Анализ итогов работы
кафедры естественнонаучного цикла предметов
за 1-е полугодие 2011-2012 учебного года. Цели:
1. Содействовать формированию ключевых компетентностей учащихся средствами естественно-научного образования.
2. Создание условий для образовательного пространства, способствующего самореализации и социализации личности.
3. Достижение учащимися гимназии образовательного стандарта по естественно-научным дисциплинам.
Задачи:
1. Формировать естественно-научные знания учащихся, опираясь на использование научных методов познания, основанных на наблюдении и эксперименте.
2. Совершенствовать методы профильного обучения на старшей ступени образования на основе создания учебных групп учащихся по интересам и расширении индивидуально-групповых занятий.
3. Пополнять информационно-методические ресурсы для преподавания в профильной старшей школе элективных курсов.
4. Обеспечить применение здоровьесберегающих технологий на уроках естественно-научного цикла.
5. Повышать качество образования и развивать интерес к дисциплинам естественно-научного цикла, используя деятельностный подход в обучении, организацию проектной деятельности учащихся и дополнительную работу по предметам.
6. Совершенствовать систему индивидуальной учебной помощи учащимся, используя мониторинг качества образования по предметам естественно-научного цикла.
Проблема методического объединения учителей естественно-научного цикла на 2011-2012 учебный год.
Повышение качества обученности учащихся и результатов выпускников по ЕГЭ, средствами дальнейшего внедрения новых современных технологий (информационно-коммуникативной технология, личностно-ориентированная технология, компетентностно-ориентированная), деятельностного подхода в обучении, позволяющих переосмыслить содержание урока с целью формирования у учащихся основных компетентностей, а также использования предметных элективных курсов по дисциплинам естественно-научного цикла. Динамика среднего балла и качества обученности по предметам
Наблюдаются устойчивые показатели результатов качества обученности учащихся по химии в 8-11 классах, биологии в 6-11 классах, географии 6-10 классах, экологии в 10 классах, природоведению в 5 классах.
Предмет
| 2010-2011
| 2011-2012
1 полугодие
|
| Средний балл
| Качество обученности (%)
| Средний балл
| Качество обученности (%)
| Химия
| 3,96
| 79,2
| 3,9
| 72,25
| Биология
| 4,0
| 82,8
| 3,8
| 71,85
| География
| 4,4
| 95,35
| 4,18
| 86,42
| Экология
| 4,6
| 95,8
| 4,79
| 99,0
| Природоведение
| 4,55
| 95,15
| 4,75
| 99,2
|
Химия Учебная программа, предусмотренная базисным учебным планом на область естествознания (химия) в 8-11 классах, выполнена полностью: план контрольных и лабораторных опытов, практических работ. Содержание пройденного материала в каждой параллели соответствует учебной программе и срокам прохождения изучаемых тем. Теоретическая и практическая части программы выполнены и изучены на достаточно хорошем уровне.
В 8-ых классах изучение химии только началось с темы «Первоначальные химические понятия», которая сопровождается значительным количеством демонстраций и практическими работами, а также мотивация у обучающихся на самом высоком уровне, поэтому результат обученности 100%, качество обученности составило 79,75 %.
Итоги диагностической работы по химии
Класс
| 5
| 4
| 3
| 2
| Качество знаний
| Средний балл
| 8а
| 3
| 10
| 7
|
| 65%
| 3.8
| 8б
| 3
| 13
| 6
|
| 73%
| 4.2
| 8в
| 3
| 10
| 6
| 1
| 65%
| 3.9
| 8г
| 6
| 8
| 10
| 1
| 58%
| 3.8
| Итог
| 15
| 41
| 29
| 2
| 64%
| 3,9
|
Анализ содержания диагностической работы по химии Содержание контролируемого элемента
| % выполнения
| Химическая формула
| 100
| Химические явления
| 82
| Чистые вещества и смеси
| 55
| Методы разделения смесей
| 100
| Отличие понятий простое вещество и сложное вещество
| 91
| Валентность химических элементов, ее определение
| 72
| Типы химических реакций
| 91
| Химические уравнения, расстановка коэффициентов
| 45
| Химическая формула, индекс, коэффициент
| 36
| Относительная молекулярная масса
| 100
| Простое вещество и сложное вещество
| 91
| Методы разделения смесей
| 72
| Массовая доля элемента в соединении
| 91
| Массовая доля элемента в соединении
| 72
|
Результаты диагностической работы, которая проводилась 10.11.2011, подтверждают итоги 1 полугодия.
Качество обученности в 9-х классах снизилось по сравнению с прошлым учебным годом с 69,4% до 50,65% в 1 полугодии этого учебного года. В начале 9 класса изучается одна из сложных и основополагающих тем: «Теория электролитической диссоциации», также у обучающихся наблюдается снижение мотивации к изучению химии, так как содержание курса предусматривает умение решать задачи и составлять сложные уравнения химических реакций. Нужно отметить невысокий уровень развития общеучебных умений у обучающихся 8-9 параллелей.
В 10 классе начинается изучение органической химии с тем: «Повторение курса неорганической химии», «Введение в органическую химию», «Углеводороды». Темы усвоены на хорошем уровне: качество обученности – 78,5%. Результаты прошлого года: качество обученности – 71,15% отличаются незначительно, хотя в двух классах поменялся учитель, и усложнилось содержание обучения.
В 11 классе наряду с подготовкой учащихся к ЕГЭ по химии изучались новые темы: «Теоретические основы общей химии», «Химическая статика (учение о веществе)» «Химическая динамика (учение о химических реакциях)», теоретическая и практическая части программы выполнены и изучены на достаточно хорошем уровне, качество обученности учащихся 11 классов – 82,4%, что полностью совпадает с результатами прошлого учебного года. Такая стабильность объясняется постоянством контингента учащихся, которые мотивированы на поступление в химические ВУЗы, и требований учителя, который обучает учащихся четвертый год (Алексеева Н.В.).
Учебный план для 10-11 классов реализует модель профильного обучения Федерального базисного учебного плана и Московского базисного учебного плана. Качество обученности в профильных группах значительно выше среднего значения по гимназии: 10 класс – 80%, 11 класс – 82,4%. Это объясняется высоким уровнем мотивации учащихся, несмотря на повышенный уровень обучения. Биология Учебная программа, предусмотренная базисным учебным планом на область естествознания (биология) в 6-11 классах, выполнена полностью: план лабораторных и практических работ выполняется согласно графику. Содержание пройденного материала в каждой параллели соответствует учебной программе и срокам прохождения изучаемых тем. Теоретическая и практическая части программы выполнены и изучены на достаточно хорошем уровне.
По биологии на 10,95% снизилось качество обученности по объективным причинам: в 8 классах 6 и 8 параллелей сменились учителя, усложнение программного материала при переходе в следующий класс; контингентом учащихся средних способностей.
В 6-ых классах изучение биологии только началось с темы «Общее знакомство с растениями», «Клеточное строение растений», «Органы цветковых растений», которые сопровождаются множеством демонстраций видеосюжетов и лабораторными работами, а также мотивация и интерес у обучающихся на самом высоком уровне, поэтому результат обученности 100%, качество обученности составило 70,87 %.
Учащиеся 7 классов снизили качество обученности (52,46%) по сравнению с прошлым учебным годом 83,7%, т. к. они вступили в пубертатный период, происходит формирование абстрактного мышления, и у многих учащихся отсутствует мотивация к обучению. В каждом 7 классе есть резерв успеваемости 7-11 человек.
Невысокие результаты по биологии в 8-х классах 68,72% , объясняются сменой учителей, преподающих в классах и сменой контингента учащихся, как следствие более длительным адаптационным периодом. В 8 «в» классе объясняются повышением требований к обучению учащихся (8 в класс предусматривает изучение биологии углубленно). У обучающихся не сформированы ОУУ. Учащиеся 8 в систематически не выполняют домашнее задание по биологии. Для повышения мотивации обучения была проведена экологическая практика на Звенигородскую биологическую станцию МГУ (ученикам очень понравилась практика).
В 9 классах снижение качества обученности с 83,4% в прошлом учебном году до 63,5% в этом. Изучение курса биологии в 9 классе начинается с темы: «Эволюция живого мира на Земле», которая сложна учащимся для понимания, так как требует философских знаний и абстрактного мышления.
В 10 классах наблюдается положительная динамика качества с 78,2% до 87,5%, так как биологию изучают мотивированные учащиеся, которые собираются поступать в профильные ВУЗы, несмотря на изучение курса на профильном уровне.
Учащиеся 11 классов демонстрируют стабильные результаты обученности 70,8% в прошлом учебном году 75,7% - в этом учебном году. Полученные данные можно объяснить своевременной ликвидацией пробелов в знаниях учащихся и высокой мотивацией обучающихся.
Природоведение Учащиеся 5 классов демонстрируют стабильные высокие результаты выше 90% качество обученности, что подтверждает высокий уровень мотивации, интереса к обучению, связанные с возрастными особенностями. Курс природоведения построен на поддержание этих особенностей пятиклассников.
География. Учебная программа составлена с учетом базисного плана по географии в 6-10 классах и выполнена полностью: все запланированные практические работы выполнены. В 7- х классах проведена диагностическая работа, с заданиями в основном справились. Анализ работы показал, что есть недостатки в работе с контурной картой, допущены ошибки в определении климата, учащиеся не могут объяснить влияние факторов на климат. Курс 7 класса знакомит с различными тематическими картами и умение ими пользоваться, этот навык еще полностью не отработан. Трудными темами для усвоения считаются: Климат; Рельеф и строение земной коры. В курсе экологии учащиеся 10 класса опираются на ранее усвоенные знания по биологии, географии. Старшеклассники при ответах по географии и экологии используют рефераты, проекты, презентации проводят исследовательскую деятельность. Вся запланированная программа выполнена. Знания материала в каждой параллели соответствует учебной программе и срокам прохождения изучаемых тем. Теоретическая и практическая части программы выполнены и изучены на достаточно хорошем уровне.
Результаты успеваемости учащихся по географии. Класс
| Предмет
| Качество знаний
| 9а
| География
| 75.9%
| 9б
| География
| 86.7%
| 9в
| География
| 86.2%
| 9г
| География
| 85.7%
| Итог
| География
| 83,6%
|
Заседания кафедры естественнонаучного цикла
Заседание кафедры№1
Отчет председателя мо о проделанной работе в 2010-2011 учебном году.
Планирование работы кафедры на 2011-2012 учебный год
Подготовка кабинетов к учебной деятельности.
Подготовка и утверждение рабочих программ по предметам. Тематическое планирование.
Другое. Поступление учебной литературы на новый учебный год.
Заседаниекафедры№2
Планирование работы кафедры (корректировка).
Обсуждение программы ВШК.
Взаимопосещение уроков и обмен опытом.
Участие и подготовка одаренных учащихся к олимпиадам и марафонам.
|