Скачать 0.53 Mb.
|
Приложение 1 (учебно-методическое обеспечение программы элективного курса)
Данные об элементах
Некоторые важнейшие промышленные минералы
Сводная хронологическая таблица открытий химических элементов
Состав и свойства соединений марганца
Свойства металлов
Алгоритм составления уравнений окислительно-восстановительных реакций Историческая справка. Электронная теория окислительно-восстановительных процессов, которой в настоящее время успешно пользуются химики, была введена в науку не так давно (1910 – 1914 гг.). Впервые представление о роли электронов в окислительно-восстановительных процессах использовали в своих работах преподаватель Томского технологического института (Томский политехнический университет) С.В. Даин и независимо от него профессор Екатеринославского (Днепропетровский) горного института Л.В. Писаржевский. Пример HCI + KMnO4 → KCI + MnCI2 + CI2 + H2O 1. Пишут формулы реагирующих веществ, ставят стрелку (или черточку), а за ней пишут формулы веществ, которые образуются при данной реакции: HCI + KMnO4 ─ KCI + MnCI2 + CI2 + H2O 2. Определяют и проставляют степени окисления всех элементов в левой и правой частях составленной схемы: H+CI- + K+Mn+7O-24 → K+CI- + Mn+2CI-2 + CI02+ H+2O-2 3. Выписывают химические знаки элементов, атомы или ионы которых меняют степень окисления: 2CI- → CI02 Mn+7 → Mn+2 4. Находят, сколько электронов отдают или принимают соответствующие атомы или ионы: 2CI- - 2ē → CI02 2 окисление, восстановитель Mn+7 + 5ē → Mn2+ 5 восстановление, окислитель 5. Находят наименьшее общее кратное чисел отданных и принятых электронов (их число должно быть одинаковым): 2CI- - 2ē → CI02 5 Mn+7 + 5ē → Mn+2 2 6. Найденные коэффициенты ставят перед соответствующими формулами в правой части уравнения: 16HCI + 2KMnO4 = 2KCI + 2MnCI2 + 5CI2 + 8H2O 7. Проверяют, соответствует ли число атомов всех элементов в левой части уравнения числу атомов в правой части уравнения Алгоритм обнаружения катионов металла в растворе. Для решения качественных экспериментальных задач целесообразно использование текстовых алгоритмов со служебными словами если, то. Пример Налейте в пробирку 1мл исследуемого раствора добавьте по каплям раствор щелочи Выбор если осадок бледно-зеленого цвета, буреющий на воздухе, - ионы железа (II) если осадок бурого цвета – ионы железа (III) если осадок бледно-розового цвета – ионы марганца (II) если осадок студенистый голубого цвета – ионы меди (II) Качественные реакции на катионы металлов
Алгоритм решения задач по химическому уравнению на определение состава веществ в смеси Пример. При взаимодействии смеси железа и цинка массой 4,66г с серной кислотой выделился водород объемом 1,792л (н.у.). Определите массовые доли железа и цинка в исходной смеси. Дано: Решение: m (Fe + Zn) = 4,66г В задаче говорится о взаимодействии смеси металлов с кислотой. V (H2) = 1,792л Значит, одновременно идут две реакции: железа с кислотой и цинка __________________ с кислотой. При этом выделяется водород, суммарный объем Найти: которого 1,792л ω (Fe), ω (Zn) Задачу можно решить разными вариантами. 1. Составление уравнения с одним неизвестным. а) Обозначим х г массу железа в смеси, тогда масса цинка – (4,66 – х) г. Рассчитаем по уравнениям реакций объем водорода, выделившегося при действии железа массой х г и цинка массой (4,66 – х) г на серную кислоту: х г a л Fe + H2SO4 = FeSO4 + H2 (1) 56г 22,4л а = 22,4х : 56 (4,66 – х) г b л Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2 (2) 65г 22,4л b = [(4,66 – х ) · 22,4]: 65 Приравняем сумму объемов (a + b) водорода, выделившегося при действии двух металлов на серную кислоту, к объему водорода, данному в условии, получим уравнение: a + b = 1,792 22,4х/56 + [(4,66 –х) ·22,4]/65 = 1,792 Решив это уравнение с одним неизвестным, найдем х = 3,36г, значит m (Fe) = 3,36г, тогда m (Zn) = 4,66 – 3,36 = 1,3 (г) 4. Находим массовые компоненты в смеси ω (Fe) = (3,36 / 4,66) · 100% = 72% ω (Zn) = 100% – 72% = 28% Ответ. Массовая доля железа в исходной смеси 72%, а цинка – 28% б) с использованием понятия «моль» ν = V/ Vm ν (H2) = 1,792: 22,4 = 0,08 (моль) По формуле ν = m/ M можно найти количества железа, вступившего в реакцию ν (Fe) = х:56 и количество цинка, вступившего в реакцию ν (Zn) = (4,66 – х):65 По первому уравнению ν (Fe) = ν (H2), следовательно, V1(H2) = х:56; по второму уравнению ν (Zn) = ν (H2), следовательно, V2(H2) = (4,66 – х):65 Так как V = V1 + V2, то алгебраическое уравнение имеет следующий вид: х: 56 + (4,66 – х): 65 = 0,08 Решив это уравнение с одним неизвестным, найдем х = 3,36г, значит, масса железа равна 3,36г, тогда масса цинка равна 1,3г… Рецензия (оценка) – отзыв. Большое значение в формировании умений учащихся оценивать работу (оценочные суждения) имеет обучение их устному рецензированию выступлений товарищей. План устного рецензирования.
Инструкция (демонстрационный ученический эксперимент) |
Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | Тематическое планирование 20 характеристика основных видов учебной... Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины 24 | ||
Учебно-методическое пособие для элективного курса «Основы современного менеджмента» | Юридический факультет утверждаю Структуру и содержание дисциплины право интеллектуальной собственности, образовательные технологии, а так же учебно-методическое... | ||
Юридический факультет утверждаю «История отечественного государство и права», структуру и содержание лекционного курса, планы практических занятий, образовательные... | Юридический факультет утверждаю «История государство и право зарубежных стран», структуру и содержание лекционного курса, планы практических занятий, образовательные... | ||
Учебные программы и методическое обеспечение образовательного процесса... Содержание основного общего и среднего общего образования ориентировано на продолжение деятельности по формированию познавательной,... | Юридический факультет утверждаю Земельное право. Структуру и содержание дисциплины Земельное право, образовательные технологии, а так же учебно-методическое обеспечение... | ||
Рабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» Программа составлена на основе авторской программы элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» О. В. Петунина рассчитанной... | 1. учебно-методическое обеспечение дисциплины 9 Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины 9 | ||
Программа факультативного курса по биологии «Флора и фауна Иркутской области» Учебно – методическое обеспечение | Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы математики» ... | ||
Программа «Фабрика здоровья» Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош... | 8. Учебно-методическое обеспечение реализуемой основной образовательной программы 11 Учебно-методическое обеспечение реализуемой основной образовательной программы 11 | ||
Юридический факультет утверждаю Ооп бакалавриата, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Римское право», структуру и содержание... | Рабочая программа элективного курса составлена на основе программы... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 С. Тахта ипатовского района ставропольского... |