Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры химических и ресурсосберегающих технологий «17»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры химических и ресурсосберегающих технологий «17»
страница1/6
Дата публикации26.03.2015
Размер0.55 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Химия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
лого
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
c:\documents and settings\администратор\рабочий стол\аккредитация\умкд\-----+++++++\2013-new.jpg
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Химическая технология композиционных материалов

Специальность– 240802.65,Основные процессы химических производств и химическая кибернетика

Форма подготовки очная
Школа естественных наук ДВФУ

Кафедра химических и ресурсосберегающих технологий

курс 5 семестр 9

лекции 17 час.

практические занятия 17 час.

семинарские занятия 0 час.

лабораторные работы 0 час.

всего часов аудиторной нагрузки 34 час.

самостоятельная работа 34 час.

реферативные работы

контрольные работы

зачет 9 семестр

экзамен не предусмотрен
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (№ ГОС. РЕГ. 220 тех\дс от 27 марта 2000 г.)

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры химических и ресурсосберегающих технологий « 17 » июня 2013 г., протокол № 14.
Заведующая (ий) кафедрой В.А. Реутов

Составитель (ли): А.М. Заболотная

Оглавление

1. Аннотация учебно-методического комплекса 3

2. Рабочая программа учебной дисциплины 5

3. Конспекты лекций 16

4. Материалы практических занятий 23

5. Материалы для организации самостоятельной работы студентов 28

6. Контрольно-измерительные материалы 33

7. Список литературы 38

8. Глоссарий 41

9. Дополнительные материалы 49


Аннотация учебно-методического комплекса дисциплины
«Химическая технология композиционных материалов»


Учебно-методический комплекс дисциплины «Химическая технология композиционных материалов» разработан для студентов 5 курса по специальности 240802.65 «Основные процессы химических производств и химическая кибернетика» в соответствии с требованиями ГОС ВПО по данной специальности.

Дисциплина «Химическая технология композиционных материалов» относится к разделу ОПД.Р.2 – Цикл общепрофессиональных дисциплин (региональный компонент).

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 68 часов. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (17 часов), практические занятия (17 часов), самостоятельная работа студента (34 часа). Дисциплина реализуется на 5 курсе в 9 семестре.

Целью освоения дисциплины «Химическая технология композиционных материалов» является формирование системы теоретических знаний о структуре и свойствах композиционных материалов, технологии их получения и переработки и практических навыков по их расчету и проектированию.

Дисциплина «Процессы и аппараты защиты окружающей среды» логически и содержательно связана с такими курсами, как «Общая и неорганическая химия», «Органическая химия», «Процессы и аппараты химических производств», «Общая химическая технология», «Химическая технология композиционных материалов».

Дисциплина направлена на формирование общепрофессиональных знаний и умений выпускника

Учебно-методический комплекс включает в себя:

  • аннотацию;

  • рабочую учебную программу дисциплины;

  • конспекты лекций;

  • материалы для практических занятий;

  • материалы для организации самостоятельной работы студентов;

  • контрольно-измерительные материалы;

  • список литературы;

  • глоссарий;

  • дополнительные материалы.

Достоинством данного УМКД является наличие индивидуальных заданий для самостоятельной работы студентов и системы контроля и оценки достижений студента. Студенты вполне самостоятельно могут освоить практически все темы дисциплины, руководствуясь рекомендациями преподавателя.

Автор-составитель учебно-методического комплекса:

ассистент кафедры химических и ресурсосберегающих технологий ШЕН ДВФУ

А.М. Заболотная
Зав. кафедрой химических и
ресурсосберегающих технологий В.А. Реутов
лого


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
Школа естественных наук ДВФУ

c:\documents and settings\администратор\рабочий стол\аккредитация\умкд\-----+++++++\2013-new.jpg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

Химическая технология композиционных материалов

Специальность– 240802.65, Основные процессы химических производств и химическая кибернетика

Форма подготовки (очная)

Школа естественных наук ДВФУ

Кафедра химических и

ресурсосберегающих технологий

курс 5 семестр 9

лекции 17 час.

практические занятия 17 час.

семинарские занятия 0 час.

лабораторные работы 0 час.

всего часов аудиторной нагрузки 34 час.

самостоятельная работа 34 час.

реферативные работы

контрольные работы

зачет 9 семестр

экзамен не предусмотрен
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (№ ГОС. РЕГ. 220 тех\дс от 27 марта 2000 г.)

Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры химических и ресурсосберегающих технологий « 17 » июня 2013 г., протокол № 14.

Заведующая (ий) кафедрой В.А. Реутов

Составитель (ли): А.М. Заболотная

Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 201 г. № ______

Заведующий кафедрой В.А. Реутов

(подпись) (И.О. Фамилия)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующий кафедрой В.А. Реутов

(подпись) (И.О. Фамилия)
Аннотация

Активное развитие науки и техники привело к потребности в разработке новых материалов, обладающих строго заданными свойствами, зачастую противоречащими друг другу. Основным классом материалов, удовлетворяющих подобным условиям являются композиционные материалы. Потребность в разработке новых материалов лежит в основе постоянного усовершенствования технологических процессов их производства, создания принципиально новых технологий и оборудования для их реализации. В течение относительно короткого времени новые конструкторские и технологические решения, появившиеся при разработке уникальных материалов, распространяются в различных отраслях производства и становятся привычными для специалистов. В то же время разрабатываются новые конструкции, производство и эксплуатация которых невозможны без новых материалов, таким образом, разработка новых материалов, в том числе и композитов, стимулирует развитие техники и технологии.

Дисциплина «Химическая технология композиционных материалов» относится к разделу ОПД.Р.2 – Цикл общепрофессиональных дисциплин (региональный компонент).

Дисциплина охватывает круг вопросов, связанных с основными видами композиционных материалов и технологии получения их в промышленности, атакже основными аспектами переработки композиционных материалов в готовые изделия. Для этого в курсе рассматриваются свойства и строение (а так же их взаимосвязь) композиционных материалов, способы проектирования и расчета композиционных материалов с заданными характеристиками и объектов на их основе. Кроме того, рассматриваются некоторые технологические процессы и основная аппаратура, предназначенные для получения и переработки композиционных материалов.

Дисциплина «Процессы и аппараты защиты окружающей среды» логически и содержательно связана с такими курсами, как «Общая и неорганическая химия», «Органическая химия», «Процессы и аппараты химических производств», «Общая химическая технология», «Химическая технология композиционных материалов».

Целью освоения дисциплины «Химическая технология композиционных материалов» является формирование системы теоретических знаний о структуре и свойствах композиционных материалов, технологии их получения и переработки и практических навыков по их расчету ипроектированию.

Знания, полученные при изучении дисциплины «Химическая технология композиционных материалов» могут быть использованы в научно-исследовательской работе студентов ипри выполнении дипломной работы.

В результате освоения дисциплины студенты должны:

Знать теоретические основы технологии получения и переработки композиционных материалов.

Уметь использовать: сведения об основных свойствах и структуре композиционных материалов, выбирать необходимую структуру и рассчитывать ее основные характеристики для получения композиционного материала с заданными свойствами.

Владеть методами расчета и проектирования композиционных материалов.


  1. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса

Общая трудоемкость дисциплины составляет 68 часов.

Лекционные занятия (17 ч)

  1. Композиционные материалы(2 часа)

Тема 1. Основные термины и определения. Структура композиционных материалов (1 час)

Определение КМ и их компонентов. Признаки КМ. Структура КМ. История создания КМ.

Тема 2. Классификация композиционных материалов (1 час)

Классификация по типу матричного материала. Классификация по структуре армирующего компонента. Классификация по геометрии компонентов. Классификация по расположению компонентов. Классификация по схеме армирования.

  1. Компоненты композиционных материалов (5 часов)

Тема 1. Материалы матриц (2 часа)

Металлы и сплавы. Керамические материалы.Полимерные материалы и высокомолекулярные соединения.

Тема 2. Армирующие элементы.(3 часа)

Стеклянные и кварцевые материалы. Борные волокна. Керамические волокна.Органические материалы. Арамидные волокна. Углеродные материалы. Металлические волокна. Нитевидные кристаллы. Способы объединения армирующих элементов.

  1. Методы производства композиционных материалов и изделий на их основе (6 часов)

Тема 1. Получение заготовок композиционных материалов (1 час)

Премиксы. Определение. Способы получения. Области применения.

Препреги. Определение. Способы получения. Области применения.

Тема 2. Производство металлических композиционных материалов(2 часа)

Твердофазые методы. Жидкофазные методы.Газофазные методы. Электролитическое осаждение

Тема 2. Производство полимерных композиционных материалов(2 часа)

Контактное формование (выкладка, напыление). Намотка волокном. Формование с эластичной диафрагмой.Пропитка. Прессование в формах. Пултрузия. Формование реактопластов на матрице.

Тема 3. Производство керамических, углерод-углеродных и гибридных композиционных материалов(1 час)

Керамические композиционные материалы. Прессование со спеканием. Горячее прессование. Шликерное литье.

УУКМ. Пропитка волокнистого каркаса с последующей карбонизацией. Осаждение из газовой фазы углерода между волокнами каркаса. Комбинированный метод (сочетание пропитки волокнистого каркаса и карбонизации с осаждением углерода из газовой фазы).

Варианты гибридных структур. Полиматричные (гетероматричные) композиционные материалы. Полиармированные (поливолокнистые) композиционные материалы.

  1. Применение композиционных материалов (4 часа)

Тема 1. Обработка композиционных материалов(1 час)

Лезвийная обработка (раскрой, резка, вырубка, фрезерование, точение, строгание, сверление, развертывание, зенкерование, нарезание резьбы).

Абразивная обработка (раскрой, сверление, шлифование, хонингование, притирка).

Ультразвуковая резка и сверление.

Лазерная резка и прошивка отверстий.

Резка струей воды.

Тема 2. Соединение композиционных материалов (1 час)

Классификация соединений. Факторы, влияющие на выбор типа соединения.

Сплошные соединения (клеевые, формовочные, сварные)

Механические соединения (резьбовые, клепаные, самозаклинивающиеся, сшивные, игольчатые)

Комбинированные соединения (клееклепаные, клеесшивные, клееигольчатые, клееболтовые и др.)

Тема 3. Определение и контроль свойств композиционных материалов (1 час)

Основные механические свойства композиционных материалов.

Испытание на растяжение.

Испытание на сжатие.

Испытание на сдвиг.

Тема 4. Применение композиционных материалов (1 час)

Применение в авиа- и ракетостроении.

Применение в судостроении.

Применение в изготовлении товаров массового потребления.


  1. СТРУКТУРА И содержание практической части курса

Темы практических работ (17 часов)

Контрольная работа по модулю 1 – 1 час.

Контрольная работа по модулю 2 – 1 час.

Контрольная работа по модулю 3 – 1 час.

Контрольная работа по модулю 4 – 1 час.

Расчет прочностных характеристик композиционных материалов и изделий на их основе – 4 часа.

Получение композиционных материалов на основе фенолформальдегидных смол (с выполнением лабораторного эксперимента). Сравнение способов отверждения фенолформальдегидных смол – 4 часа.

Разработка техпроцесса получения изделий заданных размеров и плотности методом порошковой металлургии – 3 часа.

Современные композиционные материалы и перспективы их применения (доклады и обсуждение в рамках данной темы) – 2 часа.


  1. контроль достижения целей курса

Для контроля знаний студента предусмотрены следующие виды работ:

  • еженедельные5-минутные контрольные на лекционных занятиях по пройденному материалу и темам для самостоятельного изучения;

  • контрольные работы по основным блокам на практических занятиях;

  • защита самостоятельных работ;

  • итоговая контрольная работа и зачет по окончании курса.

Самостоятельная работа необходима при проработке материала лекций и практических занятий; подготовке к контрольным работам и зачету.

В самостоятельную работу по дисциплине «Химическая технология композиционных материалов» включены следующие виды деятельности:

  • поиск информации по темам для самостоятельного изучения (например, о способах получения и отверждения фенолформальдегидных смол);

  • создание блок-схемы расчета на прочность изделия на основе композиционного маериала;

  • решение расчетных задач;

  • подготовка доклада об одном из современных композиционных материалов (на выбор студента);

  • подготовка к промежуточному и итоговому контролю.


Вопросы к зачету

  1. Виды полимеров (по структуре). Чем они отличаются друг от друга?

  2. Для чего используют препреги. Каким образом их получают?

  3. Из каких сегментов могут состоять макромолекулы смол на основе сложных диэфироввинилкарбоновых кислот?

  4. Изделия какой формы могут быть получены при намотке? каким образом осуществляется данный метод?

  5. Классификация композиционных материалов по структуре армирующего компонента.

  6. Композиционные материалы (дайте определение).

  7. Назовите способы объединения волокнистых упрочняющих элементов

  8. Опишите способ получения ненасыщенных полиэфирных смол общего назначения (за уравнение реакции доп. балл)

  9. Основные свойства стекловолокон и материалов на их основе.

  10. Перечислите жидкофазные методы получения металлических композиционных материалов. Опишите подробнее один из них.



  1. тематика и перечень курсовых работ и рефератов

Рефераты

  1. Стеклопластики в авиа- и ракетостроении

  2. Углепластики

  3. Керметы

  4. Боропластики

  5. Стеклопластики в судостроении

  6. Композиционные материалы в автомобилестроении

  7. Композиционные материалы в электротехнике

  8. Композиционные материалы в осветительной технике

  9. Композиционные материалы в медицине

  10. Композиционные материалы в изготовлении спортивного инвентаря

  11. Композиционные материалы в мебельной промышленности

  12. Композиционные материалы в строительстве

  13. Композиционные материалы на основе арамидного волокна




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

а) основная литература:

  1. Батаев, А.А. Композиционные материалы / А. А. Батаев, В. А. Батаев, – М. : Логос, 2006. – 400 с.

  2. Полимерные композиционные материалы : прочность и технология / С. Л. Баженов, А. А. Берлин, А. А. Кульков и др., – Долгопрудный : Интеллект , 2010. – 347 с.

  3. Полимерные композиционные материалы: структура, свойства, технология : учеб. пособие для вузов / М. Л. Кербер и др.; под ред. А. А. Берлина, – СПб. : Профессия , 2009. – 560c.

  4. Мутылина, И. Н. Структура и свойства композиционных материалов : учебное пособие / И. Н. Мутылина, – Владивосток : Изд-во Дальневосточного технического университета , 2011. – 109 с.

б) дополнительная литература:

  1. Справочник по композиционным материалам: В 2-х кн. / Под ред. Дж. Любина; пер с англ. А. Б. Геллера, М. М. Гельмонта; под ред. Б. Э. Геллера. – М.: Машиностроение, 1988. – 448 с.

  2. Батаев, А. А., Батаев, В. А. Композиционные материалы: строение, получение, применение: Учебник / А. А. Батаев, В. А. Батаев, – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2002. – 384 с.

  3. Новые материалы / Под науч. ред. Ю. С. Карабасова. – М.: МИСИС, 2002. – 736 с.

  4. Болтон, У.Конструкционные материалы: металлы, сплавы, полимеры, керамика, композиты : пер. с англ. /У. Болтон, – М. : Додэка-XXI , 2007. – 320 c.

  5. Технология новых материалов : учебное пособие /А. А. Попович, И. Н. Мутылина, Е. В. Ружицкая и др., – Владивосток : Изд-во Дальневосточного технического университета , 2007. – 290 с.

  6. Эшби, М. Ф. Конструкционные материалы. Полный курс : учебное пособие : пер. с англ. / М. Эшби, Д. Джонс, – Долгопрудный : Интеллект , 2010. – 671 с.

  7. Шур, А. М. Высокомолекулярные соединения: Учебник для ун-тов; 3-е изд., перераб и доп. / А. М. Шур. – М.: Высшая школа, 1981. – 656 с.

  8. Справочник химика : В 6-ти т. / Гл. редактор Б. П. Никольский. – М.-Л. : Химия, 1963-1967. – Т. 1-6.

  9. Тимонин, А. С. Основы конструирования и расчета химико-технологического и природоохранного оборудования : Справочник : В 3-х т. / А. С. Тимонин. – Калуга : Издательство Н. Бочкаревой, 2002. – Т. 1-3.


Интернет-ресурсы


  1. Тялина Л.Н. Новые композиционные материалы: учебное пособие / Л.Н. Тялина, А.М. Минаев, В.А. Пручкин, – Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2011. - 80 с. Режим доступа :

http://window.edu.ru/resource/541/76541/files/pruchkin-t.pdf

  1. Черный, А.А. Композиционные материалы в технике и перспективы их получения при производстве отливок: Учебное пособие. / А.А. Черный, В.А. Черный. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2007. - 60 с.

http://window.edu.ru/resource/993/53993

  1. Кербер М.Л. Композиционные материалы // Соросовский образовательный журнал, 1999, №5, с. 33-41.

http://window.edu.ru/resource/407/21407

лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
Школа естественных наук ДВФУ

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры химических и ресурсосберегающих технологий «17» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Специальность – 250403. 65 Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры химических и ресурсосберегающих технологий «17» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры прикладной лингвистики и образовательных технологий...
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры химических и ресурсосберегающих технологий «17» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры химических и ресурсосберегающих технологий «17» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психическая саморегуляция»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры химических и ресурсосберегающих технологий «17» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психопатология»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры химических и ресурсосберегающих технологий «17» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «невропатология»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры химических и ресурсосберегающих технологий «17» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры химических и ресурсосберегающих технологий «17» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры психологии развития и инноваций
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры химических и ресурсосберегающих технологий «17» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры химических и ресурсосберегающих технологий «17» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры химических и ресурсосберегающих технологий «17» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Туризм, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 20. 01. 2006 г. №739гум/бак Учебно-методический комплекс дисциплины...
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры химических и ресурсосберегающих технологий «17» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология...
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры химических и ресурсосберегающих технологий «17» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Туризм, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 20. 01. 2006 г. №739гум/бак. Учебно-методический комплекс обсужден...
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры химических и ресурсосберегающих технологий «17» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры химических и ресурсосберегающих технологий «17» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры химических и ресурсосберегающих технологий «17» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск