ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
о внедрении педагогической инновации
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №48
Копейского городского округа
Наименование
инновации
| Формирование толерантной среды в образовательном пространстве школы как фактор перехода образовательного учреждения в новое качественное состояние.
| Сущностная
характеристика
инновации
| Основная идея состоит в построении толерантной среды, отражающей особенности и ценностные установки современного общества, способной обеспечить формирование основ нового культурно-образовательного и социально-педагогического мышления субъектов образовательного пространства общеобразовательной школы, позволяющей перейти образовательному учреждению в новое качественное состояние. Цель внедрения: разработать модель толерантной среды образовательного учреждения, как средства формирования толерантной личности субъектов образовательного пространства, позволяющей перейти образовательному учреждению в новое качественное состояние. Решение данной проблемы позволит овладеть педагогами и обучающимися современными морально-нравственными и ценностно-смысловыми установками, направленными на снижение уровня социальной конфликтности и напряженности и установления толерантных взаимоотношений. Содержательные аспекты инновации заключаются в:
включение в деятельность по построению толерантной среды всех участников образовательного процесса
в разработке образовательных и социально-воспитательных программ в качестве практико-ориентировочной основы построения толерантной среды
внедрение комплекса разработанных образовательных и социально-воспитательных программ, как практического компонента создания толерантной среды в образовательном учреждении
формирование знаний, отношений и опыта толерантного поведения как устойчивой нормы жизнедеятельности через сочетание традиционной академической программы с разнообразными предметами по выбору и программами дополнительного образования
в разработке диагностического инструментария сформированности толерантности выпускников образовательного учреждения, как показателя эффективности построения толерантной среды
Индикативные показатели результативности внедрения:
В системе управления: описание подходов и закономерностей создания толерантной среды с использованием элементов маркетинговой стратегии
В содержании образования: создание возможностей для осуществления вариативного многопрофильного образовательного процесса, охватывающего максимальный объем материала, необходимого для личностного выбора учащихся в соответствии с их потребностями и целями, и разработка школьного учебного плана на основе аналитической работы, связанной с маркетинговыми исследования рынка рабочей силы региона, запросов родителей и познавательных интересов учащихся.
В содержании обучения: формирование в школе ситуации непрерывного совершенствования и обучения путем оптимального сочетания философии толерантности, современного технологического процесса и качественной подготовки педагогических кадров.
В процессе воспитания: создание системы воспитательной работы путем включения в совместную деятельность с целью формирования духовно-нравственных качеств и способностей участников образовательного процесса, интеграция общеобразовательного учреждения с социокультурным пространством региона, позволяющая реализовать взаимосвязь индивидуального социального развития и воспитания человека с имеющимися средовыми факторами, с которыми он взаимодействует.
В развитии материально-технической базы: оснащение предметных кабинетов школы современными техническими средствами и оборудованием как основа перехода образовательного учреждения в новое качественное состояние.
| Направления
внедрения
инновации
| Профилизация содержания образования на второй и третьей ступенях образования;
Внедрение современных образовательных технологий;
Совершенствование форм организации образовательного процесса;
Психолого-медико-педагогический мониторинг;
Расширение полномочий органов ученического самоуправления;
Совершенствование профессиональной компетентности педагогических кадров
| Год начала
внедрения
инновации
| С 2004 года педагогический коллектив реализует Программу развития, в которой миссия школы определена как «Создание в школе эвристической толерантной среды, позволяющей всем участникам образовательного процесса осуществлять свою самореализацию, выстраивая индивидуальную траекторию образования, толерантного сознания и поведения».
| Текущий этап
развития инновации
| Этап внедрения и развития инновации
| Результаты
внедрения
инновации
(с указанием уровня
достижения индикативных
показателей)
| Реализуя Программу развития, обозначившую основные этапы построения толерантной среды в МОУ СОШ № 48, педколлектив достиг высокой результативности. Пройдено 3 этапа:
мотивационно – информирующий (включающий в себя изучение возникшего интереса к проблеме толерантности на основе анкетирования, опроса, наблюдения за проявлениями толерантности /интолерантности в школе и отслеживание характера взаимоотношений субъектов образовательного процесса, их ценностных ориентаций)
диагностико – корректирующий (состоящий из исследования, формирования толерантности и толерантных отношений в образовательном пространстве школы и определения устойчивости толерантной среды через использование методик О.А. Кравцова, Г.У. Солдатова, О.Е. Хохлаева, Л.А. Шайгерова «Индекс толерантности»; В.С. Магун, М.М. Магура «Вопросник для измерения толерантности», В.В. Бойко «Методика диагностики общей коммуникативной толелерантности)
направляющий (соединяющий отбор адекватных технологий воспитания и обучения с формами и методами, способствующими становлению толерантности, толерантной среды) В данный момент МОУ СОШ № 48 находится на определяющем этапе построения толерантной среды и имеет высокий уровень достижений.
В системе управления внедряются маркетинговые элементы:
Проведение фандрейзинговых кампаний (семинар «Администрация. Образование. Бизнес» - февраль 2006г.
Маркетинговые исследования рынка рабочей силы региона («Ярмарка вакансий: хочу! и надо! – март 2006г.)
Исследование запросов родителей и платежеспособных руководителей ведущих предприятий города (анкетирование, «День открытых дверей» - декабрь 2006г.)
Использование СМИ для рекламирование деловой репутации ОУ (публикации в городской газете «Копейский рабочий» - 2004 – 2006 г.г.)
В содержании образования
Информатизация учебного процесса (2 компьютерных класса, 11 АРМ учителя) и, как следствие, возможность введения в учебный план начальной, основной и средней школы дополнительных часов информатики и ИКТ
Профилизация учебного процесса (создание собственной модели предпрофильной подготовки девятиклассников с почетвертным погружением в различные профили и элективных курсов, ориентирующих учащихся на профили третьей ступени школы)
Апробация государственных стандартов на базовом и профильном уровнях в средней школе (наличие в 2006-2007 уч.г. одного универсального и одного многопрофильного класса с физико – математической и социально – гуманитарной группами)
В содержании обучения отмечается переход от традиционных методик, модульно- и цельно – блочных к интегральным.
Особое внимание уделяется технологиям «обучение в сотрудничестве», «развитие критического мышления», «обучение в дискуссии и дебатах», которые используются в работе со всеми участниками образовательного процесса.
Ведется целенаправленная деятельность по формированию фрустрационной толерантности через систему психологических тренингов; по информационно – психологическому и методическому просвещению через систему методических планерок и педсоветов; по проведению поэтапной дессиминации
Разрабатываются и внедряются в образовательный процесс элективные курсы и методические разработки уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ (с 2004 г. разработчики - победители городских и областных конкурсов)
Педагоги проходят профессиональную переподготовку в ЧИПКРО, на курсах ведущих технологов России (М.М. Поташник, В.В. Гузеев) и в Университетах Российской академии образования (г. Москва, Санкт – Петербург)
Школа – лауреат конкурса «Урок толерантности», организованного совместными усилиями ООН и редакции газеты «Первое сентября»
В процессе воспитания апробируется выбранный способ воспитания, и особое внимание уделяется подготовке и участию в событийных и имиджевых мероприятиях
В школе реализуется программа толерантности «К – Лад» («Копи-Лад»), создающая условия для построения толерантных отношений между участниками образовательного процесса
Школа заключила договоры о сотрудничестве с Советом по делам молодежи при Главе Администрации Копейского городского округа, психологическим центром, городским краеведческим музеем, городской библиотекой №1, СЮТ, Центрами немецкой и татаро – башкирской культур
Работа ведется в совокупности с деятельностью Школьной Республики, функционирующей в МОУ СОШ № 48 на базе своей Конституции уже 7 лет
Традиционными остаются праздники Первого и Последнего звонка, «Пикник на обочине», «Урбания», «День Толерантности». В ходе последнего территория школы № 48 – школы толерантности – расширяется до границ городских. Флеш – моб – акции Милосердия, Добра, Улыбок, Любви проходят и на улицах города, и в городском детском доме, областном онкологическом диспансере, на шефствующем машиностроительном заводе имени С.М. Кирова.
Все чаще школа № 48 становится выбираемой родителями для обучения своих детей. Этому способствуют имидж школы как современной и бесконфликтной, в которой создана благоприятная обстановка сосуществования всех участников образовательного процесса. Отсутствие жалоб в УО Копейского городского округа и снижение количества асоциальных детей подтверждает это.
5. В развитии материально – технической базы
В школе реализованы проекты: «Современный компьютерный класс №1 – 2004г»
«Современный компьютерный класс №2 – 2006г»
«Методический кабинет – 2004г»
«Школьное кафе «Радужное» – 2005г»
«Спортивный зал «Россиянин» – 2006г»
«Мультимедиа - зал «Звездный» – 2006г»
Предметные кабинеты оснащаются современными техническими средствами и компьютерной техникой
Каждое школьное методическое объединение (их в школе 7) имеет свое АРМ
Находится в стадии реализации проект «Школьная библиотека – 2007», «Современный медицинский центр – 2007», впереди воплощение в жизнь проектов «Школьный дворик» и «Школьный коридор»
Таким образом, внедряя в различных направлениях инновации, МОУ СОШ
№ 48 имеет позитивные результаты, способствующие построению толерантной эвристической среды как условия адаптации учащихся в современном мире и успешности его жизнедеятельности
| Оценка
возможностей
распространения
инновации
(с указанием перечня
и особенностей
необходимых условий)
| Возможности распространения инновации имеются, т.к:
Школа работает в режиме дессиминации (ГОУ ДПО ЧИППКРО, проведены семинары для руководителей ОУ г. Кыштым, Сатка, Увельского района, систематически проводит семинары для различных категорий педагогических работников Копейского городского округа
В школе создана мотивирующая образовательная среда, способствующая самореализации толерантной личности и профессиональной деятельности педагогов.
Имеются позитивные результаты
Для распространения инновации необходимо вести работу в следующих направлениях:
Исследовательско-аналитическая деятельность, включающая анализ сформированности толерантного поведения всех участников образовательного процесса;
Психолого-педагогическая деятельность, включающая использование комплекса психологических, обучающих и развивающих методик, рекомендаций для участников образовательного процесса;
Педагогическая деятельность, включающая комплекс мер по совершенствованию профессионального уровня, развитию творческого потенциала педагогов;
Организационно-управленческая деятельность, направленная на расширение полномочий всех участников образовательного процесса.
| Руководители
и активные участники
работы по внедрению
инновации
(с указанием полных Ф.И.О.,
должности и места работы,
ученой степени и званий)
| Морозова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, заведующая Лабораторией образовательных технологий Уральского социально – экономического института.
Апостолова Любовь Сергеевна, директор МОУ СОШ № 48.
Апалихина Ирина Стейгоновна, заместитель директора по УВР
МОУ СОШ № 48
Леонтьева Татьяна Геннадьевна, заместитель директора по УВР
МОУ СОШ № 48
Федоренко Ольга Викторовна, заместитель директора по ВР МОУ СОШ № 48
Леготина Марина Александровна, куратор информатизации МОУ СОШ № 48
| Юридический адрес ОУ, контактные телефоны, сайт, E-mail
| Юридический адрес: 456625 г. Копейск, Челябинской области, пр. Славы, д. 13
Контактный телефон: 7-65-74, 7-65-75
Факс: (835139)7-65-74, 7-65-75
E-mail: 7448 shcol@mail.ru
Адрес сайта учреждения: http://schol7448.narod.ru
|
Дата заполнения «9» февраля 2007 г.
Директор МОУ СОШ № 48 Л.С. Апостолова
М.П. |