Традиции и инновации в школе





Скачать 60.74 Kb.
НазваниеТрадиции и инновации в школе
Дата публикации08.12.2014
Размер60.74 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
Традиции и инновации в школе

Занкина Наталья Венальевна,

Викторова Елена Васильевна,

учителя начальных классов,

МОБУ СОШ с. Нугуш Мелеузовского района РБ
Развитие - неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается.

Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической. На разных стадиях своего развития общество предъявляло всё более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования.

Одним из средств такого развития являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

Проблемой инновационных технологий занималось и продолжает заниматься большое число талантливых ученых и педагогов. Среди них В.И. Андреев, И. П. Подласый, профессор, доктор педагогоических наук К.К. Колин, доктор педагогических наук В.В Шапкин, В.Д. Симоненко, В.А Сластёнин и другие. Все они внесли неоценимый вклад в развитие инновационных процессов в России.

Научные инновации, продвигающие вперед прогресс, охватывают все области человеческих знаний. Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации. Одной из разновидностей социальных инноваций являются педагогические инновации.

Педагогическая инновация - это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) - новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т. п. (экстенсивный путь развития).

Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:

- разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;

- обновление содержания образования; изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;

- совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;

- улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;

-проектирование новых моделей образовательного процесса;

- обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровье сберегающих технологий обучения;

- обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;

- разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.

Инновации могут осуществляться на различных уровнях. К высшему уровню относятся инновации, затрагивающие всю педагогическую систему.

Прогрессивные нововведения возникают на научной основе и способствуют продвижению практики вперед. В педагогической науке возникло принципиально новое и важное направление -- теория новаций и инновационных процессов. Реформы в образовании представляют собой систему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления ими.

К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии.

Накануне 1 сентября, будучи оптимистами, мы надеемся, что новый учебный год принесет новые радости, новые успехи и нам, и главное – нашим ученикам! Однако для того, чтобы наши надежды оправдались, надо усердно потрудиться.

С одной стороны, учителю необходимо реагировать на те изменения, которые несут нескончаемые реформы системы образования и инновации. С другой стороны, опрометчиво забывать о наших родных российских педагогических традициях, веками формировавших Российскую Школу.

Обратим внимание на два момента.

Первый. В самом понятии школа звучат смысловые нотки преемственности и традиции. Говорим же мы, например, «русская певческая школа», «советская школа фигурного катания» и т.п. Поэтому за словами ШКОЛА, ГИМНАЗИЯ, ЛИЦЕЙ мы узнаем не только образовательное учреждение, но и славные образовательные и воспитательные традиции Ушинского, Рачинского, Сухомлинского, наследниками которых мы себя считаем.

Второй момент. В таких новых понятиях, как «образовательные компетенции», «умение самостоятельно добывать знания», «работа с талантливыми детьми» и т.п. – не так уж много нового, как может показаться на первый взгляд. Разве не тому же самому учила нас советская школа? Разве не тех же самых целей достигает, например, вдумчивое прочтение учеником научных статей перед уроком?

А возьмем понятие «деятельностный подход» и спросим: разве в прежние годы в Российской Школе культивировался «бездеятельностный подход»?

До недавнего времени результаты школьного обучения оценивались по схеме «знания – умения – навыки», а сейчас оценивается «способность детей самостоятельно учиться, а также их личностные и социальные компетенции». Такой подход называется инновационным. Что же здесь существенно нового? Неужели раньше школьный учитель не развивал у своих учеников способности самостоятельно заниматься? Развивал, конечно! Развивал все 10 или 11 лет!

В классе, правда, не было компьютера или интерактивной доски. Но учитель-то все равно развивал у учащихся способности самостоятельно добывать знания – учил писать рефераты и сочинения, приучал читать книги, благодаря которым ученик мог приумножать свои познания, учил делать доклады и сообщения.

С применением новых образовательных технологий расширились возможности учить и учиться. Но значительно повысилась ответственность учителя и ученика. Если будет ослабевать мотивация к учебе, то легкость в получении знаний может оказать дурную услугу.

Уже 10-15 лет школы используют компьютерные технологии, Интернет, недавно появились интерактивные доски и т.д. Эти новые технологии облегчают доступ к информации, повышают наглядность обучения − это бесспорные плюсы. Но разве за это время повысилось качество образования? Стали ли ученики лучше решать математические задачи? Повысилась ли грамотность выпускников? А главное – стали ли школьники усерднее учиться?.. К сожалению, нет.

Неужели инновации плохи сами по себе?

Нет! Но плохо то, что инновации порой возводятся в культ и внедряются за счет пренебрежения педагогическими традициями.

Какими же традициями мы опрометчиво пренебрегаем, вводя инновации?

Прилежание в учебе учит трудолюбию. А Интернет не только предоставляет информацию, но и дает возможность найти готовое домашнее задание или реферат. Реферат можно скачать и сдать учителю, даже не читая. Это есть не что иное, как пренебрежение трудолюбием.

Есть предрассудок, что труд и трудности – это препятствия на пути к успешной учебе. И есть иллюзия, что новые образовательные технологии способны преодолеть эти препятствия и привести нас сразу (непосредственно) к высоким результатам в учебе.

О значении труда и трудолюбия 150 лет тому назад (1860 г.) писал Дмитрий Константинович Ушинский в «Журнале Министерства народного просвещения». Статья основоположника русской научной педагогики «Труд в его психическом и воспитательном значении» не утратила своего значения до настоящего времени.

Эта статья поразительно актуальна, несмотря на полуторавековую давность! В этой статье К.Д. Ушинский пишет: «Без труда богатства и обилие капиталов оказывают гибельное влияние не только на нравственное и умственное развитие людей, но и на их материальное благосостояние».

В инновациях заложен огромный потенциал. Но раскрывается этот потенциал только в синтезе с традициями, и прежде всего в синтезе с традицией трудолюбия; в синтезе со взглядом на труд как на добродетель, как на радость; в синтезе со взглядом на труд как на путь самореализации человека, учителя и ученика.

В связи с этим уместно привести мысль Ушинского: «Только внутренняя, духовная, животворящая сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья».

Следует отметить, что воспитание трудолюбия достигается через личный пример учителей и родителей.

Трудолюбие – это только одна из многих ценностей традиционной российской педагогики. Нужно говорить еще и о почтении к старшим, о дисциплине, о благодарности. И все эти традиции – не ограничение прав и свобод, а путь раскрытия потенциала личности.

Эту мысль замечательно выразил русский философ и богослов, отец Павел Флоренский. Традиция, по его мнению, «подымая на высоту, достигнутую человечеством… высвобождает энергию… к новым достижениям, к новым творческим взлетам».

Поэтому в новом учебном году хочется пожелать, чтобы в наших школах осуществлялся синтез традиций и инноваций. Именно такой синтез будет залогом новых творческих успехов Российской Школы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Традиции и инновации в школе iconРеферат За отчетный период преподавателями кафедры научно-исследовательская...
Как в рамках общефакультетской темы научно-методического исследования «Инновации и традиции в условиях уровневой системы высшего...
Традиции и инновации в школе icon«Теория и практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы, инновации»

Традиции и инновации в школе iconКонкурса
Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Теория и практика формирования коммуникативной культуры: традиции и...
Традиции и инновации в школе iconАнализ образовательной деятельности за 2012-2013 учебный год
«Традиции и инновации в обучении и воспитании как условие повышения качества образования»
Традиции и инновации в школе icon«утверждено» Приказом от 12. 05. 2014г. №200 по гбоу сош №72 Калининского...
«Инновации и традиции в общеобразовательной школе. Коллективное портфолио педагогов гбоу сош №72 Калининского района Санкт-Петербурга»...
Традиции и инновации в школе iconА. Б. Орлов Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного...
Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я/Пер с нем.— М.: Академический Проект, 2001.—144 с.— (Технологии: традиции...
Традиции и инновации в школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Областные педагогические чтения – 2012 «Традиции и инновации образовательного процесса»
Традиции и инновации в школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пятые межрайонные педагогические чтения Воспитание и обучение (традиции, инновации, результативность)
Традиции и инновации в школе iconТрадиции и инновации в профессионально – практической подготовке будущих специалистов
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Карловка Пугачёвского района Саратовской области»...
Традиции и инновации в школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Региональный семинар «Народные традиции и инновации в культурном пространстве Ханты-Мансийского автономного округа»
Традиции и инновации в школе iconТема 1: передовые педагогические технологии и инновации в педагогике
Ключевые слова: педагогическая система(ПС), структура педагогической системы; инновации, педагогические инновации, технологичность,...
Традиции и инновации в школе iconОоо «Совет директоров учреждений профессионального образования Тверской области»
«Компетентностный подход: традиции и инновации в профессиональном образовании»: материалы региональной научно-практической конференции...
Традиции и инновации в школе iconНеиспользованные возможности роста?
...
Традиции и инновации в школе iconКонкурс «Формула успеха» 23 человека (педагоги). Окружной уровень:...
...
Традиции и инновации в школе iconIi. Традиции и инновации в методике преподавания иностранных языков
Активные методы обучения – это способы активизации учебно познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной...
Традиции и инновации в школе iconРеферат За отчетный период преподавателями кафедры научно-исследовательская...
И. о декана факультета гуманитарных и ен дисциплин кандидат филологических наук доцент Бурко Н. В


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск