Пояснительная записка
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.
В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование.
Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих
проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу.
«Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать» (П.А.Астахов, уполномоченный
при Президенте Российской Федерации по правам ребенка).
Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и
ответственного использования ими информационных и коммуникационных
технологий и услуг.
Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права (Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 20.12.2006 о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства
в Интернете, Решение Европейского парламента и Совета № 276/1999/ЕС о
принятии долгосрочной плана действий Сообщества по содействию безопасному использованию Интернета посредством борьбы с незаконным и вредоносного содержимого в рамках глобальных сетей).
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"). Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, родителей и самих школьников.
Данная программа рассчитана на 2013-2014 учебный год.
Работа с обучающимися должна вестись в зависимости от возрастных особенностей: начальное звено (2-4 класс), среднее (5-9 класс) и старшее (10-11 класс). На каждом этапе необходимы специальные формы и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями.
Для организации безопасного доступа к сети Интернет в МОУ «СОШ №32» г. Воркуты созданы следующие условия:
В ОУ Разработаны и утверждены:
РЕГЛАМЕНТ по работе учителей и школьников в сети Интернет
ПРАВИЛА использования сети Интернет
ИНСТРУКЦИЯ пользователя по безопасной работе в сети Интернет.
ИНСТРУКЦИЯ для сотрудников о порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися общеобразовательного учреждения сети Интернет.
2. Контроль использования учащимися сети Интернет осуществляется с помощью программно-технических средств и визуального контроля.
3. Ведется журнал учета работы в Интернет. Нормативно-правовая база
Программа разработана с учетом требований законов РФ:
«Об образовании», Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.07.2012);
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
«Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10;
Цели, задачи, основные мероприятия реализации программы
Цель: обеспечения информационной безопасности детей и подростков при обучении, организации внеучебной деятельности и свободном использовании современных информационно-коммуникационных технологий (в частности сети Интернет)
Задачи:
формирование и расширение компетентностей работников образования в области медиабезопасного поведения детей и подростков;
формирования информационной культуры как фактора обеспечения информационной безопасности;
изучение с нормативно-правовых документов по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
формирование знаний в области безопасности детей использующих Интернет;
организации просветительской работы с родителями и общественностью.
Перечень мероприятий по обучению безопасному использованию сети Интернет
| №
| Период проведения
| Наименование мероприятия
| Ответственный
| 1
| Сентябрь
2013
| Уроки безопасности работы в Интернет для учащихся 1–4, 5–9, 10– 11 классов.
| Классные руководители 1-11 классов.
| 2
| Сентябрь
2013
| Изучение нормативных документов по организации безопасного доступа к сети Интернет
| Школьные методические объединения
| 3
| Ноябрь
2013
| - Учителям провести классные часы, задачей которых является ознакомление учащихся с опасностями, которые подстерегают их в Интернете: «Безопасность в сети Интернет» (5-6 кл.), «Развлечения и безопасность в Интернете», «Темная сторона Интернета» (7-8 кл.), «Опасности в Интернете» «Как обнаружить ложь и остаться правдивым в Интернете», «Остерегайся мошенничества в Интернете» (9-11 кл.).
| Классные руководители 5-11 классов.
| 4
| Декабрь
2013
| Игра-путешествие «Весёлый Интернет» (обзор детских сайтов) – возраст младшие школьники
| Учителя начальных классов.
| 5
| Январь
2013
| На уроках информатики провести беседы, диспуты: «Безопасность при работе в Интернете», «О личной безопасности в Интернет», «Сетевой этикет», «Этика сетевого общения » (8 класс), «Форумы и чаты в Интернет», «Информационная безопасность сетевой технологии работы» (9-11 классы).
| Учитель информатики.
| 7
| В течение года
| - Выступление на родительском собрании на тему: «Быть или не быть Интернету в компьютере вашего ребенка?»
- Анкетирование «Знают ли родители, с кем общается их ребенок в сети?»
| Учитель информатики.
| Исполнители:
Классные руководители 1-11 классов.
Учитель информатики.
Зам. Директора по ВР
Результатами выполнения программы являются:
Цели и задачи программы
| Перечень непосредственных и конечных показателей
| Фактическое значение на момент разработки программы
| Значение
показателей по периодам реализации программы
| Плановое значение на день окончания действия программы
2016-2017
| 2012-2013
| 2013-2014
| 2014-2015
| 2015-2016
|
| Цель: Обеспечения информационной безопасности обучающихся при обучении, организации внеучебной деятельности и свободном использовании современных информационно-коммуникационных технологий в том числе сети Интернет.
| Задача №1. Формирование и расширение компетентностей работников образования в области медиабезопасного поведения детей и подростков;
| -Доля педагогов, использующих современных коммуникационных взаимодействий.
| 55%
| 70%
| 79%
| 87%
| 95%
| 100%
| -Умение использовать и интегрировать разнотипную информацию.
| 45%
| 55%
| 68%
| 86%
| 97%
| 100%
| Задача № 2. формирования информационной культуры как фактора обеспечения информационной безопасности;
| -Доля педагогов использующих сетевых технологий, современные средства связи и прикладные программы в области профессиональной деятельности.
| 37%
| 48%
| 71%
| 85%
| 94%
| 98%
| Задача № 3. изучение нормативно-правовых документов по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
| -Владение правовыми знаниями в области информатизации.
| 78%
| 82%
| 85%
| 90%
| 98%
| 100%
| Задача № 4. формирование знаний в области безопасности обучающихся, использующих Интернет;
| -Владение знаниями о защитите компьютера от вредоносных программ, о нелегальном, пиратском контенте и об опасности его скачивания.
| 60%
| 67%
| 74%
| 82%
| 95%
| 98%
| Задача № 5. организации просветительской работы с родителями и общественностью.
| - Включение родителей в совместную со школой деятельность по обеспечению безопасности детей в Интернет пространстве.
| 10%
| 37%
| 58%
| 69%
| 73%
| 76%
| |