Скачать 390.22 Kb.
|
Пятые межрайонные педагогические чтения «Воспитание и обучение (традиции, инновации, результативность) Использование возможностей курса «Основы православной культуры» для формирования и развития культуры школьников. Автор: Иванова Ирина Васильевна Учитель начальных классов МБОУ «Плюсская средняя общеобразовательная школа» Аннотация К началу третьего тысячелетия существования цивилизации современная школа России подошла мировоззренчески не определившейся, открытой любым идеологическим и религиозно- мистическим влияниям и веяниям. Увлёкшись личностно-ориентированным, гуманно- личностным и даже личностно- центрированным образованием, мы незаметно взрастили в наших детях эгоизм, гордыню и принизили роль учителя, родителя, коллектива и общественности в воспитании. Особенностью Православия является соединение духовного и нравственного начал в человеке. Духовно- нравственное воспитание в курсе «Основы православной культуры» "заполняется" идеями, основанными на Православии, поэтому и нравственность строится на Законах Божьих. Курс «Основы православной культуры» в школе п. Плюсса ведётся с 2011 года в первых и вторых классах в виде кружка по программе учебного курса общеобразовательных школ А.В. Бородиной «Роль религиозной культуры в жизни человека». Одной из форм проведения занятий стали методы проектов. Уроки путешествия, уроки концерты. Благодаря многообразию форм проведения уроков они сохраняют познавательный настрой у детей, побуждают самих изучать литературу о православии. Данная работа, это результат изучения литературы по данной теме, творческого поиска технологий для эффективного проведения урока, подбор дидактического материала, с помощью которого воспитывается нравственное отношение к окружающему миру, также обобщение практического опыта учителя. Содержание…………………………………………………………………3 Введение…………………………………………………………………….4 Глава 1. Духовно-нравственное воспитание в свете исторических и современных культурных традиций на занятиях по опк.
1.2 Актуальность современных методических принципов и подходов к вопросам духовно-нравственного развития школьников. ………………11 Глава 2. «Методика изучения «Основ православной культуры» в первых и вторых классах». 2.1 Анализ программы А.В.Бородиной «История религиозной культуры»..13 2.2. Методика изучения эффективныхформ и методов преподавания основ православной культуры с использованием информационно-коммуникативных технологий в первых и вторых классах ……………15 Глава 3. Опытно-экспериментальное доказательство эффективности изучения основ православной культуры по программе А.В. Бородиной с целью духовно нравственного развития учащихся и повышение их культуры. 3.1 Определение начального уровня знаний по основам православной культуры учащихся первого класса в рамках учебных занятий……….20 3.2 Определение изменения уровня знаний учащихся по основам православной культуры учащихся второго класса в рамках учебных занятий по основам православной культуры…………………………………… 22 Заключение……………………………………………………………….25 Список используемой литературы……………………………………...27 Приложение………………………………………………………………28 Введение Новый этап государственной образовательной политики начался в 2007 г., с принятием Закона "Об образовании" в его новой редакции. Одним из ключевых нововведений стало признание приоритетной роли воспитания на всех уровнях образования. Применительно к основным общеобразовательным программам Закон указывает на то, что их главной задачей является "обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания и качества подготовки обучающихся". Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» разработана с учетом законодательства Российской Федерации об образовании, обеспечения законных интересов и прав в области образования граждан Российской Федерации, всех участников образовательного процесса. В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только этнические русские) в единый народ. Именно поэтому защита русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси. В XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха — императора. Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Для императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина.В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии. Вместе с тем советская эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал — воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального. В 90_е гг. ХХ в. в России сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом. Духовная дезинтеграция общества, надлом ценностей старшего поколения и размытость смысложизненных ориентиров молодежи привели к тому, что с 1990-х г. Россия занимает одно из первых место в мире по числу абортов, социальных сирот, разводов, самоубийств, в стране недопустимо высока смертность от потребления алкоголя и наркотиков. Кризис набрал такую силу, что привел страну к черте, за которой начинается нравственное и физическое вырождение нации. Также оказывается сильное влияние средств массовой информации Проблема: Что перед глазами подрастающего поколения? Пример материального преуспеяния людей, перешагнувших ради достижения богатства через требования закона и голос собственной совести. Воздействие массовой и контр-культуры, пропагандирующей культ потребления. Следствие этого: молодежь предстает сегодня духовно ослабленной и нравственно дезориентированной. В атмосфере порока и греха личность молодого человека неизбежно деградирует, а общество превращается в хаотичную массу иждивенчески настроенных эгоистов. Современное искусство изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения. В западных мультфильмах происходит фиксация на агрессии. Идентифицируя себя с существом, отклоняющиеся поведение, которого никак на экране не наказывается и даже не порицается, дети ему подражают и усваивают его агрессивные модели поведения. Экран телевизора c насилием мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение, приобщение к подлинной культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических расстройств, депрессий, подростковых самоубийств, немотивированной жестокости у детей. Отсюда выводятся задачи воспитания в школе, которые и должен обеспечивать государственный общеобразовательный стандарт. Первая – формирование у школьников определенной суммы гражданских, единых для всех россиян вне зависимости от их мировоззрения, отношения к религии и религиозной принадлежности, духовных и нравственных ценностей. Вторая – формирование духовных и нравственных ценностей, отражающих духовное и культурное разнообразие социальных, в том числе конфессиональных групп и народов России. . Национальный воспитательный идеал начало 21 века Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Цель данной работы – выявить эффективность введения курса «Основы православной культуры», как средства воспитания направленного на формирование духовно-нравственного развития личности.. Задачи работы: -Изучить соответствующую теоретическую и методическую литературу по теме исследования; - Обосновать задачи и принципы воспитания школьника по программе А.Б. Бородиной. - Раскрыть теоретические аспекты проблемы введения данного курса в российские школы. - Выявить эффективные формы и методы преподавания «основ православной культуры». - Показать эффективность введения курса «Основы православной культуры» в образовательных учреждениях Псковской области». Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью воспитания учащихся в сложных условиях социума: это дефицит социального оптимизма, высокий уровень социального неравенства; возросшее количество тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, совершенных подростками; мировое лидерство России по детской проституции, наркомании, бродяжничеству, социальному сиротству; ослабление педагогического потенциала средств массовой информации, книжной продукции для детей; кризисом семьи и детства, разрыв между детско-взрослой жизнью, радикальными изменениями опыта, ценностей, смыслов жизни молодого поколения по сравнении с их родителями и т.д Сегодня в нашей школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование. Оно имеет целый ряд направлений. Мы остановимся на патриотическом, краеведческом: «Культура Земли Псковской», историко-культурологический курс «Мы и наша культура», « Мир вокруг и внутри нас». Краеведение приглашает детей в путешествие по далёкому прошлому земли Псковской, узнать кто стоял у истоков основания города, открывают для себя новые имена, узнают о защитниках Пскова и о нелёгкой судьбе этого приграничного города. Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности. Духовно – нравственное воспитание мы реализуем через занятия в кружке «Мы и наша культура», « Мир вокруг и внутри нас». Православие – это не система, это жизнь в любви. И православным наше воспитание получается только тогда, когда мы начинаем совершать его в любви. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше. Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе И в связи с актуальностью выбранной нами темы объектом исследования является – процесс нравственного воспитания школьников. Объект исследования – процесс изучения традиций, православных праздников, культуры русского народа на уроках основ православной культуры в начальной школе. Предмет исследования: эффективные формы и методы работы в рамках основ православной культуры в начальной школе. гипотеза нашего исследования состоит в том, что целенаправленное применение разнообразных форм и методов проведения занятий «основ православной культуры» с использованием информационно-коммуникативных технологий, способствует повышению уровня знаний учащихся об основных событиях жизни Иисуса Христа, православных праздниках, культуре русского народа. Если подойти к работе по воспитанию школьников по современной технологии, то процесс воспитания можно сделать более естественным, эффективным И благодаря этому получить следующие результаты: повысить уровень духовного и нравственного развития школьников; обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию школьников; повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса. Методы исследования: В работе были использованы следующие методы: - анализ литературы по теме исследования; - проведение анкетирования с целью определения начального уровня знаний учащихся на констатирующем этапе исследования; их представление о добре и зле. - проведение диагностической контрольной работы с целью определения изменения уровня знаний учащихся на контрольном этапе исследования. База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Плюсская средняя общеобразовательная школа». Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что доказана актуальность и необходимость организации введения в общеобразовательную деятельность современных воспитательных технологий в школе, основанных на культурных и исторически сложившихся традициях в России. Материалы исследования могут быть использованы в практической работе с детьми. Она будет полезна тем, кого интересует вопрос развития нравственного воспитания учащихся. Право на получение образования, в том числе и религиозного, является неотъемлемым правом каждого человека. Это отражено в нормативно-правовых актах (Приложение 1). В этих документах подчеркивается: право на свободу совести, право на религиозное образование, право на приобщение к национальным культурным ценностям, право родителей обеспечивать своим детям образование в соответствии со своими религиозными убеждениями, ответственность родителей за образование и воспитание детей, светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе «Духовно-нравственное воспитание в свете исторических и современных культурных традиций на занятиях по опк.» делается вывод о том, что изучать историю, традиции своего народа необходимо. Знание основ православной культуры, изучение Евангелие и уважение к личности Иисуса Христа, изучение православных праздников формирует у детей понятие добра и зла, смысла жизни. Вторая глава «Методика изучения «Основ православной культуры» в первых и вторых классах» посвящена анализу программ: А.В. Бородиной «История религиозной культуры», А.Кураева «Основы религиозных культур и светской этики», с точки зрения степени сложности представляемого материала и доступности понимания его детьми младшего школьного возраста. Она будет полезна тем, кого интересует вопрос развития нравственного воспитания учащихся. В третьей главе представлено экспериментально-практическое применение метода проектов на учебных занятиях по основам православной культуры в 1 и 2 классах, сделан вывод о результатах исследования. Практическая значимость данной работы состоит в том, что она может быть использована в практике учителей, при изучении тем в рамках занятий и внеклассных мероприятий по основам православной культуры. Глава 1. Духовно-нравственное воспитание в свете исторических и современных культурных традиций на занятиях по опк.
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наша задача сегодня: - помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память; - уважительно относиться к своим древним корням; - чтить и уважать память предков; - систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры. Начинать приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире. Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, композиторы, поэты черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно главным образом, осуществлялось в процессе труда. Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется и в том, что труженики искусно и тонко украшали орудия труда (сани, телеги, прялки, гребень и др.). Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности. Столь же высокая, как эстетика быта была нравственность у простого народа. А сколько детских сказок, загадок, скороговорок в народном творчестве. Все они преследовали определенные педагогические цели. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно_исторических социокультурных условиях. В Православии и некогда во всей России под словом "культура" всегда понималась именно любовь к ближнему. Если неграмотный крестьянин, как добрый самаритянин, помогал и давал приют совершенно не знакомому человеку, - это был культурный человек. В русской деревне было принято здороваться с каждым встречным, и это было культурно. Культура - это боязнь оскорбить неосторожным словом или поступком окружающих людей. Культура - это прежде всего уважение к ближнему. И если вы посочувствуете, пожалеете человека, пусть даже вам неприятного, вы проявите христианскую любовь к ближнему. И ваше сочувствие не обязательно должно выражаться какими-то внешними действиями или словами. Если вы хотя бы мысленно пожелаете ему исправления, то проявите христианскую, православную заботу о нём. Национальная культура складывается из ряда элементов, таких как вероисповедание, принятое в регионе, уклад жизни, традиции, обряды, традиционные ремесла и занятия, повседневный быт, национальная кухня, одежда, национальная музыка, песни и танцы и т.п. В основе воспитания и образа жизни любого человека можно заметить проявление его культурного наследия. 1.2 Актуальность современных методических принципов и подходов к вопросам духовно-нравственного развития школьников. Обеспечение духовно_нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Огромный интерес педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования. К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты. Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и художественно-изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символических образов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы. С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени ими вызвана третья причина – снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования в том числе путём включения и систематизации знаний об истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры. Следующая причина – это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории – определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами. |