Подробный конспект урока.
Организационная информация
| Тема урока
| Г. Скребицкий, В.Чаплина «Как белочка зимует»,
научно-познавательный рассказ
| Предмет
| Литературное чтение
| Класс
| 2
| Автор/ы урока (ФИО, должность)
| Гаврилова Эльвира Александровна
| Образовательное учреждение
| МБОУ ВМР «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
| Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)
| Вологодская область
| Республика/край
| Вологодский район
| Город/поселение
| п. Уткино
| Методическая информация
| Тип урока (мероприятия, занятия)
| Открытия новых знанийй
| Цели урока (мероприятия, занятия)
(образовательные, развивающие, воспитательные)
| Создать условия для выявления отличительной особенности научно-познавательного текста от художественного.
| Задачи урока (мероприятия, занятия)
| - проанализировать текст;
- работать над выразительным чтением текста;
- найти отличия от художественного текста;
- рассмотреть особенности научно-познавательного текста.
| Используемые педагогические технологии, методы и приемы
| ИКТ, работа в парах, тестовый контроль, самооценка.
| Время реализации урока (мероприятия, занятия)
| В теме «Снежок порхает, кружится» 13 урок
| Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)
| Умение выразительно говорить, выразительно читать текст
Умение оценивать свой ответ по заданным критериям
Умение работать с текстом, находить нужную информацию, анализировать текст
Умение работать в паре
Умение планировать работу на уроке
Умение сравнивать, сопоставлять поставленные и выполненные задачи на уроке
Знания о том, какой текст является научно-познавательным
| Необходимое оборудование и материалы
| мультимедийный проектор, ноутбук, экран, презентация к уроку, книги авторов В.Чаплиной и Г.Скребицкого
| Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)
| карточки для работы в парах с вопросами по тексту, тесты для контроля.
| Список учебной и дополнительной литературы
| 1. Ефросинина Л. А. Литературное чтение во 2 классе: Методика для учителя. – М., 2010.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.
3. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. – М., 2001.
4. Основина В.А. Проектирование и организация учебного процесса на компетентностной (деятельностной) основе: учебное пособие.- Ульяновск: УИПКПРО,2009.
5. Пиче-Оол Т. С. Практические советы учителю, овладевающему современной методикой обучения чтению // Начальная школа. – 2005. - №2.
6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. М.: Просвещение, 2010. 191 с. (Стандарты второго поколения).
7. Светловская Н. Н. Науке о формировании читателя 40 лет // Начальная школа. – 2006. - №5.
| Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),
деятельность учителя и учеников.
| 1. Актуализация знаний учащихся,
| 1. Организует начало урока.
- Какой сейчас урок?
-Чему учимся на уроке литературного чтения?
-Для чего мы учимся этому?
| Проговаривают начало урока:
Весело звенит звонок, начинается урок.
Отвечают на вопросы учителя:
-Урок литературного чтения.
-Выразительно читать, отвечать на вопросы, учим наизусть стихотворения.
-Учимся, чтобы быть грамотными, уметь прочитать разные объявления, развиваем память.
| Задачи в деятельности обучающихся: научиться четко, громко, правильно произносить слова в своей речи.
| -С чего начинаем?
-С какой целью проводим речевую разминку? 2.Проводит речевую разминку.
- «добавь звук»
топо… осе…
ящи… жира…
замо… зая…
оре… дяте…
- «добавь слог»
газе… раке…
утя… гита…
дере… малы…
поле… мали…
-«один-много детенышей»
У лисы………
У мыши……..
У кошки……..
У собаки……….
У белки……….
3. Какой этап следует после речевой разминки?
-С каким произведением познакомились на прошлом уроке?
-Назовите жанр произведения.
-Автор?
-Название?
-Какое настроение передадим при чтении стихотворения?
-По каким критериям сможем оценить себя?
| -Начинаем с речевой разминки. -Развиваем правильность, точность, выразительность речи.
Дети выполняют упражнения для речевой разминки, обращают внимание на громкость, четкость речи, правильную артикуляцию.
-Проверка домашнего задания. -Стихотворение.
Н.Некрасов «Саша»
-Радостное, веселое. Читают стихотворение наизусть, самооценка по критериям «выразительность», «количество ошибок»
| 2. Целеполагание.
| Загадка о белке.
С ветки на ветку быстрый, как мяч, скачет по лесу рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, прыгнул на ствол и в дупло убежал.
-Что узнали из загадки о белке?
-Что сами знаете о белке?
-С каким произведением познакомимся сегодня?
С.154
-Прочитайте заголовок. О чем будем читать рассказ?
-Кто авторы?
-Два автора: Георгий Алексеевич Скребицкий, (слайд 1,2)
Вера Ивановна Чаплина. (слайд 3,4)
-Они в соавторстве, содружестве создали это произведение.
-Кому из вас стало интересно, почему Скребицкий и Чаплина написали это произведение в соавторстве? (ответим в конце урока). (объясняет значение слов) -Какое это произведение по жанру?
-Какую цель поставим на урок?
-Какие выделим задачи?
| Отгадывают загадку.
Ответы детей.
Читают в учебнике тему урока.
Высказывают предположения, о чем этот рассказ.
В ответах предполагают значение слов. Ответы детей. Ставят цель урока, определяют задачи.
| 3. Открытие новых знаний.
Задачи в деятельности обучающихся: проанализировать содержание текста
| Читает рассказ «Как белочка зимует».
-Что понравилось?
-Что узнали нового? (слайд 5)
-Сколько абзацев? Прочитайте 1 абзац.
-О чем говорится?
-Почему зима не страшна белке? (слайд 6)
-Прочитайте «по цепочке» 2 и 3 абзац.
Предлагает работу в паре: найдите ответы на вопросы, работая в паре. Выдает карточки с вопросами, которые требуют анализа части текста. Ответы предлагает давать в форме монологических высказываний или зачитывая нужные отрывки из текста.
-Предлагает прочитать 4 абзац самостоятельно и выбрать правильные ответы теста. Предлагает спрогнозировать свою оценку.
Предлагает проверить тест.
-По каким критериям можно оценить себя?
| Слушают чтение, отвечают на вопросы.
Читают 1 абзац. Ответы детей. Работа в паре. Ответы детей.
Прогнозируют оценку.
Решают тест.
Проверяют тест по критерию «выбор правильного ответа» Сравнивают выполненные задачи и поставленные.
Ответы детей.
| 4. Формирование первичных умений на основе самоконтроля.
Задачи в деятельности обучающихся: выяснить отличие художественного и научно-познавательного текста
| Обращает внимание детей на выполненные задачи, предлагает сравнить их с поставленными задачами.
-Как авторы относятся к белочке?
-Предлагает подумать, почему написали рассказ в соавторстве?
Предлагает обсудить вопрос: точные или выдуманные сведения даны авторами в рассказе. Где еще можно встретить точные сведения?
| Ответы детей. Делают вывод о том, что рассказы с точными сведениями называются научно-познавательными.
Сравнивают поставленные и выполненные задачи.
| 5. Выбор домашнего задания.
| Предлагает домашнее задание по выбору: в рабочей тетради с.70, с.154-155 пересказ, выразительное чтение.
| Делают выбор домашнего задания.
| 6.Рефлексия.
Задачи в деятельности обучающихся: оценить свою работу на уроке
| Обращает внимание на выставку книг авторов.
Почему же авторы написали рассказ вместе?
Предлагает продолжить предложения:
-Я узнал…
-Я могу…
-Мне было интересно…
-Мне было трудно…
-Я почувствовал…
| Проводят рефлексию.
|
| Дополнительная необходимая информация
| Тест
Выбери правильный ответ и подчеркни
1. Снаружи ледяной ветер (воет, гуляет, дует)
2. Белочка поскачет ( с дерева на дерево, с дерева на землю, с пенька на пенек)
3. Белочка добывает ( кору дерева, сухой гриб, насекомых)
4. Главная еда у белочки ( в норке, под деревом, в кладовочке)
5. Запасы у белочки ( желуди и орехи, зерно, корешки)
| Ссылки на использованные интернет-ресурсы
| http://chaplina1.narod.ru/taviev.html
http://www.rumvi.com/products/ebook
http://love.nans.ru/your_Yura/?&afolder=diary&post_id=289
http://dirty.ru/user/BigAnguish/comments/
http://www.gaidarovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=257&Itemid=226
http://www.sprinter.ru/pictures/1819609/
http://roboos.com/book/54710
http://www.books-labirint.ru/kniga.php?t=380264&go=2104
http://chekitem.edu.ms/detal1892.html
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/S/SKREBICKIY_Georgiy_Alekseevich/_Skrebickiy_G.A..html
| В помощь учителю
| Советы по логическому переходу от данного урока к последующим
| Следующий урок
И..Соколов-Микитов « Узоры на снегу». Подготовка подробного пересказа.
И.Беляков «О чем ты думаешь, снегирь?» Самостоятельное чтение. Комментирование заглавия.
| |