Скачать 76.63 Kb.
|
Химия – наука волшебница Подготовила:Охотникова Л.П. Вводное слово учителя: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у вас будет необычный урок. В школе проходит неделя естественных наук. Какие же науки можно отнести к естественным?... Химия –наука очень серьезная, опасная и одна из самых трудных для изучения, поэтому этот предмет вы начинаете изучать с 8 класса. Но кроме этого химия захватывающе интересна и ее по праву называют «Наука – волшебница» Выходят учащиеся, уже изучающие химию: 1 ученик: Сегодня лучший день, Сегодня славный день, Большой ликует дом, Смеется ипоет Таблица в сборе вся, !00 с лишним элементов Великая царица Их на парад ведет Песня на мотив «Маленькая страна» 1 куплет: Химия всех цариц наука, Химия – всех важней, Синтез различных компонентов- Это подвластно ей Может помочь в беде больному И чудо сотворить, Может согреть зимой холодной- Нам без нее не жить Припев: Химия, химия Ты для людей важна, Химия – будущее наше, Нет жизни без тебя. 2 куплет: Ты подчинила все стихии; Воду, металл, огонь, Без кислорода нет жизни в мире, Свет нам дает неон Феррум находится в клетках крови, Без аш два о нам не жить. Химию в школе изучают, Чтоб ей жизнь посвятить Припев: 2 ученик: Никого я не люблю только химию одну О, химия, наука волшебства! Мир превращений и соединений! Из древней магии и колдовства! Возрос твой мощный и прекрасный гений! 3 ученик: Металлургия, музыка стекла, Парфюм, лекарства, удобрения, ткани Все это, химия, твои дела! И ты со временем Еще нужнее станешь. 4 ученик: Великие законы мирозданья, В сущности, изящны и просты. Нам порой лишь не хватает знанья Для разгадки этой простоты. 5 ученик: Только гениев великое прозренье Предопределяет путь движенья Для науки к новым рубежам. Много было в химии талантов, И подчас им было нелегко. Только стоя на плечах гигантов, Мы сегодня видим далеко. У читель : Знакомит учащихся с галерей фотографий великих химиков, которые находятся на стенде в классе. 6 ученик: Чего только нету, чего только нет На этом, на белом, на свете Химия – трудный, но важный предмет, ЕЕ изучают все дети. 7 ученик: Кто любит химию учить, Тот поступает мудро, Любое чудо сотворить Совсем тогда не трудно. А теперь давай те с вами переместимся в Лабораторию алхимика Как же все начиналось? Если считать первыми химиками древнеегипетских жрецов, то химия – наука- старушка, ей несколько тысяч лет. Особый вклад в развитие химии внесли алхимики. Алхимия – это лженаука. Чем они занимались? Для того, чтобы выяснить это, давайте побываем в лаборатории алхимика. (На экран проецируется фотография: «Лаборатория алхимика».) На фотографии вы видите химическую посуду и приспособления для алхимических опытов. Как вы успели заметить, на моем столе стоит аналогичная посуда. Алхимики стремились к богатству и вечной жизни. Что же хотели получить алхимики? Они искали «философский камень» – такое вещество, при помощи которого можно любой металл, например, свинец, превратить в золото… До сих пор оно является символом богатства. Чтобы выяснить, почему, проведем простой опыт: перед нами две колбы с соляной кислотой. Это вещество входит в состав нашего желудочного сока, который помогает переваривать пищу. В одну колбу опустим немного опилок магния, в другую – золотое обручальное кольцо. Магний бурно взаимодействует с кислотой и растворяется в ней, золотое кольцо лежит в колбе с кислотой и не подвергается никаким изменениям. Золото – малоактивный металл, оно не вступает в химические реакции, поэтому его можно хранить неограниченно долго. Итак, алхимики в своих лабораториях искали рецепт изготовления «философского камня». Вклад этих людей в развитие химии огромен – сами того не желая, они открывали новые химические элементы, изучали и описывали свойства химических веществ. Как вы думаете, удалось ли алхимикам найти «философский камень» и превратить свинец в золото? Конечно, нет! Ведь алхимики в своих исследованиях преследовали корыстные цели личного обогащения. Опыт № 1 А теперь из глубины веков перенесемся в наше время, чтобы посетить волшебную химическую кухню. Почему эта кухня волшебная? Потому, что ни один самый искусный шеф-повар самого лучшего ресторана не способен делать то, что я вам сейчас покажу. Перед нами три одинаковых стакана, заполненные прозрачной бесцветной жидкостью, которая очень похожа на воду. Итак, волшебная химическая кухня начинает свою работу! Волшебной чайной ложкой я превращаю воду в первом стакане в красное вино! И запах соответствующий – алкогольный.. Ой, что это я делаю? Лет-то вам сколько? Рано вам показывать алкогольные опыты, у вас еще молоко на губах не обсохло! Уничтожаем вино, получаем молоко. В первый стакан приливается половина жидкости из второго стакана – получается прозрачная жидкость. Затем в первый стакан выливается содержимое третьего стакана – получается «молоко». Молоко – очень полезный продукт именно для растущего организма. «Пейте, дети, молоко, будете здоровы!» – как поется в известной детской песенке. Но никто из вас не будет пить молоко за праздничным столом, а ведь у нас сегодня праздник! Поэтому быстро превращаем молоко в менее полезный, но более праздничный напиток – газировку! Для этого выливаем в «молоко» остатки жидкости из второго стакана – прощай молоко, да здравствует газировка! Но что-то мы увлеклись приготовлением напитков, надо же сделать и что-нибудь съедобное! Предлагаю часть газировки превратить в очень полезный продукт – творог. Отливаем газировку в химический стакан, добавляем немного «воды» - получился «творожок». Вы спрашиваете, можно ли попробовать? Должна вас разочаровать – пробовать на вкус любые вещества в кабинете химии категорически запрещают правила техники безопасности. Опыт №2 «Волшебная химическая кухня» Химическая операционная Операция без наркоза, но с обильным кровотечением, и чудесное заживление раны на глазах изумленной публики. После чудес на химической кухне познакомимся с чудесами химической медицины. Наука-волшебница способна заживлять самые ужасные раны, да так, что от них не остается и следа. Но для того, чтобы исцелить рану, надо эту рану иметь. Поднимите руки те, у кого есть свежая кровоточащая рана. (Обычно несколько учащихся поднимают руки и демонстрируют свои царапины). Нет, не показывайте мне эти жалкие царапины! Раз у вас нет подходящей раны, придется мне самой ее нанести! Найдется ли в наших рядах герой, который не побоится рискнуть? Доброволец подходит к столу и готовит операционное поле, задирая рукав. Операционное поле учитель обильно смазывает «йодом», затем скальпель опускает в «дезинфицирующий раствор»и делает«разрез» на руке (слегка прикасается скальпелем к коже). Появляется ужасная кровоточащая рана (капли жидкости красного цвета, похожей на кровь). Сейчас наш герой пройдет по классу и все смогут убедиться, что из раны течет кровь. Ах, как отважен этот молодой человек! Истекая кровью, он улыбается и говорит, что ему совсем не больно. А сейчас я, как и обещала, исцелю эту рану так, что от нее не останется и следа. Для этого я смачиваю ватку «живой водой» и протираю операционное поле. . Рана бесследно исчезает! Аплодисменты герою! Опыт №3 «Чудеса химической медицины». Рождение химического монстрика В нашей химической лаборатории могут рождаться ососбые химические организмы. Сегодня мы будем наблюдать рождение химического монстрика. Появляться он будет из обыкновенного речного песка На столик помещается тарелка с песком, насыпанным горкой и пропитанным этанолом. В углубление в песке быстро высыпается заранее приготовленная реакционная смесь. Для рождения химического монстрика необходим огонь. Поджигаем мокрый песок и, о чудо, он загорается. Рождение любого организма – процесс длительный Опыт №4 «Рождение монстрика» Тайное становится явным Наша встреча подходит к концу, а мы так и не выяснили, что же изучает волшебная наука – химия. Я утверждаю, что определение химии находится перед вами, на этом белом листе. Вы ничего не видите? Минуточку терпения, и тайное станет явным! Сейчас я смочу лист «водой» из этого волшебного сосуда – смотрите, появляются малиновые буквы. (Учитель наносит на лист с написанным фенолфталеином текстом щелочь из пульверизатора). Прочитайте это определение и постарайтесь запомнить – через несколько секунд я его уничтожу. Итак, я снова наношу на текст «воду» из волшебного сосуда – и текст исчезает. (Учитель наносит на лист с написанным фенолфталеином текстом кислоту из пульверизатора). Проверим, запомнили ли вы определение? Давайте вместе со мной: «Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях». Надеюсь, до восьмого класса вы не забудете это определение и порадуете меня на первом уроке химии. Опыт №5 «Тайное становится явным». Завершение часа химии «Фейерверк» Мне очень хотелось, чтобы первая встреча с наукой-волшебницей химией стала для вас настоящим праздником. Кажется, так и произошло. Ну, а какой же праздник без фейерверка? Виват, волшебная наука! (Вносится раскаленная стеклянная палочка в смесь дихромата аммония с металлическим магнием - демонстрируется фейерверк). Опыт №6 «Фейерверк» Приложение №1 Методика проведения опытов Опыт №1. «Взаимодействие кислот с металлами» Опыт №2. Волшебная химическая кухня В первом стакане – гидроксид кальция; во втором – соляная кислота; в третьем – карбонат натрия. Превращение «воды» в «вино» – гидроксид кальция + фенолфталеин; «вина» в «воду» + соляная кислота; «воды» в «молоко» + карбонат натрия; «молока» в «газировку» + соляная кислота, «газировки» в «творог» + нитрат серебра. Опыт №3. Чудеса химической медицины «Йод» – раствор хлорида железа(III) – 10 г соли,90г воды, им обильно смачивается операционное поле, «дезинфицирующий раствор» - 5г соли,95 г воды – раствор тиоцианата аммония, постараться сделать так, чтобы его на скальпеле осталось как можно больше; «рана» – продукт взаимодействия хлорида железа(III) и тиоцианата аммония – качественная реакция на ион Fe 3+; «живая вода» – раствор фторида натрия – 5г соли, 95 г воды. После проведения опыта доброволец должен вымыть руку. Опыт №4. Рождение химического монстрика В столовую тарелку насыпают 3 – 4 чайные ложки сухого просеянного речного песка и делают из него горку с углублением в вершине. Затем готовят реакционную смесь, состоящую из 1 чайной ложки сахарной пудры и ¼ чайной ложки гидрокарбоната натрия. Пропитывают песок 96 – 98% этанолом и засыпают в углубление горки приготовленную смесь, а после этого поджигают спирт. Через 3 – 4 минуты, когда почти весь спирт сгорит, смесь чернеет и из песка медленно выползает извивающийся толстый черный «монстрик». Чем дольше горит спирт, тем длиннее он получается. Опыт №5.«Тайное становится явным» На бумагу с рыхлой структурой фенолфталеином наносится текст. Для его проявления на лист из пульверизатора наносится щелочь, для исчезновения – кислота. Опыт №6. Фейерверк На асбестовую пластинку горкой насыпают 2 чайные ложки дихромата аммония. Стеклянную палочку нагревают в пламени сухого горючего и вставляют ее в самую середину горки. После начала реакции палочку вынимают. Происходит бурный выброс зеленого порошка с воспламенением. Эффект реакции можно усилить, если дихромат аммония смешать с небольшим количеством опилок металлического магния. |
Конспект Вводное занятие Дата Вид занятий: вводное занятие Тема урока:... Цель: развитие творческих способностей детей в процессе использования нетрадиционных способов изображения и побуждение интереса к... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остается слово – слово учителя, слово писателя | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Хором, по слогам читаем 1 слово (слово закрывается) – пишем это слово; читаем 2 слово (слово закрывается) – пишем это слово; читаем... | Программа экспериментального интегративного курса предметов мхк и... Предлагаемая программа сформирована в соответствии с государственным образовательным стандартом по мировой художественной культуре... | ||
1. Вводное занятие Продолжить накопление материала о выпускниках, выбравших профессию «Есть такая профессия Родину защищать» | Тематический план практических занятий Вводное занятие. Иннервация тканей и органов челюстно-лицевой области и полости рта | ||
Тема урока Кол-во часов Вводное занятие. Экология окружающей среды Правила санитарии, гигиены и безопасной работы | Урок по теме "Математическая культура". 7-й класс Вступительное слово учителя (сопровождение компьютерная презентация см. Приложение) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вступительное слово учителя. Ежегодно наша страна отмечает великий праздник День Победы в Великой Отечественной войне. Эта война... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Учитель! Слово – то какое!» лирично писал А. Фадеев. Каждый из нас при упоминании слова «учитель», мысленно возвращается в свое... | ||
Урока тема Тип урока Вводное занятие. Правила тб на уроках. Экономия и бережливость в домашнем хозяйстве | Ход урока: I. Организационный момент. Слово учителя Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Л. н толстой Ход классного часа. I. Слово учителя Учебный эксперимент при изучении кислород- и азотсодержащих органических соединений | Рабочая программа по литературе в 11 классе учителя первой квалификационной... Программы курса. Авторы: В. И. Сахаров, С. А. Зинин. // М.: Ооо «тид «Русское слово – рс 2009; Чалмаев В. А., Зинин С. А. Русская... | ||
Ход урока I. Вступительное слово учителя Вопросы к зачету по дисциплине «Методология и организация научных исследований» для магистратуры 2011\12 уч г | Задачи тренинга Слово учителя: Ребята, давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем: «Я желаю тебе…» |