Пояснительная записка
Наименование программы – Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Количество учебных часов – 34 часа, 1 час в неделю
из них практических работ – 10 часов,
контрольных работ – 5 часов. Учебно-методический комплект - для учителя:
Информатика.8-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2008
Информатика. 8-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям
/ Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2008
Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию
/ Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2005
4. Информатика. Методическое пособие для учителя. 8 класс/ Под ред. проф. Н.В.Макаровой. – СПб.:Питер, 2004
5. Программа по информатике (системно-информационная концепция). Н.В.Макарова.- СПб.:Питер, 2003 - для учащихся:
1. Информатика.8-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2009
2. Информатика. 8-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям/ Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2005
Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию/ Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2005
Форма промежуточной и итоговой аттестации – промежуточная и итоговая аттестация проходит в соответствии с уставом образовательного учреждения.
Изменения, внесенные в программу:
В соответствии с учебным планом на изучении предмета « Информатика и ИКТ» отведено 34 часа, уменьшается количество часов за счет резервного времени.
Контрольные работы завершают изучение разделов: «Информация и информационные процессы», «Компьютер как универсальное устройство обработки информации», «Обработка текстовой информации», «Обработка графической информации», «Обработка числовой информации» поэтому контрольных работ – 5. При этом контрольные работы состоят из двух частей: теоретической и практической (которая определяется с учетом дифференцированного подхода для каждого ученика.
В календарно-тематическое планирование внесен раздел «Обработка числовой информации», т.к. у более 50% учащихся есть интерес к изучению структуры, приемов работы в среде табличного редактора. Именно поэтому изучение раздела «Мультимедийные технологии» перенесено в 9 класс.
В разделах «Информация и информационные процессы», «Компьютер как универсальное устройство обработки информации», «Обработка текстовой информации», «Обработка графической информации», «Обработка числовой информации» практические работы изучаются в рамках теоретических занятий, обеспечивая глубокое понимание и осмысление теоретических понятий, а также приемы применения их на практике.
Увеличено количество часов на изучение раздела «Обработка графической информации» (с 4 часов на 5 часов) т.к. на изучение раздела «Обработка числовой информации», рассматриваемом вместо раздела «Мультимедийные технологии», затрачивается 7 учебных часов вместо 8 часов.
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ 8класса (34час)
по авторской программе Н.В. Макаровой
№
| Наименование раздела программы
|
Тема урока
| Количество часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню
подготовки учеников
| Вид
контроля
| Д/З
| Дата проведения
| план
| фактич.
| 1
| Информация и информационные процессы.
| Техника безопасности в кабинете.
Информация и информационные процессы.
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Информация. Информационные объекты различных видов.
| Знать:
-правила работы за компьютером;
-виды информационных процессов, примеры источников и приемников информации.
| Фронтальный опрос.
|
Н.В.Макарова
Стр. 6-9,
| 5.09
|
| 2
| Основные информационные процессы.
Практическая работа №1
Фиксирование аудио- и видеоинформации.
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Фиксирование аудио- и видеоинформации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи.
| Знать:
- виды информационных процессов;
- примеры источников и приемников информации
Уметь:
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс
| Опрос по карточкам
|
Н.В.Макарова
Стр. 30-35
| 12.09
|
| 3
| Единицы измерения информации. Количество информации
| 1
| Комбинированный урок
| Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
| Знать:
-единицы измерения количества и скорости передачи информации;
-принцип дискретного (цифрового) представления информации.
| Выборочный опрос
|
Н.В.Макарова
Стр. 13-18
| 19.09
|
| 4
| Контрольная работа по теме: «Информация и информационные процессы»
| 1
| Урок проверки и коррекции знаний и умений.
| Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Понятие количества информации. Единицы измерения количества информации.
| Уметь:
-оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации;
-скорость передачи информации.
| Контрольная работа
|
| 26.09
|
| 5
|
| Основные компоненты компьютера и их функции.
Практическая работа №2
Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Соединение блоков и устройств компьютера, внешних устройств, включение, понимание сигналов о готовности и неполадке, получение о характеристиках компьютера, выключение компьютера
| Знать:
-о внутренних устройствах, обеспечивающих работу компьютера;
-характеристики основных внутренних устройств компьютера.
| Письменный опрос по карточкам
|
Н.В.Макарова
Стр. 240-261
| 3.10
|
| 6
| Компьютер как универсальное устройство обработки информации
| Программные принципы работы компьютера.
Практическая работа №3 Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме.
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме( изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы)
| Знать:
-программный принцип работы компьютера;
-типологию программных средств, используемых человеком для решения задач.
Уметь:
-выполнять приемы оперирования информационными объектами, используя графический интерфейс;
| Фронтальный порос
|
Н.В.Макарова
Стр. 170-177
| 10.10
|
| 7
| Практическая работа № 4 Планирование собственного информационного пространства
| 1
| Комбинированный урок
| Данные и программы. Файлы и файловая система.
Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях
| Уметь:
- создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях
| Письменный опрос по карточкам
|
Н.В.Макарова
Стр177-186
| 17.10
|
| 8
| Контрольная работа по теме: «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».
| 1
| Урок проверки и коррекции знаний и умений.
| Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
| Уметь:
-оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс;
-пользоваться меню и окнами, справочной системой.
| Контрольная работа
|
| 24.10
|
| 9
| Обработка текстовой информации
| Знакомство с текстовыми редакторами.
Практическая работа № 5
Знакомство с приемами квалифицированного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его усвоения.
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).
| Знать:
-назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий
| Индивидуальное тестирование
|
Н.В.Макарова
Практикум
Стр. 71-82
| 7.11
|
| 10
| Приемы редактирования.
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).
| Знать:
-технологию создания и редактирования простейших текстовых документов.
| Фронтальный опрос
|
Н.В.Макарова
Практикум
Стр. 82-90
| 14.11
| б/л
| 11
| Практическая работа №6
Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного базовых средств редакторов
| 1
| Урок применения знаний и умений.
| Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).
| Уметь:
-структурировать текст, используя технологию создания и редактирования простейших текстовых документов.
| Письменный опрос по карточкам
| Повторение
Н.В.Макарова
Практикум
Стр. 82-92
| 21.11
|
|
12
| Обработка текстовой информации
| Настройка параметров страницы.
| 1
| Комбинированный урок
| Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.
| Знать и уметь:
-структурировать текст, используя нумерацию страниц, настройку параметров страницы.
| Выборочный опрос
| Конспект
| 28.11
|
| 13
| Настройка параметров абзаца.
| 1
| Комбинированный урок
| Параметры шрифта, параметры абзаца.
| Знать и уметь:
-структурировать текст, используя параметры абзаца, настройку параметров шрифта.
| Выборочный опрос
|
Н.В.Макарова
Практикум
Стр83-90
| 5.12
|
| 14
| Приемы форматирования в текстовых документах.
| 1
| Комбинированный урок
| Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.
Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.
| Знать:
-приемы структурирования текста, используя вставку в документ таблицы, изображения и их настройку.
| Фронтальный опрос
|
Н.В.Макарова
Практикум
Стр. 91-99
| 12.12
|
| 15
| Практическая работа №7
Форматирование текстовых документов
| 1
| Урок закрепления изученного
| Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц)
| Уметь:
-структурировать текст, используя вставку в документ колонтитулов и номеров страниц;
- форматирование символов и абзацев
| Тестирование
|
Н.В.Макарова
Практикум
Стр. 91-99
| 19.12
|
| 16
| Практическая работа №8
Вставка в документ формул
| 1
| Комбинированный урок
| Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.
Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.
| Уметь:
-структурировать текст, используя вставку в документ формул и их настройку.
| Письменный опрос по карточкам
|
Н.В.Макарова
Практикум
Стр. 91-99
| 9.01
|
|
17
| Обработка текстовой информации
| Практическая работа №9
Создание и форматирование списков
| 1
| Комбинированный урок
| Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.
Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.
| Уметь:
- включать в текстовый документ списки, таблицы, диаграммы, формулы и графические объекты.
| Тест
|
Н.В.Макарова
Практикум
Стр. 91-99
| 16.01
|
| 18
| Таблица в текстовом документе.
Практическая работа №10
Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
| 1
| Комбинированный урок
| Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.
Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.
| Знать:
-приемы структурирования текста, используя вставку в документ таблицы и ее настройку.
| Фронтальный опрос
|
Н.В.Макарова
Практикум
Стр. 99-102
| 23.01
|
| 19
| Создание документа на основе мастера и шаблона.
Практическая работа №11
Создание гипертекстового документа
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат).
Гипертекст. Создание закладок и ссылок.
| Знать:
-приемы создания текстовых документов на основе мастера или шаблона.
уметь:
- создавать гиперссылки
| Выборочный опрос
| Конспект
| 30.01
|
| 20
| Программы оптического распознавания документов.
Практическая работа №12
Сканирование и распознавание «бумажного» текстового
| 1
| Комбинированный урок
| Распознавание текста.
Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
| Знать:
-приемы создания текстовых документов с использованием периферийного оборудования (сканер) и программных средств для распознавания полученного изображения.
| Фронтальный опрос
| Конспект
| 6.02
|
| 21
| Обработка текстовой
информации
| Компьютерные словари.
Практическая работа №13
Перевод текста с использование системы машинного перевода
| 1
| Комбинированный урок
| Компьютерные словари и системы перевода текстов.
Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
| Знать:
-приемы создания текстовых документов с использованием вспомогательных программ-словарей и подготовку документа к печати с использованием периферийного оборудования (принтер).
| Фронтальный опрос
| Конспект
| 13.02
|
| 22
| Контрольная
работа по теме: «Обработка текстовой информации»
| 1
| Урок проверки и коррекции знаний и умений.
| Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.
| Уметь:
- выполнять задания на применение изученных понятий.
| Контрольная работа
| ______
| 20.02
|
| 23
| Обработка графической информации.
| Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов.
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов.
| Знать:
-виды компьютерной графики, их сходства и отличия;
-интерфейс графических редакторов, их структуру;
-способы работы в графических редакторах.
| Выборочный опрос
|
Н.В.Макарова
Практикум
Стр. 54-60
| 27.02
|
| 24
| Практическая работа №14
Создание изображений с помощью инструментов растрового графического редактора.
| 1
| Комбинированный урок
| Создание изображений с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.
| Уметь:
- создавать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;
- использовать примитивы и шаблоны, геометрические преобразования
| Письменный опрос по карточкам
|
Н.В.Макарова
Практикум
Стр. 54-60
| 6.03
|
| 25
| Форматы графических фалов.
Практическая работа №15
Создание изображений с помощью инструментов векторного графического редактора.
| 1
| Комбинированный урок
| Форматы графических файлов.
Создание изображений с помощью инструментов векторного графического. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.
| Знать:
-форматы графических файлов, их достоинства и недостатки;
-область применения разных графических форматов.
| Фронтальный опрос
|
Н.В.Макарова
Практикум
Стр. 61-70
| 13.03
|
| 26
| Практическая работа №16
Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.
Практическая работа № 17 Сканирование графических изображений
| 1
| Урок применения знаний и умений.
| Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.
Сканирование графических изображений
| Уметь:
-создавать рисунки, чертежи, графические представления информации в процессе редактирования с использованием операций графических редакторов.
| Тестирование
|
Н.В.Макарова
Практикум
Стр. 61-70
| 20.03
|
| 27
| Контрольная работа по теме: «Обработка графической информации»
|
| Урок проверки и коррекции знаний и умений.
| Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Создание изображений с помощью инструментов растрового графического редактора. Создание изображений с помощью инструментов векторного графического.
| Уметь:
- создавать изображения с использованием графической панели;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления информации в процессе редактирования с использованием операций графических редакторов.
| Контрольная работа
|
| 3.04
|
| 28
| Обработка числовой
| Электронные
таблицы.
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).
Типы данных: числа, формулы, текст.
| Знать:
-назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий
| Фронтальный опрос
|
Н.В.Макарова
Практикум
Стр. 113-130
| 10.04
|
| 29
| Ячейка. Адресация в таблице.
Практическая работа №18
Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных
| 1
| Комбинированный урок
| Абсолютные и относительные ссылки.
| Знать:
-приемы создания документа с использованием различных форм представления информации: формулы.
| Индивидуальный опрос
|
Н.В.Макарова
Практикум
Стр. 113-130
| 17.04
|
| 30
| Практическая работа №19
Создание и обработка таблиц
| 1
| Урок применения знаний и умений
| Создание и обработка таблиц.
Использование адресации в решении задач.
| Уметь:
-приемы создания и обработки документа с использованием различных форм представления информации: формулы.
| Письменный опрос по карточкам
| Конспект
| 24.04
|
| 31
| Функции в среде электронной таблицы.
| 1
| Урок ознакомления с новым материалом
| Встроенные функции.
| Знать:
-приемы создания документа с использованием различных форм представления информации: функции.
| Фронтальный опрос
|
Н.В.Макарова
Практикум
Стр. 144-152
| 8.05
|
|
32
| Обработка числовой информации.
| Практическая работа №20
Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
| 1
| Урок применения знаний и умений
| Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах. Встроенные функции.
| Уметь:
-приемы создания документа с использованием различных форм представления информации: функции.
| Письменный опрос по карточкам
| Повторить
Н.В.Макарова
Практикум
Стр. 144-152
| 15.05
|
| 33
| Практическая работа №21
Построение диаграмм и графиков.
| 1
| Комбинированный урок
| Построение диаграмм и графиков
| Уметь:
-приемы создания документа с использованием различных форм представления информации: диаграммы и графики.
| Тестирование
|
Н.В.Макарова
Практикум
Стр. 153-156
| 22.05
|
| 34
|
| Контрольная работа по теме: «Обработка числовой информации»
| 1
| Урок обобщения и систематизации знаний.
| Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).
Типы данных: числа, формулы, текст. Построение диаграмм и графиков.
| Уметь:
- выполнять задания на применение изученных понятий;
- приемы создания документа с использованием различных форм представления информации
| Контрольная работа
|
| 29.05
|
| |