Рабочая программа элективного предмета по биологии «Молекулярные основы жизнедеятельности клетки»





Скачать 206.27 Kb.
НазваниеРабочая программа элективного предмета по биологии «Молекулярные основы жизнедеятельности клетки»
Дата публикации21.01.2015
Размер206.27 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Химия > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зап-Халеевичская средняя общеобразовательная школа»

Стародубского муниципального района Брянской области


«Рассмотрено на заседании МО учителей естественно-математического цикла и рекомендовано к утверждению»

Руководитель МО
________ Оголь В.М.
Протокол № 1

от 31 августа 2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР
________Филоненко Е.Н.
31 августа 2013 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Зап-Халеевичская СОШ»

________ Гавриченко Т.Н.
Приказ № 36

от 31 августа 2013г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного предмета по биологии
«Молекулярные основы жизнедеятельности клетки»

для 10-го класса

учителя биологии

Оголь Валентины Михайловны


Дата составления: 15 августа 2013 года

1. Пояснительная записка.

Программа элективного предмета составлена с учётом и на основе нормативно- правовых документов:

1 .Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, утверждённый приказом Минобразования РФ от 5.03.2004г. № 1089.

2.3акон РФ «Об образовании»

3. Авторская программа элективного предмета «Молекулярные основы жизнедеятельности клетки» В.В.Асеев. М.: Дрофа. 2005 г.

4.Учебный план МБОУ «Зап-Халеевичская СОШ» на текущий учебный год.

5. Положение о рабочей программе педагога в МБОУ «Зап-Халеевичская СОШ»

Рабочая программа конкретизирует содержание изучаемого материала, распределение учебных часов по крупным разделам предмета и последовательность их изучения.

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 10 класса . Известно, что в соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников. Ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся».

Рабочая программа полностью соответствует авторской программе.

В предлагаемой программе рассматриваются вопросы строения и функций биополимеров и молекулярные механизмы таких основополагающих процессов, как хранение и удвоение генетической информации, биосинтез белка, регуляция работы генов, избирательная локализация синтезированных белков в клеточных органеллах. Особые акценты делаются на приспособительном характере этих процессов и их роли в эволюции, а также на использовании методов и результатов молекулярной биологии в других биологических дисциплинах, прежде всего в систематике, экологии и медицине.

В курсе особое внимание уделяется физико-химическим механизмам взаимодействия макромолекул, лежащим в основе процессов формирования клеточных структур и функционирования клетки. Рассматривается действие различных факторов, влияющих на эти взаимодействия, на процессы жизнедеятельности клетки и целого организма, в частности на развитие некоторых заболеваний.

Элективный предмет опирается на знание учащимися обязательных учебных предметов и затрагивает многие вопросы, находящиеся на стыке биологии с другими науками, прежде всего с химией и физикой. Предполагается, что школьники, изучающие элективный предмет, уже знакомы с основами общей и органической химии, генетики и клеточной теории.

Отдельные разделы курса содержат задачи, решение которых позволит учащимся лучше усвоить материал, а также контролировать степень его усвоения.

Цель: Формирование у учащихся понимания физико-химических основ важнейших процессов жизнедеятельности организмов, в первую очередь явлений наследственности и реализации генетической информации.

Задачи: углубить и расширить знания учащихся о строении и функциях важнейших биополимеров, механизмах их биосинтеза, роли слабых межмолекулярных и внутримолекулярных взаимодействий в определении структуры живых организмов и протекания важнейших биологических процессов.

Ознакомить учащихся с возможностями применения методов молекулярной биологии в практической деятельности человека, прежде всего в медицине.

При обучении используется следующий УМК: Общая биология. Базовый уровень В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова,Е.Т.Захарова-М:Дрофа 2010 г, Общая биология А.А.Каменский,Е.А.Криксунов,

В.В.Пасечник М:Дрофа 2010г, Актуальные проблемы биологической науки А.В.Яблоков и др. М.Просвещение,2007г, Сборник задач по общей биологии И.В.Болгова М: Оникс,2008 Лекции по общей биологии. И.Н.Пименова, А.В.Пименов Саратов.Лицей. 2003г.

Элективный предмет «Молекулярные основы жизнедеятельности клетки» рассчитан на 24 часа учебных занятий в 10 классе .

В процессе изучения используется следующие виды контроля: тестовый контроль, проверочные работы. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством учителя и самостоятельной работой учащихся. Используются элементы следующих технологий: традиционные, проблемное обучение, информационно-коммуникационные.

2.Содержание тем учебного предмета.

Введение. 1ч.

Живая клетка как сложный комплекс химических веществ. Низкомолекулярные вещества — источник энергии и мономеры для построения полимеров. Высокомолекулярные вещества (макромолекулы), их многообразие. Гомополимеры и гетерополимеры. Многообразие полимеров (теоретические аспекты). Взаимодействие молекул как основа образования и функционирования компонентов живых клеток.

Демонстрация схем строения биологической мембраны, гомополимеров и гетерополимеров.

Физико-химические основы взаимодействия молекул .1ч.

Вода как среда обитания молекул живого, ее структура и свойства. Осмотические явления. Слабые нековалентные связи — основа формирования структуры биополимеров и их взаимодействий. Водородные связи: принципы образования, энергия связи, группы, образующие водородные связи. Кооперативность водородных связей. Ионные взаимодействия: физические основы, ионогенные группы биополимеров. Нековалентные взаимодействия веществ с водой, гидрофильные и гидрофобные молекулы и функциональные группы. Гидрофобные взаимодействия веществ в водной среде.

Углеводы и липиды 2ч.

Химические формулы углеводов. Моносахариды и полисахариды. Гомополисахариды и гетерополисахариды. Разветвленные полисахариды. Регулярные и нерегулярные полисахариды. Полимеризация как способ запасания веществ без повышения осмотического давления. Важнейшие запасные полисахариды: крахмал, гликоген, инулин. Жесткие линейные цепи полисахаридов — основа механических структур живых организмов. Целлюлоза, хитин, муреин, полисахариды соединительной ткани животных.

Демонстрация таблиц с формулами важнейших моно-и полисахаридов.

Липиды — гидрофобные вещества живых организмов. Основные классы липидов. Роль липидов в построении биомембран.

Демонстрация схемы строения биомембран.

Аминокислоты и белки 3ч.

Строение и свойства аминокислот, их многообразие. Аминокислоты, входящие в состав белков, их классификация. Пептидная связь. Число вариантов полипептидов. Направление полипептидной цепи. Белки — биологические полипептиды.

Демонстрация таблиц с формулами аминокислот и дипептида.

Глобулярные и фибриллярные белки. Уровни структурной организации молекул глобулярных белков. Роль различных взаимодействий в образовании пространственной структуры белка. Фибриллярные белки как компоненты механических структур живых организмов. Примеры фибриллярных белков: коллаген, фиброин, кератин.

Демонстрация таблиц с первичной, вторичной, третичной и четвертичной структурой белка.

Многообразие функций белков. Каталитическая функция белков. Ферменты, их отличия от химических катализаторов. Структурные белки. Механохимическая (двигательная) функция белков. Участие белков в транспорте: пассивный перенос и активный транспорт веществ через мембраны. Роль белков в системах защиты и нападения: антитела, токсины. Белки — регуляторы процессов (гормоны и их рецепторы; репрессоры и активаторы генов; модификация ферментов). Белки как источник энергии. Запасные белки.

Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты 3ч.

История открытия нуклеиновых кислот. Строение нуклеотидов. Рибоза и дезоксирибоза. Азотистые основания. Фосфатные группы, их число и место их присоединения. Моно-, ди- и трифосфаты. Макроэргическая связь. Роль нуклеотидов в запасании энергии и восстановительных эквивалентов.

Демонстрация таблиц с формулами пентоз, азотистых оснований, АТФ.

Соединение нуклеотидов в полимеры. Направление полинуклеотидной цепи. Два типа нуклеиновых кислот -ДНК и РНК. Длины цепей природных нуклеиновых кислот. Доказательства генетической функции ДНК. ДНК — двойная спираль: история открытия. Принцип комплементарности оснований — основа структурной стабильности ДНК и механизмов матричного синтеза НК. Антипараллельность цепей в двойной спирали.

Демонстрация схемы межнуклеотидных связей и комплементарных пар оснований и рисунка модели двойной спирали ДНК.

РНК — однонитевой полимер. Образование коротких внутримолекулярных спиралей — основа пространственной структуры РНК. Основные виды РНК. Матричная (информационная) РНК — переносчик информации от ДНК к месту синтеза белка. Транспортная РНК — активатор и переносчик аминокислот. Рибосомные РНК -организатор места синтеза белка. Другие виды РНК, их функции.

Демонстрация рисунка двух уровней структуры тРНК: плоскостной (клеверный лист) и пространственной (L-форма).

Биосинтез нуклеиновых кислот 4ч.

Проблема синтеза нерегулярных полимеров. Матричный синтез. Комплементарность оснований - основа матричного синтеза нуклеиновых кислот. Биосинтез ДНК (репликация) — основа процессов роста и размножения живых организмов. ДНК-полимеразы, их свойства. Проблема расплетания двойной спирали. Хеликазы и топоизомеразы. Начало синтеза, РНК-затравки. Проблема синтеза противоположно направленных цепей, прерывистый синтез. Завершение синтеза: удаление затравок и сшивание фрагментов.

Демонстрация таблицы со схемой репликативной вилки.

Биосинтез РНК (транскрипция). ДНК — матрица для синтеза всех клеточных РНК. Основные отличия биосинтеза РНК от биосинтеза ДНК: копирование отдельных участков, а не всей молекулы, считывание лишь одной из двух цепей, замена тимина на урацил. РНК-полимеразы, их свойства. Промоторы, их строение у прокариот и эукариот. Терминаторы транскрипции.

Демонстрация схемы структуры гена и биосинтеза РНК.

Регуляция транскрипции. Операторы и белки-регуляторы. Схема Жакоба—Моно. Особенности регуляции транскрипции у эукариот.

Демонстрация схемы регуляции по Жакобу и Моно.

Биосинтез белка 4ч.

Трансляция - перевод информации с языка нуклеотидов на язык аминокислот. Проблема кодирования двадцати аминокислот четырьмя основаниями. Генетический код, его свойства. Кодоны. Расшифровка генетического кода. Кодовая таблица. Универсальность генетического кода - доказательство единого происхождения всех живых организмов и основа для пересадки генов.

Демонстрация таблицы генетического кода, выработка навыков перевода нуклеотидных последовательностей в белковые.

Структура тРНК, антикодоны. Акцепторный конец тРНК. Реакция активации аминокислот, роль АТФ, ферменты. Строение рибосом, различия в рибосомах прокариот и эукариот. Две субъединицы рибосом. Функциональные центры рибосом.

Демонстрация схемы строения рибосомы и ее функциональных центров.

Понятие о рамке считывания. Необходимость точного (до нуклеотида) начала и окончания синтеза белка. Инициация трансляции. Различия инициации у прокариот и эукариот. Элонгация (удлинение) полипептидной цепи. Этапы элонгации: связывание тРНК, несущей активированную аминокислоту, присоединение аминокислоты к растущему пептиду, перемещение матрицы и удаление «пустой» тРНК. Цикличность процесса. Окончание синтеза (терминация). Терминирующие кодоны, белковые факторы терминации.

Демонстрация схемы работы рибосомы.

Сворачивание полипептида в глобулу, адресная доставка и созревание синтезированного белка (модификации аминокислот, удаление служебных последовательностей).

Нарушения структуры ДНК и их исправление 2ч.

Факторы, приводящие к нарушениям структуры ДНК: ошибки репликации, действие химических веществ и радиации. Различные виды нарушений структуры ДНК: разрывы цепи, сшивание оснований, изменение оснований (неправильные пары), выщепление оснований. Последствия этих нарушений.

Восстановление структуры ДНК – репарация. Светозависимая репарация тиминовых димеров. Удаление изменённых оснований и вставка правильных. Репарация с удалением протяженного поврежденного участка одной цепи и его синтеза по комплементарной цепи.

Молекулярные механизмы генетической рекомбинации 2ч.

Обмен участками между молекулами ДНК — основа комбинативной изменчивости. Гомологичная рекомбинация, условия и схема ее протекания, ее роль в обмене участками между гомологичными хромосомами в мейозе.

Демонстрация схемы гомологичной рекомбинации.

Негомологичная (сайт-специфическая) рекомбинация. Необходимость коротких гомологичных участков и специальных узнающих белков. Роль негомологичной рекомбинации в образовании генов иммуноглобулинов. Подвижные элементы генома.

Методы определения последовательности ДНК, их использование в науке и практике 2ч.

Метод расщепления по одному из оснований. Метод синтеза с терминирующими нуклеотидами. Полимеразная цепная реакция (ПЦР) -метод размножения избранных последовательностей ДНК.

Предсказание аминокислотных последовательностей белков по их генам. Сравнение последовательностей ДНК как метод определения родства, идентификации личности, обнаружения генетических заболеваний, наличия возбудителей заболеваний в окружающей среде. Использование последовательностей ДНК в систематике организмов и исследованиях популяций.

3. Требования к уровню подготовки обучающихся.

В процессе изучения курса учащиеся должны :

Знать/ понимать:

-различные виды химических связей молекулы воды;

-строение и функции углеводов и липидов;

-строение и функции аминокислот и белков,нуклеотидов и нуклеиновых кислот;

-биосинтез белка и нуклеиновых кислот.

Уметь:

-распознавать структуры белков;

-различать нуклеиновые кислоты; виды РНК;

-решать задачи по молекулярной биологии;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-работать с современной биологической и медицинской литературой (книгами) и Интернетом;

-составлять краткие рефераты и доклады по интересующим темам, уметь представлять их на школьных конференциях и олимпиадах;

-применять знания физических и химических законов для объяснения биологических процессов;

-использовать знания о методе определения родства для установления родственных связей.



«Рассмотрено на МО естественно-математического цикла и рекомендовано к утверждению»
Руководитель МО
________ Оголь В.М.

Протокол № 1 от

31 августа 2013 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР
_______Филоненко Е.Н.
31 августа 2013 г.



Утверждаю

Директор школы
_______Гавриченко Т.Н.
Приказ № 36

от 31 августа 2013г.


Календарно-тематическое планирование элективного предмета по биологии

«Молекулярные основы жизнедеятельности клетки»


Класс – 10

Учитель – Оголь Валентина Михайловна

Количество часов на первое полугодие –24

На второе полугодие – 0

Всего -24 часа; в неделю - 2 часа.

Тестовые работы-2

Проверочные работы -1

Планирование составлено на основе: Рабочая программа элективного предмета

по биологии «Молекулярные основы жизнедеятельности клетки»


Тематическое планирование составила: Оголь Валентина Михайловна.




п/п

Тема

Кол-

во

час.

Дата

по плану

Дата

фактич.

1

Введение.1ч.

1







2

Физико-химические основы взаимодействия молекул.1ч.

1








3

Углеводы и липиды.2ч.

Углеводы.


1







4

Липиды.

1








5

Аминокислоты и белки.3ч.

Аминокислоты.


1







6

Белки. Их структура.

1







7

Функции белков.

1








8

Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты.3ч.

Нуклеотиды.



1







9

ДНК.

1







10

РНК.Тестовая работа по теме «Органические вещества клетки»

1








11

Биосинтез нуклеиновых кислот.4ч.

Биосинтез ДНК.


1







12

Биосинтез РНК.

1







13

Решение задач.

1







14

Регуляция биосинтеза нуклеиновых кислот.

1








15

Биосинтез белка.4ч.

Трансляция. Генетический код.


1







16

Структура т-РНК, антикодоны.

1







17

Окончание синтеза белка.

1







18

Практикум по решению задач.

1








19

Нарушения структуры ДНК и их исправление.2ч.

Факторы и виды нарушений структуры ДНК.


1







20

Восстановление структуры ДНК. Тестовая работа по теме «Биосинтез органических веществ»

1









21

Молекулярные механизмы генетической рекомбинации.2ч.

Гомологичная рекомбинация.




1







22

Негомологичная рекомбинация.


1









23

Методы определения последовательности ДНК, их использование в науке и практике.2ч.

Методы определения последовательности ДНК.



1







24

Использование методов в науке и практике. Итоговая проверочная работа

1








5. Учебно-методическое обеспечение.




п/п

Содержание

Класс

Автор

Издательство

Год

изда-

ния


1

Рабочая программа элективного предмета «Молекулярные основы жизнедеятельности клетки»

10

В.М. Оголь








2

Общая биология. Базовый уровень.

10

В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова,Е.Т.Захарова

-М:Дрофа.

2010


3

Общая биология.

10

А.А.Каменский,Е.А.Криксунов,

В.В.Пасечник.

-М:Дрофа.

2010


4

Актуальные проблемы биологической науки.




А.В.Яблоков и др.

Просвещение

2007


5

Сборник задач по общей биологии.




И.В.Болгова

М: Оникс.

2008


6

Лекции по общей биологии.




И.Н.Пименова, А.В.Пименов.

Саратов.Лицей.

2003





















Учитель: Оголь Валентина Михайловна.

6.Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение.

I. Приборы и оборудование.

1.Комплект таблиц по общей биологии.

II. Учебные электронные пособия.

1.Биология в школе. Организация жизни. Электронные уроки и тесты.

Просвещение Медиа.

2.Подготовка к ЕГЭ по биологии. Физикон Дрофа.

3.Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия. Дрофа.

4. Интернет-ресурсы.

7.Литература

  1. Альберте Б. и др. Молекулярная биология клетки. М.: Мир,1994.

  2. Введение в молекулярную биологию. М.: Мир, 1988.

  3. ГринН., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1—3. М.: Мир,1993.

  4. Де ДювК. Путешествие в мир живой клетки. М.: Мир,1987.

  5. Кемп П., Арме К. Введение в биологию. Т. 1—3. М.: Мир,1988.

  6. Левитин М. Г., Левитина Т. П. Общая биология: Словарь понятий и терминов. СПб.: Паритет, 2002.

7.Левитин М. Г., Левитина Т. П. Общая биология. СПб.: Паритет, 2000.

8. Общая биология. 10—11 классы / Под ред. А. О. Рувинского (для углубленного изучения). М.: Просвещение, 1999.

9.ЧенцовЮ. С. Общая цитология. М.: Изд-во Моск. ун-та,1998.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа элективного предмета по биологии «Молекулярные основы жизнедеятельности клетки» iconРабочая программа элективный учебный предмет по Основам безопасности...
Программа элективного учебного предмета «Основы подготовки к военной службе» предназначена для учащихся 11-х классов, рассчитана...
Рабочая программа элективного предмета по биологии «Молекулярные основы жизнедеятельности клетки» iconРабочая программа элективного курса по биологии «экология человека»
Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает...
Рабочая программа элективного предмета по биологии «Молекулярные основы жизнедеятельности клетки» iconРабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Авторы: Смирнов ат., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности, комплексная программа. (Программы для общеобразовательных...
Рабочая программа элективного предмета по биологии «Молекулярные основы жизнедеятельности клетки» iconРабочая программа учебного предмета: «Основы безопасности и жизнедеятельности»
Обж с использованием примерных программ по учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 классы (Стандарты второго...
Рабочая программа элективного предмета по биологии «Молекулярные основы жизнедеятельности клетки» iconПрограмма элективного курса по общей биологии
Среди органических веществ клетки белки занимают первое место, как по количеству, так и по значению. У животных на них приходится...
Рабочая программа элективного предмета по биологии «Молекулярные основы жизнедеятельности клетки» iconРабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса (далее Рабочая программа) разработана на основе...
Рабочая программа элективного предмета по биологии «Молекулярные основы жизнедеятельности клетки» iconРабочая программа учебного предмета: основы безопасности жизнедеятельности....
Обж с использованием примерных программ по учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 классы (Стандарты второго...
Рабочая программа элективного предмета по биологии «Молекулярные основы жизнедеятельности клетки» iconРабочая программа учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности
Учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8 класса разработана в соответствии с Государственным образовательным...
Рабочая программа элективного предмета по биологии «Молекулярные основы жизнедеятельности клетки» iconРабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников //Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа....
Рабочая программа элективного предмета по биологии «Молекулярные основы жизнедеятельности клетки» iconРабочая программа элективного предмета «Человек и его здоровье»
Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Человек и его здоровье», составленного группой авторов Л. В....
Рабочая программа элективного предмета по биологии «Молекулярные основы жизнедеятельности клетки» iconРабочая программа курса основы безопасности жизнедеятельности 11...
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников,...
Рабочая программа элективного предмета по биологии «Молекулярные основы жизнедеятельности клетки» iconРабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
М.: Просвещение, 2011 в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности...
Рабочая программа элективного предмета по биологии «Молекулярные основы жизнедеятельности клетки» iconРабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программа разработана на основе «Программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности 5-9 кл»....
Рабочая программа элективного предмета по биологии «Молекулярные основы жизнедеятельности клетки» iconПрограмма элективного курса по биологии "Клетки и ткани"
Он предназначен для учащихся 10-11 классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии....
Рабочая программа элективного предмета по биологии «Молекулярные основы жизнедеятельности клетки» iconМетодические рекомендации для обучаемых по образовательной программе...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московская медицинская академия имени И. М. Сеченова...
Рабочая программа элективного предмета по биологии «Молекулярные основы жизнедеятельности клетки» iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе программы «Основы безопасности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск