Урок информатики в 3-м классе. Тема: «Сбор информации»





Скачать 109.99 Kb.
НазваниеУрок информатики в 3-м классе. Тема: «Сбор информации»
Дата публикации04.07.2014
Размер109.99 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Кашина Г.Г., учитель начальных классов МБОУ «Артинский лицей», номер потока 2, номер группы 2.

Тема: Методика обучения темам курса информатики, имеющим интеграцию с математикой
Практическая работа №7

Практика проведения уроков на примере тем: логика, алгоритмы, кодирование информации.
Задания для итоговой работы

Фрагмент урока по начальной школе, демонстрирующий реализацию тем курса информатики, имеющих математическую интеграцию.
Урок информатики в 3-м классе.

Тема: «Сбор информации»
Аргументирование выбора темы занятия и возрастной категории учащихся для данной разработки:

На уроках информатики учащиеся начальной школы не просто усваивают учебный материал, но учебный материал активно способствует их развитию. Кроме того, по мере продвижения в освоении информатики, учебный материал начинает «работать» на другие дисциплины, так как многие темы носят развивающий и обобщающий характер.

Тему «Сбор информации» легко интегрировать с темами по математике. Это позволяет школьникам, изучая новую тему по информатике, закреплять изученный материал по математике. Поэтому я в своей работе предлагаю разработку урока по этой теме.

Данный урок несет в себе элементы учебного исследования, так как именно в результате такой деятельности дети «учатся учиться», вырабатывая у себя умения анализировать, сравнивать, классифицировать информацию.

Тип урока: интегрированный (информатика – математика).

Технологии: информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие.

Актуальность использования средств ИКТ:

Характерной чертой внимания младшего школьника является его неустойчивость, легкая отвлекаемость. Долго выполнять какую-либо работу младший школьник не может – начинает заниматься другими делами. Поэтому виды деятельности должны чередоваться и быть разнообразными. Использование на уроке мультимедиапроектора, экрана, колонок позволяет обеспечить более полное усвоение учебного материала, т.к. привлекаются все органы чувств ученика, идет визуализация учебного материала. Дети легко запоминают действия учителя в процессе демонстрации и визуально осваивают многие операции и способы деятельности с экранными объектами (с символами, словами и т.д.) В дальнейшем обучении, при возможности поработать самостоятельно, дети активно применяют «умения», полученные «визуально».

Использование электронного приложения к учебнику с учебно-игровыми заданиями позволяет быстро и эффективно повторить пройденный материал, ликвидировать пробелы в знаниях.

Тестирование на компьютере привлекает детей объективностью оценки, возможностью несколько раз пройти тест, достигая успешности, что очень важно для учеников.
Цели урока:

  • обобщить знания учащихся о наблюдении как о способе сбора информации (объектах наблюдения, целях наблюдения, результатах);

  • познакомить учащихся с новым действием – сбором информации;

  • познакомить учащихся с различными способами сбора информации;

  • обратить внимание учащихся на то, что сбор информации включает в себя наблюдение, чтение, общение, измерение и т.п.;

  • научить простейшим приемам сбора информации.


Задачи урока:

Обучающие:

  • Обобщить представления об измерениях.

  • Закрепить умение измерять с помощью линейки, решать математические задачи.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление

  • Инициировать умственную деятельность учащихся при обобщении знаний о наблюдении

  • Способствовать формированию исследовательских и творческих качеств личности

  • Формировать у учащихся представления о способах поиска информации

  • Развивать информационную культуру учащихся

Воспитательные:

  • Воспитывать внимательность, собранность, культуру речи

  • Воспитывать общую культуру поведения на уроке, тактичность в отношении учителя и друг друга.



Вид используемых на уроке средств ИКТ:

  • ОЭР на CD-ROM

Аппаратное и программное обеспечение:

  • Компьютерный класс

  • Видеопроектор, экран

  • Электронное приложение к учебнику «Информатика и ИКТ» Матвеевой Н.В.


Требования к уровню освоения учебного материала

после завершения урока

  • Понимать, что сбор информации – это одно из возможных действий с информацией;

  • Иметь представление о том, что человек собирает информацию с помощью своих органов чувств;

  • Уметь приводить примеры приборов и специальных приспособлений, которые человек использует для сбора информации;

  • Уметь приводить примеры источников информации, с помощью которых человек собирает информацию;

  • Уметь пользоваться линейкой для измерения отрезков;

  • Уметь решать текстовые математические задачи.


Ключевые понятия: сбор информации, объект наблюдения, цели наблюдения, приборы и приспособления для сбора информации.

Вспомогательные (дополнительные) понятия: действие с информацией, наблюдение, измерение, инструменты измерения.
Материальное обеспечение урока:

Учебник «Информатика и ИКТ. 3 класс» Н.В. Матвеевой и др. § 7, рабочая тетрадь по информатике № 1 к учебнику «Информатика и ИКТ. 3 класс» Н.В. Матвеевой и др., демонстрационный ПК, мультимедиапроектор, компьютеры у учащихся, презентация к уроку, ОЭР на CD-ROM, учебник математики, тетради по математике.
План урока:

  1. Организационный момент (1 – 2 мин.).

  2. Обобщение известных учащимся знаний по теме урока (3 – 4 мин.).

  3. Новый материал по теме в виде эвристической беседы (7 – 8 мин.).

  4. Выполнение заданий в тетрадях (10 – 15 мин.).

  5. Физкультминутка (2 мин.).

  6. Обобщение. Компьютерный практикум (9 мин.).

  7. Творческая парная работа (5 мин)

  8. Подведение итогов (1 мин.).

  9. Комментарий учителя к домашнему заданию (1 мин.).

Ход урока

Организационная структура урока


Цель

Дли

тель

ность

Деятельность преподавателя

Деятельность ученика

Формы деятельности учащихся

Средства ИКТ

1. Организационный момент

Сконцентрировать внимание учеников на предстоящем уроке, проверить их готовность к уроку

2 мин.

Учитель приветствует учащихся, проверяет отсутствующих, смотрит готовность к уроку, дает детям положительный настрой. Объявляет тип урока (интегрированный).

Ученики проверяют наличие дневников, тетрадей, учебников, концентрируют внимание на предстоящей деятельности.







2. Обобщение известных учащимся знаний по теме урока

Сформулировать тему урока, определить цели деятельности на уроке.

4 мин.

Актуализацию знаний учитель проводит с помощью вопросов:

- Помогали ли древним людям знания о поведении диких животных?

- Как древние люди могли получить информацию о поведении диких животных?

- Что, по вашему мнению, означает «наблюдать»? Что человек делает, наблюдая за каким-либо объектом?

Ученики вместе с учителем приходят к выводу, что древние люди могли наблюдать за животными в природе.

Наблюдать – это значит смотреть, рассматривать много раз, запоминать, записывать что-то.

Ученики совместно с учителем формулируют тему урока и результаты, которых они должны достичь.

Фронтальная работа:

ответы на вопросы, рассуждения вслух, устная формулировка выводов.

Видеопроектор, презентация учителя о жизни древних людей.







3. Изложение нового материала по теме в виде эвристической беседы

Актуализировать знания учащихся по теме урока.

Познакомить с новым понятием «сбор информации», научить использовать его в речи.



8 мин.

При проведении эвристической беседы учитель опирается на знания учащихся о временах года:

- Какие изменения в природе может наблюдать человек?

- Как смена времен года влияет на жизнь человека? Приведите примеры.

- Как человек воспринимает изменения в природе? Какие органы чувств ему в этом помогают?

- Какую информацию человек может собрать, пользуясь глазами, ушами, носом, кожей? Приведите примеры.

- Какие устройства человек может использовать для более точного сбора информации? Приведите примеры, используя материал учебника.

Ученики отвечают на вопросы учителя, приводят примеры из жизни.

Затем читают текст в учебнике (§ 7) и называют устройства, которые люди используют для более точного сбора информации: микроскоп, телескоп, термометр, линейка; приводят примеры других устройств.

Фронтальная работа:

ответы на вопросы, рассуждения вслух.

Индивидуальная практическая работа с учебником.




4. Решение информационных задач

Первичное закрепление нового материала

6 мин.

Учитель предлагает выполнить задания по данной теме, открыв электронное приложение к учебнику информатики.

Ученики выполняют задания рубрик «Понять» и «Знать», одновременно за ПК.

Фронтальная работа

ПК, электронное приложение к учебнику информатики Н.В.Матвее-вой и др.




















5. Решение математических задач. Проблемная ситуация

Развивать критическое мышление, учить анализировать, сравнивать, доказывать, аргументировать

7мин.

Учитель спрашивает у детей:

- Является ли сбором информации решение задачи по математике?

Проверка гипотез происходит при решении задачи из учебника математики:

  • Ломаная состоит из 3-х звеньев. Измерьте длину каждого звена и начертите отрезок, длина которого на 8 см меньше длины ломаной.


После того, как задача будет решена, учитель спрашивает:

- С помощью чего мы собирали информацию о звеньях ломаной?

Ученики высказывают свои мнения, рассуждают, доказывают.

При разборе задачи дети под руководством учителя приходят к выводу, что решение задачи – это тоже сбор информации о чем-либо (в данном случае – об отрезке, длину которого необходимо вычислить).
Дети записывают решение самостоятельно, работая в парах.
- С помощью органов чувств: органов зрения, а также с помощью специального прибора для измерения – линейки.



Фронтальная работа.

Работа в парах.





Физкультминутка


Снять мышечное и нервное напряжение, поменять вид деятельности

2 мин.

Учитель направляет детей на правильное выполнение упражнений

Под руководством дежурного выполняют зарядку

Активные физические упражнения










6. Закрепление и обобщение изученного на уроке

6.1. Компьютерный практикум

Закрепить и обобщить изученный материал. Проверить степень усвоения.

9 мин.

Для закрепления изученного материала учитель предлагает детям выполнить задания рубрики «Уметь» электронного приложения.

Дети выполняют индивидуально задания 1 – 2.

Индивидуальная работа.

ПК, электронное приложение к учебнику информатики Н.В.Матвее-вой и др.















6.2. Творческая работа

Закрепить и обобщить изученный материал. Проверить понимание учащимися смысла

понятия «сбор информации»

5 мин.


Учитель дает задание:

- Придумайте рассказ, используя слова «Собирать информацию».

После выступлений учащихся учитель задает вопрос:

- Что вы сейчас делали?
- О том, что значит, рассказать о чем-то, вы узнаете на следующем уроке информатики.


Ученики придумывают рассказ и представляют его перед классом.

Ученики отвечают (пример):

- Мы рассказывали придуманные истории.

Работа в парах.





7. Подведение итогов

Проанализировать деятельность учащихся (отметить успехи учеников)

1 мин.

Учитель оценивает деятельность учащихся, отмечает положительные моменты, дает краткую характеристику домашнему заданию

Учащиеся выставляют себе оценки за урок в дневники, записывают домашнее задание, задают (если есть) вопросы по итогам урока.












9. Комментарий учителя к домашнему заданию

Дать домашнее задание.

1 мин.

Учитель оценивает деятельность учащихся, отмечает положительные моменты, дает краткую характеристику домашнему заданию.

Учащиеся выставляют себе оценки за урок в дневники, записывают домашнее задание, задают (если есть) вопросы по итогам урока.

Беседа, работа с дневниками.




Н.В. Матвеева «Информатика и ИКТ. 3-й класс» стр. 43 Задания № 5,6,7 на выбор. Рабочая тетрадь № 1.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок информатики в 3-м классе. Тема: «Сбор информации» iconУрок информатики во 2 классе тема: «Устройства вывода информации»
Автор: Степаненко Анна Николаевна учитель информатики мкоу «Лорис-Меликовская сош»
Урок информатики в 3-м классе. Тема: «Сбор информации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: " Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации " (урок информатики в 10 б классе)
Урок информатики в 3-м классе. Тема: «Сбор информации» iconУрок информатики в 5 классе №1 Тема: «Путешествие по миру, или кодирование информации»
Образовательная – расширить представление учащихся о кодировании информации; закрепить понятия: код, кодирование, декодирование,...
Урок информатики в 3-м классе. Тема: «Сбор информации» iconУрок информатики алгебры (по темам «Работа в программе Excel» и«Социологические...
...
Урок информатики в 3-м классе. Тема: «Сбор информации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок планируется провести в 8 классе общеобразовательной школы, 1 год обучения информатики. По плану изучения темы Раздел...
Урок информатики в 3-м классе. Тема: «Сбор информации» iconУрок информатики в 8 кл Тема урока: Взаимодействие устройств компьютера
Начертите схему классификации устройств ввода информации по способу ввода информации
Урок информатики в 3-м классе. Тема: «Сбор информации» iconУрок информатики в 9 классе (первый год обучения)
Урок сопровождается слайдами презентации и мультимедийными фрагментами с cd-диска «Мир информатики»
Урок информатики в 3-м классе. Тема: «Сбор информации» iconУрока информатики и икт, проведенного во 2 «Г» классе по теме «Носители информации»
Проведенный урок является плановым уроком по утвержденной рабочей программе. На уроке были поставлены следующие цели
Урок информатики в 3-м классе. Тема: «Сбор информации» iconВшк цели и
Сбор информации о состоянии школьной документации на основе собранной информации, планирование работы
Урок информатики в 3-м классе. Тема: «Сбор информации» iconУрок информатики и логики в 3 классе по теме: «Логика и информация»
Пономарёва Е. А. учитель начальных классов моу гимназии №56 Интегрированный урок информатики и логики в 3 классе по теме: «Логика...
Урок информатики в 3-м классе. Тема: «Сбор информации» iconУрок информатики в 8 классе. Тема: «субд access»
Положением об итоговой государственной аттестации выпускников Омского государственного технического университета
Урок информатики в 3-м классе. Тема: «Сбор информации» iconУрок в 5 «А» классе Тема : Носители информации
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №85
Урок информатики в 3-м классе. Тема: «Сбор информации» iconУроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности»
Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе)
Урок информатики в 3-м классе. Тема: «Сбор информации» iconКафедра информатики и тсо курсовая работа
Поисковые каталоги. Поисковые указатели (индексы). Сбор информации поисковыми роботами. Индексация ресурсов. Исполнение запроса клиента....
Урок информатики в 3-м классе. Тема: «Сбор информации» iconУрок-игра «Информационный калейдоскоп» Тема урока : Повторение курса информатики 10 класса
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний в форме игры по курсу информатики 10 класса
Урок информатики в 3-м классе. Тема: «Сбор информации» iconУрок информатики в 9 классе Тема «Оператор цикла с параметром»
Цель урока: закрепление навыков решения задач с использованием циклических алгоритмов, знакомство с циклом «Для…»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск