Урок-игра по биологии «птичий калейдоскоп»





Скачать 77.21 Kb.
НазваниеУрок-игра по биологии «птичий калейдоскоп»
Дата публикации08.07.2014
Размер77.21 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
УРОК-ИГРА ПО БИОЛОГИИ

«ПТИЧИЙ КАЛЕЙДОСКОП»

МОУ «Волоколамская СОШ № 2»

Белова Ирина Викторовна

учитель биологии высшей квалификационной категории

Цели:

1. Углубление биологических и экологических знаний по теме «Птицы»

2. Развитие разносторонних интеллектуальных и творческих способностей

3. Воспитание экологической культуры школьников;

Задачи:

1.обобщить и систематизировать знания по теме; отрабатывать навыки работы со схемами, рисунками, научить самостоятельно давать оценку своим знаниям и знаниям одноклассников;

2.развивать аналитическое мышление, умения выделять существенные признаки птиц, устанавливать связи места обитания с образом жизни и строением; умение производить классификацию фактов, развивать умение обобщать и делать выводы;

3.воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, экологическую культуру, развивать коммуникативные качества.

Методы и формы:

Обучение учащихся строится на основе сотрудничества; учитываются индивидуальные особенности учащихся. В ходе проведения мероприятия предусматривается использование инновационных и традиционных методов и форм: словесных (информирование, обсуждение), информационно – коммуникационных (работа с заданиями, текстом; поиск информации в ИНТЕРНЕТ, формирование умений работать с информацией, принимать оптимальные решения.), Учащиеся работают в группах, индивидуально, коллективно. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников.

Этапы подготовки:

Поиск учащимися информации в ИНТЕРНЕТ, работа с библиографическими источниками.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, аудиозапись «Голоса птиц леса»; карточки с заданиями, протоколы.
Сценарий урока - игры «Птичий калейдоскоп».
(звучит аудиозапись «Голоса птиц леса)

Учитель .

Здравствуйте дорогие друзья! На улице стоит настоящая зима, холодно, а мы слушаем звуки лета, пение птиц. Почему?

Потому, что сегодня мы будем говорить о птицах и о том, что с ними связано. Тема нашего урока «Птичий калейдоскоп».

Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются высоко в горах, в полярной пустыне, в безводных песках, над безбрежными просторами океанов. Ученые подсчитали, что на земном шаре сейчас обитает примерно 100 млрд особей диких птиц, что в 20 раз больше, чем людей. И уже одно это указывает на их большое и разнообразное значение в жизни нашей планеты. Класс ныне живущих пернатых насчитывает примерно 9000 видов. Птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения.

Но не только этим славятся птицы. Птицы приносят большую пользу природе и человеку.

Птицы наши верные друзья и помощники, но к великому сожалению не все взрослые и дети это понимают. За историю цивилизации прекратили свое существование около 200 видов птиц, причем, 43 из них – за последние 200 лет. В Красную книгу мира записано 312 видов птиц.

Вот поэтому мы и собрались сегодня, чтобы рассказать о том, что без птиц мы не представляем жизни на Земле!
Учитель. Для проведения игры класс поделен на две команды. Команда _______________ и команда _____________________. Просим всех присутствующих быть очень внимательными и стать активными участниками сегодняшней встречи!

За каждый правильный ответ команда получает жетон. Отвечает та команда, которая быстрее подняла руку, выкрики с места засчитываться не будут. Команда собравшая большее количество жетонов побеждает в нашей игре.
Учитель. Первый конкурс «Разминка для эрудитов» ( каждой команде по очереди будет задан вопрос, если команда не отвечает, вопрос передается команде соперников или болельщикам.
Карточка с заданиями для конкурса «Разминка для эрудитов»

1. Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается?
(Клесты питаются семенами хвойных деревьев. Все тело их пропитывается смолой. Смола сохраняет тело от тления).

2. Какой самый большой попугай в мире? (Ара).

3. Почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в пасмурную над самой землей? (Летая, ласточки ловят мошек. В ясную погоду воздух сухой и насекомые поднимаются высоко. В сырую погоду воздух тяжелый, влажный, что не дает им подняться вверх).

4. Во время операции «Буря в пустыне» предпринятой в Ираке против Садама Хусейна американцы привозили с собой кур породы «леггорн». С какой целью?
(Эти куры очень чувствительны к химическим отравляющим веществам, ведут себя беспокойно, кричат).

5. Какие птицы весной бормочут: «Куплю балахон, продам шубу», а осенью: «Продам балахон, куплю шубу»? (Тетерева)

6.У какой водоплавающей птицы название такое же, как и у плода цитрусовых (Утка- мандаринка).

7. Его боятся и человек, и животное. Но его не боится только эта птица. О ком идет речь? (Крокодил и чибис;).

8. Почему техасские ушастые совы не убивают пойманную слепозмейку, а уносят в гнездо?
(Совы держат этих змеек как санитаров, они уничтожают термитов и муравьев в гнезде).

9.Какие виды ворон обитают в нашей местности? (Серая). 10. Известно, что удар лапы африканского страуса значительно сильнее удара лошадиного копыта. Почему эта птица не трогает человека, держащего в руках палку с фуражкой?
(Страус нападает только на тех противников, которые ниже его ростом, а сторожит отару как заправская собака).

Учитель. На очереди конкурс «Что не шаг, то птица».

В этом конкурсе необходимо называть только те виды птиц, которые обитают в нашей местности. Проиграет тот, кто остановится раньше соперника. Победитель принесет своей команде 1 жетон (используя свободное пространство, участники делают шаги, на каждый называют птицу). Приглашаются по одному участнику от команды
Учитель. Как часто мы замираем, глядя в небеса, наблюдая за полетом птиц. Объявляется конкурс «Видна птица по полету». От каждой команды приглашаются по три игрока. Игроки получают карточку с заданием, в котором необходимо соотнести силуэт птицы, и ее название? Остальные участники отгадывают загадки? Каждый правильный ответ приносит жетон команде.



(Ответы: 1. Деревенская ласточка, 2.Гагара, 3.Гусь, 4.Голубь, 5.Журавль, 6.Стриж, 7.Сорока, 8.Береговая ласточка, 9.Орел-беркут, 10.Пустельга, 11.Чибис, 12.Цапля, 13.Скворец, 14.Ворона, 15.Вальдшнеп)

(Варианты загадок)

  1. Эта хищница болтлива,
    Воровата, суетлива,
    Стрекотунья, белобока. Называется…(Сорока)


2. Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел)


3. Мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крошки собирает, по полям ночует, коноплю ворует. (Воробей)
4. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)


5. В воде купался, а сух остался. (Гусь)


6. В пестром наряде ходит, как на параде, часов не имеет, а время разумеет. (Петух)


7. Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит.  (Грач)


8. Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо птицы)


9. Это старый наш знакомый,
Он живет на крыше дома
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками, к болоту. (Аист)


10. Белое, круглое, долго лежало, вдруг затрещало, и неживое живым стало. (Яйцо и птенец)
11. Увези его в корзинке
Из страны родной,
В небе он найдёт тропинки,
Что ведут домой. (Голубь)
12. У матери – двенадцать деток, все детки- однолетки (Наседка с цыплятами).
13. Днём спит, а ночью летает, прохожих пугает (Сова)
14. Снег на солнышке искрится,
На сосне стрекочет птица
«Цок-цок-цок! Цик-цик-цик!»
К стуже я давно привык
Семена, добыв из шишек,
Птица потчует детишек,
Те пищат среди снегов:
Не боятся холодов! (Клест)
Мои помощники проверят соответствие силуэта птицы ее названию. За каждый правильный ответ 1 жетон.
Учитель. Конкурс «Легендарные птицы». В народе о птицах слагали легенды. Легенды всегда связаны с чем-то загадочным и таинственным. Постарайтесь угадать, о какой птице идет речь в легенде. Отвечает та команда, участник которой первым поднимет руку.


1. Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как с этой. Одни народы возвеличивали ее, другие проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы – ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу «нечистым животным», слугой дьявола. Что это за птица? (Сова)


2. В одном из самых распространенных преданий об этой птице говорится, что одна женщина, погубившая своего мужа, в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее бедной вдовушкой, а каково же настоящее ее имя? (Кукушка)
4. Как известно, эти птицы «спасли Рим». Произошло это, согласно приданию, следующим образом. В ночной тьме вражеское войско галлов взбиралось на крепостные стены на Капитолийском холме. Молчали собаки, ничего не заметила стража, и только эти птицы, почуяв врага, разбудили своим тревожным гоготанием римских воинов. Дело в том, что эти — птицы очень осторожные, и отдыхающая стая всегда выставляет несколько недремлющих «часовых» на случай опасности. С тех пор в Риме они пользовались особым почетом. (Гуси)
5. Символ учительства, олицетворяющий самопожертвование ради будущего поколения. (Пеликан)
6. Эта птица у многих народ считается символом семейного счастья и благополучия. (Аист)

Ведущий. Наступило время конкурса «Кто здесь лишний». Командам предстоит из предложенных птиц выбрать, кто в пятерке лишний и объяснить почему. Внимание на экран.

1. Снегирь, зяблик, клест, щегол, воробей (клест, т. к. высиживает птенцов зимой).

2. Ласточка, синица, иволга, трясогузка, жаворонок (синица, т. к. представлены перелетные птицы).

Учитель. Часто в русской речи мы используем слова синонимы, которые могут отразить и характер человека, внешний вид, особенности передвижения, особенности разговора. Например, мы говорим «топаешь как медведь», «это и ежу понятно», «голодный как волк».
А с какими птицами сравнивают человека, когда говорят:

  1. Щебетать, как …

  2. Ворковать, как…

  3. Шипеть, как…

  4. Накаркать, как …

  5. Долбить (говорить одно и то же), как…

  6. Надутый как …

Ну что ж, молодцы! А мы знакомимся с итогами конкурса. Мои помощники посчитают число жетонов, которое набрала каждая команда.

Учитель. Что птицы подарили человечеству? Это, прежде всего сопереживание полета. Краски, пение, движение, вдохновение! Победу над силой тяжести. Глубокое ощущение свободы и радости. Без птиц человечество мыслило бы, более приземлено. Каким скучным был бы мир без птиц!

Так давайте все мы вместе поможем им выжить на Земле в знак понимания их великой значимости. Мы и природа одна большая семья, а значит должны жить в мире и согласии.

( зачитывается отрывок из стихотворения М. Левашова)

Знаешь ты, и знаю я,
Как пернатые друзья
Песенки в лесу поют,
Мошек, червяков клюют.
Плохо, если нет друзей
У лесов, садов, полей.
Если б перестали птицы
Есть букашек на обед, –
Черви, мыши, гусеницы
Нанесли б огромный вред.
Птицы все – мои друзья.
Их оберегаю я.
Честное даю я слово,
Что нигде и никогда
Им не сделаю плохого
И не трону их гнезда!

Объявление итогов конкурса.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-игра по биологии «птичий калейдоскоп» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цикл мероприятий «Экологический калейдоскоп». Ко Дню птиц экологическая игра: «Птичий марафон»
Урок-игра по биологии «птичий калейдоскоп» iconУрок-игра «Информационный калейдоскоп» Тема урока : Повторение курса информатики 10 класса
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний в форме игры по курсу информатики 10 класса
Урок-игра по биологии «птичий калейдоскоп» iconУрок игра «Звездный час» по биологии, географии и химии
Ооо «Глобал-Маркет» объявляет конкурс на создание логотипа для нового креативного современного и безумного проекта ИдеяМаркет
Урок-игра по биологии «птичий калейдоскоп» iconУрок-игра по типу телевикторины «Своя игра»
Организационный момент: приветствие, объявление темы урока, правил игры, разминка
Урок-игра по биологии «птичий калейдоскоп» iconУрок-игра «В плену иллюзий» в 7 классе в мбоу оош №31 01. 03. 13 года
«Противодействие злоупотреблению наркотиков и их незаконному обороту на территории муниципального образования город Новороссийск...
Урок-игра по биологии «птичий калейдоскоп» iconУрок «Монотипия» стр. Открытое занятие для детей и родителей стр....
Урок «Монотипия» стр
Урок-игра по биологии «птичий калейдоскоп» iconУрок: «Математический калейдоскоп». Тип урока : Урок обобщения и систематизации знаний. Тема
Тема: Подготовка к контрольной работе по темам: «Решение неравенств с одной переменной с помощью графика квадратичной функции и методов...
Урок-игра по биологии «птичий калейдоскоп» iconУрок-игра. Обобщение знаний по географии «План и карта»
Обучающая: закрепить материал по географии и биологии; практические навыки работы с масштабом карты, ориенирования на местности,...
Урок-игра по биологии «птичий калейдоскоп» iconУрок Игра крестики-нолики. Урок 3
Урок 29 – 30. Проект «Дневник наблюдения за погодой», 1 часть (решение задач из тетради проектов)
Урок-игра по биологии «птичий калейдоскоп» iconТема: «Птичий двор»
«Средняя общеобразовательная школа с. Кормежка», Саратовская одл,, Балаковский р- он
Урок-игра по биологии «птичий калейдоскоп» iconУрок русского языка в 6 классе «Словари копилки слов»
Данный урок- это один из нетрадиционных уроков, который можно проводить как вводный, так и обобщающий. Примером обобщающего урока...
Урок-игра по биологии «птичий калейдоскоп» iconУрок игра «клуб знатоков»
Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую...
Урок-игра по биологии «птичий калейдоскоп» iconУрок игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис»
Урок – игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис». Учитель русского языка и литературы Шадрина Людмила Виталиевна
Урок-игра по биологии «птичий калейдоскоп» iconКалинченко Татьяна Дмитриевна Учитель английского языка моау сош...
Игра для учащихся – путь к познанию, включаясь в игру ученик забывает, что идет урок. Часто игра принимает форму соревнования, требующего...
Урок-игра по биологии «птичий калейдоскоп» iconИгра в жизни дошкольника. Игра зеркало души
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка...
Урок-игра по биологии «птичий калейдоскоп» iconУрок литературы в 7 классе «Калейдоскоп произведений А. С. Пушкина»
Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск