Учебно-методическое обеспечение программы элективного курса





НазваниеУчебно-методическое обеспечение программы элективного курса
страница1/4
Дата публикации09.12.2014
Размер0.53 Mb.
ТипУчебно-методическое обеспечение
100-bal.ru > Химия > Учебно-методическое обеспечение
  1   2   3   4


Приложение 1

(учебно-методическое обеспечение программы элективного курса)


Содержание

Страницы


Дидактические и раздаточные материалы





обобщающие таблицы:




▪ данные об элементах

2

▪ некоторые важнейшие промышленные минералы

2

▪ свойства металлов

3

▪ сводная хронологическая таблица открытия химических элементов

3

▪ состав, названия, свойства соединений марганца

4

алгоритмы:




▪ составления уравнений окислительно-восстановительных реакций

4

▪ обнаружения катионов металла в растворе

5

▪ качественные реакции на определение катионов

5

▪ решения задач по химическому уравнению на определение состава веществ в смеси

6

▪ рецензия – отзыв

7

инструкции:




▪ демонстрационный ученический эксперимент

7 – 8

▪ практические занятия

8 – 9

Методические рекомендации и конспекты уроков:




▪Урок самостоятельного поиска знаний

9

▪ Медь – сменившая камень

10 – 12

▪ Серебро – лунный металл

12 – 15

▪ Пресс – конференция (ртуть)

15

▪ Марганец – вечный спутник железа. Перманганат калия

16 – 19

▪ Час занимательной химии

19 – 20

▪ Семинарское занятие

20 – 22

▪ Практические занятия

23

▪ Профессии, которые мы выбираем

23

▪ оформление обобщающего материала о химическом элементе

23 – 24

▪ примерная карта успешности ученика

24

▪ анкета для определения эмоционального состояния школьника в условиях профилизации

25

Презентация элективного курса для учащихся

диск



Данные об элементах



Название

элемента



Знак


Атомная

масса



Степени

окисления

Электронная конфигурация предпоследнего и

последнего энергетических уровней

Медь

Cu

63,55

+1, +2, +3

…3S23p63d104S1

Серебро

Ag

107,87

+1, +2

…4S24p64d105S1

Золото

Au

196,9

+1, +3

…5S25p65d106S1

Ртуть

Hg

200,61

+1, +2

…4f145d106s2

Марганец

Mn

54,94

+2, +3, +4, +5, + 6, +7

…3d54s2

Железо

Fe

55,85

+2, +3, +4, +5, + 6

…3d64s2


Некоторые важнейшие промышленные минералы


Металл

Минерал

Формула


Серебро

Самородное серебро

Аргентит

Кераргирит

Ag

Ag2S

AgCI

Медь

Халькопирит

Халькозин

Ковеллин

Самородная медь

CuFeS2

Cu2S

Cu2S

Cu

Золото

Самородное золото

Калаверит

Сильванит

Au

AuTe2

AuAgTe4

Ртуть

Киноварь

Метациннабарит

Ливингстонит

Самородная ртуть

HgS

HgS

HgSb4S7

Hg

Марганец

Пиролюзит

Браунит

Гаусманит

Манганит

Псиломелан

Родохрозит

Родонит

MnO2

Mn2O3

Mn3O4

MnO2 · Mn(OH)2

MnO · MnO2 · H2O

MnCO3

MnSiO3

Железо

Феррит

Магнитный железняк

Гематит

Fe

Fe3O4

Fe2O3




Сводная хронологическая таблица открытий химических элементов




Символ




Дата



Автор



Особенности открытий



25

Mn


1774

К. Шееле,

И. Ганн

(Швеция)

Выделен в свободном состоянии из

минерала пиролюзита

26

Fe


Известно

с древних времен


-

Вероятно, сначала было

обнаружено метеоритное железо

29

Cu


Известна

с древних времен


-

Обнаружена в самородном состоянии

Ag

47

Известно

с древних времен


-

Обнаружено в самородном состоянии

Au

79


Известно

с древних времен


-

Обнаружено в самородном состоянии

Hg

80


Известна

с древних времен


-

Обнаружена в самородном состоянии



Состав и свойства соединений марганца



Состав

и названия

оксидов

Свойства оксидов

Состав и названия

гидроксидов

Свойства гидроксидов


MnO

оксид

марганца (II)

серо-зеленые кристаллы,

основной оксид

Mn(OH)2

гидроксид марганца (II)

белое вещество,

слабое основание

Mn2O3

оксид

марганца (III)

бурые кристаллы,

основной оксид

Mn(OH)3

гидроксид марганца (III)

черно-коричневое

вещество, слабое

основание

MnO2

оксид

марганца (IV)

коричнево-черные кристаллы,

амфотерный оксид

Mn(OH)4

гидроксид марганца (IV)

темно-бурое вещество,

амфотерный гидроксид


-

-

H2MnO4

марганцовистая кислота


окрашена в растворах

в зеленый цвет

Mn2O7

оксид

марганца (VII)

зеленовато-черная

маслянистая

жидкость,

кислотный оксид

HMnO4

марганцовая кислота

окрашена в растворах

в фиолетово-малиновый

цвет, сильная кислота.



Свойства металлов


Свойства

Cu


Ag


Au


Hg


Mn


Fe



Плотность в г/см3


8,96


10,50


19,30


13,595


7,44


7,876


Температура плавления

в 0С


1083


960,5


1063,4


- 38,87


1244


1535


Твердость


42


25


18,5


-


хрупкий


35 – 45

Электрическая

проводимость (Hg =1)


55,6


63,9


38,5


-


малая


9,6



Алгоритм составления уравнений окислительно-восстановительных реакций
Историческая справка.

Электронная теория окислительно-восстановительных процессов, которой в настоящее время успешно пользуются химики, была введена в науку не так давно (1910 – 1914 гг.). Впервые представление о роли электронов в окислительно-восстановительных процессах использовали в своих работах преподаватель Томского технологического института (Томский политехнический университет) С.В. Даин и независимо от него профессор Екатеринославского (Днепропетровский) горного института Л.В. Писаржевский.
Пример

HCI + KMnO4 → KCI + MnCI2 + CI2 + H2O

1. Пишут формулы реагирующих веществ, ставят стрелку (или черточку), а за ней пишут формулы веществ, которые образуются при данной реакции:

HCI + KMnO4 ─ KCI + MnCI2 + CI2 + H2O

2. Определяют и проставляют степени окисления всех элементов в левой и правой частях составленной схемы:

H+CI- + K+Mn+7O-24 → K+CI- + Mn+2CI-2 + CI02+ H+2O-2

3. Выписывают химические знаки элементов, атомы или ионы которых меняют степень окисления:

2CI- → CI02

Mn+7 → Mn+2

4. Находят, сколько электронов отдают или принимают соответствующие атомы или ионы:

2CI- - 2ē → CI02 2 окисление, восстановитель

Mn+7 + 5ē → Mn2+ 5 восстановление, окислитель

5. Находят наименьшее общее кратное чисел отданных и принятых электронов (их число должно быть одинаковым):

2CI- - 2ē → CI02 5

Mn+7 + 5ē → Mn+2 2

6. Найденные коэффициенты ставят перед соответствующими формулами в правой части уравнения:

16HCI + 2KMnO4 = 2KCI + 2MnCI2 + 5CI2 + 8H2O

7. Проверяют, соответствует ли число атомов всех элементов в левой части уравнения числу атомов в правой части уравнения

Алгоритм обнаружения катионов металла в растворе.
Для решения качественных экспериментальных задач целесообразно использование текстовых алгоритмов со служебными словами если, то.

Пример

Налейте в пробирку 1мл исследуемого раствора добавьте по каплям раствор щелочи

Выбор

если осадок бледно-зеленого цвета, буреющий на воздухе, - ионы железа (II)

если осадок бурого цвета – ионы железа (III)

если осадок бледно-розового цвета – ионы марганца (II)

если осадок студенистый голубого цвета – ионы меди (II)
Качественные реакции на катионы металлов


Катионы

Реактив

Результаты, уравнения реакций


Cu2+

голубые

OH-


[Fe(CN)6]4-

CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4

Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2

студенистый осадок

голубого цвета

2CuSO4 + K4[Fe(CN)6] = Cu2[Fe(CN)6]↓ + 2K2SO4

2Cu2+ +[Fe(CN)6]4- = Cu2[Fe(CN)6]↓

осадок

бурого цвета

Ag+

бесцветные

CI-

AgNO3 + NaCI = AgCI↓ + NaNO3

Ag+ + CI- = AgCI

творожистый осадок

белого цвета

Hg2+

бесцветные

S2-

Hg(NO3)2 + Na2S = HgS↓ + 2NaNO3

Hg2+ + S2- = HgS↓

осадок

черного цвета

Fe2+

бледно - зеленые

[Fe(CN)6]3-


OH-

3FeCI2 + 2K3[Fe(CN)6] = Fe3[Fe(CN)6]2 + 6KCI

3Fe2+ + 2[Fe(CN)6]3- = Fe3[Fe(CN)6]2

осадок

синего цвета


Fe3+

светло-коричневые

[Fe(CN)6]4-


CNS-


OH-

4FeCI3 + 3K4[Fe(CN)6] = Fe4[Fe(CN)6]3 + 12KCI

4Fe3+ + 3[Fe(CN)6]4- = Fe4[Fe(CN)6]3

осадок

синего цвета

FeCI3 + 3KCNS = Fe(CNS)3 + 3KCI

Fe3+ + 3CNS- = Fe(CNS)3

осадок

кроваво – красного цвета


Mn2+

бесцветные

OH-

MnCI2 + 2NaOH = Mn(OH)2↓ + 2NaCI

Mn2+ + 2OH- = Mn(OH)2

осадок

бледно – розового цвета



Алгоритм решения задач по химическому уравнению

на определение состава веществ в смеси

Пример.

При взаимодействии смеси железа и цинка массой 4,66г с серной кислотой выделился водород объемом 1,792л (н.у.). Определите массовые доли железа и цинка в исходной смеси.

Дано: Решение:

m (Fe + Zn) = 4,66г В задаче говорится о взаимодействии смеси металлов с кислотой.

V (H2) = 1,792л Значит, одновременно идут две реакции: железа с кислотой и цинка

__________________ с кислотой. При этом выделяется водород, суммарный объем

Найти: которого 1,792л

ω (Fe), ω (Zn)
Задачу можно решить разными вариантами.

1. Составление уравнения с одним неизвестным.
а) Обозначим х г массу железа в смеси, тогда масса цинка – (4,66 – х) г.

Рассчитаем по уравнениям реакций объем водорода, выделившегося при действии железа массой х г и цинка массой (4,66 – х) г на серную кислоту:

х г a л

Fe + H2SO4 = FeSO4 + H2 (1)

56г 22,4л
а = 22,4х : 56

(4,66 – х) г b л

Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2 (2)

65г 22,4л
b = [(4,66 – х ) · 22,4]: 65

Приравняем сумму объемов (a + b) водорода, выделившегося при действии двух металлов

на серную кислоту, к объему водорода, данному в условии, получим уравнение:

a + b = 1,792

22,4х/56 + [(4,66 –х) ·22,4]/65 = 1,792

Решив это уравнение с одним неизвестным, найдем х = 3,36г, значит m (Fe) = 3,36г, тогда m (Zn) = 4,66 – 3,36 = 1,3 (г)

4. Находим массовые компоненты в смеси

ω (Fe) = (3,36 / 4,66) · 100% = 72%

ω (Zn) = 100% – 72% = 28%

Ответ. Массовая доля железа в исходной смеси 72%, а цинка – 28%
б) с использованием понятия «моль»

ν = V/ Vm

ν (H2) = 1,792: 22,4 = 0,08 (моль)

По формуле ν = m/ M можно найти количества железа, вступившего в реакцию

ν (Fe) = х:56 и количество цинка, вступившего в реакцию ν (Zn) = (4,66 – х):65

По первому уравнению ν (Fe) = ν (H2), следовательно, V1(H2) = х:56; по второму уравнению ν (Zn) = ν (H2), следовательно, V2(H2) = (4,66 – х):65

Так как V = V1 + V2, то алгебраическое уравнение имеет следующий вид:

х: 56 + (4,66 – х): 65 = 0,08

Решив это уравнение с одним неизвестным, найдем х = 3,36г, значит, масса железа равна 3,36г, тогда масса цинка равна 1,3г…
Рецензия (оценка) – отзыв.

Большое значение в формировании умений учащихся оценивать работу (оценочные суждения) имеет обучение их устному рецензированию выступлений товарищей.

План устного рецензирования.


Оценочные суждения


Выступление

(устное сообщение)

1. Вступительная часть

(отметить значение данного выступления)




2. Положительные моменты





Соответствие темы поставленным задачам:

- раскрыто полно и ярко;

- доступность и последовательность изложения; - четкая и грамотная речь;

- хорошая наглядность;

- другие.




3. Отрицательные моменты





Соответствие темы поставленным задачам:

- неполнота раскрытия вопроса;

- неясность изложения;

- ошибки;

- быстрая или нечеткая речь;

- неудачный подбор наглядности;

- другие.





4. Заключение

- оценка выступления;

- предложения к улучшению или высказывание об мнения об ином построении выступления.





Инструкция

(демонстрационный ученический эксперимент)

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое обеспечение программы элективного курса iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Учебно-методическое обеспечение программы элективного курса iconТематическое планирование 20 характеристика основных видов учебной...
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины 24
Учебно-методическое обеспечение программы элективного курса iconУчебно-методическое пособие для элективного курса «Основы современного менеджмента»

Учебно-методическое обеспечение программы элективного курса iconЮридический факультет утверждаю
Структуру и содержание дисциплины право интеллектуальной собственности, образовательные технологии, а так же учебно-методическое...
Учебно-методическое обеспечение программы элективного курса iconЮридический факультет утверждаю
«История отечественного государство и права», структуру и содержание лекционного курса, планы практических занятий, образовательные...
Учебно-методическое обеспечение программы элективного курса iconЮридический факультет утверждаю
«История государство и право зарубежных стран», структуру и содержание лекционного курса, планы практических занятий, образовательные...
Учебно-методическое обеспечение программы элективного курса iconУчебные программы и методическое обеспечение образовательного процесса...
Содержание основного общего и среднего общего образования ориентировано на продолжение деятельности по формированию познавательной,...
Учебно-методическое обеспечение программы элективного курса iconЮридический факультет утверждаю
Земельное право. Структуру и содержание дисциплины Земельное право, образовательные технологии, а так же учебно-методическое обеспечение...
Учебно-методическое обеспечение программы элективного курса iconРабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы»
Программа составлена на основе авторской программы элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» О. В. Петунина рассчитанной...
Учебно-методическое обеспечение программы элективного курса icon1. учебно-методическое обеспечение дисциплины 9
Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины 9
Учебно-методическое обеспечение программы элективного курса iconПрограмма факультативного курса по биологии «Флора и фауна Иркутской области»
Учебно – методическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение программы элективного курса iconРабочая программа элективного курса «Избранные вопросы математики»
...
Учебно-методическое обеспечение программы элективного курса iconПрограмма «Фабрика здоровья»
Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош...
Учебно-методическое обеспечение программы элективного курса icon8. Учебно-методическое обеспечение реализуемой основной образовательной программы 11
Учебно-методическое обеспечение реализуемой основной образовательной программы 11
Учебно-методическое обеспечение программы элективного курса iconЮридический факультет утверждаю
Ооп бакалавриата, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Римское право», структуру и содержание...
Учебно-методическое обеспечение программы элективного курса iconРабочая программа элективного курса составлена на основе программы...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 С. Тахта ипатовского района ставропольского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск