Пояснительная записка Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.
В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование.
Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу. «Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать» (П.А.Астахов, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка).
Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг.
Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права (Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 20.12.2006 о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства в Интернете, Решение Европейского парламента и Совета № 276/1999/ЕС о принятии долгосрочной плана действий Сообщества по содействию безопасному использованию Интернета посредством борьбы с незаконным и вредоносного содержимого в рамках глобальных сетей).
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"). Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, родителей и самих детей.
Данная программа рассчитана на период с 2014 по 2018 год.
Работа с обучающимися должна вестись в зависимости от возрастных особенностей: начальное звено (1-4 класс), среднее (5-9 класс) и старшее (10-11 класс). На каждом этапе необходимы специальные формы и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями.
Для организации безопасного доступа к сети Интернет в школе созданы следующие условия:
разработаны и утверждены:
Положение о правилах использования сети Интернет
Правила работы в сети Интернет и локальной сети
Регламент по работе учителей и школьников в сети Интернет
Классификаторы информации, доступ к которой учащихся запрещен
2. Контроль использования учащимися сети Интернет осуществляется с помощью программно-технических средств и визуального контроля.
3. Ведется журнал учета работы в Интернет. 1. Нормативно-правовая база
Программа разработана с учетом требований законов РФ:
«Об образовании в Российской Федерации», Закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ);
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
«Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10.
Цели, задачи, основные мероприятия реализации программы
Цель: обеспечения информационной безопасности детей и подростков при обучении, организации внеурочной деятельности и свободном использовании современных информационно-коммуникационных технологий (в частности сети Интернет)
Задачи:
формирование и расширение компетентностей работников образования в области медиабезопасного поведения детей и подростков;
формирования информационной культуры как фактора обеспечения информационной безопасности;
изучение с нормативно-правовых документов по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
формирование знаний в области безопасности детей использующих Интернет;
организации просветительской работы с родителями и общественностью.
Перечень мероприятий
по обучению школьников безопасному использованию сети Интернет
№ п/п
| Мероприятия
| Сроки проведения
| Ответственные
| 1
| Уроки безопасности работы в Интернете для учащихся 1–4, 5–9, 10– 11 классов.
| Ежегодно в сентябре
| Классные руководители 1-11 классов
| 2
| Изучение нормативных документов по организации безопасного доступа к сети Интернет
| Март 2014г, постоянно
| Руководители ШМО
| 3
| Организация и проведение конкурса детских работ «Мой безопасный Интернет» с номинациями:
Рисунок (1-4 классы),
Плакат (5-7 классы),
Презентация о позитивном контенте («Мои любимые сайты», «Любимые сайты нашей семьи»)
| Ежегодно в октябре
| Зам. директора по ВР
| 4
| Круглый стол «Основы безопасности в сети Интернет»
| Декабрь 2014г
| Зам. директора по НМР и ИКТ
| 5
| Классные часы в 1- 11 классах.
Цель: ознакомление учащихся с опасностями, которые подстерегают их в Интернете.
«Сказка о золотых правила безопасности в сети Интернет» (1 кл.)
«Чем опасен интернет» (1-4 кл.); «Безопасность в сети Интернет» (5-6 кл.); «Компьютерные сети» (5-8 кл.);
«Темная сторона Интернета» (7-8 кл.), «Опасности в Интернете», «Остерегайся мошенничества в Интернете» (9-11 кл.).
| Ежегодно в сентябре, мае
| Классные руководители 5-11 классов
| 6
| На уроках информатики провести беседы, диспуты: «Безопасность при работе в Интернете», «О личной безопасности в Интернет», «Сетевой этикет», «Этика сетевого общения » (7-8 классы), «Форумы и чаты в Интернет», «Информационная безопасность сетевой технологии работы» (9-11 классы).
| Регулярно
| Учителя информатики
| 7
| Выступление на родительском собрании на тему: «Быть или не быть Интернету в компьютере вашего ребенка?»
Анкетирование «Знают ли родители, с кем общается их ребенок в сети?»
| Март 2014г
| Зам.по ВР, классные руководители
| 8
| Выступления на родительских собраниях
| По необходимости
| Зам.по ИКТ, классные руководители
| Исполнители:
Школьные методические объединения
Классные руководители 1-11 классов
Учителя информатики и ИКТ
Педагог-психолог
Зам. директора по УВР, ВР, ИКТ,НМР
Заведующий филиала.
Результатами выполнения программы являются:
Цели и задачи программы
| Перечень непосредственных и конечных показателей
| Фактическое значение
на момент разработки программы
| Значение
показателей по периодам реализации программы
| Плановое значение на день окончания действия программы
2017-2018
| 2014-2015
| 2015-2016
| 2016-2017
| 2017-2018
| Цель: Обеспечения информационной безопасности обучающихся при обучении, организации внеучебной деятельности и свободном использовании современных информационно-коммуникационных технологий в том числе сети Интернет.
| Задача №1. Формирование и расширение компетентностей работников образова-ния в области медиа-безопасного поведения детей и подростков
| Доля педагогов, использующих современные коммуникационные взаимодействия.
| 70%
| 70%
| 80%
| 90%
| 100%
| 100%
| Умение использовать и интегрировать разнотипную информацию.
| 70%
| 70%
| 80%
| 90%
| 100%
| 100%
| Задача № 2. Формирования информационной культуры как фактора обеспечения информационной безопасности
| Доля педагогов использующих сетевые технологии, современные средства связи и прикладные программы в области профессиональной деятельности.
| 60%
| 65%
| 70%
| 80%
| 85%
| 90%
| Задача № 3.
Изучение нормативно-правовых документов по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
| Владение правовыми знаниями в области информатизации.
| 60%
| 70%
| 75%
| 90%
| 100%
| 100%
| Задача № 4. Формирование знаний в области безопасности обучающихся, использующих Интернет
| Владение знаниями о защите компьютера от вредоносных программ, о нелегаль-
ном, пиратском кон-тенте и об опасности его скачивания.
| 70%
| 75%
| 80%
| 85%
| 90%
| 95%
| Задача № 5. Организации просветительской работы с родителями и общественностью.
| Включение родителей в совместную со школой деятельность по обеспечению безопасности детей в Интернет пространстве.
| 50%
| 55%
| 60%
| 65%
| 68%
| 70%
|
Методические рекомендации
«Безопасный Интернет»
В наши дни компьютер становится привычным элементом не только в научных лабораториях, но и дома, в школьных классах. Так, например, в Российской Федерации в настоящее время уже эксплуатируется не менее 5 млн. персональных компьютеров. В Западной Европе компьютер используют свыше 60% взрослого населения. Людей, ежедневно проводящих за компьютером по нескольку часов, становится все больше. При этом уже мало кто сомневается, что работа на персональном компьютере влияет на физическое и психологическое здоровье человека не самым лучшим образом. Длительное пребывание у экрана, неподвижность позы пользователя ПК, электромагнитные поля и излучения, мелькание изображения на экране – все это небезвредно для здоровья.
Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития. Мы понимаем, что Интернет - это не только кладезь возможностей, но и источник угроз. Сегодня количество пользователей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них - дети, которые могут не знать об опасностях мировой паутины. Одним из средств решения этой проблемы может стать просвещение общественности и специальная подготовка профессионалов, в первую очередь, педагогов в сфере безопасного поведения человека, специалиста, школьника в мире компьютерных технологий и Интернет. Интернет должен быть максимально безопасным для подрастающих поколений. Эта цель осуществима, если родители осознают свое главенство в обеспечении безопасности детей. В данных методических рекомендациях представлены материалы для разработки уроков, классных часов, направленных на обеспечение необходимыми знаниями в области психолого-педагогического и здоровье-сберегающего сопровождения образовательного процесса школьников, использующих персональные компьютеры и Интернет в профессиональной, учебной и внеучебной деятельности, родительских собраний. Методические рекомендации содержат советы, как сделать компьютер и Интернет безопасным для своего ребенка.
Данные рекомендации - практическая информация для родителей и классных руководителей, которая поможет предупредить угрозы и сделать работу детей в Интернете полезной.
Анкетирование учащихся.
Для изучения безопасности в сети Интернет и отношения к ней подростков разрабатываются анкеты, позволяющие проанализировать современную ситуацию в образовательной среде.
Анкетирование предполагается проводить в форме анонимного опроса как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Примерные формы анкет представлены в Приложении 1 и Приложении 2. |