С О Д Е Р Ж А Н И Е РАЗДЕЛ I - Введение
РАЗДЕЛ II - Информационная справка
РАЗДЕЛ III - Аналитико-прогностическое обоснование
РАЗДЕЛ IV - Концепция желаемого будущего состояния школы
РАЗДЕЛ V - Стратегия и тактика перевода школы в желаемое состояние
РАЗДЕЛ I. Введение.
Краткая аннотация Программы.
Программа развития Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №26 г. Нальчика (МОУ СОШ№26) на 2007 – 2011 г. представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты, критерии.
Анализ показывает, что у выпускников школ слабо сформированы экономическое мышление и качества личности, необходимые для жизни и деятельности в условиях рынка. Школа должна помочь ребенку удовлетворить свои образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения, сформировать экономическое мышление и качества личности, ее социализации.
В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы предполагается развитие модели школы нового типа с профессиональной ориентацией в современных условиях, которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания, ознакомление школьников с принципиальными основами новейших технологий, использовании компьютеров и наряду с этим расширение художественно-прикладного начала, комплекса хозяйственно-бытовых знаний и умений.
В разработке Программы использованы следующие нормативно – правовые документы:
- Конвенция о правах ребенка
- Законы РФ и КБР "Об образовании"
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
- Федеральная целевая программа «Дети Росси»
- Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной среды»
- Устав МОУ "СОШ № 26"
РАЗДЕЛ II. Информационная справка.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №26 г. Нальчика ориентирована на обучение и воспитание учащихся, а также развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, с учетом их возможностей, личностных склонностей, способностей. Каждый учитель способствует становлению учащегося как будущего члена развивающегося общества, так как основу качественной определенности современного человека составляют инициатива, деловитость, предприимчивость, стремление к инновациям и поиск возможности реализовать собственный творческий потенциал. Это достигается путем создания благоприятных условий для общеобразовательного, умственного, нравственного и физического развития каждого учащегося.
Управление школой осуществляется на основе демократии, гласности, самоуправления. Непосредственное управление педагогическим процессом реализует директор школы и его заместители по учебной, воспитательной, военно-патриотической и хозяйственной части при участии Попечительского совета школы и Совета учащихся школы.
1. Общая характеристика школы.
Год ввода в эксплуатацию: 1980 год.
Адрес школы: КБР, г.Нальчик, ул. Нарткалинское шоссе, 167.
Лицензия на право ведения образовательной деятельности: А, № 243074 дата выдачи 10.04.2007г. срок действия до 10. 04.2012г.
Государственная аккредитация: свидетельство АА 150825, рег. №350 от 27 декабря 2007г.
Государственная регистрация юридического лица: № 1020700758540, 15 февраля2001г. ИФНС России по г. Нальчик, КБР.
Проектная мощность: 200 человек (11 классов-комплектов)
Реальная наполняемость: 203 человек (12 классов-комплектов) 2. Характеристика учителей.
Наиболее важным направлением деятельности педагогического коллектива является создание пакета образовательных программ, предназначенных для потребителей: учеников и родителей. В них определяется особенность образовательного маршрута ребенка, при прохождении которого он выходит на определенный уровень образованности. В школе осуществляется обучение по следующим программам:
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА.
Традиционная система (1-4).
Система традиционного обучения с 7 лет (1-4) с элементами
программ Л. Петерсон.
Основная школа.
Традиционная (базовая) (5-9 классы).
Полная средняя школа.
Традиционная (базовая) – (10-11 классы).
Дополнительное образование осуществляется по следующим программам:
КРУЖКИ:
Национальные танцы.
Художественная вышивка.
Теннис.
Администрация школы.
Директор школы: Бегиев Замир Ауладинович –руководитель I категории, учитель истории и обществознания I категории.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
Тхазаплижева Мадина Борисовна - руководитель I категории, учитель истории - 9 разряд.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
Бавукова Асият Юрьевна - руководитель I категории, учитель кабардинского языка - 12 разряд.
Заместитель директора по воспитательной работе:
Срукова Людмила Михайловна - руководитель I категории, учитель русского языка и литературы II категории.
Заместитель директора по военно-патриотическому воспитанию:
Абдулкеримов Рустлан Рамазанович - руководитель I категории, учитель ОБЖ
8 разряд.
Кол-во пед. работ
ников
|
Образование
|
Категории
|
Стаж работы
|
Высш.
|
Н/высш.
|
Ср.спец.
| Выс
шая
|
1 кат.
|
2 кат.
|
без кат.
|
До 5 лет
|
5-10
|
10-20
|
Свыше 20
| ИТОГО: 34
| 23
| 1
| 10
| 5
| 7
| 15
| 7
| 6
| 5
| 8
| 15
| В 2007-2008 учебном году в МОУ «СОШ №26» г. Нальчика количественный состав педагогических работников составил 26 учителей, 4 воспитателя,1 музыкальный руководитель, педагога психолога, 1 социальный педагог, 1 работник библиотеки. совместитель.
Численность и образовательный уровень сотрудников школы на конец 2007-2008 учебного года показаны в таблице:
3. Характеристика учащихся.
В 2007-2008 учебном году функционировало 3 группы в 0 ступени (дошкольное звено) и 13 классов 1-3 ступеней обучения. По ступеням образования картина такова:
Ступень обучения
| Реализуемая
программа
| Количество детей
| 0-вая
(дошкольное звено)
| «Детство»
| Младшая группа
Средняя группа
Подготовительная группа-
Всего 55
| Первая
| Общеобразовательная
| 71
| Вторая
| Общеобразовательная
| 107
| Третья
| Общеобразовательная
| 24
| Итого
| 202+55
|
Таким образом, количество детей в ОУ составляет 202 +55 человек.
Дошкольным звеном выпущено 14 воспитанников. Учебный год успешно закончили 200 учащихся из 202 учащихся 1-3 ступеней обучения. Оставлен на повторный год обучения за неуспеваемость по нескольким предметам учащийся 2 класса Казмахов А. (по 5 предметам). Переведен в следующий класс условно с обязательной ликвидацией задолженности по предмету учащийся: Газаев Р. (8 «А» класс – русский язык).
В течение года выбыло 4 учащихся.
Окончили учебный год на «отлично» 9 учащихся 2-11 классов:
в 2-4 классах – 3 уч-ся
в 5-9 классах – 5 уч-ся
в 10-11 классах – 1 уч-ся
Окончили учебный год на «хорошо» 48 учащихся 2-11 классов:
в 2-4 классах – 15 уч-ся
в 5-9 классах – 27 уч-ся
в 10-11 классах -6 уч-ся
Удовлетворительно закончили учебный год 124 учащихся 2-11 классов:
в 2-4 классах- 33 уч-ся
в 5-9 классах-74 уч-ся
в 10-11 классах- 17 уч-ся
В целом же итоги учебного года в сопоставленных показателях с предшествующим периодом даны в таблице.
Учебный
год
| Число
уч-ся на конец года
| Успеваемость,
%
| Качество знаний,
%
| Число второ-
годников
| 2003-2004
| 254
| 98.8
| 48.8
| 3
| 2004-2005
| 228
| 96
| 48
| 2
| 2005-2006
| 233
| 96.2
| 37.5
| 7
| 2006-2007
| 219
| 98,1
| 36,5
| 1
| 2007-2008
| 202
| 89
| 27
| 1
|
Состояние материально-технической базы:
Общее кол-во кабинетов - 14
из них для начальной школы – 4
количество групп дошкольного образования (если есть) - 3
кабинетов иностранного языка - 1
родного языка - 3
кабинетов для занятий - 11
игровых комнат - 2
читальный зал (посадочных мест) - 10
Укомплектованность библиотеки:
общий фонд учебников - 1243 томов
фонд художественной литературы - 1573 томов
периодические издания текущего года - 7 (кол-во наименований)
Столовая:
количество посадочных мест - 60
Кабинет школьного врача - 2
его оборудование – кварц. лампа – 1, шкаф для хранения лекарственных препаратов - 2, кушетка -2, весы – 1, прививочный столик -2.
Оснащение ОУ оргтехникой:
аудио, видео - 5 шт.
персональных компьютеров - 8 шт.
5. Особенности воспитательного процесса.
Воспитание как процесс целенаправленного содействия максимальному развитию личности школьника, освоению им культуры общества, способствующий самореализации растущего человека, может происходить в разных сферах: это воспитание в семье и воспитание средствами массовых коммуникаций, и воспитание на национальных традициях, и воспитание в системе внешкольных учебно-воспитательных учреждений, и воспитание различными отраслями культуры.
В школе сложилась система внеучебной воспитательной работы, в которой большое место отводится традиционным мероприятиям, таким, как:
Праздник первого звонка; День знаний и День государственности КБР;
450-летию вхождения Кабардино-Балкарии в состав России.
День учителя и самоуправления;
Праздник осени;
День пожилых людей;
Новогодние утренники, огоньки, дискотеки;
Предметные недели;
Празднования года семьи;
Международный математический конкурс «Кенгуру»;
Международный конкурс–игра по русскому языку «Русский медвежонок».
Встречи с ветеранами ВОВ и уроки мужества, посвященные дню Победы;
День здоровья
Праздник последнего звонка;
День защиты детей;
Выпускной вечер.
День России.
Основной целью внеучебной воспитательной работы школы является гармоническое развитие личности учащегося с учетом его возраста, интеллекта и интересов, а также выявление и раскрытие природных способностей каждого ученика.
Для этого в школе открыли кружки и секции:
Рукоделие;
Национальные танцы;
Теннис.
Все секции и кружки готовят учащихся городских соревнованиях и выставках, занимая призовые места.
Системный подход к воспитательной работе в школе дает положительный результаты. На учет ПДН не было поставлено ни одного учащегося нашей школы.
В школе организована работа по профилактике правонарушений, наркомании, алкоголизма и табакокурения. Приняты общешкольные программы по данным направлениям, организованны лекции специалистов по данным вопросам.
РАЗДЕЛ III. Аналитико – прогностическое обоснование.
Необходимость разработки данной Программы развития определяются из анализа (в т.ч. анализа проблем) как внешних, так и внутренних факторов. Под проблемой понимается несоответствие между желаемыми и фактическими результатами, устранение которого не имеет готового способа действия (А.М. Моисеев).
3.1. Микросоциум школы характеризуется следующими признаками:
удалённостью от культурного центра;
значительным количеством малообеспеченных семей, многие из которых мало занимаются вопросами воспитания и развития своих детей;
низким уровнем информационной культуры населения, что связано с отсутствием свободного доступа к глобальной информационной сети;
несформированностью системы учреждений, обеспечивающих формирование информационной грамотности населения;
Результаты обследования уровня личностного развития детей, поступающих в школу, показывают, что в первый класс приходят ребята, существенно отличающиеся друг от друга по своему интеллектуальному и физическому развитию. Значительная неоднородность нашего ученического контингента и определяет выбор наиболее оптимальной модели школы.
3.2.Социальный заказ и ожидаемые результаты.
Социальный заказ мы понимаем как спрогнозированный комплекс общих требований общества к школьнику ко времени окончания им школы. Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в формировании социального заказа нашему образовательному учреждению. Это:
государство (Россия, Кабардино-Балкарская республика которые формулируют свой заказ в виде различных документов, определяющих государственную политику в области образования) и ДО;
учащиеся;
их родители;
педагогическое сообщество.
С точки зрения государства к числу приоритетов совершенствования школьного образования относятся следующие направления:
оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся;
усиление роли социально-гуманитарного цикла дисциплин, способствующих формированию духовности и активной гражданской позиции личности, ее интеграции в мировую культуру;
обеспечение условий для развития и становления личности каждого ребенка, проявления и реализации потенциальных возможностей каждого школьника;
совершенствование системы оценивания учебных достижений учащихся на всех ступенях обучения и государственно-общественной системы оценки качества образования;
информатизация образовательного процесса, формирование функциональной информационной грамотности выпускников как основы информационной культуры личности.
Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родителями). Они видят свое образовательное учреждение как открытое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.
Родители учащихся хотят, чтобы школа обеспечила:
возможность получения ребенком качественного основного общего и среднего (полного) образования;
качественную подготовку школьников к поступлению в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования;
начальную профессиональную подготовку учащихся третей ступени школы;
интересный досуг детей;
а также создавала условия для:
удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников;
формирования информационной грамотности и овладения современными информационными технологиями;
сохранения и укрепления здоровья детей.
Учащиеся хотят, чтобы в школе:
было интересно учиться;
имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации;
была возможность получить качественное среднее образование и начальную профессиональную подготовку;
имелись условия для освоения современных информационных технологий.
Педагоги ожидают:
создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;
улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;
создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности.
Учитывая государственную стратегию развития среднего образования и систематизировав социальные ожидания по отношению к школе, нами были выявлены те потенциальные результаты, к достижению которых должна стремиться школа и которые, по сути, определяют стратегические направления ее развития.
Таковыми являются:
модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса в школе;
создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства;
создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса;
внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.
Данные стратегические направления развития школы являются общими и требуют конкретизации, т.е. выделения частных задач и определения условий, способствующих эффективному их решению. Высокие результаты в развитии школы по данным направлениям явятся показателем достижения нового качества образования.
РАЗДЕЛ IV. Концепция желаемого будущего состояния школы.
Концепция как общий образ школы возникает при анализе социального заказа, существующей ситуации в школе, то есть выявления потенциальных "факторов роста", "факторов развития", которые уже на сегодняшний момент имеются в школе:
сложившиеся традиции в обучении, развитии и воспитания учащихся в течение трёх лет;
неплохой кадровый потенциал, обладающий необходимым уровнем преподавания и способный к творческой поисковой работе;
определенный контингент учащихся.
Эти факторы развития могут служить стартовой площадкой для формирования новой модели школы.
Главная идея, положенная в основу концепции – формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды.
Стратегическая цель – преобразовать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню содержания обучения, условиям развития школы в целом, путем введения в учебно-воспитательный процесс новых методик обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков, психологической диагностики уровня актуального развития, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, комфортных условий для развития личности ребенка, к полноценному и эффективному его участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества.
Модельное представление школы. Мы видим школу как массовое среднее общеобразовательное учреждение, обеспечивающее эффективное физическое развитие ребенка, с профильными классами (при сохранении в каждой параллели общеобразовательных классов), обладающее развитой школьной информационной сетью и системой дополнительного образования, позволяющим школьнику найти себе занятие здесь по своим интересам. Предполагается создание механизмов, обеспечивающих реализацию преемственности образовательных программ дошкольной и начальной школьной ступеней образования, теоретической основой которых является Концепция дошкольного воспитания (одобренная коллегией Госкомитета по народному образованию 16.06.1989г. №7/1) и Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное школьное звено) (одобрена и утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003г.).
В результате выполнения Программы школа перейдёт на новую ступень использования информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе, которая предполагает использование современных учебных ресурсов (что необходимо для полноценного участия в информационном обществе), создание условий для активной самостоятельной работы учащихся, гибкую организацию процесса учения. В итоге это должно обеспечить достижение большинством учащихся ОУ (независимо от статуса их семей) образовательных результатов, адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни. Теоретической основой предлагаемых преобразований является Концепция развития единой образовательной информационной среды (утверждена правительством РФ в 2001г.).
Мы предполагаем, что у каждого учащегося школы будет индивидуальная карта развития для обеспечения индивидуального подхода к развитию каждого учащегося на основе методико – психолого – педагогического изучения детей на каждом возрастном этапе.
Идея развития школы, высказанная педагогическим коллективом, созвучна с основными направлениями модернизации образования в РФ и Мегапроекту «Развитие образования в России. Среднее образование», находится в соответствии с рекомендациями августовских городской и республиканской конференций работников образования.
|