Рабочая программа дисциплины Социально- и экономически значимые процессы и производства фармацевтической химии





Скачать 135.47 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины Социально- и экономически значимые процессы и производства фармацевтической химии
Дата публикации14.11.2014
Размер135.47 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Химия > Рабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Институт химии
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе СГУ

________________ профессор Елина Е.Г.

"__" __________________20__ г.

Рабочая программа дисциплины

Социально- и экономически значимые процессы и производства фармацевтической химии

Направление подготовки

020100 – Химия
Магистерская программа

Химия биологически активных веществ
Квалификация (степень) выпускника

Магистр
Форма обучения

очная


Саратов,

2011 год

1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций, связанных с углублением уровня знаний и пониманием сущности процессов и производств фармацевтической химии, их социальной и экономической значимости для последующего применения в профессиональной сфере деятельности – производственной, научно-исследовательской, образовательной в области направленного синтеза лекарственных веществ, медицине, ветеринарии.
2.Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Дисциплина «Социально- и экономически значимые процессы и производства фармацевтической химии» входит в вариативную часть общенаучного цикла (М.1) ООН магистратуры по профилю подготовки «Химия биологически активных веществ» и предназначена для лиц, имеющих диплом бакалавра по направлению подготовки 020100 – Химия профиля «Органическая и биоорганическая химия». Основные теоретические и экспериментальные знания и экспериментальные навыки, необходимые для изучения данной дисциплины, были получены в предшествующих дисциплинах бакалавриата и магистратуры («Органическая химия», «Теоретические основы органической химии», «Стереохимия», «Химия гетероциклических соединений», «Стратегия органического синтеза», «Актуальные задачи современной биоорганической химии», «Медицинская химия», «Биологически активные вещества в косметике»).

Освоение данной дисциплины необходимо для выполнения квалификационной работы (магистерская диссертация) профиля «Химия биологически активных веществ» и самостоятельной профессиональной деятельности в области производства фармацевтических препаратов, медицины, ветеринарии, при разработке научных направлений, связанных с созданием новых лекарственных веществ.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Социально- и экономически значимые процессы и производства фармацевтической химии»

В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:

- способностью ориентироваться в условиях производственной деятельности и адаптироваться в новых условиях (ОК-1);

- умением принимать нестандартные решения (ОК-2);

- наличием представлений о наиболее актуальных направлениях исследований в современной теоретической и экспериментальной химии (синтез и прменение веществ в наноструктурных технологиях, исследования в экстремальных условиях, химия жизненных процессов, химия и экология и другое(ПК-1));

- знанием основных этапов и закономерностей развития химической науки, пониманием объективной необходимости возникновения новых направлений, наличием представления о системе фундаментальных химических понятий и методологических аспектов химии, форм и методов научного познания, их роли в общеобразовательной профессиональной подготовке химиков (ПК-2);

- способностью анализировать полученные результаты, делать необходимые выводы и формулировать предложения (ПК-5);

- способностью определять и анализировать проблемы, планировать стратегию их решения (ПК-10);

- пониманием проблемы организации и управления деятельностью научных коллективов (ПК-12).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

•Знать:

- основные реакции, процессы, производства фармацевтической химии;

- проблемы и перспективы химии биологически активных веществ;

- социальную и экономическую значимость промышленного и тонкого органического синтеза биологически активных веществ;

- наиболее актуальные направления развития производств фармацевтической химии.
•Уметь:

- проводить анализ полученных знаний с системных позиций и их связи со смежными областями знаний;

- выполнять действия, связанные с решением нестандартных задач, требующих выбора, комбинации, трансформации известных методов;

- проводить разработки научно-исследовательского характера;

- ориентироваться в условиях производственной деятельности.
•Владеть

- современными представлениями о методах промышленного и тонкого органического синтеза биологически активных веществ, их социальной и экономической значимости;

- способностью к выполнению научно-исследовательской работы.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).

Структура и содержание дисциплины




п/п

Раздел дисциплины

Се

местр

Неде-ля семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

лекц

практ

СРС

всего

1

Эволюция органической химии лекарственных веществ.

11

1, 2

4

4

6

14

реферат

2

Основные химические реакции, лежащие в основе синтеза лекарственных веществ.

11

3, 4

4

4

4

12

разбор конкретных ситуаций

3

Лекарственные соединения алициклического ряда.

11

5, 6

4

4

6

14

коллоквиум, лабораторная работа

4

Лекарственные соединения ароматического ряда.

11

7, 8

4

4

6

14

реферат

5

Гетероциклические соединения в фармацевтической химии.

11

9, 10

4

4

4

12

контрольная работа №1

6

Производные фурана. Синтез и биологическая активность.

11

11

2

2

2

6

разбор контрольной работы №1, лабораторная работа

7

Азотсодержащие гетероциклы и их биологическая активность.

11

12, 13

4

4

4

12

коллоквиум

8

Технология биосинтеза антибиотиков.

11

14, 15

4

4

4

12

контрольная работа №2

9

Новые технологии в синтезе биологически активных веществ.

11

16, 17

4

4

4

12

разбор конкретных ситуаций, контрольной работы №2




Промежуточная аттестация.



















зачёт




Итого: часов (зачетных единиц трудоемкости)




17 недель

34

34

40

108 (3)




4.1 Содержание рабочей программы.
4.1.1. Эволюция органической химии лекарственных веществ. Ведущие группы лекарственных веществ на современном фармацевтическом рынке. Сырьё для химико-фармацевтической промышленности. Характеристика видов основного и вспомогательного сырья. Социальное значение процессов и производств фармацевтической химии. Аспекты, имеющие коммерческое значение. Переход от открытия новых лекарственных средств к их производству в промышленных масштабах. Суммарная стоимость субстанции и промышленного образца (затраты на обнаружение, развитие, тестирование, продажу). Число стадий в синтезе, стоимость исходных материалов как критерий основной стоимости лекарственного препарата. Требования к качеству конечного продукта (степень чистоты, содержание примесей), минимальному влиянию на окружающую среду.
4.1.2. Основные химические реакции, лежащие в основе синтеза лекарственных веществ. Общая характеристика химической технологии лекарственных веществ. Общие сведения о строении промежуточных веществ.
4.1.3. Лекарственные соединения алициклического ряда. Терпеноиды, витамины А, К, Р, Е, D. Получение из природных объектов и методами синтеза. Камфора. Производные адамантана как противовирусные средства
4.1.4. Лекарственные соединения ароматического ряда. Сульфаниламидные препараты. Салицилаты. Производство фенолофенацетина, салициловой кислоты, гваякола.
4.1.5. Гетероциклические соединения в фармацевтической химии. Синтез противоопухолевых веществ группы азаридина, оксирана.
4.1.6. Синтез производных фурана. Нитрофураны. Противоязвенные препараты (ранитидин, лупитидин).
4.1.7. Азотсодержащие гетероциклы. Поливинилпирролидон, его применение в медицине; методы получения (прямое и косвенное винилирование α–пирролидона, дегидрогалогенирование, дегидратация N-R-пирролидонов). Синтез производных пиримидина с антивирусной (антиСПИДной) и антимикробной активностью. Морские алкалоиды и преспективы их использования. Перспективы синтеза потенциальных биологически активных азотсодержащих соединений на основе доступных α,β-непредельных карбонильных соединений.

4.1.8. Технология биосинтеза антибиотиков. Биосинтез пенициллина, тетрациклинов (окситетрациклин, стрептомицин). Синтетические антибиотики. Стрептомицин и левомицетин. Стереоизомерия и биологическая активность. Промышленные способы получения N-нитро-α-ацетиламиноацетофенона.

4.1.9. Новые технологии в синтезе биологически активных веществ. Многокомпонентный синтез, твердофазные реакции, микроволновая активация, реакции в отсутствии растворителя («зелёная химия»). Перспективные методы синтеза гетероциклов.
4.2 Лабораторные работы
4.2.1. Синтез антимикробного препарата «фурацилин».

4.2.2. Синтез 6-бензилиден-2-(5-нитрофурфурилметилиден)циклогексанона – соединения антистафиллококкового действия (по научной тематике кафедры).

4.2.3. Синтез 2,4-диацетил-3-(2-хлорфенил)-5-гидрокси-5-метил-N(4-метилфенил)-1-циклогексениламина – потенциально биологически активного соединения (по научной тематике кафедры).
5. Образовательные технологии
При изучении дисциплины реализуются различные виды учебной работы: лекции, коллоквиумы, лабораторные занятия, самостоятельная работа, контрольные работы, написание рефератов, разбор конкретных ситуаций, поиск информации в сети Интернет, инициирование работы с научной литературой последних лет выпуска (журналы «Успехи химии», «Журнал органической химии», «Химия гетероциклических соединений», «Журнал общей химии» и др.).
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Самостоятельная работа студентов включает освоение лекционного материала, подготовку к практическим занятиям, коллоквиумам, разборам конкретных ситуаций, контрольным работам, сбор материала и оформление рефератов, подготовку к зачёту.
Оценочные средства текущего контроля включают:

- разборы конкретных ситуаций;

- коллоквиумы;

- контрольные работы;

- оформление рефератов;

- оформление лабораторных работ.
Промежуточная аттестация: зачёт.

Темы рефератов


  1. Основные группы веществ на современном фармацевтическом рынке. Социальное значение производств фармацевтической химии.

  2. Сульфаниламидные препараты. Основные процессы и производства.

  3. Новые методологии в фармацевтической химии.


Разбор конкретных ситуаций


  1. Основные химические реакции в синтезе лекарственных веществ.

1.1 Предложите синтез гидрохлорида 2-бензилбензимидазола (лекарственного препарата «дибазол», понижающего артериальное давление) из α-нитротолуола и толуола.

1.2 Приведите примеры синтеза лекарственных препаратов на основе доступного возобновимого сырья.

1.3 Предложите схемы синтеза анальгетика «фенадона» (метадона)



из дифенилацетонитрила, аллилбромида, диметиламина, этилбромида и других необходимых реагентов.

  1. Основные требования к созданию лекарственных препаратов и их промышленному производству.

  2. Получение противоопухолевых веществ – производных гетероциклических соединений с малыми циклами.

Темы коллоквиумов


  1. Лекарственные средства с азотсодержащими гетероциклическими фрагментами. Процессы синтеза и промышленное производство.

  2. Производные адамантана как противовирусные средства. Пути синтеза.

  3. Нитрофураны и их биологическая активность. пути синтеза из возобновляемого сырья.

  4. Синтез потенциальных биоактивных веществ непредельных оксосоединений.


Темы контрольных работ


  1. Кислородсодержащие гетероциклы. Пути синтеза, промышленное производство.

  2. Биосинтез антибиотиков; технологические аспекты производства.

  3. Производные пиримидина как биологически активные соединения. Пути синтеза.

Контрольные вопросы к дисциплине


  1. Сырьё для химико-фармацевтической промышленности. Социальное значение производства.

  2. Основные типы химических реакций в производстве фармацевтических препаратов, их механизмы.

  3. Производство фенацетина, салицилатов, гваякола.

  4. Терпеноиды, витамины. Их получение из природного сырья и пути синтеза

  5. Лекарственные средства алициклического ряда. Камфора, производные адамантана.

  6. Синтез противоопухолевых веществ группы азиридина, оксирана.

  7. Лекарственные средства фуранового ряда. Синтез из возобновляемого сырья.

  8. Поливинилпирролидон. Применение в медицине, методы получения.

  9. Синтез производных пиримидинов и их биоактивность.

  10. Биосинтез пенициллина, тетрациклинов.

  11. Синтетические антибиотики. Синтомицин, левомицетин. Их получение.

  12. Новые методологии в синтезе биологически активных веществ.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:


  1. Пасет Б.В. Основные процессы химического синтеза биологически активных веществ. М: ГЭОТАР-МЕД, серия «XXI век», 2002. 376 с.

  2. Солдатенков А.Т., Колядина Н.М., Шендрик И.В. Основы органической химии лекарственных веществ. М: Мир, 2003. 192 с.


Дополнительная литература:


  1. Титце Л., Браше Г., Герике К. Домино-реакции в органическом синтезе. М: БИНОМ. Лаборатория знаний , 2010. 671 с.

  2. Сорокин В.В., Кривенько А.П. Биологически активные N-,O-,S-содержащие гетероциклические соединения. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. Вып. 1. 228 с.

  3. Федотова О.В., Харченко В.Г. Биологически активные N-,O-,S-содержащие гетероциклические соединения. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. Вып. 2. 228 с.

  4. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М. «Новая волна», 2005. 1200 с.


По ходу лекций даются ссылки на периодическую литературу последних лет.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Учебные лаборатории

- Специализированные лаборатории (элементного анализа, физико-химических методов исследования), снабжённые приборами для записи ИК-, ЯМР-спектров.

- Компьютерный класс и компьютеры кафедры с выходом в Интернет

- Оверхэд-проекторы

- Лабораторная посуда и оборудование

- Химические реактивы

- Кафедральная библиотека.
9. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- Программа «ChemBioOffice»
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению и профилю подготовки 020100 – Химия, химия биологически активных веществ.

Автор: д.х.н., проф. Кривенько А.П,
Программа одобрена на заседании кафедры органической и биоорганической химии
от 18.03.2011 года, протокол № 7.

Подписи:

Зав. кафедрой ______________________________проф. д.х.н. Федотова О.В.
Директор Института химии______ _____________проф. Д.х.н. Федотова О.В.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины Социально- и экономически значимые процессы и производства фармацевтической химии iconНазвание дисциплины
Ок-1 – способен и готов анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных,...
Рабочая программа дисциплины Социально- и экономически значимые процессы и производства фармацевтической химии iconРабочая программа дисциплины дисциплина бз. Дв6 «Введение в сравнительное правоведение»
Целью изучения дисциплины является подготовка работника высокой квалификации, который обладает достаточным уровнем правосознания...
Рабочая программа дисциплины Социально- и экономически значимые процессы и производства фармацевтической химии iconПо фармацевтической химии для студентов 3 курса предмет и основное...
Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник...
Рабочая программа дисциплины Социально- и экономически значимые процессы и производства фармацевтической химии iconПравила организации производства и контроля качества лекарств, предусмотренные gmp
Современное состояние и тенденции развития фармацевтической технологии. Государственное нормирование производства лекарственных препаратов...
Рабочая программа дисциплины Социально- и экономически значимые процессы и производства фармацевтической химии iconРабочей учебной программы по дисциплине патология Специальность 060301
Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных,...
Рабочая программа дисциплины Социально- и экономически значимые процессы и производства фармацевтической химии iconРеферат по дисциплине " Технологические процессы микроэлектроники...
Технология производства полупроводниковых приборов – это техническая наука, занимающаяся изучением физико-химических основ технологических...
Рабочая программа дисциплины Социально- и экономически значимые процессы и производства фармацевтической химии iconРабочая программа дисциплины «Технологии производства иммунобиопрепаратов»
Целью освоения дисциплины «Технологии производства иммунобиопрепаратов» является получение знаний о современных технологиях производства...
Рабочая программа дисциплины Социально- и экономически значимые процессы и производства фармацевтической химии iconРабочая тетрадь по фармакологии
Современное состояние и тенденции развития фармацевтической технологии. Государственное нормирование производства лекарственных препаратов...
Рабочая программа дисциплины Социально- и экономически значимые процессы и производства фармацевтической химии iconРабочая программа учебной дисциплины «дополнительные главы неорганической...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части в математического и естественнонаучного цикла студентам...
Рабочая программа дисциплины Социально- и экономически значимые процессы и производства фармацевтической химии iconРабочая учебная программа дисциплины
Уц ооп – б она базируется на результатах изучения дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла, естественно-научного...
Рабочая программа дисциплины Социально- и экономически значимые процессы и производства фармацевтической химии iconРабочая программа дисциплины История и методология рыбопромышленной...
Дисциплина «История и методология рыбопромышленной науки и производства» является дисциплиной базовой части профессионального цикла...
Рабочая программа дисциплины Социально- и экономически значимые процессы и производства фармацевтической химии iconРабочая программа дисциплины «Механизация и автоматизация горного производства»
Цели дисциплины: Цель дисциплины получение системных знаний в области механизации и автоматизации проведения подземных и открытых...
Рабочая программа дисциплины Социально- и экономически значимые процессы и производства фармацевтической химии iconКвалификация (степень) выпускника
Цель освоить методологию создания и оценки качества лекарственных веществ на основе общих и частных закономерностей фармацевтической...
Рабочая программа дисциплины Социально- и экономически значимые процессы и производства фармацевтической химии iconРабочая программа по дисциплине В. Методы микробиологического контроля лекарственных средств
Приобретение студентами знаний, умений и навыков, которые позволят им на современном уровне, в соответствии с квалификационной характеристикой,...
Рабочая программа дисциплины Социально- и экономически значимые процессы и производства фармацевтической химии iconФармакология
Современное состояние и тенденции развития фармацевтической технологии. Государственное нормирование производства лекарственных препаратов...
Рабочая программа дисциплины Социально- и экономически значимые процессы и производства фармацевтической химии iconПрофессиограмма «фармацевт»1
Современное состояние и тенденции развития фармацевтической технологии. Государственное нормирование производства лекарственных препаратов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск