Скачать 44.72 Kb.
|
План местности. Изображение неровностей земной поверхности.Цели урока:
Ход урока Организационный момент. Постановка целей и задач урока. Повторение изученного материала (слайд 2) Определите азимуты на предметы (слайд 3) Вычислите масштаб Проверка домашнего задания. Проверочная работа по вариантам. Изучение нового материала. (слайд 4) – Что изображено на рисунке? - Большой участок изображён на этом чертеже? - Можно ли на этом чертеже подробно рассмотреть ту местность. Которая на нём изображена? - Чертёж, на котором изображена небольшая не большая часть земной поверхности при помощи условных знаков и масштаба называется планом местности. - Вы довольно точно описали ту местность. Которая изображена на плане. В этом вам помогли условные знаки. Для изображения объектов на плане местности используются особые условные знаки. Я вам буду показывать условные знаки. А вы попытаетесь догадаться, что они обозначают. (слайд 5) - Вы знаете, что на земной поверхности есть овраги и холмы, но карта плоская. Как на плоской карте изобразить неровности земной поверхности? (ответы учеников) -Вы не можете ответить мне на этот вопрос, зато вы сможете сформулировать проблему, которую нужно решить. Определение этой проблемы и будет темой нашего урока. В тетрадь число и тема урока. (слайд 6) -Представьте себе, что вы хотите купить себе домик в деревне на берегу реки. Есть информация, что во время половодья вода поднимается на несколько метров, до отметки 2м. Затапливается ли дом, который вы купить водой. У нас с вами сейчас две версии: затопит и не затопит. -Почему вы не можете мне сказать сразу: затопит или нет? (не знает высота места, на котором стоит дом) В этом нам с вами может помочь специальный инструмент называется он – нивелир. (демонстрация прибора) Нивелир представляет собой деревянный брусик длиной 1м. с прикрепленной к его концу поперечной планкой. В середине планки вбивается гвоздь к которому привязывается отвес – тонкая крепкая нить с небольшим грузом. Чтобы измерить высоту склона нивелиром, необходимо установить прибор у подножия, в нашем случае, у уреза воды, строго вертикально, по отвесу. Горизонтальная планка должна быть направлена к склону холма. Глядя вдоль планки, необходимо отметить, в какую точку она направлена. В эту точку вбивается кол. Поскольку высота прибора 1м, вбитый колышек показывает превышение в 1м над уровнем воды. Затем нивелир переносят в место вбитого колышка и смотрят, куда необходимо вбить второй колышек. Таким образом, проводится измерение до вершины холма. В нашем случае вершина холма оказалась на высоте м. Зальет ли наш домик водой? (нет) Мы нашли высоту склона относительно реки. Прочтите в учебнике стр. 24 и ответьте на вопрос: какую высоту мы нашли – относительную или абсолютную? (относительную - превышение по отвесу одной точки земной поверхности над другой) (слайд 7) К доске вызвать двух учащихся, каждый измеряет по нивелиру высоту склонов: западного и восточного. - Какая же высота у данных холмов? Чтобы правильно ответить на вопрос, нам необходимо выяснить, а что же такое абсолютная высота. Найдите определение в учебнике стр. 26 ( это превышение точки земной поверхности по отвесу над уровнем моря.) -Чего не хватает на нашем рисунке? (уровня морового океана) Каждый раз изображать океан нам неудобно, да и делать этого не нужно, это уже сделали за нас картографы. Взгляните на топографическую карту в ваших атласах (стр. 5), как изображается там высота местности? ( работа с атласом) Взгляните на доску. (слайд 8)
Определите абсолютную высоту точки А.(дети затрудняются ответить на этот вопрос) -Для этого необходимо заполнить отметки высот, а можно показать с помощью горизонталей – линий на карте, соединяющих точки с одинаковой высотой. Горизонтали проводят по типографической карте через 1,5,10,15,25,50 метров. -(слайд 9) Представьте, что вы пошли на экскурсию. Придя к холму, вас разбили на 4 группы и дали задание: измерить высоту склонов (западного, восточного, северного, южного). Вы это сделали, а затем один из вас в каждой группе взял ведро с краской и побежал соединять вбитые колышки. Причем один соединил все колья с отметкой 1м, другой 2м, третий 3м и т.д. Затем вы поднялись на воздушном шаре, что вы увидели? ( линии) Про такие линии говорят, что они проведены сечением в 1м. Если сечение 1м., то горизонтали будут 1,2,3,4,5 и т.д. Если сечение 5м., то горизонтали будут 5,10,15,20 и т.д. -Как же нам определить по какому склону легче всего подняться на вершину? Для этого необходимо посмотреть на расстояние между горизонталями. Чем они ближе друг к другу, тем склон круче и наоборот. Определите, какой склон круче по рисункам на доске. (слайд 10) На доске изображения холма и ямы: -Чем отличаются эти рисунки? Эти черточки называются берг-штрихами. Это короткие линии, которые показывают направление склонов. Если черточки наружу – это холм; если во внутрь – это яма. (слайд 11) домашнее задание: §9, вопрос 4,5 письменно. Линейка, карандаш. (СЛАЙД 12) закрепление.
(слайд 13) Начертите холм, абсолютная высота которого 23м, относительная 18м, северный склон пологий, южный крутой, сечение горизонтали 5м. |
Пример тематического планирования уроков по географии для 6 классов... Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей.... | Учебно-тематическое планирование по географии № Тема уроков Кол-во уро ков Изображение земной поверхности на плоскости. План местности. Условные знаки, масштаб | ||
Изображения земной поверхности Картографические проекции ~ способы изображения земной поверхности на плоскости | Рефератов по дисциплине «Геофизика» Вулканизм, его роль в строении и развитии Земли и в процессах протекающих на Земной поверхности | ||
Урока: Организация учащихся на урок Цель: Закрепление умения определять географические координаты точек земной поверхности | Урока : онз тема: «Планета на листе бумаги» План местности – это точный чертёж местности, выполненный с помощью условных знаков | ||
Тема: Формы земной поверхности Учитель выдаёт трём ученикам карточки для индивидуальной работы. Ученики готовят ответы у доски | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Уметь определять по плану объекты местности, направления, расстояния, читать план местности | ||
План и карта ... | Рефератов по дисциплине «Физика Земли» Вулканизм, его роль в строении и развитии Земли и в процессах протекающих на Земной поверхности | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Продолжить формирование знаний о закономерностях распределения типов климата по земной поверхности | Конспекта урока. Тема: «рельеф земной поверхности» Познакомится с понятия «рельеф», «выпуклая и вогнутая форма рельефа», «относительная высота», «геодезия», «нивелир» | ||
Урок №2 Тема урока «Условные знаки и масштаб карты» Оборудование: сд «Изображения земной поверхности», атласы, тетради-тренажеры. Форма урока: комбинированный с использованием сд | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Формирование понятий о формах земной поверхности посредством актуализации, имеющихся представлений и формирования новых | ||
1. Свет в жизни организмов Количество ее колоссально: ежеминутно Земля получает 2 кал/см2 (1,39×103дж/м2×сек). Эта величина называется солнечной постоянной.... | Разработка методики создания бортовой электронной библиотеки изображений... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) |