Инновационный индивидуальный образовательный проект модернизации образования «Инновации-2010»
Номинация: Учебно-дидактический проект.
Автор: Любовь Васильевна Шляпина
Должность: Учитель математики
ОУ: МОУ «Москвинская основная общеобразовательная школа»
Пермский край, Ильинский район, д. Москвина, ул. Молодежная 3. Аннотация
Данный проект поможет определить какие возможности предоставляет ИКТ в учебной деятельности. Он направлен на оказание методической помощи педагогам в преподавании и изучении различных учебных дисциплин, в частности математики. Обеспечит качество проведения уроков и организацию предпрофильной подготовки с учащимися. Содействует повышению уровня качества обученности и сформирует ключевые образовательные компетенции учащихся. Использование компьютерной техники, информационных технологий, предложенного программного обеспечения при изучении отдельных тем, блоков, значительно повышает эффективность процесса обучения, благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. Содержание материала соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов.
Электронный учебник позволит ребенку самостоятельно изучить его, найти определенный материал, разобраться с теорией по данной теме, более эффективно и в короткий срок освоить большой объем учебного материала.
Предложенный набор задач в электронном виде позволит отработать умения и навыки учащихся по отдельным темам и в целом по предмету.
Тесты дают возможность осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения, позволяют вносить своевременную коррекционную работу в процессе преподавания, достоверно оценивать и управлять качеством обучения. Процесс обучения при этом опирается на интерактивное взаимодействие учащихся и содержания образования, позволяя школьнику осуществлять самоконтроль и самооценку. Инновационный проект «Возможности применения информационных технологий в процессе обучения математике»
Цель: Повысить качество знаний обучающихся, развить их творческие способности, сформировать ключевые компетенции.
Задачи:
1.Изучить научно-методическую литературу по обозначенной теме.
2. Пройти курсы ПК по теме «Информационные технологии в работе учителя- предметника»
3.Изучить цифровые образовательные ресурсы, программы для построения графиков, и решения уравнений,
4. Сформировать базу электронных тренажеров
5. Освоить тестовые оболочки и заготовить в них тесты для уроков
6 .Пополнить свою методическую копилку уроков и внеклассных мероприятий цифровыми образовательными ресурсами, математическими программами, тренажерами, тестовыми оболочками.
7. Сделать медиатеку программного обеспечения и прописать в тематические планы уроки с использованием ИКТ.
8.Систематически использовать программное обеспечение в процессе преподавания.
Обоснование проекта:
Проект "Информатизация системы образования" нацелил учителя на создание системного внедрения и активного применения информационных и коммуникационных технологий в системе образования за счет производства высококачественных, открытых, доступных по стоимости электронных учебных материалов и поставил перед ним новые задачи. Одна из основных задач - это вхождение в современное информационное пространство.
В современном информационном мире уже трудно представить себе сферу деятельности, которая не требовала бы уверенного владения ИКТ. Новая образовательная политика нацеливает педагога на путь к новому качеству образования. Бурный рост числа электронных ресурсов предоставляет возможность использования их в образовательном процессе. Эффективное использование всей информационно-образовательной среды позволяет повышать качество обучающихся и формировать ключевые компетенции.
Поэтому актуальнейшей задачей для учителя является внедрять это программное обеспечение и информационные технологии в учебный процесс. Применение ИКТ позволяет создать условия для полноценного развития личности, свободно ориентирующейся в информационном пространстве. Использование программного обеспечения позволяет научить школьника ставить и решать познавательные проблемы, а для этого необходимо находить, перерабатывать, использовать и создавать информацию, ориентироваться в информационном пространстве. Ведущим дидактическим подходом становится компетентностный, который ориентирован на становление личности, обладающей ключевыми компетенциями, то есть компетентной личности, успешно решающей жизненно важные проблемы в конкретных ситуациях, используя свои знания и умения.
В процессе обучения предпочтение отдается методам обучения, направленным на освоение универсальных способов деятельности (познавательной, ценностно-ориентационной, практической, коммуникативной), делается акцент на «открытие» знаний и объяснение явлений. Урок приобретает формы связанные с непосредственным общением учащихся и учителя, где педагог играет доминирующую, направляющую роль при введении школьников в содержание учебного предмета, учитель оказывает педагогическую поддержку познавательной индивидуальной деятельности ученика. В процессе занятий активизируется самостоятельная познавательная деятельность учащихся, организуется поиск информации в информационно –образовательном пространстве, изучение письменных источников, выполнение самостоятельных заданий, а так же предоставляется возможность освоить материал вне образовательного учреждения, если ребенок отсутствовал на уроке.
ИКТ позволяют решить проблему индивидуализации и дифференциации в обучении учащихся. Активизируют мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала благодаря интерактивности. Технологии позволяют моделировать и визуализировать различные математические процессы, предоставляют учащимся возможность самостоятельного исследовательского поиска материалов, размещенных в Internet для подготовки докладов и рефератов. ИКТ многократно повышает скорость, точность и обработку информации об успешности обучения, достоверно оценивает и управляет качеством обучения.
Система работы позволит выйти на путь к новому качеству образования, учить детей по новому, а педагогу качественней с наименьшими затратами времени подготовиться к уроку и его провести.
Содержание проекта
Данный проект будет содержать материал, который апробирован на учащихся основной школы.
Создана медиатека программ и образовательных ресурсов, которая позволяет эффективно, качественно с наименьшей затратой времени найти нужную информацию.
Для организации учебной деятельности были установлены на персональные компьютеры:
1.Оболочка цифровых образовательных ресурсов и оболочка для виртуальной школы Кирилла и Мефодия
2. Математические программы
4. Интерактивные тренажеры
5. Тестовые оболочки
6.Сформирована база презентаций, подготовленная учителем и учащимися и др.
Цифровой образовательный ресурс-это полный набор современных обучающих средств.
1. Оболочка 1С: Образование 4. Школа и оболочка для виртуальной школы Кирилла и Мефодия позволяют организовать учебный процесс в новых условиях.
Программный продукт позволяет подготовить различные типы уроков, использовать мультимедийные демонстрации с изложением теории, иллюстрированные задачи с проверкой ответа, большой объем теоретического и практического материала, разноуровневые задания, тематические планы, конспекты уроков, презентации, занимательный материал, виртуальный экзамен по математике, тесты, анимационные ролики и многое другое.
Оболочка 1С. Образование 4. Школа содержит журнал, который позволяет организовать контроль знаний учащихся при выполнении заданий. Содержание материала активизирует ученика на активизацию учебной деятельности, формирует способность работать в коллективе, решать не встречающиеся ранее задачи. Предоставляется возможность из предложенного материала модернизировать материал для своего урока и своих учащихся.
2.В работе использую математические программы Excel, Graph Master v1.1, Графер и др. Они позволяют строить графики функций их преобразовывать, изучать свойства функций, находить значения выражений, строить координатную плоскость и диаграммы, выполнять множество различных математических заданий.
3. Интерактивные тренажеры содержат разноуровневые задания, учащийся может сделать выбор задания самостоятельно, за каждое выполненное задание ученик получает определенный процент по шкале процентов (оценка за работу), которая находится в программном продукте, набрав 50% учащийся получает за выполненную работу оценку «3». Данный продукт позволяет в процессе работы анализировать, корректировать ошибки и устранять своевременно пробелы в знаниях.
4. Контроль знаний и умений учащихся является одним из важнейших элементов учебного процесса.
В своей работе использую программы MyTest, easyQuizzi, АссистентΙΙ, для составления тестов. Разработала и использую в работе тесты по теме «Графики и функции» для 8 класса по А.Г Мордковичу. Из Интерната в программе Ассистент ΙΙ скачала тесты по всем темам образовательной программы математики 5-7 классы и успешно использую материал при организации контроля знаний. Данная форма контроля имеет ряд преимуществ. Одно из них – экономия времени при проверке. Тестирование помогает быстро определить типичные ошибки, устранить пробелы в знаниях.
Полностью исчезает субъективность в оценке знаний учащихся, учащиеся работают с компьютером, он оценивает их знания, обработка результатов производится в считанные секунды, что позволяет ликвидировать пробелы в знаниях прямо на уроке. Сразу выдается статистика-процент усвоения материала отдельным учащимся или классом в целом, что может быть необходимо при проведении контроля.
Основной минус я вижу в том, что получить положительную отметку может даже плохо подготовленный ученик, так как гораздо проще выбрать правильный вариант из предложенных, чем ответить на поставленный вопрос.
В сельской малокомплектной школе, ощущается нехватка компьютерной техники, создается ряд неудобств в преподавании, но с полной уверенностью можно подчеркнуть, что совершенно необходимо использовать все те средства и возможности ИКТ, которые предоставлены школам на сегодняшний день, а так же скачивать бесплатные программы и различные оболочки из Интернет, не нарушая авторских прав, постоянно обновлять свое программное обеспечение. Изучение информационных технологий в школе необходимо не позднее, чем с 5-го класса, так как овладение ими является одним из условий удачного трудоустройства, а значит и залогом социальной защищенности учащихся. Необходим пересмотр учебного плана школы с целью нахождения места обучению информационным технологиям и возможностям их интеграции в учебный процесс. С полной уверенность можно сказать, что эффективное применение ИКТ и цифровых образовательных ресурсов даст выход на новый путь к качественному образованию.
План- график:
Над данной проблемой я работаю третий год, в данный момент я нахожусь на этапе внедрения.
1 этап 2007-2008 г
В данный период была изучена литература и ПО. Деятельность педагога направлена на освоение учащимися компьютерной грамотности. Определены возможности использования ИКТ во внеклассной работе с учащимися. Акцент сделан на составление презентаций с учащимися, разработку мини- проектов.
2 этап 2008-2009 г.
Прошла курсы ПК по теме «Педагогические и информационные технологии в работе учителя»
Провела диагностику и убедилась, что необходимо активизировать свою деятельность на дальнейшую работу с новым программным обеспечением, с освоение цифровых образовательных ресурсов, составлением медиатеки, модернизацией тематических планов.
Сформировала программное обеспечение.
3 этап 2009-2010-этап внедрения
Продолжена работа по накоплению цифровых образовательных ресурсов
Сформированное ПО позволило эффективно организовать учебный процесс, используя его на уроках математики и внеурочное время.
Обобщен педагогический опыт работы учителя для математиков РМО
Апробация
На сегодняшний день я имею ряд апробированных моделей и успешно их использую в своей педагогической деятельности:
1.Созданные презентации учителем и учащимися используются на уроках и при организации внеклассной работы
2.Электронную таблицу использую для построения графиков, математических вычислений и решения уравнений графическим способом
3. Используя оболочку 1С;Образование 4.Школа и оболочку для виртуальной школы Кирилла и Мефодия для проведения уроков
4.Интерактивные тренажеры использую при изучении координатной плоскости, при построении графиков функции, преобразованиях и др.
5. Подготовила тесты в программе easyQuizzi по теме «Функции и графики» в 8 классе и использую для контроля знаний учащихся
6. Использую тесты для 5-7 классов, подготовленные в программе Ассистент ΙΙ и взятые тесты из Интернет,
Результативность:
1.Успеваемость за три последних года составляет 100%.
2. Качество обучающихся по результатам итоговой аттестации составило:
2006-2007 г -57%, 2007-2008 г. -75%, 2008-2009 г.-100%.
3. Все 100% учащихся 7-9 классов овладели компьютерной грамотностью, необходимой для урока математики
4. 90% учащихся хорошо ориентируются и разбираются в программном обеспечении.
5. Ежегодно учащиеся школы участвуют в муниципальном этапе предметных олимпиад по математике.
6. В течении трех последних лет результаты мониторинга уровня развития учащихся (8 класса)по предмету следующие: 4 ученика- средний уровень, 4 ученика- высокий уровень..
7.Данная система работы была предложена учителям математикам РМО, получила поддержу и заинтересовала коллег.
Нормативно-правовая база
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1
Приоритетный национальный проект «Образование»-2005г
Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)"
Проект "Информатизация системы образования" 2005-2010 г.
Федеральный закон «Об информатизации, информационных технологиях и о защите информации»-2007г
Закон Пермского края от 11.06.2008 № 238-ПК " «Об инновационной деятельности в Пермском крае» (принят ЗС ПК 22.05.2008).
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» -2009 г
Проект «Телекоммуникационная образовательная сеть Пермского края (технология Web-2.0)», в рамках программы «Электронное Прикамье (2008-2010)»
Устав школы МОУ «Москвинская основная общеобразовательная школа»-2006 г.
Программа развития школы, подпрограмма «Информатизация системы образования» 2007 г
Список литературы
1.Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк. Мультимедиа в образовании. Серия: Информационные технологии в образовании. Издательство: Дрофа, 2007 г.
2.Жигарев А.Н., Макарова Н.В., Путинцева М.А. Основы компьютерной грамоты. - Л., "Машиностроение", 1987.
3.Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство, лаборатория базовых знаний М.: БИНОМ. 2005.
4.Фролов М. Учимся работать на компьютере. - М., "Лаборатория базовых систем", 1999.
5.Хеннер Е.К., Сайдашев А.А. Компьютер на уроке математики. - Пермь. "Пермский университет", 1992. -132с.
6.Шило Л.П, Вопросы компьютеризации учебного процесса. Книга для учителя. Из опыта работы, М., "Просвещение", 1987. -128с.
7.Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA –2000. – М., 2005.
8.Цифровой образовательный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации, национального фонда подготовки кадров, проекта «Информатизации системы образования»:
Атанасян Л.С, Бутузов В.Ф, Кадомцев С.Б, Позняк Э.Г, Юдина И.И, Геометрия 7-9 классы, М.: Просвещение 2005 г.
Волович М.Б, математика 5-6 класс, М.; Вентана –Граф, 2004 год, поступили в школу в 2008 году.
Макарычев Ю.Н, Н.Г Миндюк, К.И Нешков, С.Б Суворова, Алгебра 7-9 классы, ресурс скачан из Интернет, М.: Просвещение 2008 г.
9.Цифровые образовательные ресурсы, имеющие лицензию:
Уроки Алгебры Кирилла и Мефодия 7-9 классы, ООО «Нью Медиа Дженерейшн», 2004 г
Уроки Геометрии Кирилла и Мефодия 7-9 классы, ООО «Нью Медиа Дженерейшн», 2004 г.
Программное обеспечение
1.Оболочка цифровых образовательных ресурсов и оболочка для виртуальной школы Кирилла и Мефодия (ссылки позволяют выйти на программы).
2. В Excel построены графики, решено графически уравнение
3. Graph Master v1.1, Графер- даны ссылки где находятся программы, для программы MyTest -ссылка
5. В тестовой оболочке easyQuizzi-подготовлены образцы тестов по квадратичной функции, в тестовой оболочке АссистентΙΙ-предложены тесты.
6. -интерактивные тренажеры |