Тема: Формы земной поверхности





Скачать 61.99 Kb.
НазваниеТема: Формы земной поверхности
Дата публикации26.07.2014
Размер61.99 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Учитель: Ежова Т. А.
Урок – презентация.
Окружающий мир.
2 класс

(А. А. Плешаков)
Тема: Формы земной поверхности.

Цели: дать детям понятие основных форм земной поверхности;

познакомить со строением холмов и гор.


I. Организационный момент.

Интересные вопросы

Ожидают смельчаков.

Пожелаем им удачи.

Выходите!

Кто готов?

II. Проверка домашнего задания.

Учитель выдаёт трём ученикам карточки для индивидуальной работы. Ученики готовят ответы у доски.

Карточка 1.

Что такое горизонт?

Что такое линия горизонта? Покажи на рисунке линию горизонта. 2 слайд

Назови по рисунку стороны горизонта. Объясни, как стороны горизонта располагаются относительно друг друга.

Карточка 2.

К карточке прилагается компас.

Как называется прибор для определения сторон горизонта? 3 слайд

Назови и покажи, из каких частей он состоит.

Объясни и покажи, как им пользоваться.

Карточка 3.

Расскажи, как можно определить стороны горизонта без компаса. 4 слайд

Остальные дети выполняют задания учителя в тетрадях:

- Запишите, как называется земная поверхность, которую мы видим вокруг?

(горизонт)

- Запишите, как называется граница, где небо как бы сходится с земной поверхностью?

(линия горизонта)

- Запишите названия основных сторон горизонта. ( Север, юг, запад, восток)

- Как называется прибор для определения сторон горизонта? ( компас)

Для взаимопроверки показать слайд № 5

Заслушиваются и оцениваются ответы детей, работавших с индивидуальными карточками. ( слайды: 2, 3, 4)

III. Изучение нового материала. Слайд1, 6, 7.

  1. Беседа «Формы земной поверхности».

- Путешествуя по планете, люди видят вокруг себя много интересного. Например, отгадайте, что: Носит бабка снежную шапку.

Каменные бока закутаны в облака. (Гора)

- А какие ещё поверхности Земли вы можете назвать?

(После ответа детей показать слайды 8 и 9)

- А сейчас представьте, что Серёжа и Надя летом побывали в разных местах страны. Серёжа отдыхал с папой, а Надя провела несколько дней с мамой.

Каждая команда получает фотографию тех мест, где побывали ребята. Вы должны составить по этим изображениям предложения, так чтобы другим было понятно, какие поверхности Земли видели Серёжа и Надя и, что им там понравилось.

Командам даётся некоторое время на подготовку. Ребята 3 ряда готовят сообщения (заранее) и чтение по ролям (в классе).

После выступления о горах, делается вывод: горы – это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью. Одиночную гору встретишь редко, чаще всего горы расположены рядами – горными хребтами.

Затем показать слайд10 и прочитать хором.

Сообщения, заранее приготовленные учениками.

Горы.

На Земле есть много горных хребтов. Самые высокие горы – Гималаи. Они находятся на территории государства Непал, Индии и Китая. Здесь самая высокая вершина мира – гора Джомолунгма (другое название - Эверест). Её высота - 8848 метров над уровнем моря. Севернее Гималаев расположена горная страна Тибет, или, иначе, Тибетское нагорье. На Тибетском нагорье есть и равнины, и горные хребты высотой до 7 км. Северо – западнее Тибета расположены горные хребты Каракорум, Гиндукуш и Памир, севернее – Тянь – Шань.

На карте Европы можно увидеть между Чёрным и Каспийским морями расположены Большой Кавказский хребет ( самые высокие вершины – Эльбрус высотой 5642м и Казбек высотой 5033м) и Малый Кавказский хребет. Ещё в Европе расположены Альпы, Апеннины, Пиренеи, Карпаты.

Горные хребты есть в Северной и Южной Америке, в Австралии. Есть они и в Антарктиде.

После рассказа показать слайды 11 – 17.

Естественные и искусственные холмы.

Чаще всего холмы образуются естественным путём – их создаёт природа. Холмистая поверхность получается в результате различных природных процессов. Если поднимается, например, какой - нибудь участок суши, на вышедшую из – под вод ушедшего моря поверхность воздействует ветер, реки, подземные воды. Часть земли обваливается, оползает, оседает на дне моря. В результате образуются холмы.

Но иногда холм может иметь искусственное происхождение. Это значит, что он был насыпан людьми. Прежде всего, это могильные курганы. Их насыпали в древности над могилами умерших.

Искусственные холмы могут появляться и иначе. Если на каком – то месте долго жили люди, там образуется культурный слой. Культурным слоем называется слой земли, состоящий из строительного и хозяйственного мусора, перегнивших останков растений и животных, углей и золы от печей, костров и пожаров, смешанных с песком и глиной.

Вывод: Что такое холмы?

Затем прочитать вывод на слайде 18.

После выступления команды о равнинах.

Вывод: равнины – это ровные или почти ровные участки Земли.

Слайд19.

- Равнины бывают плоские и холмистые. Слайд 20.

Объясните, почему равнины получили такие названия. (Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения).

Показ слайдов 21-26.

- Если холм и гора возвышаются над земной поверхностью, можно ли сделать вывод, что это одно и то же? ( Ответы детей).

Работа со схемой в учебнике и на слайде 27.

Сравнить. В чём их сходство? ( Возвышаются над окружающей местностью, имеют одинаковые части: подошву (подножие), склоны, вершину).

Объяснение учителя и показ на схеме. Слайд28

Подошва (подножие) – это место, где начинается холм (гора).

Вершина – самая высокая часть холма или горы.

Склон – Это та часть горы или холма, которая располагается между подошвой и вершиной. Склоны бывают крутые и пологие.

Слайд29 –читают дети.

- Чем отличаются холм и гора? (Горы выше. Холмы имеют высоту до 200 метров, горы – более 200 метров. В горах есть выходы скальных пород, на которых ничего не растёт, а холмы всегда имеют почву и покрыты растительностью).

- Высота гор бывает разной. Одни из них возвышаются на несколько сотен метров, другие – на несколько километров! А как красивы горы!

Физкультминутка.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали.

- Мы говорили с вами о горах, холмах и равнинах. Но, кроме того, на поверхности Земли имеются овраги.

Слайд 30 (не читая текст).

- Если про горы и равнины можно говорить, как они красивы, интересны, то про овраги надо сказать, что они приносят вред земной поверхности. Там, где появляются овраги, исчезают растения. И, если ничего не предпринять, овраги будут расти, образуя глубокие раны на земной поверхности. Об этом ребята прочитают вам сказку. (Разобрать значения слов: рытвина и овраг).

Сказка про Овраг.

Прямо посреди поля, между двумя холмами с пологими склонами, образовалась большая рытвина. Вначале чуть заметной канавкой была, но через несколько лет стала глубже, шире, заметнее.

Рытвина: Спасибо вам, холмы, что воду в меня льёте. Я с каждым годом всё больше делаюсь.

Первый холм: Мы не нарочно в тебя воду льём, она сама с нас стекает. Так что благодарить нас не за что.

Второй холм: Ты нам совсем не нравишься – ты наши подошвы размываешь. Мы вовсе не хотим, чтобы ты росла.

Рытвина: Хотите вы или не хотите, а я всё равно расти буду.

Прошли годы. Всё это время со склонов холмов в рытвину регулярно попадало много воды, которая размывала землю. И вот рытвина превратилась в овраг.
Овраг: Вот я какой большой – десять метров в глубину, десять метров в ширину, полкилометра в длину! Ни один трактор через меня не переедет.

Первый холм: Вот беда – беда, сейчас у него « ветви » появляться начнут, и тоже от нашей воды.

Второй холм: А когда он ещё глубже станет, до подземных вод дойдёт, тогда по его дну речка потечёт. Она ещё сильнее землю размывать будет.
Тут вдали появилась колонна грузовиков. Машины подъехали к оврагу, и люди начали выгружать на землю саженцы кустов и деревьев.

Первый холм: Ура! Помощь пришла! Сейчас люди все склоны оврага кустами да деревьями засадят, очень трудно теперь воде будет землю размывать.

Второй холм: И станет овраг расти намного медленнее. А придёт время, он и совсем расти перестанет – в балку превратится.
Вывод прочитать на слайде 30: овраг – это углубление с крутыми склонами на равнинах.
Закрепление изученного материала.

Слайд 31.

- Назовите основные формы земной поверхности.

- Что такое равнина, горы, холмы, овраги?

- В чём сходство и различие между холмом и горой?

- Объясните, что такое подошва, вершина, склон горы или холма.

- Какая форма земной поверхности в нашем крае – равнинная или гористая?

- Какие горы есть в нашем крае?

Слайды 32, 33 (читает ученик)

Тесты на слайдах 34-40.

Самопроверка. Самооценка.

Итог урока.

- Что нового узнали сегодня на уроке? Как вы думаете, кто провёл летние каникулы интереснее: Серёжа или Надя?

Домашнее задание.

С. 76 – 79, Т. С. 32 - 33

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Формы земной поверхности iconИзображения земной поверхности
Картографические проекции ~ способы изображения земной поверхно­сти на плоскости
Тема: Формы земной поверхности iconУчебно-тематическое планирование по географии № Тема уроков Кол-во уро ков
Изображение земной поверхности на плоскости. План местности. Условные знаки, масштаб
Тема: Формы земной поверхности iconКонспекта урока. Тема: «рельеф земной поверхности»
Познакомится с понятия «рельеф», «выпуклая и вогнутая форма рельефа», «относительная высота», «геодезия», «нивелир»
Тема: Формы земной поверхности iconУрок №2 Тема урока «Условные знаки и масштаб карты»
Оборудование: сд «Изображения земной поверхности», атласы, тетради-тренажеры. Форма урока: комбинированный с использованием сд
Тема: Формы земной поверхности iconУрока: Организация учащихся на урок
Цель: Закрепление умения определять географические координаты точек земной поверхности
Тема: Формы земной поверхности iconРефератов по дисциплине «Геофизика»
Вулканизм, его роль в строении и развитии Земли и в процессах протекающих на Земной поверхности
Тема: Формы земной поверхности iconРефератов по дисциплине «Физика Земли»
Вулканизм, его роль в строении и развитии Земли и в процессах протекающих на Земной поверхности
Тема: Формы земной поверхности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Продолжить формирование знаний о закономерностях распределения типов климата по земной поверхности
Тема: Формы земной поверхности iconПлан местности. Изображение неровностей земной поверхности
Сформировать представление о способах изображения рельефа на типографических картах. Ознакомить учащихся с понятиями абсолютная и...
Тема: Формы земной поверхности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Формирование понятий о формах земной поверхности посредством актуализации, имеющихся представлений и формирования новых
Тема: Формы земной поверхности icon1. Свет в жизни организмов
Количество ее колоссально: ежеминутно Земля получает 2 кал/см2 (1,39×103дж/м2×сек). Эта величина называется солнечной постоянной....
Тема: Формы земной поверхности iconРазработка методики создания бортовой электронной библиотеки изображений...
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Тема: Формы земной поверхности iconУрок по теме «гипотезы и теории происхождения и эволюции литосферы....
Активизировать деятельность учащихся на разрешении проблемного вопроса с помощью интенсификации обучения на основе схем, карт
Тема: Формы земной поверхности iconРеферат На тему: “поверхности второго
Поверхности второго порядка – это поверхности, которые в прямоугольной системе координат определяются алгебраическими уравнениями...
Тема: Формы земной поверхности iconКонспект урока географии Тема
Изучение строения земной коры (эвристическая беседа на основе сравнения физической карты и карты строения земной коры). Презентация...
Тема: Формы земной поверхности iconРеферат Отчет 99 с., 7 ч., 47 рис., 28 табл., 26 источников
Проект направлен на изучение термодинамической стабильности, структуры и свойств минеральных фаз, содержащих радиоактивные и токсичные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск