Урок начинается с опроса у доски. Ученики должны написать фор





Скачать 87.61 Kb.
НазваниеУрок начинается с опроса у доски. Ученики должны написать фор
Дата публикации07.09.2014
Размер87.61 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
1-й урок. «Предмет органической химии.
Валентность. Химическое строение»


Урок рекомендуется построить на сопоставлении органической и неорганической химии.

В начале надо сказать, что в неорганической химии изучались минеральные (неорганические) вещества, а на этом уроке вы познакомитесь с новым типом веществ – органическими веществами. Свое название они получили потому, что раньше эти вещества получали исключительно из продуктов жизнедеятельности живых организмов. Сейчас талантом и гением химиков созданы сотни тысяч веществ, не встречающихся в живой природе, – синтетические вещества. Тем не менее в силу традиций и эти вещества называют органическими. Природные и синтетические органические вещества состоят из атомов углерода, в подавляющем большинстве также из атомов водорода и нередко содержат атомы кислорода, азота и некоторых других элементов. Органических веществ, построенных этими элементами (в первую очередь углеродом), насчитывается около 30 млн, тогда как неорганических веществ, образованных всеми 110 элементами таблицы Д.И.Менделеева, – всего 100 тыс.

Для неорганической химии ведущей теоретической основой являются периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, а для органической такой основой служит теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова.

Что же такое химическое строение? Под химическим строением понимают порядок соединения атомов в молекулы согласно валентности. А что такое валентность? Ученики вспоминают химическое понятие – «ковалентная химическая связь». Они приходят к выводу, что понятие «валентность» определяется числом ковалентных связей, т.е. числом общих электронных пар, вне зависимости от того, по какому механизму образовались эти пары: по обменному или донорно-акцепторному.

Далее учитель отмечает, что в органической химии понятие «валентность» является аналогом понятия «степень окисления», которым учащиеся широко пользовались в неорганической химии. Но эти понятия не равнозначны, т.к. валентность не может быть нулевой и не имеет знака, тогда как степень окисления обязательно характеризуется знаком и может иметь значение, равное нулю.

Для того чтобы показать различие между валентностью и степенью окисления, учитель просит учащихся обратиться к химии азота. Он пишет на доске молекулярные и структурные формулы:





В органической химии порядок соединения атомов в молекулах веществ по валентности (т.е. химическое строение) отражают с помощью структурных формул – полных и сокращенных. Учащиеся получают задание определить степени окисления углерода и записать молекулярные, а также полные и сокращенные структурные формулы для метана СН4, этана С2Н6 и пропана С3Н8 с учетом того, что углерод в органических соединениях всегда четырехвалентен.

2-й урок. «Углеводороды»

Урок начинается с опроса у доски. Ученики должны написать формулы (молекулярную, структурную и краткую структурную) этана, обозначить валентность атома углерода и его степень окисления. Аналогичное задание предлагается для пропана.

Затем учащиеся записывают уравнения реакций горения метана, этана, пропана и обсуждают преимущества газообразного топлива, его значение для экономики страны.

Далее учитель записывает на доске схему реакции дегидрирования этана (без введения этого термина):



Следует подчеркнуть, что вторая связь в молекуле этилена образовалась от «безысходности», от «голода». Поэтому полученный углеводород (этилен) относится к ненасыщенным углеводородам. В молекуле этана все валентности атомов углерода насыщены соседними атомами до предела, потому он относится к насыщенным углеводородам. В молекуле этилена имеется ненасыщенная (двойная) связь С=С, а в молекуле этана имеется насыщенная (одинарная) связь. Для того чтобы отличить ненасыщенное органическое соединение от насыщенного, используют качественные реакции – обесцвечивание растворов бромной воды и перманганата калия (проводится демонстрация).

В заключение учащиеся знакомятся с реакцией полимеризации этилена в полиэтилен (на доске записана схема процесса не для запоминания учащимися) и разбирают области применения полиэтилена.

3-й урок. «Спирты»

Урок начинается с рассмотрения схемы реакции гидратации (без введения этого термина) этилена:



Учащиеся получают задание сложить углеводородную часть формулы нового соединения – C2H5 и определить, что представляет собой данная частица. Они определяют, что это молекула этана, потерявшая атом водорода и получившая в результате этого свободную валентность. Вводится понятие «углеводородный радикал» и предлагается символика этой частицы R. Затем внимание учащихся обращается на вторую часть молекулы – гидроксильную группу OH. Учитель подчеркивает, что эта группа определяет принадлежность данного соединения к классу спиртов. Рассматривается понятие «функциональная группа» и название полученного продукта – «этиловый спирт». Для закрепления новых понятий учащиеся анализируют формулу метилового спирта.

Далее рассматриваются области применения этилового спирта и проводится профилактическая работа по предупреждению алкоголизма.

На этом же уроке вводится понятие «атомность спирта» на примере составления формулы трехатомного спирта глицерина. Предлагается следующий а л г о р и т м  д е й с т в и й.

1. Каждую группу OH соотносят с отдельным углеродным атомом, следовательно, основу формулы можно изобразить так:



Недостающие позиции до валентности углерода С(IV) заполняют водородными атомами:



В заключение урока учитель демонстрирует качественную реакцию на многоатомные спирты и разбирает с учащимися область применения глицерина.

4-й урок. «Карбоновые кислоты.
Сложные эфиры. Жиры»


Урок начинается с введения новой функциональной группы – COOH (карбоксильной), которая определяет принадлежность соединения к классу кислот. Учащиеся сами выводят общую формулу кислот, применяя знак радикала: R–COOH.

Используя простейший углеводородный радикал R=CH3, они записывают на доске и в тетрадях формулу уксусной кислоты CH3COOH. Это одноосновная кислота. В отличие от неорганических кислот атом водорода, определяющий основность кислоты, записывается не в начале, а в конце формулы. Кислотный остаток в формуле пишется на первом месте. На примере уксусной кислоты полезно отработать общие с неорганическими кислотами свойства: обратимую диссоциацию (как слабого электролита), взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями, идущие с образованием солей уксусной кислоты (RCOO)xM ацетатов (где х – индекс при ацетат-ионе RCOO, равный валентности металла M).

Как новое, неизвестное учащимся свойство кислот дается представление о реакции этерификации. Подчеркивается, что взаимодействие кислот со спиртами является обратимым процессом. Обратная реакция – взаимодействие сложного эфира с водой – называется гидролизом. У учащихся должно остаться модельное представление о процессе в виде следующей схемы:



Далее говорится о значении сложных эфиров в природе и жизни человека.

Как частный случай обратимого процесса «этерификация – гидролиз» учитель объясняет образование и распад жиров:

 

Рассматривается значение этого процесса в жировом обмене у живых организмов. Материал урока связывается со знаниями учащихся, полученными на уроках биологии. Если позволит время, можно остановиться на использовании реакции гидролиза жира – омылении, для получения мыла.

5-й урок. «Аминокислоты»

Вслед за названием темы урока, записанной на доске, выводится общая формула аминокислот.

Для этого сообщается о третьей функциональной группе – аминогруппе NH2 – как об одновалентном радикале аммиака. (Первая функциональная группа в данном курсе органической химии – гидроксил ОН, вторая – карбоксил СООН.)

Учащиеся делают вывод, что молекула аминокислоты содержит три части: радикал, карбоксильную группу и аминогруппу, которые связаны с углеродным атомом. В результате этих рассуждений становится понятной общая формула аминокислот, которую можно представить в виде:



Далее учитель рассказывает о биологической роли аминокислот как «кирпичиков», из которых строятся молекулы белков. Дается представление о реакции поликонденсации. В результате у учащихся формируется модельное представление об этой реакции в виде следующей схемы:



Говорится о значении этого процесса в белковом обмене у живых организмов. Материал урока связывается со знаниями учащихся, полученными на уроках биологии.

Затем рассматриваются х и м и ч е с к и е  с в о й с т в а   б е л к о в.

1. Белки горят с характерным специфическим запахом паленого рога (демонстрация горения шерстяной нити, птичьего пера, кусочка натуральной кожи).

2. Под действием внешних факторов происходит разрушение природной (нативной) структуры белка (демонстрируется денатурация растворов куриного белка под действием повышенной температуры, растворов солей тяжелых металлов и этилового спирта).

3. Гидролиз белков (уже был рассмотрен).

4. Цветные реакции белков (демонстрация биуретовой и ксантопротеиновой реакций без введения этих названий).

В заключение урока на основе межпредметных связей с биологией рассматриваются некоторые биологические ф у н к ц и и  б е л к о в.

1. Строительная, или структурная, функция. Подчеркивается, что все живые организмы на Земле, начиная с бактерий и вирусов и заканчивая цветковыми растениями и позвоночными животными, построены из белков.

2. Каталитическая, или ферментативная, функция. Все реакции в живых организмах протекают с участием биологических катализаторов белковой природы – ферментов. Ферменты характеризуются высокой селективностью (избирательностью), они действуют в узком интервале температур. Например, ферменты человека «работают» в пределах 35–42 °С и определенной кислотности среды pH (значение рН для каждой жидкой среды организма свое). Ферменты обладают высочайшей эффективностью по сравнению с неорганическими катализаторами (демонстрируется действие каталазы сырого мяса или картофеля на разложение пероксида водорода).

3. Защитная функция. В основе белковой иммунной системы организма лежат два типа белков: антитела – белки, склеивающие клетки бактерий, и антитоксины – белки, нейтрализующие яды бактерий. Как крайний случай разрушения иммунной системы можно назвать вирус иммунодефицита человека, вызывающий СПИД, и рассказать о профилактике этой «чумы ХХ в.».

6-й урок. «Углеводы»

Анализ названия темы урока позволяет вывести общую формулу этого класса органических соединений: Cn(H2O)m.

Важнейший представитель углеводов – негидролизующий моносахарид глюкоза С6Н12О6, знакомый учащимся из курса биологии. Учитель демонстрирует взаимодействие раствора глюкозы со свежеполученным осадком гидроксида меди(II). Учащиеся делают вывод, что глюкоза является многоатомным спиртом. Как же отличить это соединение от обычных многоатомных спиртов? Это можно сделать с помощью реакции «серебряного зеркала» (демонстрационный опыт без записи уравнения реакции и не затрагивая понятия об альдегидах).

Следует подчеркнуть, что подобно аминокислотам в белках молекулы глюкозы являются «кирпичиками» для построения молекул полисахаридов – крахмала и целлюлозы.

После этого вводится представление о реакции поликонденсации. В результате у учащихся формируется модельное представление в виде следующей схемы:



Необходимо объяснить значение этого процесса в углеводном обмене у живых организмов, связывая материал урока со знаниями учащихся, полученными на уроках биологии.

Затем проводится с р а в н е н и е  к р а х м а л а  и  ц е л л ю л о з ы  в плане нахождения общего и различного у этих полисахаридов.

Общее: оба полимеры, построенные остатками глюкозы, а потому гидролизующиеся с образованием этого моносахарида; оба имеют растительное происхождение.

Различное: в растительной клетке крахмал выполняет запасающую функцию, а целлюлоза – строительную; крахмал дает качественную реакцию с йодом (демонстрация), а целлюлоза – нет; из крахмала получают питьевой и медицинский этиловый спирт, а из целлюлозы – технический денатурат, который ни в коем случае нельзя использовать в качестве алкоголя. Еще раз обращается внимание на антиалкогольную пропаганду.

7-й урок. «Практическая работа
“Идентификация органических соединений”»


Учащиеся выполняют задания типа, указанных ниже.

Задание 1. Определите с помощью характерных реакций растворы:

а) глюкозы и этилового спирта;

б) глицерина и глюкозы;

в) глицерина и куриного белка.

Задание 2. Докажите, что в состав растительного масла входят остатки непредельных карбоновых кислот.

Задание 3. Проделайте реакции, характеризующие свойства глюкозы.

8-й урок. «Контроль и учет знаний по теме
“Органические вещества”»


Для достижения цели этого урока можно использовать задания следующего типа.

Задание 1. По формуле вещества дайте ему название, определите класс соединений, к которому относится данное вещество, охарактеризуйте его значение или применение.

Задание 2. По названию вещества запишите его формулу и далее действуйте как в первом задании.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок начинается с опроса у доски. Ученики должны написать фор iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С данной темы начинается изучение представителей из разных семейств металлов, где ученики должны применять ранее полученные общие...
Урок начинается с опроса у доски. Ученики должны написать фор iconУрок презентация. Тема: Подготовка к сочинению отзыву о картине И. Тихого «Аисты» Цели
...
Урок начинается с опроса у доски. Ученики должны написать фор iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«свет» и «фор». «Свет» —это всем понятно. А «фор»? «Фор» произошло от греческого слова «форос», что означает «несущий» или «носитель»....
Урок начинается с опроса у доски. Ученики должны написать фор iconКак подготовить и провести урок биологии с использованием интерактивной доски?
Есть два варианта использования интерактивной доски: первый – применение готовых материалов (CD, презентаций учителя, ресурсов из...
Урок начинается с опроса у доски. Ученики должны написать фор iconРезультаты социологического опроса
Цель опроса: выявление уровня наркотизации общества и отношения населения к проблеме наркомании
Урок начинается с опроса у доски. Ученики должны написать фор icon2. Вам надо написать небольшое повествование, куда вы должны органично...
...
Урок начинается с опроса у доски. Ученики должны написать фор iconМетодические рекомендации по использованию интерактивной доски
Урок развития лексических умений и навыков, развития навыков говорения с использованием интерактивной доски. Умк «Английский в фокусе»...
Урок начинается с опроса у доски. Ученики должны написать фор iconУрок русского языка "Синтаксис простого предложения" с использованием...
Переключение слайдов производит учитель с помощью маркера для интерактивной доски
Урок начинается с опроса у доски. Ученики должны написать фор iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование доски (написаны тема и план урока) и мультимедийного экрана с презентацией (постановка проблемы, результаты анализа...
Урок начинается с опроса у доски. Ученики должны написать фор iconТема: Формы земной поверхности
Учитель выдаёт трём ученикам карточки для индивидуальной работы. Ученики готовят ответы у доски
Урок начинается с опроса у доски. Ученики должны написать фор iconПервый экзамен : консультация для родителей если взглянуть на ситуацию...
Владимирская обл. Собинский район с. Заречное ул. Парковая 9 тел.: (09242)-69-142
Урок начинается с опроса у доски. Ученики должны написать фор iconПлан конспект урока с использованием интерактивной доски Предмет
...
Урок начинается с опроса у доски. Ученики должны написать фор iconЛоббизм. Влияние элиты на общественные процессы цели урока: ученики...
Цели урока: ученики должны знать понятие лоббизм, понимать его роль в обществе, различать виды элит, опасность существования политиче­ских...
Урок начинается с опроса у доски. Ученики должны написать фор iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной...
Изучение дисциплины начинается с четкого осознания ее целей и задач, которые должны быть решены в результате изучения дисциплины...
Урок начинается с опроса у доски. Ученики должны написать фор iconПрограмма Н. И. Сонина, фгос второго поколения Тема: «Беспозвоночные»
Тестовый опрос по презентации «Тест Простейшие»: слайды 2-12; учащиеся записывают ответ на листке, после чего ученик у доски или...
Урок начинается с опроса у доски. Ученики должны написать фор icon«Все начинается со школьного звонка»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск