂ → Al + O₂ →
I
Li + O₂ → Самостоятельная работа. Дифференцированное задание. Выбери одно из трех заданий и выполни его.
У р о в е н ь 1 (на «3»)
Из перечня веществ выберите оксиды и дайте им названия.
Из перечня веществ выберите оксиды и дайте им названия.
BaO, CaS, NaCl, Na₂O, CO, H₂SO₄, NaOH, Cl₂O₅, SO₃, P₂O₃.
У р о в е н ь 2 (на «4»)
Напишите уравнения химических реакций получения следующих оксидов и назовите их:
MgO, Al₂O₃, K₂O.
У р о в е н ь 3 (на «5»)
На основании данных значений валентности выберите из приведенного ниже перечня веществ формулы оксидов, которые составлены правильно. Напишите уравнения химических реакций получения этих оксидов и дайте им названия.
II III I II I IV
MgO₂, B₂O₃, NaO, ZnO, Ag₂O, MnO₄.
|
| 4
| Рефлексия. «Лесенка знаний».
Запишите на ступеньках «лестницы знаний», что вы узнали сегодня на уроке нового, чему научились, на какую ступеньку «лестницы знаний» вы поднялись.
|
| 5
| Домашнее задание: § 20, 21, упр. 12, 13 (с. 60) в рабочей тетради. По желанию подготовить презентацию по теме «Применение кислорода» или «Круговорот кислорода в природе».
|
|
Спасибо за работу! |