Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зап-Халеевичская средняя общеобразовательная школа»
Стародубского муниципального района Брянской области
«Рассмотрено на заседании МО учителей естественно-математического цикла и рекомендовано к утверждению»
Руководитель МО ________ Оголь В.М. Протокол № 1
от 31 августа 2013 г.
| «Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР ________Филоненко Е.Н. 31 августа 2013 г.
| «Утверждаю»
Директор МБОУ
«Зап-Халеевичская СОШ»
________ Гавриченко Т.Н. Приказ № 36
от 31 августа 2013г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного предмета по биологии «Молекулярные основы жизнедеятельности клетки»
для 10-го класса
учителя биологии
Оголь Валентины Михайловны
Дата составления: 15 августа 2013 года
1. Пояснительная записка.
Программа элективного предмета составлена с учётом и на основе нормативно- правовых документов:
1 .Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, утверждённый приказом Минобразования РФ от 5.03.2004г. № 1089.
2.3акон РФ «Об образовании»
3. Авторская программа элективного предмета «Молекулярные основы жизнедеятельности клетки» В.В.Асеев. М.: Дрофа. 2005 г.
4.Учебный план МБОУ «Зап-Халеевичская СОШ» на текущий учебный год.
5. Положение о рабочей программе педагога в МБОУ «Зап-Халеевичская СОШ»
Рабочая программа конкретизирует содержание изучаемого материала, распределение учебных часов по крупным разделам предмета и последовательность их изучения.
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 10 класса . Известно, что в соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников. Ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся».
Рабочая программа полностью соответствует авторской программе.
В предлагаемой программе рассматриваются вопросы строения и функций биополимеров и молекулярные механизмы таких основополагающих процессов, как хранение и удвоение генетической информации, биосинтез белка, регуляция работы генов, избирательная локализация синтезированных белков в клеточных органеллах. Особые акценты делаются на приспособительном характере этих процессов и их роли в эволюции, а также на использовании методов и результатов молекулярной биологии в других биологических дисциплинах, прежде всего в систематике, экологии и медицине.
В курсе особое внимание уделяется физико-химическим механизмам взаимодействия макромолекул, лежащим в основе процессов формирования клеточных структур и функционирования клетки. Рассматривается действие различных факторов, влияющих на эти взаимодействия, на процессы жизнедеятельности клетки и целого организма, в частности на развитие некоторых заболеваний.
Элективный предмет опирается на знание учащимися обязательных учебных предметов и затрагивает многие вопросы, находящиеся на стыке биологии с другими науками, прежде всего с химией и физикой. Предполагается, что школьники, изучающие элективный предмет, уже знакомы с основами общей и органической химии, генетики и клеточной теории.
Отдельные разделы курса содержат задачи, решение которых позволит учащимся лучше усвоить материал, а также контролировать степень его усвоения.
Цель: Формирование у учащихся понимания физико-химических основ важнейших процессов жизнедеятельности организмов, в первую очередь явлений наследственности и реализации генетической информации.
Задачи: углубить и расширить знания учащихся о строении и функциях важнейших биополимеров, механизмах их биосинтеза, роли слабых межмолекулярных и внутримолекулярных взаимодействий в определении структуры живых организмов и протекания важнейших биологических процессов.
Ознакомить учащихся с возможностями применения методов молекулярной биологии в практической деятельности человека, прежде всего в медицине.
При обучении используется следующий УМК: Общая биология. Базовый уровень В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова,Е.Т.Захарова-М:Дрофа 2010 г, Общая биология А.А.Каменский,Е.А.Криксунов,
В.В.Пасечник М:Дрофа 2010г, Актуальные проблемы биологической науки А.В.Яблоков и др. М.Просвещение,2007г, Сборник задач по общей биологии И.В.Болгова М: Оникс,2008 Лекции по общей биологии. И.Н.Пименова, А.В.Пименов Саратов.Лицей. 2003г.
Элективный предмет «Молекулярные основы жизнедеятельности клетки» рассчитан на 24 часа учебных занятий в 10 классе .
В процессе изучения используется следующие виды контроля: тестовый контроль, проверочные работы. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством учителя и самостоятельной работой учащихся. Используются элементы следующих технологий: традиционные, проблемное обучение, информационно-коммуникационные.
2.Содержание тем учебного предмета.
Введение. 1ч.
Живая клетка как сложный комплекс химических веществ. Низкомолекулярные вещества — источник энергии и мономеры для построения полимеров. Высокомолекулярные вещества (макромолекулы), их многообразие. Гомополимеры и гетерополимеры. Многообразие полимеров (теоретические аспекты). Взаимодействие молекул как основа образования и функционирования компонентов живых клеток.
Демонстрация схем строения биологической мембраны, гомополимеров и гетерополимеров.
Физико-химические основы взаимодействия молекул .1ч.
Вода как среда обитания молекул живого, ее структура и свойства. Осмотические явления. Слабые нековалентные связи — основа формирования структуры биополимеров и их взаимодействий. Водородные связи: принципы образования, энергия связи, группы, образующие водородные связи. Кооперативность водородных связей. Ионные взаимодействия: физические основы, ионогенные группы биополимеров. Нековалентные взаимодействия веществ с водой, гидрофильные и гидрофобные молекулы и функциональные группы. Гидрофобные взаимодействия веществ в водной среде.
Углеводы и липиды 2ч.
Химические формулы углеводов. Моносахариды и полисахариды. Гомополисахариды и гетерополисахариды. Разветвленные полисахариды. Регулярные и нерегулярные полисахариды. Полимеризация как способ запасания веществ без повышения осмотического давления. Важнейшие запасные полисахариды: крахмал, гликоген, инулин. Жесткие линейные цепи полисахаридов — основа механических структур живых организмов. Целлюлоза, хитин, муреин, полисахариды соединительной ткани животных.
Демонстрация таблиц с формулами важнейших моно-и полисахаридов.
Липиды — гидрофобные вещества живых организмов. Основные классы липидов. Роль липидов в построении биомембран.
Демонстрация схемы строения биомембран.
Аминокислоты и белки 3ч.
Строение и свойства аминокислот, их многообразие. Аминокислоты, входящие в состав белков, их классификация. Пептидная связь. Число вариантов полипептидов. Направление полипептидной цепи. Белки — биологические полипептиды.
Демонстрация таблиц с формулами аминокислот и дипептида.
Глобулярные и фибриллярные белки. Уровни структурной организации молекул глобулярных белков. Роль различных взаимодействий в образовании пространственной структуры белка. Фибриллярные белки как компоненты механических структур живых организмов. Примеры фибриллярных белков: коллаген, фиброин, кератин.
Демонстрация таблиц с первичной, вторичной, третичной и четвертичной структурой белка.
Многообразие функций белков. Каталитическая функция белков. Ферменты, их отличия от химических катализаторов. Структурные белки. Механохимическая (двигательная) функция белков. Участие белков в транспорте: пассивный перенос и активный транспорт веществ через мембраны. Роль белков в системах защиты и нападения: антитела, токсины. Белки — регуляторы процессов (гормоны и их рецепторы; репрессоры и активаторы генов; модификация ферментов). Белки как источник энергии. Запасные белки.
Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты 3ч.
История открытия нуклеиновых кислот. Строение нуклеотидов. Рибоза и дезоксирибоза. Азотистые основания. Фосфатные группы, их число и место их присоединения. Моно-, ди- и трифосфаты. Макроэргическая связь. Роль нуклеотидов в запасании энергии и восстановительных эквивалентов.
Демонстрация таблиц с формулами пентоз, азотистых оснований, АТФ.
Соединение нуклеотидов в полимеры. Направление полинуклеотидной цепи. Два типа нуклеиновых кислот -ДНК и РНК. Длины цепей природных нуклеиновых кислот. Доказательства генетической функции ДНК. ДНК — двойная спираль: история открытия. Принцип комплементарности оснований — основа структурной стабильности ДНК и механизмов матричного синтеза НК. Антипараллельность цепей в двойной спирали.
Демонстрация схемы межнуклеотидных связей и комплементарных пар оснований и рисунка модели двойной спирали ДНК.
РНК — однонитевой полимер. Образование коротких внутримолекулярных спиралей — основа пространственной структуры РНК. Основные виды РНК. Матричная (информационная) РНК — переносчик информации от ДНК к месту синтеза белка. Транспортная РНК — активатор и переносчик аминокислот. Рибосомные РНК -организатор места синтеза белка. Другие виды РНК, их функции.
Демонстрация рисунка двух уровней структуры тРНК: плоскостной (клеверный лист) и пространственной (L-форма).
Биосинтез нуклеиновых кислот 4ч.
Проблема синтеза нерегулярных полимеров. Матричный синтез. Комплементарность оснований - основа матричного синтеза нуклеиновых кислот. Биосинтез ДНК (репликация) — основа процессов роста и размножения живых организмов. ДНК-полимеразы, их свойства. Проблема расплетания двойной спирали. Хеликазы и топоизомеразы. Начало синтеза, РНК-затравки. Проблема синтеза противоположно направленных цепей, прерывистый синтез. Завершение синтеза: удаление затравок и сшивание фрагментов.
Демонстрация таблицы со схемой репликативной вилки.
Биосинтез РНК (транскрипция). ДНК — матрица для синтеза всех клеточных РНК. Основные отличия биосинтеза РНК от биосинтеза ДНК: копирование отдельных участков, а не всей молекулы, считывание лишь одной из двух цепей, замена тимина на урацил. РНК-полимеразы, их свойства. Промоторы, их строение у прокариот и эукариот. Терминаторы транскрипции.
Демонстрация схемы структуры гена и биосинтеза РНК.
Регуляция транскрипции. Операторы и белки-регуляторы. Схема Жакоба—Моно. Особенности регуляции транскрипции у эукариот.
Демонстрация схемы регуляции по Жакобу и Моно.
Биосинтез белка 4ч.
Трансляция - перевод информации с языка нуклеотидов на язык аминокислот. Проблема кодирования двадцати аминокислот четырьмя основаниями. Генетический код, его свойства. Кодоны. Расшифровка генетического кода. Кодовая таблица. Универсальность генетического кода - доказательство единого происхождения всех живых организмов и основа для пересадки генов.
Демонстрация таблицы генетического кода, выработка навыков перевода нуклеотидных последовательностей в белковые.
Структура тРНК, антикодоны. Акцепторный конец тРНК. Реакция активации аминокислот, роль АТФ, ферменты. Строение рибосом, различия в рибосомах прокариот и эукариот. Две субъединицы рибосом. Функциональные центры рибосом.
Демонстрация схемы строения рибосомы и ее функциональных центров.
Понятие о рамке считывания. Необходимость точного (до нуклеотида) начала и окончания синтеза белка. Инициация трансляции. Различия инициации у прокариот и эукариот. Элонгация (удлинение) полипептидной цепи. Этапы элонгации: связывание тРНК, несущей активированную аминокислоту, присоединение аминокислоты к растущему пептиду, перемещение матрицы и удаление «пустой» тРНК. Цикличность процесса. Окончание синтеза (терминация). Терминирующие кодоны, белковые факторы терминации.
Демонстрация схемы работы рибосомы.
Сворачивание полипептида в глобулу, адресная доставка и созревание синтезированного белка (модификации аминокислот, удаление служебных последовательностей).
Нарушения структуры ДНК и их исправление 2ч.
Факторы, приводящие к нарушениям структуры ДНК: ошибки репликации, действие химических веществ и радиации. Различные виды нарушений структуры ДНК: разрывы цепи, сшивание оснований, изменение оснований (неправильные пары), выщепление оснований. Последствия этих нарушений.
Восстановление структуры ДНК – репарация. Светозависимая репарация тиминовых димеров. Удаление изменённых оснований и вставка правильных. Репарация с удалением протяженного поврежденного участка одной цепи и его синтеза по комплементарной цепи.
Молекулярные механизмы генетической рекомбинации 2ч.
Обмен участками между молекулами ДНК — основа комбинативной изменчивости. Гомологичная рекомбинация, условия и схема ее протекания, ее роль в обмене участками между гомологичными хромосомами в мейозе.
Демонстрация схемы гомологичной рекомбинации.
Негомологичная (сайт-специфическая) рекомбинация. Необходимость коротких гомологичных участков и специальных узнающих белков. Роль негомологичной рекомбинации в образовании генов иммуноглобулинов. Подвижные элементы генома.
Методы определения последовательности ДНК, их использование в науке и практике 2ч.
Метод расщепления по одному из оснований. Метод синтеза с терминирующими нуклеотидами. Полимеразная цепная реакция (ПЦР) -метод размножения избранных последовательностей ДНК.
Предсказание аминокислотных последовательностей белков по их генам. Сравнение последовательностей ДНК как метод определения родства, идентификации личности, обнаружения генетических заболеваний, наличия возбудителей заболеваний в окружающей среде. Использование последовательностей ДНК в систематике организмов и исследованиях популяций.
3. Требования к уровню подготовки обучающихся.
В процессе изучения курса учащиеся должны :
Знать/ понимать:
-различные виды химических связей молекулы воды;
-строение и функции углеводов и липидов;
-строение и функции аминокислот и белков,нуклеотидов и нуклеиновых кислот;
-биосинтез белка и нуклеиновых кислот.
Уметь:
-распознавать структуры белков;
-различать нуклеиновые кислоты; виды РНК;
-решать задачи по молекулярной биологии;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-работать с современной биологической и медицинской литературой (книгами) и Интернетом;
-составлять краткие рефераты и доклады по интересующим темам, уметь представлять их на школьных конференциях и олимпиадах;
-применять знания физических и химических законов для объяснения биологических процессов;
-использовать знания о методе определения родства для установления родственных связей.
«Рассмотрено на МО естественно-математического цикла и рекомендовано к утверждению» Руководитель МО ________ Оголь В.М.
Протокол № 1 от
31 августа 2013 г.
|
«Согласовано»
Заместитель директора школы
по УВР _______Филоненко Е.Н. 31 августа 2013 г.
|
Утверждаю
Директор школы _______Гавриченко Т.Н. Приказ № 36
от 31 августа 2013г.
|
Календарно-тематическое планирование элективного предмета по биологии
«Молекулярные основы жизнедеятельности клетки»
Класс – 10
Учитель – Оголь Валентина Михайловна
Количество часов на первое полугодие –24
На второе полугодие – 0
Всего -24 часа; в неделю - 2 часа.
Тестовые работы-2
Проверочные работы -1
Планирование составлено на основе: Рабочая программа элективного предмета
по биологии «Молекулярные основы жизнедеятельности клетки»
Тематическое планирование составила: Оголь Валентина Михайловна.
№
п/п
| Тема
| Кол-
во
час.
| Дата
по плану
| Дата
фактич.
| 1
| Введение.1ч.
| 1
|
|
| 2
| Физико-химические основы взаимодействия молекул.1ч.
| 1
|
|
|
3
| Углеводы и липиды.2ч.
Углеводы.
|
1
|
|
| 4
| Липиды.
| 1
|
|
|
5
| Аминокислоты и белки.3ч.
Аминокислоты.
|
1
|
|
| 6
| Белки. Их структура.
| 1
|
|
| 7
| Функции белков.
| 1
|
|
|
8
| Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты.3ч.
Нуклеотиды.
|
1
|
|
| 9
| ДНК.
| 1
|
|
| 10
| РНК.Тестовая работа по теме «Органические вещества клетки»
| 1
|
|
|
11
| Биосинтез нуклеиновых кислот.4ч.
Биосинтез ДНК.
|
1
|
|
| 12
| Биосинтез РНК.
| 1
|
|
| 13
| Решение задач.
| 1
|
|
| 14
| Регуляция биосинтеза нуклеиновых кислот.
| 1
|
|
|
15
| Биосинтез белка.4ч.
Трансляция. Генетический код.
|
1
|
|
| 16
| Структура т-РНК, антикодоны.
| 1
|
|
| 17
| Окончание синтеза белка.
| 1
|
|
| 18
| Практикум по решению задач.
| 1
|
|
|
19
| Нарушения структуры ДНК и их исправление.2ч.
Факторы и виды нарушений структуры ДНК.
|
1
|
|
| 20
| Восстановление структуры ДНК. Тестовая работа по теме «Биосинтез органических веществ»
| 1
|
|
|
21
| Молекулярные механизмы генетической рекомбинации.2ч.
Гомологичная рекомбинация.
|
1
|
|
| 22
| Негомологичная рекомбинация.
| 1
|
|
|
23
| Методы определения последовательности ДНК, их использование в науке и практике.2ч.
Методы определения последовательности ДНК.
|
1
|
|
| 24
| Использование методов в науке и практике. Итоговая проверочная работа
| 1
|
|
|
5. Учебно-методическое обеспечение.
№
п/п
| Содержание
| Класс
| Автор
| Издательство
| Год
изда-
ния
|
1
| Рабочая программа элективного предмета «Молекулярные основы жизнедеятельности клетки»
| 10
| В.М. Оголь
|
|
|
2
| Общая биология. Базовый уровень.
| 10
| В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова,Е.Т.Захарова
| -М:Дрофа.
| 2010
|
3
| Общая биология.
| 10
| А.А.Каменский,Е.А.Криксунов,
В.В.Пасечник.
| -М:Дрофа.
| 2010
|
4
| Актуальные проблемы биологической науки.
|
| А.В.Яблоков и др.
| Просвещение
| 2007
|
5
| Сборник задач по общей биологии.
|
| И.В.Болгова
| М: Оникс.
| 2008
|
6
| Лекции по общей биологии.
|
| И.Н.Пименова, А.В.Пименов.
| Саратов.Лицей.
| 2003
|
|
|
|
|
|
|
Учитель: Оголь Валентина Михайловна.
6.Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение.
I. Приборы и оборудование.
1.Комплект таблиц по общей биологии.
II. Учебные электронные пособия.
1.Биология в школе. Организация жизни. Электронные уроки и тесты.
Просвещение Медиа.
2.Подготовка к ЕГЭ по биологии. Физикон Дрофа.
3.Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия. Дрофа.
4. Интернет-ресурсы.
7.Литература
Альберте Б. и др. Молекулярная биология клетки. М.: Мир,1994.
Введение в молекулярную биологию. М.: Мир, 1988.
ГринН., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1—3. М.: Мир,1993.
Де ДювК. Путешествие в мир живой клетки. М.: Мир,1987.
Кемп П., Арме К. Введение в биологию. Т. 1—3. М.: Мир,1988.
Левитин М. Г., Левитина Т. П. Общая биология: Словарь понятий и терминов. СПб.: Паритет, 2002.
7.Левитин М. Г., Левитина Т. П. Общая биология. СПб.: Паритет, 2000.
8. Общая биология. 10—11 классы / Под ред. А. О. Рувинского (для углубленного изучения). М.: Просвещение, 1999.
9.ЧенцовЮ. С. Общая цитология. М.: Изд-во Моск. ун-та,1998. |