Рабочая программа учебной дисциплины «дополнительные главы неорганической химии. Химия элементов»





НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «дополнительные главы неорганической химии. Химия элементов»
страница1/5
Дата публикации14.01.2015
Размер0.65 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Химия > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Кафедра неорганической и физической химии





Согласовано:

Утверждаю:

Декан химического факультета

Зав.кафедрой

__________ Лигидов М.Х.

__________ Кушхов Х.Б.

«___» _________ 2012г.

«___» _________ 2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ. ХИМИЯ ЭЛЕМЕНТОВ»



Направление 241000.62 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии

Профиль «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»
Квалификация «Бакалавр »
Очная форма обучения

____________________


Нальчик 2012

Рецензент:

кандидат химических наук, доцент Кяров А.А.

Рабочая программа дисциплины «Дополнительные главы неорганической химии.Химия элементов» /сост. Ж.А.Кочкаров – Нальчик: ФГБОУ КБГУ, 2012. - 37 с.

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части В.2.3. математического и естественнонаучного цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки 241000.62 -Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии в 3 семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 241000.62 -Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «17» сентября 2009 г. № 337.

Составитель ____________________ Ж.А. Кочкаров

30.09.2012 г. (подпись)





 Кочкаров Ж.А., 2012




 ФГБОУ КБГУ, 2012


Содержание







с.

1.

Цели и задачи освоения дисциплины……………………………………………

4

2.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......…………………………….......

4

3.

Требования к результатам освоения содержания дисциплины..........................

5

4.

Содержание и структура дисциплины (модуля)....…………………………......

7

4.1.

Содержание разделов дисциплины.......................................................................

7

4.2.

Структура дисциплины...........................................................................................

16

4.3.

Лабораторные работы……………………………………………………….........

17

4.4.

Практические занятия (семинары)....………………………………………........

18










4.5.

Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………….………….........

19

5.

Образовательные технологии................................................................................

20

5.1.

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях……………………………………………………………………………


20

6.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации....................................................................................


20

7.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)......................……..

34

7.1.

Основная литература…………………………………………………………......

34

7.2.

Дополнительная литература………………………………………………….......

34

7.3.

Периодические издания.....……………………………………….…………........

34

7.4.

Интернет-ресурсы...................................................................................................

35

7.5.

Методические указания к лабораторным занятиям ……………………..…….

36

7.6.

Методические указания к практическим занятиям .............................................

36










7.7.

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ...................................................................……


36

8.

Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………….........

36




Лист согласования рабочей программы дисциплины…..………………….......

38




Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины …………….......

39

1 Цели и задачи освоения дисциплины.

Программа дисциплины составлена на основе требований ФГОС ВПО по направлению подготовки 241000.62 -Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии. Предназначена для бакалавров, обучающихся по профилю «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» в третьем семестре.

Курс неорганической химии является одним из основных курсов в системе химического образования и призван познакомить студента с внутренней логикой химической науки, фактическим материалом по химии элементов и тенденциями в изменении свойств простых веществ и соединений элементов по группам и периодам.

Студент должен освоить основные закономерности, определяющие свойства и превращения веществ, и на этой основе изучить фактический материал по химии элементов.

Объектами исследований являются химические элементы и их соединения, включая координационные соединения с неорганическими, органическими лигандами и материалы на их основе. Теоретической основой неорганической химии является Периодический закон Д.И.Менделеева.

Методы неорганической химии включают синтез неорганических соединений различными способами, изучение их строения, химических превращений и свойств физическими
Цели освоения дисциплины (модуля):

  1.Раскрыть смысл основных законов химии, научить студента видеть области применения этих законов, четко понимать их принципиальные возможности при решении конкретных задач;

2. Теоретическая и практическая подготовка студентов по основным (фундаментальным) разделам неорганической химии с учетом современных тенденций развития химической науки, что обеспечивает решение задач будущей профессиональной деятельности;

3.Способствовать формированию у студентов химического мировоззрения, развить химическое мышление;

4.Привить навыки самостоятельного выполнения химического эксперимента, необходимых расчетов и выводов при сопоставлении различных химических явлений.
Задачи курса: Задачами курса «Дополнительные главы неорганической химии.Химия элементов» являются изучение:

- современных представлений о строении вещества, о зависимости строения и свойств веществ от положения составляющих их элементов в Периодической системе и

характера химической связи;

- природы химических связей и реакций, используемых в производстве химических веществ и материалов, кинетического и термодинамического подходов к описанию химических процессов с целью оптимизации условий их практической реализации;

-строения, реакционной способности и свойств химических элементов и их соединений, за исключением органических соединений;

-основных методов синтеза неорганических соединений.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Дополнительные главы неорганической химии. Химия элементов», относится к вариативной части – В.2.3. Математического и естественнонаучного цикла и основывается на знаниях, навыках и умениях, приобретенных в результате освоения химии, физики и математики в средней школе.

Успешному освоению дисциплины сопутствует параллельное изучение физики и математики как базовых естественнонаучных дисциплин.

Изучение дисциплины «Дополнительные главы неорганической химии. Химия элементов», как предшествующей, составляет основу дальнейшего освоения следующих дисциплин: «Органическая химия», «Физическая и коллоидная химия», «Аналитическая химия и ФХМА».
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

3.1.Элементы общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций, формируемых данной дисциплиной

При изучении дисциплины «Дополнительные главы неорганической химии. Химия элементов» особый акцент сделан на реализацию компетентностного подхода, предусматривающего использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических тренингов, групповых дискуссий). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 20% аудиторных занятий.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности): а) общекультурных компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК).
3.1.1.Общекультурные компетенции(ОК)

Изучение дисциплины «Дополнительные главы неорганической химии. Химия элементов» позволит овладеть следующими общекультурными компетенциями:

-способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, ориентироваться в условиях производственной деятельности и адаптироваться в новых условиях (ОК-1);

-способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, умением принимать нестандартные решения (ОК-2);

-способностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и научных работ, пониманием философских концепций естествознания, роли естественных наук в выработке научного мировозрения (ОК-4);

-владением современными компьютерными технологиями, применяемыми при обработке результатов экспериментов и сборе, обработке, хранении и передачи информации при проведении самостоятельных научных исследований (ОК-5);

-способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6);

-способностью применять знание процессов и явлений, происходящих в живой и

неживой природе, пониманием возможности современных научных методов познания

природы и владением ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих

естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных

функций (ОК-7).

3.1.2. Профессиональные компетенции (ПК)

Изучение дисциплины позволит овладеть следующими профессиональными компетенциями:

- пониманием сущности и социальной значимости профессии, основных перспектив и проблем, определяющих конкретную область деятельности (ПК 1);

-способностью владеть основами теории фундаментальных разделов общей и неорганической химии (ПК-2);

-способностью применять основные законы химии при обсуждении полученных результатов, в том числе с привлечением информационных баз данных (ПК-3);

-способностью владеть навыками химического эксперимента, основными синтетическими и аналитическими методами получения и исследования химических веществ и реакций (ПК-4);

-способностью владеть навыками работы на современной учебно-научной аппаратуре при проведении химических экспериментов (ПК-5);

- владением методами регистрации и обработки результатов химических экспериментов

(ПК 6);

- пониманием необходимости безопасного обращения с химическими материалами с учетом их физических и химических свойств, способностью проводить оценку возможных рисков (ПК 7).
3.2.Результаты образования, формируемого данной дисциплиной

3.2.1.В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-основы современных теорий в области неорганической химии и способы их применения для решения теоретических и практических задач в любых областях химии;

-основные понятия и законы химии, терминологию и номенклатуру важнейших

химических соединений;

- специфику строения и свойства координационных соединений;

- закономерности изменения физико-химических свойств простых и сложных веществ в зависимости от положения составляющих их элементов в Периодической системе;

-фундаментальные основы получения неорганической химии и материалов на их основе;
-взаимосвязь между составом, строением, свойством, реакционной способностью и природой химической связи неорганических соединений в различных агрегатных состояниях и экстремальных условиях;

-методы определение надмолекулярного строения синтетических и природных неорганических соединений, включая координационные;
- основные правила охраны труда и техники безопасности при работе в химической

лаборатории

3.2.2.В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-самостоятельно ставить задачу исследования в химических системах, выбирать оптимальные пути и методы решения подобных задач как экспериментальных, так и теоретических;

-обсуждать результаты исследований, ориентироваться в современной литературе по общей и неорганической химии, вести научную дискуссию по вопросам химии.

-работать с химическими реактивами, растворителями, лабораторным химическим

оборудованием;

- производить расчеты, связанные: с приготовлением растворов заданной концентрации, определением термодинамических и кинетических характеристик химических процессов, определением стехиометрии химических реакций, определением условий образования осадков труднорастворимых веществ и др.;

- использовать принцип периодичности и Периодическую систему для предсказания свойства простых и сложных химических соединений и закономерностей в их изменении;

- проводить простой учебно-исследовательский эксперимент на основе владения

основными приемами техники работ в лаборатории;

- производить оценку погрешностей результатов физико-химического эксперимента;

- оформлять результаты экспериментальных и теоретических работ, формулировать выводы.

3.2.3.В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть:

-основными приемами проведения физико-химических измерений;

-методами корректной оценки погрешностей при проведении химического эксперимента;

- теоретическими методами описания свойств простых и сложных веществ на основе электронного строения их атомов и положения в Периодической системе химических элементов;

- экспериментальными методами определения химических свойств и характеристик неорганических соединений.

4 Содержание и структура дисциплины (модуля)

4.1 Содержание разделов дисциплины


№ раз-дела

Наименование раздела (модуля)

Содержание раздела

Форма текущего контроля

1

2

3

4

1

Общие свойства р-элементов

VIIА-VA групп

1. p-Элементы VII А группы. Общая характеристика элементов. Строение атомов. Изменение атомных радиусов, ионизационных потенциалов, сродства к электрону, электроотрицательности элементов. Валентность и степени окисления атомов. Изменение по группе устойчивости соединений в высшей степени окисления атомов. Характер химических связей в соединениях.

Окислительно-восстановительные свойства простых веществ. Изменение энергий связи в молекулах галогенов и их реакционная способность. Хлорная, бромная и йодная вода. Общий принцип получения свободных галогенов. Токсичность галогенов. Меры предосторожности при работе с галогенами.

Галогеноводороды. Устойчивость молекул. Характер химических связей в молекулах. Физические свойства. Изменение температур плавления и кипения в ряду фтороводород–иодоводород. Ассоциация молекул фтороводорода. Восстановительные и кислотные свойства. Особенности фтороводородной кислоты. Общие принципы получения. Промышленное получение

соляной кислоты. Применение соляной, плавиковой кислот. Аналитические реакции галогенид-ионов.

Оксиды фтора, хлора (I, IV, VII), брома (I), йода (V).

Окислительно-восстановительные и кислотные свойства.

Оксокислоты - кислородсодержащие кислоты хлора, брома, йода. Строение молекул. Окислительно-восстановительные и кислотные свойства. сравнительная устойчивость солей и кислот. Применение гипохлоритов, хлоратов, перхлоратов. Окисляющие, горючие и взрывчатые смеси на основе хлората и перхлората калия.

Хлорная или белильная известь (хлорка).










18. p-Элементы VIA группы. Общая характеристика элементов. Строение атомов. Изменение атомных радиусов, ионизационных потенциалов, сродства к элек-

трону, электроотрицательности металлического и неметаллического характера элементов по группе. Валентность и степени окисления атомов. Характер химических связей в соединениях. Особенности кислорода.

Простые вещества. Аллотропные модификации. Химическая связь в молекуле кислорода с позиций теорий ВС и МО. Строение молекулы озона. Полиморфные модификации и строения молекулы серы. Условия существования двухатомных молекул. Окислительно-восстановительные свойства. Отношение простых веществ к металлам и неметаллам, воде, кислотам и щелочам. Принципы получения кислорода и озона. Основные способы получения простых веществ.

Гидриды типа Н2Э. Строение молекул. Термическая устойчивость. Физические свойства. Изменение температур плавления и кипения в ряду вода–теллуро-водород. Химические свойства. Восстановительные и кислотные свойства в ряду вода–теллуроводород. Сероводород. Свойства. Общие принципы получения халькогеноводородов.

Халькогениды. Средние, основные и кислые халькогениды. Гидролиз. Общие принципы получения. Применение. Аналитические реакции халькогенид-ионов.

Гидриды серы H2Sn -Полисульфиды. Строение молекул. Устойчивость. Кислотные и окислительно-восстановительные свойства. Сравнительная устойчивость полисульфидов и соответствующих им кислот.

Оксиды. Оксиды элементов (IV, VI). Особенности строения. Отношение оксидов к воде, кислотам и щелочам. Окислительно-восстановительные свойства. Принципы получения.

Сернистая, селенистая и теллуристая кислоты. Строение молекул и анионов кислот. Кислотные и окислительно-восстановительные свойства в ряду сернистая–теллуристая кислоты. Соли. Сульфиты средние и кислые. Гидролиз солей. Окислительно-восстановительные свойства. Получение. Разложение сульфитов. Аналитические реакций сульфит-ионов.

Серная, селеновая и теллуровая кислоты. Строение молекул и анионов кислот. Кислотные и окислительные свойства в ряду серная–теллуровая кислоты. Свойства разбавленных и концентрированных кислот. Способы получения. Промышленные способы получения серной кислоты. Полисерные кислоты. Олеум. Термодинамичес-кая характеристика реакции окисления сернистого газа. Сульфаты. Гидросульфаты. Дисульфаты (пиросульфаты). Селенаты. Теллураты.

Тиокислоты и их соли. Тиосульфаты. Строение тиосульфат-иона. Восстановительные свойства тиосульфата натрия. Применение тиосульфата натрия.

Политионовые кислоты и их соли. Гидросернистая кислота. Строение их молекул. Относительная устойчивость и окислительно-восстановительные свойства кислот и их солей.











19. p-Элементы VA группы. Общая характеристика элементов. Строение атомов. Изменение в подгруппе атомных радиусов, ионизационных потенциалов, сродства к электрону и электроотрицательности элементов. Валентность и степени окисления атомов. Изменение устойчивости соединений в высшей степени окисления атомов. Характер химических связей в соединениях. Особенности азота.

Простые вещества. Особенности строения. Склонность к образованию полимерных форм фосфора, мышьяка и сурьмы. Химическая связь в молекуле азота с позиций теорий ВС и МО. Аллотропные модификации фосфора, мышьяка и сурьмы. Химические свойства простых веществ. Реакционная способность молекулярного и атомарного азота, белого и красного фосфора. Окислительно-восстановительные свойства простых веществ. Отношение простых веществ к металлам, воде, кислотам и щелочам. Принципы получения и применения простых веществ. Фиксация азота из воздуха. Общие принципы фиксации. Новые методы низкотемпературной фиксации азота.

Гидриды ЭН3. Строение молекул. Изменение температур плавления и кипения в ряду аммиак–висмутин. Изменение термической устойчивости, реакционной способности, восстановительных свойств, склонности к реакциям присоединения в ряду аммиак–висмутин. Образование и устойчивость ионов аммония и фосфония. Принципы получения гидридов ЭН3.

Аммиак. Получение. Термодинамическая характеристика реакции синтеза аммиака. Растворение аммиака в воде. Реакции присоединения аммиака. Амминокомплексы. Соли аммония и их термическое разложение. Реакции замещения водорода в аммиаке. Амиды, имиды, нитриды. Реакции окисления аммиака. Применение аммиака. Аналитические реакции иона аммония.

Гидразин. Строение молекулы. Основные и окислительно-восстановительные свойства. Окислительно-восстановительная двойственность. Соли гидразония. Гидразин как топливо. Основные методы получения – методы Байера и Рашига .

Гидроксиламин. Строение молекулы. Основные и окислительно-восстановительные свойства. Окислительно-восстановительная двойственность. Соли гидроксиламмония. Получение– методы Тафеля и Рашига .

Оксиды азота (I, II, III, IV, V). Строение молекул. Особенности строения молекул оксонитрида азота (V) –N2O и других оксидов. Отношение к воде, щелочам и кислотам. Окислительно-восстановительные свойства. Принципы получения. Термодинамическая характеристика реакции синтеза оксида азота (II) из простых веществ. Токсичность оксидов азота. Влияние на окружающую среду.

Азотистая кислота. Строение молекулы и нитрит-иона. Нитриты. Окислительно-восстановительные свойства кислоты и нитритов. Токсичность нитритов.

Возможные пути получения. Аналитические реакции нитрит-ионов.

Азотная кислота. Строение молекулы азотной кислоты и нитрат-иона. Окислительные свойства разбавленной и концентрированной азотной кислоты в реакциях с металлами,неметаллами и сложными веществами.

Лабораторные и промышленные методы получения. Способы Оствальда и Глаубера. Царская водка. Применение азотной кислоты. Соли азотной кислоты, продукты их термического разложения и окислительные свойства. Токсичность нитратов. Аналитические реакции нитрат-ионов.

Азотные удобрения. Пороха и взрывчатые вещества. Факторы, обусловливающие взрывчатые свойства и взрывоопасность веществ. Принципы составления горючих и взрывчатых смесей.

Фосфин. Получение и окислительно-восстановитель-ные свойства.

Оксиды фосфора, мышьяка, сурьмы и висмута (III и V). Особенности строения. Отношение к воде, кислотам и щелочам. Принципы получения.

Кислородсодержащие кислоты фосфора и их соли. Фосфорноватистая кислота и гипофосфиты.Фосфористая кислота и фосфиты. Фосфорноватая кислота, гипофосфаты. Мета-, ди- (пиро-) и полифосфорные кислоты и их соли. Ортофосфорная кислота и ее соли. Строение молекул кислот фосфора, их основность и окислительно-восстановительные свойства. Получение ортофосфорной кислоты.

Фосфорные удобрения. Простой суперфосфат. Двойной суперфосфат. Преципитат. Фосфоритная мука. Смешанные удобрения. Аммофос. Азофоска.

Гидроксиды мышьяка, сурьмы (III, V) и висмута (III). Мета- и орто-формы. Кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства. Мышьяковая и сурьмяная кислоты. Общие принципы получения. Арсенаты (III, V). Стибаты (III,V). Висмутаты (V). Оксосоединения висмута и сурьмы. Особенности гидролиза солей сурьмы и висмута.

Круговороты азота и фосфора в природе.




2

Общие свойства р-элементов

IVА-IIIA групп

20. p-Элементы IVA группы. Общая характеристика элементов. Строение атомов.

Простые вещества. Аллотропные модификации углерода. Наноматериалы на основе углерода. Фуллерены: методы получения, сферы применения. Углеродные нанотрубки: получение и свойства. Особенности их строения. Полупроводниковые свойства кремния и германия. Химические свойства. Их реакцион-ная способность. Окислительно-восстановительные свойства. Отношение к кислороду, металлам, воде, кислотам и щелочам. Соединения включения графита. Формы нахождения элементов в природе. Принципы получения простых веществ. Применение простых веществ.

Гидриды типа ЭН4. Строение молекул. Изменение температур плавления и кипения в ряду метан–гидрид свинца. Химические свойства. Реакционная способность метана и других гидридов. Общие принципы получения гидридов. Силаны, получение и восстановительные свойства.

Оксид углерода (II). Химическая связь в молекуле с позиций теорий ВС и МО. Получение. Восстановитель-ные свойства. Реакции присоединения. Карбонилы металлов. Фосген. Токсичность оксида углерода (II).

Оксид углерода (IV). Строение молекулы. Отношение к воде, щелочам. Получение. Применение. Влияние углекислого газа на окружающую среду. Угольная кислота и ее соли. Строение молекулы угольной кислоты и карбонат-иона. Свойства кислоты. Карбонаты, гидрокарбонаты, основные карбонаты. Особенности осаждения труднорастворимых карбонатов

из водных растворов. Термическая устойчивость карбонатов. Применение.

Оксиды кремния, германия, олова и свинца (II, IV). Диоксид кремния, особенности его строения, аморфная и кристаллическая формы. Кварц. Кварцевое стекло. Отношение диоксида кремния к воде, кислотам, щелочам. Перевод в растворимые соединения.

Кремниевые кислоты. Метакремниевая, Ортокремниевая и Поликремниевые кислоты. Особенности их строения. Получение. Золи и гели кремниевых кислот. Силикагель как адсорбент. Соли кремниевых кислот. Орто-, мета-, полисиликаты. Алюмосиликаты. Искусственные силикаты.

Стекла. Факторы, определяющие устойчивость стеклообразного состояния силикатов. Состав и методы получения простого стекла. Кристаллизация стекол. Ситаллы. Стекловолокна и стеклоткани. Цеолиты.

Цемент. Вяжущие вещества. Тугоплавкие керамики на основе кремния и других элементов.Кремний- органические соединения. Оловянные кислоты.

Силиконы и силоксаны. Простейшие из этих соединений. Особенности их строения. Свойства. Оксиды германия, олова, свинца (II, IV). Их сравнительная устойчивость. Кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства оксидов.Их отношение к воде, кислотам, щелочам. Общие принципы получения.

Гидроксиды германия, олова, свинца (II, IV). Сравнительная устойчивость, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства. Соли гидроксидов элементов (II, IV) в катионной и анионной формах. Относительная устойчивость, склонность к гидролизу.

Соединения углерода и кремния с азотом. Нитриды. Циан(дициан), свойства и получение. Циановодород. Циановодородная кислота. Цианиды. Цианид-ионы как лиганды. Особенности получения цианидов тяжелых металлов. Гидролиз цианидов. Токсичность циановодорода и цианидов. Циановая кислота, цианаты, получение и свойства.

Круговорот углерода в природе.











21. Бор. Особые свойства бора. Отношение к кислороду, воде, кислотам и щелочам. Гидриды бора. Их состав. Диборан, особенности химических связей в молекуле диборана. Устойчивость и реакционная способность гидридов бора. Гидридобораты.

Оксид бора. Особенности строения. Свойства. Отношение к воде, щелочам. Орто-, мета-, полиборные кислоты. Их состав и строение. Сила кислот. Орто-,мета-, полибораты. Бура.

Галогениды бора. Строение молекул. Реакции присоединения. Гидролиз.

Тетрафтороборная кислота. Фторобораты.

Нитрид бора. Полиморфные модификации нитрида бора. Их свойства. Боразон.

22. Подгруппа алюминия. Физические и химические свойства металлов ряда алюминий-таллий. Изменение температур плавления и кипения в ряду алюминий–таллий. Химическая активность металлов. Отношение к кислороду, воде,

кислотам, щелочам. Принципы получения металлов. Получение и применение алюминия.

Гидриды элементов (III) ряда алюминий-таллий. Особенности строения. Свойства и получение.

Галогениды элементов (III) ряда алюминий-таллий. Особенности строения. Свойства и получение.

Нитриды элементов (III) ряда алюминий-таллий. Особенности строения. Свойства и получение.

Оксиды элементов(III) ряда алюминий-таллий. Их сравнительная устойчивость. Химические свойства.Кислотно-основные свойства. Принципы получения. Оксид таллия (I).

Гидроксиды элементов (III) ряда алюминий-таллий. Состав и особенности строения. Кислотно-основные свойства в ряду гидроксидов алюминия–таллия. Отношение к кислотам и щелочам. Гидроксид таллия (I).

Соли. Соли алюминия в катионной и анионной формах. Кристаллогидраты. Комплексные соединения. Двойные соли. Сравнительная характеристика солей элементов (III). Гидролиз солей. Особенности строения алюминатов. Соли таллия (I). Окислительно-восстановительные свойства соединений таллия (I) и таллия (III). Токсичность соединений таллия.




3

Общие свойства s-элементов.

Общая характерис-тика d- эле-ментов

23. s -Элементы 1А группы. Общая характеристика элементов. Строение атомов. Изменение по группе атомных радиусов и ионизационных потенциалов. Характер химических связей в соединениях. Химическая активность металлов. Ее изменение в ряду литий–цезий. Отношение щелочных металлов к неметаллам, воде, кислотам. Способы получения.

Гидриды. Природа связи. Свойства. Способы получения.

Оксиды. Пероксиды. Надпероксиды. Озониды. Строение. Сравнительная устойчивость. Отношение к воде, кислотам и щелочам. Окислительно-восстановительные свойства. Способы получения.

Гидроксиды. Свойства-отношение к кислотам, оксидам и солям. Изменение силы основания в ряду гидроксидов лития–цезия. Принципы промышленного получения гидроксидов натрия и калия, их применение. Меры предосторожности при работе с щелочами.

Соли: галогениды, сульфаты, карбонаты, нитраты, нитриты, сульфиды, нитриды. Возможность образования двойных солей и кристаллогидратов. Кальцинированная, кристаллическая, питьевая сода. Получение соды. Поташ. Глауберова соль. Применение солей. Аналитические реакции катионов щелочных металлов.

24. Водород. Общая характеристика водорода. Положение его в периодической системе. Строение атома. Валентность и степень окисления атомов водорода. Характер химических связей в его соединениях. Условия образования и существования ионов Н+, Н, Н3О+. Физические и химические свойства водорода. Водород как восстановитель. Восстановитель-ная способность атомарного и молекулярного водорода. Взаимодействие водорода с металлами и неметаллами.

Способы получения свободного водорода.

Гидриды. Типы гидридов: ионные, ковалентные, полимерные, нестехиометрические. Пероксид водорода. Строение молекулы. Получение. Окислительно-восстановительные свойства в различных средах.


Коллок-виум, компью-терное тестиро-вание








25.s-Элементы второй группы. Подгруппа бериллия и магния. Подгруппа кальция. Общая характеристика элементов. Строение атомов. Изменение по группе атомных радиусов и ионизационных потенциалов. Характер химических связей в соединениях.Особенности бериллия. Физические и химические свойства металлов. Отношение к неметаллам, воде, кислотам и щелочам. Способы получения. Применение.

Гидриды. Особенности структуры гидридов. Свойства. Принципы получения.

Соединения с кислородом. Оксиды. Пероксиды. Их структура. Сравнительная устойчивость. Отношение к воде, кислотам, щелочам. Окислительно-восстановительные свойства. Оксид кальция (негашеная известь).

Гидроксиды. Их структура. Кислотно-основные свойства. Амфотерность гидроксида бериллия. Оксоляция и оляция. Принципы получения. Гидроксид кальция (гашеная известь).

Аналитические реакции катионов металлов.

Жесткость воды и методы ее устранения. Токсичность соединений бериллия и бария.

Цемент, газосиликатные материалы.










26. d-Элементы VIB группы. Общая характеристика элементов. Строение атомов. Физические и химические свойства простых веществ. Химическая активность при обычной и высокой температурах. Отношение к кислороду, галогенам, воде, кислотам, щелочам. Основные способы получения.

Оксиды хрома (II, III, VI). Их сравнительная устойчивость. Кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства. Отношение к воде, кислотам, щелочам. Принципы получения.

Оксиды молибдена и вольфрама (VI). Отношение к воде, кислотам, щелочам. Принципы получения. Изменение устойчивости, окислительной способности и кислотного характера в ряду оксидов хрома–вольфрама (VI).

Гидроксиды хрома (II, III, VI). Состав и особенности строения гидроксида хрома (III). Хромовые кислоты. Изополикислоты хрома. Кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства. Принципы

получения. Молибденовая и вольфрамовая кислоты. Соли хрома (II). Свойства. Принципы получения. Соли хрома (III) в катионной и анионной формах. Кристаллогидраты. Комплексные соединения. Двойные соли. Гидролиз. Соли хрома (VI). Хроматы, полихрома-

ты.










27. d-Элементы VIIB группы. Общая характеристика элементов. Строение атомов. Физические и химические свойства простых веществ. Отношение к кислороду, воде, кислотам, щелочам. Способы получения.

Оксиды марганца (II, III, IV, VII). Устойчивость, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства. Отношение к воде, кислотам, щелочам. Принципы получения. Оксиды технеция и рения (VII). Кислотно-основные свойства.

Гидроксиды марганца (I, III, IV, VII). Устойчивость, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства. Принципы получения. Гидроксиды технеция и рения (VII).

Соли марганца (II). Кристаллогидраты. Комплексные соединения. Свойства. Соли марганца (III, IV). Соли марганца (VI). Манганаты. Гидролиз. Окислительно-восстановительные свойства. Принципы получения.

Соли марганца (VII). Перманганаты. Окислительные свойства перманганата в кислой, щелочной и нейтральной средах. Принципы получения.










28.d-Элементы VIIIВ группы. Семейство железа. Семейство железа. Общая характеристика элементов семейства железа. Строение атомов. Физические и химические свойства железа, кобальта, никеля. Ферромагнетизм. Химическая активность при обычной и высокой температурах. Отношение к кислороду, воде, кислотам и щелочам. Коррозия железа. Пирофорное железо. Нахождение железа в природе. Промышленные методы получения железа. Применение железа. Чугун. Сталь. Специальные стали.

Оксиды железа, кобальта, никеля (II, III). Состав и особенности строения гидроксида железа (III). Кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства гидроксидов (II, III). Отношение к воде, кислотам, щелочам. Принципы получения.

Ферриты (III) и их окислительно-восстановительные и кислотно-основные свойства. Способы получения.

Ферраты (IV). Окислительные свойства. Принципы получения.












29.d-Элементы IB группы. Общая характеристика элементов. Строение атомов. Химические свойства простых веществ. Отношение к кислороду, воде, щелочам, кислотам. Растворение золота в царской водке. Способы добычи меди, серебоа и золота. Основные способы получения. Применение металлов.

Оксиды меди (I, II), серебра (I, II), золота (I, III). Свойства. Отношение к воде, кислотам, щелочам. Принципы получения.

Гидроксиды меди (II), серебра (I) и золота (III). Кислотно-основные свойства. Отношение к воде, кислотам, щелочам. Принципы получения.










30.d-Элементы IIB группы. Общая характеристика элементов. Строение атомов.. Физические и химические свойства простых веществ. Отношение к кислороду, воде, кислотам, щелочам. Амальгамы. Меры предосторожности при работе с ртутью. Способы получения металлов. Применение металлов.

Оксиды цинка и кадмия (II). Оксиды ртути (I, II). Свойства. Отношение к воде, кислотам, щелочам. Принципы получения.

Гидроксиды цинка и кадмия (II). Кислотно-основные свойства. Отношение к воде, кислотам, щелочам. Принципы получения.





4.2 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц (252 часа)

Вид работы

Трудоемкость, часов

3

семестра




Всего

Общая трудоемкость

252




252

Аудиторная работа:

114




114

Лекции (Л)

38




38

Практические занятия (ПЗ)

19




19

Лабораторные работы (ЛР)

57




57

Самостоятельная работа:

111




111

Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)1










Расчетно-графическое задание (РГЗ)










Реферат (Р)










Эссе (Э)










Самостоятельное изучение разделов

20




20

Контрольная работа (К)2










Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.),

91




91

Подготовка и сдача экзамена3

27




27

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)



экзамен




экзамен



  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «дополнительные главы неорганической химии. Химия элементов» iconРабочая программа по дисциплине В. В химия неорганическая
Целью дисциплины является приобретение студентами знаний в области химии неорганической; формирование фундаментальных знаний по химии...
Рабочая программа учебной дисциплины «дополнительные главы неорганической химии. Химия элементов» iconРабочая программа учебной дисциплины «Химия»
«Химия» является приобретение студентами знаний в области общей и неорганической химии в качестве естественнонаучной дисциплины,...
Рабочая программа учебной дисциплины «дополнительные главы неорганической химии. Химия элементов» iconИнститут химии
Аналитическая химия”. Материал дисциплины базируется на знаниях по элементарной и высшей математике, информатике, физике, неорганической,...
Рабочая программа учебной дисциплины «дополнительные главы неорганической химии. Химия элементов» iconКоллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия
Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии
Рабочая программа учебной дисциплины «дополнительные главы неорганической химии. Химия элементов» iconИнститут химии утверждаю
Материал дисциплины базируется на знаниях по элементарной и высшей математике, информатике, физике, неорганической, органической,...
Рабочая программа учебной дисциплины «дополнительные главы неорганической химии. Химия элементов» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Неорганическая химия»
Целью курса является приобретение студентами знаний по теоретическим основам неорганической химии, строению атома, основам термодинамики...
Рабочая программа учебной дисциплины «дополнительные главы неорганической химии. Химия элементов» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Платонов М. Л. Дополнительные главы теории чисел. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 090900....
Рабочая программа учебной дисциплины «дополнительные главы неорганической химии. Химия элементов» iconРабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Рабочая программа учебной дисциплины «дополнительные главы неорганической химии. Химия элементов» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины симметрия в химии...
Программа учебной дисциплины обсуждена и утверждена на заседании кафедры химии протокол №9 от 23. 05. 2012 г
Рабочая программа учебной дисциплины «дополнительные главы неорганической химии. Химия элементов» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины методика изучения...
Программа учебной дисциплины обсуждена и утверждена на заседании кафедры химии протокол №9 от 23. 05. 2012 г
Рабочая программа учебной дисциплины «дополнительные главы неорганической химии. Химия элементов» iconРабочая программа Общеобразовательной учебной дисциплины «химия» Специальность
«Химия», примерной программы учебной дисциплины «Химия» авторов Габриеляна О. С., Остроумов И. Г., одобренной фгу «фиро» Минобрнауки...
Рабочая программа учебной дисциплины «дополнительные главы неорганической химии. Химия элементов» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины методика изучения...
Программа учебной дисциплины обсуждена и утверждена на заседании кафедры органической химии Протокол №9 от 23. 05. 2012 г
Рабочая программа учебной дисциплины «дополнительные главы неорганической химии. Химия элементов» iconРабочая программа по дисциплине б 3Аналитическая химия и физико-химические методы анал
Цели и задачи изучения дисциплины. Целью изучения курса: является формирование у студентов системы знаний в области неорганической...
Рабочая программа учебной дисциплины «дополнительные главы неорганической химии. Химия элементов» icon1. паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в учреждениях среденего профессионального образования,...
Рабочая программа учебной дисциплины «дополнительные главы неорганической химии. Химия элементов» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Методика обучения химии...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины «дополнительные главы неорганической химии. Химия элементов» iconРабочая программа учебной дисциплины «Теория принятия решений (дополнительные главы)»
Предметом изучения курса является процесс разработки и принятия управленческих решений на базе системной концепции и экономико-математических...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск