Скачать 135.47 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Институт химии УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе СГУ ________________ профессор Елина Е.Г. "__" __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины Социально- и экономически значимые процессы и производства фармацевтической химии Направление подготовки 020100 – Химия Магистерская программа Химия биологически активных веществ Квалификация (степень) выпускника Магистр Форма обучения очная Саратов, 2011 год 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций, связанных с углублением уровня знаний и пониманием сущности процессов и производств фармацевтической химии, их социальной и экономической значимости для последующего применения в профессиональной сфере деятельности – производственной, научно-исследовательской, образовательной в области направленного синтеза лекарственных веществ, медицине, ветеринарии. 2.Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Дисциплина «Социально- и экономически значимые процессы и производства фармацевтической химии» входит в вариативную часть общенаучного цикла (М.1) ООН магистратуры по профилю подготовки «Химия биологически активных веществ» и предназначена для лиц, имеющих диплом бакалавра по направлению подготовки 020100 – Химия профиля «Органическая и биоорганическая химия». Основные теоретические и экспериментальные знания и экспериментальные навыки, необходимые для изучения данной дисциплины, были получены в предшествующих дисциплинах бакалавриата и магистратуры («Органическая химия», «Теоретические основы органической химии», «Стереохимия», «Химия гетероциклических соединений», «Стратегия органического синтеза», «Актуальные задачи современной биоорганической химии», «Медицинская химия», «Биологически активные вещества в косметике»). Освоение данной дисциплины необходимо для выполнения квалификационной работы (магистерская диссертация) профиля «Химия биологически активных веществ» и самостоятельной профессиональной деятельности в области производства фармацевтических препаратов, медицины, ветеринарии, при разработке научных направлений, связанных с созданием новых лекарственных веществ. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Социально- и экономически значимые процессы и производства фармацевтической химии» В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями: - способностью ориентироваться в условиях производственной деятельности и адаптироваться в новых условиях (ОК-1); - умением принимать нестандартные решения (ОК-2); - наличием представлений о наиболее актуальных направлениях исследований в современной теоретической и экспериментальной химии (синтез и прменение веществ в наноструктурных технологиях, исследования в экстремальных условиях, химия жизненных процессов, химия и экология и другое(ПК-1)); - знанием основных этапов и закономерностей развития химической науки, пониманием объективной необходимости возникновения новых направлений, наличием представления о системе фундаментальных химических понятий и методологических аспектов химии, форм и методов научного познания, их роли в общеобразовательной профессиональной подготовке химиков (ПК-2); - способностью анализировать полученные результаты, делать необходимые выводы и формулировать предложения (ПК-5); - способностью определять и анализировать проблемы, планировать стратегию их решения (ПК-10); - пониманием проблемы организации и управления деятельностью научных коллективов (ПК-12). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: •Знать: - основные реакции, процессы, производства фармацевтической химии; - проблемы и перспективы химии биологически активных веществ; - социальную и экономическую значимость промышленного и тонкого органического синтеза биологически активных веществ; - наиболее актуальные направления развития производств фармацевтической химии. •Уметь: - проводить анализ полученных знаний с системных позиций и их связи со смежными областями знаний; - выполнять действия, связанные с решением нестандартных задач, требующих выбора, комбинации, трансформации известных методов; - проводить разработки научно-исследовательского характера; - ориентироваться в условиях производственной деятельности. •Владеть - современными представлениями о методах промышленного и тонкого органического синтеза биологически активных веществ, их социальной и экономической значимости; - способностью к выполнению научно-исследовательской работы. 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов). Структура и содержание дисциплины
4.1 Содержание рабочей программы. 4.1.1. Эволюция органической химии лекарственных веществ. Ведущие группы лекарственных веществ на современном фармацевтическом рынке. Сырьё для химико-фармацевтической промышленности. Характеристика видов основного и вспомогательного сырья. Социальное значение процессов и производств фармацевтической химии. Аспекты, имеющие коммерческое значение. Переход от открытия новых лекарственных средств к их производству в промышленных масштабах. Суммарная стоимость субстанции и промышленного образца (затраты на обнаружение, развитие, тестирование, продажу). Число стадий в синтезе, стоимость исходных материалов как критерий основной стоимости лекарственного препарата. Требования к качеству конечного продукта (степень чистоты, содержание примесей), минимальному влиянию на окружающую среду. 4.1.2. Основные химические реакции, лежащие в основе синтеза лекарственных веществ. Общая характеристика химической технологии лекарственных веществ. Общие сведения о строении промежуточных веществ. 4.1.3. Лекарственные соединения алициклического ряда. Терпеноиды, витамины А, К, Р, Е, D. Получение из природных объектов и методами синтеза. Камфора. Производные адамантана как противовирусные средства 4.1.4. Лекарственные соединения ароматического ряда. Сульфаниламидные препараты. Салицилаты. Производство фенолофенацетина, салициловой кислоты, гваякола. 4.1.5. Гетероциклические соединения в фармацевтической химии. Синтез противоопухолевых веществ группы азаридина, оксирана. 4.1.6. Синтез производных фурана. Нитрофураны. Противоязвенные препараты (ранитидин, лупитидин). 4.1.7. Азотсодержащие гетероциклы. Поливинилпирролидон, его применение в медицине; методы получения (прямое и косвенное винилирование α–пирролидона, дегидрогалогенирование, дегидратация N-R-пирролидонов). Синтез производных пиримидина с антивирусной (антиСПИДной) и антимикробной активностью. Морские алкалоиды и преспективы их использования. Перспективы синтеза потенциальных биологически активных азотсодержащих соединений на основе доступных α,β-непредельных карбонильных соединений. 4.1.8. Технология биосинтеза антибиотиков. Биосинтез пенициллина, тетрациклинов (окситетрациклин, стрептомицин). Синтетические антибиотики. Стрептомицин и левомицетин. Стереоизомерия и биологическая активность. Промышленные способы получения N-нитро-α-ацетиламиноацетофенона. 4.1.9. Новые технологии в синтезе биологически активных веществ. Многокомпонентный синтез, твердофазные реакции, микроволновая активация, реакции в отсутствии растворителя («зелёная химия»). Перспективные методы синтеза гетероциклов. 4.2 Лабораторные работы 4.2.1. Синтез антимикробного препарата «фурацилин». 4.2.2. Синтез 6-бензилиден-2-(5-нитрофурфурилметилиден)циклогексанона – соединения антистафиллококкового действия (по научной тематике кафедры). 4.2.3. Синтез 2,4-диацетил-3-(2-хлорфенил)-5-гидрокси-5-метил-N(4-метилфенил)-1-циклогексениламина – потенциально биологически активного соединения (по научной тематике кафедры). 5. Образовательные технологии При изучении дисциплины реализуются различные виды учебной работы: лекции, коллоквиумы, лабораторные занятия, самостоятельная работа, контрольные работы, написание рефератов, разбор конкретных ситуаций, поиск информации в сети Интернет, инициирование работы с научной литературой последних лет выпуска (журналы «Успехи химии», «Журнал органической химии», «Химия гетероциклических соединений», «Журнал общей химии» и др.). 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Самостоятельная работа студентов включает освоение лекционного материала, подготовку к практическим занятиям, коллоквиумам, разборам конкретных ситуаций, контрольным работам, сбор материала и оформление рефератов, подготовку к зачёту. Оценочные средства текущего контроля включают: - разборы конкретных ситуаций; - коллоквиумы; - контрольные работы; - оформление рефератов; - оформление лабораторных работ. Промежуточная аттестация: зачёт. Темы рефератов
Разбор конкретных ситуаций
1.1 Предложите синтез гидрохлорида 2-бензилбензимидазола (лекарственного препарата «дибазол», понижающего артериальное давление) из α-нитротолуола и толуола. 1.2 Приведите примеры синтеза лекарственных препаратов на основе доступного возобновимого сырья. 1.3 Предложите схемы синтеза анальгетика «фенадона» (метадона) из дифенилацетонитрила, аллилбромида, диметиламина, этилбромида и других необходимых реагентов.
Темы коллоквиумов
Темы контрольных работ
Контрольные вопросы к дисциплине
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература:
Дополнительная литература:
По ходу лекций даются ссылки на периодическую литературу последних лет. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины - Учебные лаборатории - Специализированные лаборатории (элементного анализа, физико-химических методов исследования), снабжённые приборами для записи ИК-, ЯМР-спектров. - Компьютерный класс и компьютеры кафедры с выходом в Интернет - Оверхэд-проекторы - Лабораторная посуда и оборудование - Химические реактивы - Кафедральная библиотека. 9. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы - Программа «ChemBioOffice» Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению и профилю подготовки 020100 – Химия, химия биологически активных веществ. Автор: д.х.н., проф. Кривенько А.П, Программа одобрена на заседании кафедры органической и биоорганической химии от 18.03.2011 года, протокол № 7. Подписи: Зав. кафедрой ______________________________проф. д.х.н. Федотова О.В. Директор Института химии______ _____________проф. Д.х.н. Федотова О.В. |
Название дисциплины Ок-1 – способен и готов анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных,... | Рабочая программа дисциплины дисциплина бз. Дв6 «Введение в сравнительное правоведение» Целью изучения дисциплины является подготовка работника высокой квалификации, который обладает достаточным уровнем правосознания... | ||
По фармацевтической химии для студентов 3 курса предмет и основное... Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник... | Правила организации производства и контроля качества лекарств, предусмотренные gmp Современное состояние и тенденции развития фармацевтической технологии. Государственное нормирование производства лекарственных препаратов... | ||
Рабочей учебной программы по дисциплине патология Специальность 060301 Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных,... | Реферат по дисциплине " Технологические процессы микроэлектроники... Технология производства полупроводниковых приборов – это техническая наука, занимающаяся изучением физико-химических основ технологических... | ||
Рабочая программа дисциплины «Технологии производства иммунобиопрепаратов» Целью освоения дисциплины «Технологии производства иммунобиопрепаратов» является получение знаний о современных технологиях производства... | Рабочая тетрадь по фармакологии Современное состояние и тенденции развития фармацевтической технологии. Государственное нормирование производства лекарственных препаратов... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «дополнительные главы неорганической... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части в математического и естественнонаучного цикла студентам... | Рабочая учебная программа дисциплины Уц ооп – б она базируется на результатах изучения дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла, естественно-научного... | ||
Рабочая программа дисциплины История и методология рыбопромышленной... Дисциплина «История и методология рыбопромышленной науки и производства» является дисциплиной базовой части профессионального цикла... | Рабочая программа дисциплины «Механизация и автоматизация горного производства» Цели дисциплины: Цель дисциплины получение системных знаний в области механизации и автоматизации проведения подземных и открытых... | ||
Квалификация (степень) выпускника Цель освоить методологию создания и оценки качества лекарственных веществ на основе общих и частных закономерностей фармацевтической... | Рабочая программа по дисциплине В. Методы микробиологического контроля лекарственных средств Приобретение студентами знаний, умений и навыков, которые позволят им на современном уровне, в соответствии с квалификационной характеристикой,... | ||
Фармакология Современное состояние и тенденции развития фармацевтической технологии. Государственное нормирование производства лекарственных препаратов... | Профессиограмма «фармацевт»1 Современное состояние и тенденции развития фармацевтической технологии. Государственное нормирование производства лекарственных препаратов... |