Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 75.34 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации23.04.2014
Размер75.34 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Химия > Анализ
СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ

Г.В.Лащевская

МБОУ гимназия городского округа г. Урюпинск, Волгоградская область

Учение – «это субъектно-значимое постижение мира, наполненное для человека личностными смыслами, ценностями, отношением, зафиксированными в его субъективном опыте. Содержание этого опыта должно быть раскрыто, максимально использовано, обогащено…в ходе образовательного процесса»

(доктор психологических наук, профессор, И.С.Якиманская).

Возможно ли формирование личности через образовательный процесс? Любой ли образовательный процесс отвечает на вопросы: зачем, чему и как учить? Ответом на эти вопросы является определение цели, содержания и способов учебной деятельности. Эти компоненты становятся постоянным предметом совершенствования, точками роста образованности каждого человека. Последний компонент несет огромный потенциал совершенствования качества образованности личности, скрытый в целенаправленном формировании и развитии универсальных способов познания, всех видов деятельности: от просто учебной до научно-исследовательской.

Анализ результатов, проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований, заставляет обозначить следующую проблему образования в нашей стране. Российские школьники лучше учащихся других стран мира выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако, их результаты намного ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме. Значительно более низкие результаты они показывают при выполнении заданий, связанных с пониманием методологических аспектов научного знания, использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента, интерпретации данных и проведения исследования. Отсюда вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, способной получать знания на протяжении всей своей жизни в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации.

Поэтому перед педагогами стоит сложная задача реализовать на практике новую образовательную парадигму – воспитание человека, умеющего познавать. Если этот процесс не будет целенаправленным, то, выйдя из стен школы, молодой человек не сможет осуществить социальную и профессиональную адаптацию в окружающем мире. Эта задача как раз и отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте и его  методологической основой определен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

На современном этапе своей работы учитель должен разработать систему обучения, базирующуюся на формировании у учащихся универсальных учебных действий, определяющих достижение планируемых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных).

Деятельность подразумевает изменение в самом субъекте деятельности. Если в основу классификации методов обучения положить степень самостоятельности человека в приобретении знаний, то можно рассмотреть несколько вариантов построения учебного занятия.
1. Обучающийся знает от преподавателя, из какого знания надо исходить, через какие промежуточные задачи надо пройти в изучении темы, каким образом достичь цели. Функция ученика: запомнить и воспроизвести изучаемый материал. Формируемые умения: выделять главное в различной по характеру информации; осуществлять полное сравнение на основе обобщенных признаков; осуществлять теоретическое обобщение; анализировать информацию межпредметного характера, вычленять и анализировать причинно-следственные связи; выполнять задания сравнительно-обобщающего характера; составлять системно-структурные характеристики объектов; творчески использовать сформированные умения конкретизировать (эмпирически, теоретически, логически, диалектически) для исследования и расшифровки различной по источнику, объему и сложности информацию; владеть видами изменения и систематизации информации в зависимости от поставленной цели и характера учебной ситуации (таблица, схема, опорный конспект и т.д.); выполнять задания воспроизводяще - творческого характера.

Примером является занятие по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева». Урок изучения нового материала. Форма организации занятия: лекция-диалог. Структура и содержание урока определяется тем, что учащиеся частично знакомы с изучаемым материалом. Занятие начинается с демонстрации опытов, показывающих химические свойства металлов и неметаллов. Перед учащимися ставится вопрос: «Почему металлы и неметаллы имеют различные свойства?». Делается вывод о том, что, прежде всего вещества металлы и неметаллы состоят из атомов, имеющих разное строение. Далее в ходе диалога идет изучение: строение атома (общее положение); строения атомов разных периодов и разных групп; изменение свойств атомов в периодах и группах; изменение свойств веществ, образованных различными атомами; определяется логическая связь между строением атома и свойствами образованных им веществ; разрабатывается план-характеристика атома по его положению в периодической системе.

2. Обучающийся знает промежуточные задачи, но способ их решения ему не сообщается. Он пробует разные пути, используя множество эвристик, и так после получения каждого промежуточного результата. Формируемые умения: широко применять сформированные умения эмпирического, теоретического и структурно-генетического анализа; на основе наблюдений, опытов, анализа различной информации выстраивать план решения, комбинировать и преобразовывать известные способы решения, учитывать возможные альтернативы, сравнивать разные варианты решения, искать новые; переносить добытые знания и способы деятельности на решение новых проблем внутрипредметного и межпредметного характера; на основе теоретических знаний и правил – ориентиров выполнять сложные познавательные задачи; проводить мысленный эксперимент; уметь вести эвристическую беседу, доказывать, опровергать, отстаивать свои тезисы.

Например, занятие по теме «Классификация химических реакций в неорганической и органической химии». Урок - лабораторная работа. Организация деятельности парная, групповая. На данном занятии учащиеся, изучившие типы химических реакций в органической и неорганической химии, должны, проведя теоретический анализ и составив план деятельности, на практике экспериментально доказать общность и схожесть химических реакций двух разделов химии.

3. Учащийся знает исходные данные (опрос, домашнее задание), но не знает, ни промежуточные задачи, ни пути их решения. Он имеет противоречия между имеющимися и необходимыми знаниями, т. е. попадает в проблемную ситуацию. Формируемые умения: анализировать смысл и характер вопросов, развивать мысль в логике поставленного вопроса, аргументировать свою позицию; пользоваться формами диалогической речи для решения различных учебных задач; применять известные процедуры творческой деятельности для понимания проблем и проблемной ситуации, владеть методикой решения проблем; активно применять все формы доказательства: прямое, косвенное, индуктивное, дедуктивное, по аналогии, «мозговой штурм»; применять знания, умения в новых ситуациях, в различных видах учебно-познавательной и организационной деятельности.

Примером является занятие по теме «Глюкоза – адьдегидоспирт. Химические свойства и применение глюкозы на основе её свойств» [1, c.41]. Урок – проведение эксперимента по доказательству двойственности свойств глюкозы. Организация деятельности – парная, групповая. На данном занятии обучающиеся, изучившие органические соединения - «Спирты» и «Альдегиды», должны ответить на проблемный вопрос: «Глюкоза – это спирт, или альдегид?». Вспомнив качественные реакции на многоатомные спирты и альдегиды, проведя анализ, прогнозирование и эксперимент по доказательству химических свойств выданного им неизвестного вещества, они самостоятельно выводят формулу этого соединения, тем самым сделав вывод о природе глюкозы на основании проведенного эксперимента.

Главным системообразующим фактором в приведенных выше методиках обучения является не столько компонент получения знаний, сколько компонент приобретения способов деятельности и ценностных ориентаций. Меняется позиция обучаемого: от объекта научения, получателя готовой учебной информации до активного субъекта учения, самостоятельно добывающего информацию и определяющего необходимые для этого способы действия.

В образовательном процессе при системно - деятельностном подходе обучения целью учебной деятельности обучающихся является не просто усвоение способа действия, а усвоение теоретического основания, благодаря которому впоследствии строятся способы действия, т. е. формируются универсальные учебные действия. Они дают возможность человеку осуществлять целые серии действий данного направления, а не одно учебное действие. Общий принцип действия нужно извлечь из способа и обобщить, т. е. провести элементарное исследование, формирующее теоретическое мышление.

Содержание обучения должно быть построено на основе теоретических знаний, ему необходимо опираться на мысленные преобразования абстракций, отражать внутренние отношения и связи, способствовать восхождению обучающегося от абстрактного к конкретному (выделение исходной абстракции и дальнейшее развертывание ее в понятие или теорию). Обучение строится как движение по спирали от центра к периферии, где в центре находится абстрактно - общее представление о формируемом понятии, а на периферии это представление конкретизируется, обогащается частными представлениями и тем самым превращается в научно - теоретическое понятие. На уроках химии рассмотрение возможных характеристик абстрактной «минимальной химической частицы» приводит к понятиям: атом, электрон, относительная атомная масса, энергетический уровень, подуровень, изотоп и др.

При системно - деятельностном подходе к обучению необходимо осознание учеником сущности и структуры собственных познавательных действий, которые должны быть направлены на получение не внешних, а внутренних результатов, на достижение теоретического уровня мышления. Речь идет о целенаправленной учебной деятельности, признаки которой:

  • наличие познавательных мотивов;

  • наличие цели сознательного самоизменения;

  • позиция ученика, как полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы обучения: целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результата;

  • направленность на усвоение теоретических знаний, умений, навыков, способов умственной деятельности.

Таким образом, можно отметить, что системно-деятельностный подход в обучении химии и во внеклассной работе по предмету направлен на формирование универсальных учебных действий, на развитие каждого ученика, его индивидуальных способностей, возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории.

Список использованной литературы.

1. Дендебер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии: развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии. – М., 2007.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск