План местности. Изображение неровностей земной поверхности





Скачать 44.72 Kb.
НазваниеПлан местности. Изображение неровностей земной поверхности
Дата публикации08.08.2014
Размер44.72 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок

План местности. Изображение неровностей земной поверхности.


Цели урока:

  • Сформировать представление о способах изображения рельефа на типографических картах. Ознакомить учащихся с понятиями абсолютная и относительная высота, берг-штрихи, горизонтали.

  • Научить определять абсолютную высоту и вычислять относительную.

Ход урока

Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Повторение изученного материала

(слайд 2) Определите азимуты на предметы

(слайд 3) Вычислите масштаб

Проверка домашнего задания.

Проверочная работа по вариантам.

Изучение нового материала.

(слайд 4) – Что изображено на рисунке?

- Большой участок изображён на этом чертеже?

- Можно ли на этом чертеже подробно рассмотреть ту местность. Которая на нём изображена?

- Чертёж, на котором изображена небольшая не большая часть земной поверхности при помощи условных знаков и масштаба называется планом местности.

- Вы довольно точно описали ту местность. Которая изображена на плане. В этом вам помогли условные знаки. Для изображения объектов на плане местности используются особые условные знаки. Я вам буду показывать условные знаки. А вы попытаетесь догадаться, что они обозначают. (слайд 5)

- Вы знаете, что на земной поверхности есть овраги и холмы, но карта плоская. Как на плоской карте изобразить неровности земной поверхности? (ответы учеников)

-Вы не можете ответить мне на этот вопрос, зато вы сможете сформулировать проблему, которую нужно решить. Определение этой проблемы и будет темой нашего урока.

В тетрадь число и тема урока.

(слайд 6) -Представьте себе, что вы хотите купить себе домик в деревне на берегу реки. Есть информация, что во время половодья вода поднимается на несколько метров, до отметки 2м. Затапливается ли дом, который вы купить водой.



У нас с вами сейчас две версии: затопит и не затопит.

-Почему вы не можете мне сказать сразу: затопит или нет? (не знает высота места, на котором стоит дом)

В этом нам с вами может помочь специальный инструмент называется он – нивелир. (демонстрация прибора)

Нивелир представляет собой деревянный брусик длиной 1м. с прикрепленной к его концу поперечной планкой. В середине планки вбивается гвоздь к которому привязывается отвес – тонкая крепкая нить с небольшим грузом.



Чтобы измерить высоту склона нивелиром, необходимо установить прибор у подножия, в нашем случае, у уреза воды, строго вертикально, по отвесу. Горизонтальная планка должна быть направлена к склону холма. Глядя вдоль планки, необходимо отметить, в какую точку она направлена. В эту точку вбивается кол. Поскольку высота прибора 1м, вбитый колышек показывает превышение в 1м над уровнем воды. Затем нивелир переносят в место вбитого колышка и смотрят, куда необходимо вбить второй колышек. Таким образом, проводится измерение до вершины холма. В нашем случае вершина холма оказалась на высоте м. Зальет ли наш домик водой? (нет)

Мы нашли высоту склона относительно реки. Прочтите в учебнике стр. 24 и ответьте на вопрос: какую высоту мы нашли – относительную или абсолютную? (относительную - превышение по отвесу одной точки земной поверхности над другой)

(слайд 7)



К доске вызвать двух учащихся, каждый измеряет по нивелиру высоту склонов: западного и восточного.

- Какая же высота у данных холмов?

Чтобы правильно ответить на вопрос, нам необходимо выяснить, а что же такое абсолютная высота.

Найдите определение в учебнике стр. 26 ( это превышение точки земной поверхности по отвесу над уровнем моря.)

-Чего не хватает на нашем рисунке? (уровня морового океана)

Каждый раз изображать океан нам неудобно, да и делать этого не нужно, это уже сделали за нас картографы. Взгляните на топографическую карту в ваших атласах (стр. 5), как изображается там высота местности? ( работа с атласом)

Взгляните на доску. (слайд 8)



  • Определите абсолютную высоту холма (159,3м)

  • Относительная высота относительно западной подошвы (159,3-127=32,3м)

  • Относительно восточной подошвы (159,3-140=19,3м)

  • Абсолютная высота – измеряется относительно моря.

  • Относительная высота – относительно его подошвы.

Определите абсолютную высоту точки А.(дети затрудняются ответить на этот вопрос)

-Для этого необходимо заполнить отметки высот, а можно показать с помощью горизонталей – линий на карте, соединяющих точки с одинаковой высотой.

Горизонтали проводят по типографической карте через 1,5,10,15,25,50 метров.

-(слайд 9) Представьте, что вы пошли на экскурсию.

Придя к холму, вас разбили на 4 группы и дали задание: измерить высоту склонов (западного, восточного, северного, южного). Вы это сделали, а затем один из вас в каждой группе взял ведро с краской и побежал соединять вбитые колышки. Причем один соединил все колья с отметкой 1м, другой 2м, третий 3м и т.д. Затем вы поднялись на воздушном шаре, что вы увидели? ( линии)

Про такие линии говорят, что они проведены сечением в 1м.

Если сечение 1м., то горизонтали будут 1,2,3,4,5 и т.д.

Если сечение 5м., то горизонтали будут 5,10,15,20 и т.д.

-Как же нам определить по какому склону легче всего подняться на вершину? Для этого необходимо посмотреть на расстояние между горизонталями. Чем они ближе друг к другу, тем склон круче и наоборот.

Определите, какой склон круче по рисункам на доске.

(слайд 10) На доске изображения холма и ямы:

 

-Чем отличаются эти рисунки?

Эти черточки называются берг-штрихами. Это короткие линии, которые показывают направление склонов. Если черточки наружу – это холм; если во внутрь – это яма.

(слайд 11) домашнее задание: §9, вопрос 4,5 письменно. Линейка, карандаш.

(СЛАЙД 12) закрепление.

  • Какая форма рельефа изображена на рисунке? (холм)

  • Какова абсолютная высота? (49м)

  • Через сколько метров проведены горизонтали? (10м)

  • Определите относительную высоту склона (39м)

  • Какой склон более крутой? (северо – восточный)

(слайд 13) Начертите холм, абсолютная высота которого 23м, относительная 18м, северный склон пологий, южный крутой, сечение горизонтали 5м.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План местности. Изображение неровностей земной поверхности iconПример тематического планирования уроков по географии для 6 классов...
Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей....
План местности. Изображение неровностей земной поверхности iconУчебно-тематическое планирование по географии № Тема уроков Кол-во уро ков
Изображение земной поверхности на плоскости. План местности. Условные знаки, масштаб
План местности. Изображение неровностей земной поверхности iconИзображения земной поверхности
Картографические проекции ~ способы изображения земной поверхно­сти на плоскости
План местности. Изображение неровностей земной поверхности iconРефератов по дисциплине «Геофизика»
Вулканизм, его роль в строении и развитии Земли и в процессах протекающих на Земной поверхности
План местности. Изображение неровностей земной поверхности iconУрока: Организация учащихся на урок
Цель: Закрепление умения определять географические координаты точек земной поверхности
План местности. Изображение неровностей земной поверхности iconУрока : онз тема: «Планета на листе бумаги»
План местности – это точный чертёж местности, выполненный с помощью условных знаков
План местности. Изображение неровностей земной поверхности iconТема: Формы земной поверхности
Учитель выдаёт трём ученикам карточки для индивидуальной работы. Ученики готовят ответы у доски
План местности. Изображение неровностей земной поверхности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уметь определять по плану объекты местности, направления, расстояния, читать план местности
План местности. Изображение неровностей земной поверхности iconПлан и карта
...
План местности. Изображение неровностей земной поверхности iconРефератов по дисциплине «Физика Земли»
Вулканизм, его роль в строении и развитии Земли и в процессах протекающих на Земной поверхности
План местности. Изображение неровностей земной поверхности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Продолжить формирование знаний о закономерностях распределения типов климата по земной поверхности
План местности. Изображение неровностей земной поверхности iconКонспекта урока. Тема: «рельеф земной поверхности»
Познакомится с понятия «рельеф», «выпуклая и вогнутая форма рельефа», «относительная высота», «геодезия», «нивелир»
План местности. Изображение неровностей земной поверхности iconУрок №2 Тема урока «Условные знаки и масштаб карты»
Оборудование: сд «Изображения земной поверхности», атласы, тетради-тренажеры. Форма урока: комбинированный с использованием сд
План местности. Изображение неровностей земной поверхности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Формирование понятий о формах земной поверхности посредством актуализации, имеющихся представлений и формирования новых
План местности. Изображение неровностей земной поверхности icon1. Свет в жизни организмов
Количество ее колоссально: ежеминутно Земля получает 2 кал/см2 (1,39×103дж/м2×сек). Эта величина называется солнечной постоянной....
План местности. Изображение неровностей земной поверхности iconРазработка методики создания бортовой электронной библиотеки изображений...
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск