Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень) для X–XI классов общеобразовательных учреждений и авторской Программы курса химии для профильного и углубленного изучения химии в X–XI классах общеобразовательных учреждений (профильный уровень) авторов – О. С. Габриелян, И. Т. Остроумов, 2006 год и федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Учебно-методический комплект:
Наименование учебника
| Дополнительная учебная литература для учащихся
| Методическая
литература для учителя
| Электронные дидактические пособия
|
О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова
Учебник для общеобразовательных учреждений ХИМИЯ 11 класс, профильный уровень Дрофа, М., 2006
| О. С.Габриелян, И. Г. Остроумов «Химия. Пособие для школьников старших классов» Дрофа, М., 2006-2007
И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская, Типы химических задач и способы их решения, Москва, 2004.
ДМ – А. С. Корощенко и др. Химия Дидактические материалы 10-11
| О. С. Габриелян и др. «Химия. 11 класс. Профильный уровень. Методические рекомендации»
О. С. Габриелян, П. В. Решетов, И. Г. Остроумов, А. М. Никитюк «Готовимся к ЕГЭ»
| CD «Общая химия», «Химия элементов», «Неорганическая химия», «Органическая химия» - демонстрационное поурочное планирование, авт. Ширшина Н. В., (электронные пособия для учителей и учащихся 8-11 классов)
Химия для гуманитариев Учитель, В. 2007
| При оформлении рабочей программы были использованы следующие условные обозначения:
Дидактические материалы – ДМ.
Демонстрации – Д, лабораторные опыты – Л, ПР – практическая работа.
ПСХЭ – периодическая система химических элементов, ТБ –техника безопасности
Типы уроков:
урок ознакомления с новым материалом (УОНМ);
урок применения знаний и умений (УПЗУ);
комбинированный урок (КУ);
урок-семинар (УС);
урок-лекция (Л)
урок контроля знаний (К);
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.
Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла химических понятий и явлений, так и основанные на более сложных видах деятельности: объяснение физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых химических явлений и законов. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов, овладение учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Количество часов по рабочему плану
Всего 102 часа; в неделю – 3 часа
Плановых: – контрольных работ – 4;
– практических работ – 8.
Форма промежуточной и итоговой аттестации – тестирование.
Изучение химии в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции, выполнять лабораторные эксперименты; производить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации, сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;
воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений.
применение полученных знаний и умений для безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ, сознательного выбора профессии, связанной с химией.
Календарно-тематическое планирование уроков химии 11 класса (профильный уровень)
|
№
п/п
|
Тема и номер урока
|
Кол-во
часов
|
Тип урока
|
Элементы содержания
|
Требования к уровню подготовки учащихся
| Вид контроля
Измерители
|
Д/з
|
Оборудование для демонстраций, Л/о и Пр/р
| Дата проведения урока
| По плану
| Фактич.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| Раздел программы: СТРОЕНИЕ АТОМА (9 часов)
| 1
| 1. Атом - сложная частица
| 1
| Л
| Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Макромир и микромир. Дуализм частиц микромира
| Знать современные представления о строении атомов. Знать важнейшие химические понятия: «химический элемент», «изотопы». Уметь определять состав и строение атома элемента по положению в ПС
| Текущий
Для закрепления по ДМ с. 4
№ 1.1—
1.16
| § 1, упр. 1-4
| ПСХЭ
Таблицы «Строение атома»
Модели атомов
|
|
| 2-3
| 2-3. Состояние электронов в атоме
| 2
| КУ
| Электронное облако, электронная орбиталь. Энергетические уровни и подуровни. Максимальное число электронов на подуровнях и уровнях. Основные правила заполнения электронами энергетических уровней
| Знать сущность понятий «электронная орбиталь» и «электронное облако», формы орбиталей, взаимосвязь номера уровня и энергии электрона
| Текущий
Фронтальный опрос.
ДМ
№ 1.18-1.22
| § 2, упр. № 2-6
| Слайд-лекция «Строение атома. АМУ», проектор, ноутбук
|
|
| 4
| 4. Электронные конфигурации атомов химических элементов
| 1
| КУ
| Электронные конфигурации атомов химических элементов. Электронно-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов. s-, p-, d-, f- семейства
| Знать основные закономерности заполнения энергетических подуровней электронами. Уметь составлять электронные формулы атомов
| Текущий
Фронтальный опрос
| § 3, упр. № 3-7
| Таблицы «Распределение электронов по уровням»
ПСХЭ
|
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 5
| 5. Валентные возможности атомов химических элементов
| 1
| КУ
| Валентность. Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических элементов, обусловленные числом неспаренных электронов. Другие факторы, определяющие валентные возможности атомов: наличие неподеленных электронных пар и наличие свободных орбиталей
| Знать понятия «валентность» и «степень окисления», уметь сравнивать эти понятия
| Текущий
Работа по карточкам, опрос.
Для закрепления: с. 96
| § 4, упр. 3-7
| ПСХЭ
|
|
| 6
| 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома
| 1
| КУ
| Предпосылки открытия Периодического закона. Работы предшественников Менделеева. Открытие
Д. И. Менделеевым периодического закона. Горизонтальная, вертикальная, диагональная закономерности
| Знать смысл и значение Периодического закона, горизонтальные и вертикальные закономерности и их причины. Уметь давать характеристику элемента на основании его расположения в ПС
| Текущий
опрос. Для закрепления по ДМ с. 97
| § 5,упр. 1-4
| ПСХЭ, портрет Менделеева Д. И.
Видеофильм «Великий закон»
|
|
| 7
| 7. Периодический закон и строение атома
| 1
|
| Периодический закон и строение атома. Физический смысл порядкового номера элемента и современное определение Периодического закона. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и в группах
| Знать физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы
| Работа по карточкам, тест
| § 5,упр. 5-7
| Презентация учебного проекта «Имени Менделеева»
|
|
| Продолжение табл.
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 8
| 8. Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение атома», подготовка к контрольной работе
| 1
| КУ
| Систематизация материала по теме «Строение атома».
Отработка теоретического материала в рамках данной темы. Особенности строения лантаноидов и актиноидов
| Знать понятия «вещество», «хим. элемент», «атом», «молекула», «относительная атомная и относительная молекулярная масса», «изотоп». Уметь давать характеристику хим. элемента по его положению в ПС Менделеева
| Тематический.
Самостоятельная работа
| Повторение гл. 1.
§ 1-5
| ПСХЭ, ДМ
|
|
| 9
| 9. Контрольная работа № 1
| 1
| К
| Контроль знаний по темам «Строение атома», «Периодический закон»
|
|
|
| К.р. «Строение атома» с. 132, Габриелян Методическое пособие 11
|
|
| Раздел программы: СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА (16 часов)
| 10-12
| 1-3. Химическая связь. Единая природа химической связи. Типы кристаллических решеток
| 3
| КУ
| Ионная хим. связь и ионные кристаллические решетки. Ковалентная химическая связь и ее классификация по механизму образования, электроотрицательности, по способу перекрывания эл. орбиталей, по кратности. Кристаллические решетки веществ с ковалентной связью. Водородная связь и ее разновидности. Единая природа химических связей. Разные виды связи в одном веществе
| Знать классификацию типов химической связи и характеристики каждого из них. Уметь характеризовать свойства вещества, зная тип его кристаллической решетки; по формуле вещества предполагать тип связи, предсказывать тип крист. решетки
| Текущий
Для закрепления:
с. 26 № 8.1-8.7
| § 6,
№ 5-6
| Слайд-лекция «Химическая связь», проектор, ноутбук
ПСХЭ
Д. Модели крист. решеток различных веществ
|
|
| Продолжение табл.
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 13
| 4. Свойства ковалентной химической связи
| 1
| КУ
| Свойства ковалентной х.св.: насыщаемость, поляризуемость, направленность в пространстве.
Отработка теоретического материала, обобщенного на предыдущем занятии
| Уметь характеризовать свойства вещества по типу его кристаллической решетки; по формуле вещества предполагать тип связи, предсказывать тип крист. решетки. Уметь определять геометрию молекулы по характеристикам хим. связей
| Текущий
Работа по ДМ № 8.8 – 8.13
| § 6-7
Задачник Хомченко № 7.1 -7.20
| Задачники,
ДМ,
ПСХЭ
Слайд-лекция «Степень окисления», ноутбук, проектор
|
|
| 14-15
| 5-6. Гибридизация электронных орбиталей. Геометрия молекул
| 2
| УОНМ
| sp3 –гибридизация у алканов, воды, аммиака, алмаза; sp2–гибридизация у алкенов, соединений бора, аренов, диенов и графита; sp–гибридизация у алкинов, карбина. Геометрия молекул органических и неорганических веществ
| Знать геометрию молекул важнейших соединений: воды, аммиака, алканов, алкенов, алкинов и др. и объяснять причины особенностей строения
| Тематический
Самостоятельная работа по карточкам
| § 7, упр. 3-4
| Л.
Изготовление моделей молекул воды, аммиака, метана и др.
|
|
| 16-17
| 7-8. Теория химического строения соединений Бутлерова
| 2
| КУ
семинар
| Предпосылки теории химического строения органических соединений. Основные положения ТХС Бутлерова. Изомерия. Значение теории химического строения органических соединений Бутлерова в современной органической и общей химии. Основные направления развития ТХС
| Знать основные положения ТХС Бутлерова. Знать важнейшие понятия «изомерия», «гомологический ряд»; уметь составлять структурные формулы изомеров и гомологов. Уметь определять индукционный и мезомерный эффекты
| Текущий
Выполнение заданий из тестов ЕГЭ в рамках данной темы
| § 8, упр. 4-6
| Слайд-лекция «Теория Бутлерова», проектор, ноутбук Д. Модели изомеров и гомологов
Таблицы «Гомологические ряды»
|
|
| Продолжение табл.
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
|
|
|
| Диалектические основы общности закона периодичности Менделеева и ТХС Бутлерова
|
|
|
|
|
|
| 18-20
| 9-11. Полимеры органические и неорганические.
Обзор важнейших полимеров
| 3
| КУ Урок- семи нар
| Основные понятия химии ВМС: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса. Способы получения полимеров. Свойства особых групп полимеров: пластмасс, эластомеров и волокон. Классификация полимеров.
Наиболее широко распространенные полимеры. Международные аббревиатуры маркировки изделий из полимеров. Различие между полимером как веществом и полимерным материалом на его основе
| Знать основные понятия химии ВМС: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса. Знать основные способы получения полимеров.
Знать наиболее широко распространенные полимеры, их свойства и практическое применение
| Текущий
Фронтальный опрос
Сообще-ния учащихся
| § 9, Сообщения о полимерах.
Конспект
| Слайд-лекция «Полимеры», проектор, ноутбук
Л. Знакомство с образцами полимеров
Вопросы к семинару
Образцы различных полимеров, коллекции
|
|
| 21
| 12. Практическая работа № 1
«Решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон»
| 1
|
Пр/р
| Правила техники безопасности при выполнении данной работы
| Знать основные правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
Уметь определять наиболее широко распространенные полимеры по их свойствам
| Текущий
Фронтальный опрос.
Опрос по правилам ТБ
| Повт. § 9
| Пр.р. 8 с. 406
Фенопласт, целлулоид, полиэтилен, капрон, ПВХ, полистирол, полиметилметакрилат, вискоза, шерсть, нитрон, лавсан, хлорин, капрон, шерсть, спиртовка, спички
|
|
| Продолжение табл.
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 22-23
| 13-14. Дисперсные системы и растворы
| 2
| УОНМ
| Определение и классификация дисперсных систем. Истинные и коллоидные растворы. Взвеси, золи, гели. Специфические свойства коллоидных систем, эффект Тиндаля. Значение коллоидных систем в жизни человека
| Знать определение и классификацию дисперсных систем, понятия: истинные и коллоидные растворы, дисперсионная среда, дисперсная фаза, коагуляция, синерезис. Способы выражения концентрации растворов
| Текущий
Работа по карточкам
| § 10, упр.1-4 сообщения по теме
| Д. Эффект Тиндаля
Слайд-лекция «Растворы», проектор, ноутбук
Образцы золей, гелей, истинных растворов
| 11
|
| 24
| 15. Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение вещества»
| 1
| УПЗУ
| Строение вещества, химическая связь, кристаллические решетки, полимеры, истинные и коллоидные растворы
| Знать понятия «вещество», «хим. элемент», «атом», «молекула», «электроотриц-ть», «валентность», «степень окисления», «вещества молекулярного и немолекулярного строения», «углеродный скелет», «функциональная группа», «изомерия», «гомология». Уметь объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи
| Обобщающий
| Повт § 6-10
| ПСХЭ
ДМ
|
|
| 25
| 16. Контрольная работа № 2 по теме «Строение вещества»
| 1
| К
| Основные понятия пройденной темы
|
| Тематический.
| Хомч. № 7.10
| ДМ
ПСХЭ
К.р. «Строение вещества» с. 135 Габриелян
Методическое пособие
|
|
| |