Скачать 68.93 Kb.
|
Учет модальностей учащихся в учебной деятельности Информацию о мире мы получаем через различные каналы восприятия, в основном, через глаза, уши и ощущения. Эти сенсорные каналы и есть наши модальности (возможности), т.е. визуальный, аудиальный и кинестетический. У каждого человека какой-то из сенсорных каналов развит лучше, и человек, воспринимая действительность, больше ему доверяет, через него сверяет достоверность любой информации. Сенсорный канал, с помощью которого человек отражает действительность и дает обратную связь - называется репрезентативной сенсорной системой, на ее основе нами принимаются все решения. В зависимости от того, какая сенсорная система преобладает, всех людей можно условно поделить на визуалов, аудиалов, кинестетиков. Языковое восприятие людей друг другом именно поэтому затруднено. Визуалы, например, легко понимают только визуалов, язык людей с другими модальностями приходится переводить в свою модальность, поэтому часть информации нами упускается. Если репрезентативная сенсорная система учителя не соответствует сенсорным системам учеников - это обязательно скажется на их успеваемости. Учителя, работающие в 3-х системах - осуществляют синтонное обучение. Оно необходимо, т.к. есть сенсорно неполноценные дети. Такая работа начинается с выявления сенсорного дефицита. Потом одна и та же информация дается в 3-х системах, т.е. учитель сам переводит язык своей модальности на язык других субмодальностей. Примитивный пример: учитель визуал, обычно использует выражение "посмотрите", например, "посмотрите, какой точный график", и отзовутся на этот призыв, в основном, визуалы. Если он работает синтонно, он скажет: "Посмотрите, почувствуйте, ощутите, какой точный график". Рассмотрим особенности сопровождения учащихся с учетом типа репрезентативной системы (ведущей модальности восприятия). Так, для правополушарных визуалов желательно, чтобы информация была представлена в картинках, таблицах, схемах и диаграммах. Такие учащиеся предпочитают разбирать текст произведения или читать «с листа», чем слушать устное объяснение учителя. Кинестетики же лучше воспринимают информацию во время практического выполнения задания. Аудиалы должны обучаться при использовании устных объяснений преподавателя и аудиолекций. Для визуалов необходимо хорошее освещение рабочего места, в сумерках и при плохом освещении у них снижается работоспособность. Аудиалы должны обучаться в условиях тишины, незначительный шум в классе мешает им усваивать информацию. Кинестетикам необходим комфорт. Тесная обувь или низкая температура в классе негативно влияет на их работоспособность и результаты деятельности. Учитель должен обладать гибким стилем преподавания, владеть приемами воздействия на зрительную, аудиальную и кинестетическую сенсорные системы. Только воздействуя на разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определенные эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником. Такое многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получать ее, используя свой ведущий канал восприятия, и развивать другие модальности. Учителю необходимо помнить:
Использование одной общей модальности способно обеспечить взаимопонимание учителя и ученика, доверительные отношения даже на подсознательном уровне. Кроме того, учитель может использовать нейтральные слова, подходящие к любой модальности: думать, знать, понимать, воспринимать, помнить, верить, уважительный, изменчивый и т. д. То, что ожидает учитель от своих учеников на уроке, основывается на его собственных предпочтениях в сфере преподавания. И когда эти предпочтения не совпадают с учебными предпочтениями учащихся, возникает конфликт стилей: способ изложения информации учителем не совпадает с типом восприятия этой информации учеником. Если внимательно прислушаться к речи преподавателя, можно понять, какой сенсорный канал воспроизведения информации он предпочитает при обучении. При визуальном канале воспроизведения мы услышим такие слова (предикаты) и словосочетания, как «посмотрите», «яркий», «красивый», «вы увидите» и т.п. При аудильном канале - «услышите», «вслушайтесь», «громко», «шумно». При кинестетическом - «прикоснуться», «привлечь (внимание)», «теплый» и т.п. Если ученик аудиал (А), то словосочетания, отвечающие за воспроизведение информации через визуальный канал (В), ему необходимо переводить в свою, понятную ему модальность (А). При этом он не сразу отреагирует, к примеру, на призыв «посмотреть». В его сознании должно произойти преобразование призыва к действию «посмотри», в понятное ему действие. На призыв «послушать» он, скорее всего, отреагирует быстрее. Если ученик кинестетик (К), то он быстрее выполнит просьбу, если учителей прикоснется к его руке, плечу и т.д. Итак, любая информация должна предварительно транслироваться в ведущую модальность памяти, понимания. Когда инструкция учителя совпадает с ведущей модальностью (репрезентативной системой) ученика, он прекрасно справляется с заданием и хорошо запоминает информацию. Используя данные таблиц, представленных ниже, можно определить ведущую модальность учащихся и свою собственную. В соответствии с этим можно разрабатывать задания с учетом разных модальностей учеников. Характеристика учащихся
Характеристика учителей
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности Регулирование внешнеэкономической деятельности. Особенности организации бухгалтерского учета внешнеэкономической деятельности. Учет... | Учет данных комплексной психолого-педагогической диагностики особенностей... При объяснении и первичном закреплении материала лучше объяснять от частного к общему (если отметка «2», «3») и от общего к частному... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности» Основная цель изучения дисциплины “Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности” заключается в изучении особенностей и специфики... | Учебной дисциплины «Бухгалтерский учет и налогообложение» «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и других финансово-кредитных организаций)» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учет индивидуального стиля учебной деятельности ученика на уроках английского языка | Методические рекомендации по проведению практических занятий по учебной... Методические указания по выполнению контрольных работ студентами по учебной дисциплине «Учет на предприятиях малого бизнеса» | ||
Руководство Администратора Системы Москва 2009 Служба технической поддержки «горячая линия» «учет достижений обучающихся общеобразовательных учреждений в учебной и внеучебной деятельности в форме портфолио» | Руководство Администратора Системы Москва 2009 Служба технической поддержки «горячая линия» «учет достижений обучающихся общеобразовательных учреждений в учебной и внеучебной деятельности в форме портфолио» | ||
Методические указания для выполнения курсовой работы 18 раздел тексты... Тексты лекций по учебной дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет» | Программа ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной... Основная часть. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности | ||
080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Авторы: к э. н., доцент... Тексты лекций по учебной дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет» | Педагогические условия подготовки выпускника вуза к предпринимательской... Методические указания по выполнению контрольных работ студентами по учебной дисциплине «Учет на предприятиях малого бизнеса» | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине бухгалтерский финансовый... При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Урок 5 порядок постановки на воинский учет граждан ... | ||
Тематическое планирование по музыке, 1 класс Основные виды учебной деятельно-сти учащихся или характеристика деятельности учащихся | Психологические основы активизации учебной деятельности учащихся Определение условий, обеспечивающих высокую познавательную активность учащихся в процессе обучения |